Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3. Роман английского Просвещения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Периодизация и специфика английского Просвещения. Философские идеи Д. Локка, Э. Шефтсбери, Б. Мандевиля. Д. Дефо и рождение европейского романа Нового времени. Роман «Робинзон Крузо». Источники сюжета. Поэтизация труда, религиозно-этическое начало романа. «Путешествие Гулливера» - сатирическая эпопея Дж. Свифта. «Путешествие» сквозь современное общество и энциклопедический сатирический анализ социальных пороков. Жанр «комической эпопеи» в творчестве Г.Филдинга. Теоретические главы в романе «История Тома Джонса, найденыша». Сентиментально-юмористический роман Л. Стерна («Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди»). Новая повествовательная структура, особенности композиции и стиля. Лекция 4. Литература французского Просвещения (Ш. Монтескье, Вольтер, Д.Дидро). Ранний этап. Роман Ш. Монтескье «Персидские письма». Личность и миросозерцание Вольтера, «властителя дум» XVIII в. Философские и эстетические взгляды. Философские повести Вольтера. Зрелый этап французского Просвещения. Деятельность Д. Дидро и «Энциклопедия». Универсальность творчества. Теория драмы, искусствоведческие взгляды Дидро. Проблематика романов «Монахиня» и «Племянник Рамо». Лекция 5. Литература французского рококо. Рококо: социокультурный контекст. Происхождение и значение термина. Отношение рококо к барокко («измельчавшее барокко») и Просвещению (его предел). Камерность, легкость, «игровое качество» (Й. Хейзинга) стиля. Система жанров, периоды развития французского рококо. Особенности нравственно-психологического конфликта и системы персонажей в романе А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско». Сочетание поэтики сентиментализма и рококо в романе Ш. де Лакло «Опасные связи». Лекция 6. Творчество Ж.Ж.Руссо и французский сентиментализм. Социокультурный и философский генезис сентиментализма. Культ чувства и природы, демократизация литературы. Эволюция направления. Философские и социально-политические взгляды Ж.Ж. Руссо. Трактаты («Способствует ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», «Общественный договор»). Педагогические концепции Руссо в романе-трактате о воспитании «Эмиль». Сочетание просветительской проблематики с поэтикой сентиментализма в романе «Юлия, или Новая Элоиза». «Исповедь» Ж.Ж.Руссо: «человек во всей правде своей природы». Лекция 7. Венецианский театр XVIII в. Драматургия К. Гольдони и К. Гоцци. Венеция в XVIII в. Расцвет театральной культуры. Своеобразие литературных и театральных традиций Венеции, близость народному театру. Комедия дель арте и ее влияние на европейский театр XVI-XVIII вв. Содержание театральной реформы К. Гольдони. «Комедии среды» Гольдони («Слуга двух господ», «Трактирщица»). Театральная полемика с К. Гоцци. Возрождение театра масок и борьба с просветительским рационализмом во «фьябах» К. Гоцци. Черты литературного памфлета в комедии «Любовь к трем апельсинам». К. Гоцци и литература XIX и XX вв. Лекция 8. Немецкая литература XVIII в. Творчество И.В.Гете. Особенности литературного процесса в Германии XVIII в. Основные периоды творчества И.В. Гете. «Универсальность» творчества, художественное мировоззрение, его особенности и эволюция. Специфика сентиментализма в романе Гете «Страдания юного Вертера». Художественное своеобразие лирики Гете. «Веймарский классицизм» (Гете и Шиллер). Проблема жанра «Фауста». Своеобразие трактовки легендарного образа Фауста у Гете. Лекция 9. Предромантизм в зарубежной литературе XVIII в. Предромантизм: история термина, трактовки, особенности предромантической эстетики. Своеобразие английского предромантизма. «Песни Оссиана» Дж. Макферсона, оссианизм в европейской литературе. «Кладбищенская поэзия» (Э. Юнг, Т. Грей). Истоки и жанровые особенности готического романа. ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие № 1 «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера 1. «Странности пути комедиантской жизни» (М. Булгаков). Жизнь и творческая судьба Ж.Б. Мольера. 2. Театральная эстетика Мольера («Величайшее правило – нравиться», «здравый смысл» как главный критерий художественности). Основные принципы «высокой комедии». 3. Комедия «Тартюф»: - скандал вокруг комедии; - спор о Тартюфе: каков герой в восприятии других персонажей комедии? - почему автор выводит главного героя на сцену только в III акте? - пара Тартюф – Оргон: «плут» - «простак»; каковы классицистические принципы создания образов? - какие приемы создания комического применяет Мольер? Укажите конкретные примеры из текста; - прокомментируйте неоднозначный финал комедии: «Слава королю!» (М. Булгаков). 4. Комедия «Дон Жуан, или Каменный гость»: - Дон Жуан – Сганарель: смысл сопоставления образов; - философия донжуанства (проанализируйте монолог Дон Жуана в акте I, явлении 2); - сцена в лесу: тема отрицания неба, либертинаж и арифметика безбожия; - в чем миссия Командора? - Индивидуальное сообщение: Судьба вечного образа в литературе (Пушкин, Байрон, Гофман, Шоу, Кьеркегор). 5. Комедия-балет «Мещанин во дворянстве»: - история создания комедии. Жанровые признаки «комедии-балета»; - дворянская мания буржуа, выявите ее комические и трагикомические планы («учеба» Журдена; сцена с портным, Дорантом и др.); - раскройте злободневное и вечное в образе главного героя.
Литература Основная:
Дополнительная: 1. Мольер Ж.Б. Критика «Школы жен» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. 2. Бордонов Ж. Мольер / Пер. с фр. М., 1983. 3. Бояджиев Г.Н. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967. 4. Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера. М.,1962. 5. Смирнов А.А. Дон Жуан у Мольера // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М. – Л., 1965. Практическое занятие № 2 Театр французского классицизма. Трагедии Ж. Расина 1. Художественная система классицизма. Трактат Н. Буало «Поэтическое искусство». 2. Основные этапы и эволюция творчества Ж. Расина. 3. Классицистическая обработка мифа в трагедии «Андромаха»: - композиция образов в трагедии; как вы бы представили ее графически? - как решается проблема долга-страсти каждым героем трагедии? - в чем Расин отступает от античных сюжетов и почему? 4. Интерпретация античного сюжета в трагедии «Федра»: - провал премьеры «Федры»; - как характеризует Расин свою трагедию в Предисловии? - сравните Федру Расина с еврипидовской, сенековской Федрой; - какие изменения вносит в миф Расин? - как связана трагедия с янсенистским учением? - Федра Расина - язычница или христианка? Литература Основная:
Дополнительная: 1. Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. М., 1980. 2. Барт Р. Из книги «О Расине» // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. М., 1989. 3. Большаков В.П. Жан Расин. М., 1989. 4. Гольдман Л. Сокровенный Бог / Пер. с фр. М., 2001. 5. Гриб В.Р. Расин // Гриб В.Р. Избранные работы. М., 1956. 6. Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения. М., 1994. С. 307-324. 7. Кадышев В. Расин. М., 1990. 8. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. М., 1968. 9. Расин Ж. Первое и Второе предисловия к «Андромахе» // Театр французского классицизма. М., 1970. 10. Расин Ж. Предисловие к «Федре» // Театр французского классицизма. М., 1970. 11. Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом: Спор о драме в период империи. М., 1962. Практическое занятие № 3 Драматургия П. Кальдерона 1. Особенности литературного процесса в Испании XVII в. Почему в испанской литературе преобладает барокко? 2. Драматургия П. Кальдерона: периодизация, жанровое многообразие, эстетика барочного мира. 3. Комедия «Дама-Привидение»: особенности интриги, «ходы Кальдерона», концепция любви. 4. «Драма чести» «Стойкий принц»: религиозная проблематика, особенности барочного сюжета (линии Фернанадо и Феникс), тема чести. 5. «Жизнь есть сон»: - символическое вступление: тема мира-тюрьмы, концепция человека в первом монологе Сехизмундо; - художественное своеобразие драмы; - узнавание бытия как сна (башня - дворец, дворец – башня).
Литература Основная:
Дополнительная: 1. Аникст А.А. Шекспир, Кальдерон, Гёте // Аникст А.А. История учений о драме. М., 1983. С. 23-27. 2. Балашов Н.И. На пути к не открытому до конца Кальдерону // Кальдерон П. де ла Барка. Драмы: В 2 кн. / Пер. с исп. К. Бальмонта. М., 1989. Т. 1. С. 753-838. 3. Балашов Н.И. Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969. 4. Плавскин З.И. Испанская литература XVII - середины XIX веков. М., 1978. 5. Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства (Испанский театр маньеризма и барокко). СПб., 2000. 6. Томашевский Н. Традиция и новизна. Заметки о литературе Италии и Испании. М., 1981. С. 186-255. 7. Штейн А.Н. История испанской литературы. М., 1994. 8. Iberica. Кальдерон и мировая культура. Л., 1986. Практическое занятие № 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.166.224 (0.008 с.) |