Лекция 3. Роман английского Просвещения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Роман английского Просвещения.



Периодизация и специфика английского Просвещения. Философские идеи Д. Локка, Э. Шефтсбери, Б. Мандевиля.

Д. Дефо и рождение европейского романа Нового времени. Роман «Робинзон Крузо». Источники сюжета. Поэтизация труда, религиозно-этическое начало романа. «Путешествие Гулливера» - сатирическая эпопея Дж. Свифта. «Путешествие» сквозь современное общество и энциклопедический сатирический анализ социальных пороков. Жанр «комической эпопеи» в творчестве Г.Филдинга. Теоретические главы в романе «История Тома Джонса, найденыша». Сентиментально-юмористический роман Л. Стерна («Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди»). Новая повествовательная структура, особенности композиции и стиля.

Лекция 4. Литература французского Просвещения (Ш. Монтескье, Вольтер, Д.Дидро).

Ранний этап. Роман Ш. Монтескье «Персидские письма». Личность и миросозерцание Вольтера, «властителя дум» XVIII в. Философские и эстетические взгляды. Философские повести Вольтера.

Зрелый этап французского Просвещения. Деятельность Д. Дидро и «Энциклопедия». Универсальность творчества. Теория драмы, искусствоведческие взгляды Дидро. Проблематика романов «Монахиня» и «Племянник Рамо».

Лекция 5. Литература французского рококо.

Рококо: социокультурный контекст. Происхождение и значение термина. Отношение рококо к барокко («измельчавшее барокко») и Просвещению (его предел). Камерность, легкость, «игровое качество» (Й. Хейзинга) стиля. Система жанров, периоды развития французского рококо. Особенности нравственно-психологического конфликта и системы персонажей в романе А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско». Сочетание поэтики сентиментализма и рококо в романе Ш. де Лакло «Опасные связи».

Лекция 6. Творчество Ж.Ж.Руссо и французский сентиментализм.

Социокультурный и философский генезис сентиментализма. Культ чувства и природы, демократизация литературы. Эволюция направления. Философские и социально-политические взгляды Ж.Ж. Руссо. Трактаты («Способствует ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», «Общественный договор»). Педагогические концепции Руссо в романе-трактате о воспитании «Эмиль». Сочетание просветительской проблематики с поэтикой сентиментализма в романе «Юлия, или Новая Элоиза». «Исповедь» Ж.Ж.Руссо: «человек во всей правде своей природы».

Лекция 7. Венецианский театр XVIII в. Драматургия К. Гольдони и К. Гоцци.

Венеция в XVIII в. Расцвет театральной культуры. Своеобразие литературных и театральных традиций Венеции, близость народному театру. Комедия дель арте и ее влияние на европейский театр XVI-XVIII вв.

Содержание театральной реформы К. Гольдони. «Комедии среды» Гольдони («Слуга двух господ», «Трактирщица»). Театральная полемика с К. Гоцци. Возрождение театра масок и борьба с просветительским рационализмом во «фьябах» К. Гоцци. Черты литературного памфлета в комедии «Любовь к трем апельсинам». К. Гоцци и литература XIX и XX вв.

Лекция 8. Немецкая литература XVIII в. Творчество И.В.Гете.

Особенности литературного процесса в Германии XVIII в. Основные периоды творчества И.В. Гете. «Универсальность» творчества, художественное мировоззрение, его особенности и эволюция. Специфика сентиментализма в романе Гете «Страдания юного Вертера». Художественное своеобразие лирики Гете. «Веймарский классицизм» (Гете и Шиллер). Проблема жанра «Фауста». Своеобразие трактовки легендарного образа Фауста у Гете.

Лекция 9. Предромантизм в зарубежной литературе XVIII в.

Предромантизм: история термина, трактовки, особенности предромантической эстетики. Своеобразие английского предромантизма. «Песни Оссиана» Дж. Макферсона, оссианизм в европейской литературе. «Кладбищенская поэзия» (Э. Юнг, Т. Грей). Истоки и жанровые особенности готического романа.

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Практическое занятие № 1

«Высокая комедия» Ж.Б. Мольера

1. «Странности пути комедиантской жизни» (М. Булгаков). Жизнь и творческая судьба Ж.Б. Мольера.

2. Театральная эстетика Мольера («Величайшее правило – нравиться», «здравый смысл» как главный критерий художественности). Основные принципы «высокой комедии».

3. Комедия «Тартюф»:

- скандал вокруг комедии;

- спор о Тартюфе: каков герой в восприятии других персонажей комедии?

- почему автор выводит главного героя на сцену только в III акте?

- пара Тартюф – Оргон: «плут» - «простак»; каковы классицистические принципы создания образов?

- какие приемы создания комического применяет Мольер? Укажите конкретные примеры из текста;

- прокомментируйте неоднозначный финал комедии: «Слава королю!» (М. Булгаков).

4. Комедия «Дон Жуан, или Каменный гость»:

- Дон Жуан – Сганарель: смысл сопоставления образов;

- философия донжуанства (проанализируйте монолог Дон Жуана в акте I, явлении 2);

- сцена в лесу: тема отрицания неба, либертинаж и арифметика безбожия;

- в чем миссия Командора?

- Индивидуальное сообщение: Судьба вечного образа в литературе (Пушкин, Байрон, Гофман, Шоу, Кьеркегор).

5. Комедия-балет «Мещанин во дворянстве»:

- история создания комедии. Жанровые признаки «комедии-балета»;

- дворянская мания буржуа, выявите ее комические и трагикомические планы («учеба» Журдена; сцена с портным, Дорантом и др.);

- раскройте злободневное и вечное в образе главного героя.

 

Литература

Основная:

  1. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для вузов/ Под ред. М.В. Разумовской. М., 2001.
  2. История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З.И. Плавскина и др. // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/plavskin-uchebnik/index.htm
  3. Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Учебно-методическое пособие. // http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm

Дополнительная:

1. Мольер Ж.Б. Критика «Школы жен» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

2. Бордонов Ж. Мольер / Пер. с фр. М., 1983.

3. Бояджиев Г.Н. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

4. Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера. М.,1962.

5. Смирнов А.А. Дон Жуан у Мольера // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М. – Л., 1965.

Практическое занятие № 2

Театр французского классицизма. Трагедии Ж. Расина

1. Художественная система классицизма. Трактат Н. Буало «Поэтическое искусство».

2. Основные этапы и эволюция творчества Ж. Расина.

3. Классицистическая обработка мифа в трагедии «Андромаха»:

- композиция образов в трагедии; как вы бы представили ее графически?

- как решается проблема долга-страсти каждым героем трагедии?

- в чем Расин отступает от античных сюжетов и почему?

4. Интерпретация античного сюжета в трагедии «Федра»:

- провал премьеры «Федры»;

- как характеризует Расин свою трагедию в Предисловии?

- сравните Федру Расина с еврипидовской, сенековской Федрой;

- какие изменения вносит в миф Расин?

- как связана трагедия с янсенистским учением?

- Федра Расина - язычница или христианка?

Литература

Основная:

  1. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для вузов/ Под ред. М.В. Разумовской. М., 2001.
  2. История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З.И. Плавскина и др. // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/plavskin-uchebnik/index.htm
  3. Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Учебно-методическое пособие. // http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm

Дополнительная:

1. Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. М., 1980.

2. Барт Р. Из книги «О Расине» // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. М., 1989.

3. Большаков В.П. Жан Расин. М., 1989.

4. Гольдман Л. Сокровенный Бог / Пер. с фр. М., 2001.

5. Гриб В.Р. Расин // Гриб В.Р. Избранные работы. М., 1956.

6. Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения. М., 1994. С. 307-324.

7. Кадышев В. Расин. М., 1990.

8. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. М., 1968.

9. Расин Ж. Первое и Второе предисловия к «Андромахе» // Театр французского классицизма. М., 1970.

10. Расин Ж. Предисловие к «Федре» // Театр французского классицизма. М., 1970.

11. Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом: Спор о драме в период империи. М., 1962.

Практическое занятие № 3

Драматургия П. Кальдерона

1. Особенности литературного процесса в Испании XVII в. Почему в испанской литературе преобладает барокко?

2. Драматургия П. Кальдерона: периодизация, жанровое многообразие, эстетика барочного мира.

3. Комедия «Дама-Привидение»: особенности интриги, «ходы Кальдерона», концепция любви.

4. «Драма чести» «Стойкий принц»: религиозная проблематика, особенности барочного сюжета (линии Фернанадо и Феникс), тема чести.

5. «Жизнь есть сон»:

- символическое вступление: тема мира-тюрьмы, концепция человека в первом монологе Сехизмундо;

- художественное своеобразие драмы;

- узнавание бытия как сна (башня - дворец, дворец – башня).

 

Литература

Основная:

  1. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для вузов/ Под ред. М.В. Разумовской. М., 2001.
  2. История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З.И. Плавскина и др. // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/plavskin-uchebnik/index.htm
  3. Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Учебно-методическое пособие. // http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm

Дополнительная:

1. Аникст А.А. Шекспир, Кальдерон, Гёте // Аникст А.А. История учений о драме. М., 1983. С. 23-27.

2. Балашов Н.И. На пути к не открытому до конца Кальдерону // Кальдерон П. де ла Барка. Драмы: В 2 кн. / Пер. с исп. К. Бальмонта. М., 1989. Т. 1. С. 753-838.

3. Балашов Н.И. Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

4. Плавскин З.И. Испанская литература XVII - середины XIX веков. М., 1978.

5. Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства (Испанский театр маньеризма и барокко). СПб., 2000.

6. Томашевский Н. Традиция и новизна. Заметки о литературе Италии и Испании. М., 1981. С. 186-255.

7. Штейн А.Н. История испанской литературы. М., 1994.

8. Iberica. Кальдерон и мировая культура. Л., 1986.

Практическое занятие № 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.026 с.)