Понятие инвалидности и ее виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие инвалидности и ее виды.



Содержание

Введение.

Глава 1. Инвалидность.

1. Понятие инвалидности, ее виды.

1.2. Актуальные проблемы взаимодействия инвалидов и общества.

Глава 2. Социальное обслуживание инвалидов.

2.1. Правовые основы социального обслуживания инвалидов.

2.2. Основные учреждения социального обслуживания инвалидов и программы их работы.

Глава 3. Инвалиды и общество: проблемы взаимодействия.

3.1. Общественные объединения инвалидов.

3.2. Социологические исследования проблем взаимодействия инвалидов и общества.

3.3.Роль СМИ во взаимоотношении инвалидов и общества.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложение.

 

 


Введение.

В 2012 году исполнилось 20 лет с того момента, как ООН (Организация объединенных наций) объявила 3 декабря Международным днем инвалидов. Этим самым было подчеркнуто, что инвалиды – важная часть человеческого сообщества, которая нуждается в признании своей полноценности и равных правах со здоровой частью общества. Можно считать, что на данный момент, инвалиды представляют собой самую многочисленную группу меньшинств[8.57].

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) количество инвалидов постоянно возрастает в связи с ростом численности населения, достижениями медицинской науки и процессом старения населения. В странах, в которых предполагаемая продолжительность жизни превышает 70 лет, в среднем около 8 лет, что составляет 11,5 процентов от общей продолжительности жизни, приходится на годы, связанные с инвалидностью[8.57].

Инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах[1.57]. Иными словами, инвалидность -- это проблема не одного инвалида, но и всего общества в целом.

Многие ученые и политики считают, что по состоянию здоровья население России приближается к черте, за которой количество дееспособных лиц не будет в состоянии обеспечить армию, пенсионеров, больных, а, в конечном счете, всех граждан[12.57].

Сегодня нужны новые подходы к формированию и пониманию общественного и личного здоровья, новые меры, направленные на реабилитацию и интеграцию инвалидов в обществе.

В целом ряде зарубежных стран и в России дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами забо­ты — как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящие­ся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активно­сти самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном cовладании с испытаниями, вы­званными инвалидностью.

Социальные проблемы нездоровья и инвалидности в обществе, со времен древности привлекали внимание исследователей. Авиценна, Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Конфуций, Платон, Сократ, Эпикур, придавали большое значение субстанциям здоровья и болезни.

Различные аспекты ограниченных возможностей человека и его взаимодействия с обществом затрагивались в социологических исследованиях М. Вебера, Э. Фромма, Р. Мертона. Так, М.Вебер рассматривает проблему ограниченных возможностей обсуждая поведения личности. Э. Фромм исследует эту проблему в работах о социальных характерах, трактует их как продукт общественного функционирования. Р. Мертон обращается к инвалидности в концепции аномии, считая ее следствием противоречия между идеалистическими нормами — целями и существующими институтами в обществе.

Различные аспекты феномена инвалидности и социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями вскрыты и проанализированы в трудах таких исследователей, как В.П. Белов, ЛИ. Вайман, М.В. Коробов, которые предложили для оценки потенциальных возможностей инвалида и прогнозирования результатов реабилитационного процесса пользоваться категорией реабилитационного потенциала инвалида. Г.В. Дремова, Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова исследовали проблемы, связанные с разработкой теории и технологий социальной реабилитации. Различные аспекты реабилитации и социальной интеграции инвалида в общество рассматривали такие ученые, как Е.Н. Гонтмахер, Л.П. Храпылина, Н.В. Шапкина, Ю.Г. Элланский.

Основой политики в отношении инвалидов, по мнению данных авторов, является их реабилитация и интеграция в общество позволяющие инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Ученые придерживаются концепции независимой жизни инвалидов в обществе.

Значимость процесса нормального вхождения инвалидов в полноценную жизнь общества обусловлена как ростом численности инвалидов и ростом потребности общества в трудовых и личностных ресурсах, так и распространением демократических представлений о равенстве прав индивидов независимо от их физической, психической, или интеллектуальной полноценности[8.57].

Все это указывает на то, что важнейшим условием достижения целей социальной адаптации инвалидов является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальная адаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи.

Важность проведения исследований о проблеме взаимодействия инвалидов и общества обусловлена тем фактом что, сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 14 млн. человек официально признаны инвалидами [5.57]. В перспективе ожидается даль­нейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении.

Объектом исследования курсовой работы является положение инвалидов в обществе.

Предметом – проблемы взаимоотношения инвалидов с обществом и государством.

Целью работы является теоретическое осмысление проблем инвалидов в их взаимосвязи с государством и обществом. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие инвалидность и выявить ее виды;

2.Рассмотреть актуальные проблемы социальной активности инвалидов в обществе;

3. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ социальной государственной защиты инвалидов, и основные организации, оказывающие социальное обеспечение и программы их работы;

4. Проанализировать опыт работы общественных учреждений созданных инвалидами для самопомощи и социального партнерства;

5.Проанализировать социологические исследования проблем взаимодействия инвалидов и общества;

6. Выявить роль СМИ в формировании взаимодействия инвалидов и общества;

Методы исследования: анализ литературы и документов, обобщающих положение инвалидов в государстве и обществе, а также рассмотреть правовые основы социального обеспечения государственными учреждениями инвалидов. Привести результаты социологических исследований о взаимодействии, и о проблемах взаимодействия инвалидов и общества, выявить факторы влияющие на характер их взаимодействия.

Актуальность рассмотренной проблемы высока, так как в любом современном обществе численность людей с инвалидностью такова, что их можно считать особой статистически значимой социальной группой. Российское общество не исключение, по прогнозам специалистов так будет продолжаться и в дальнейшем, а значит, вопрос интеграции инвалидов не утратит своей важности.

 


Глава 1. Инвалидность.

Глава 2. Социальное обслуживание инвалидов.

Глава 3. Инвалиды и общество: проблемы взаимодействия.

Заключение

В России государственная политика в отношении инвалидов имеет многолетнюю историю. Вместе с тем, поворотным стал 1995 год, когда в России был принят Федеральный Закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. В Законе сформулирована принципиально новая цель государственной политики в отношении инвалидов, сформированы новые понятия инвалида и реабилитации инвалидов, введены изменения в институциональную основу политики.

Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а “обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ”. Тем самым, новый Закон декларировал подход к инвалиду, сформулированный мировым сообществом.

На практике государству, которое в течение нескольких десятков лет руководствовалось иными принципами в отношении инвалидов, чрезвычайно трудно перейти от объявления новой политической парадигмы политики к ее реализации, хотя, безусловно, новое законодательство стимулирует определенные изменения в этой сфере.

С другой стороны, законодательное оформление новой политики в отношении инвалидов привело к парадоксу российской действительности, а именно - к огромной дистанции между формально провозглашаемыми целями открытого общества для инвалидов, максимального вовлечения инвалидов во все сферы жизнедеятельности, и реального сокращения участия инвалидов в общественном труде и общественной жизни. К странам с высокоорганизованной политикой в отношении инвалидов Россия относится и по признаку наличия, активности и роли в принятии решений неправительственных организаций.

По законодательно установленному перечню предоставляемых инвалидам пособий, льгот, компенсаций Россию следует отнести к странам, детально учитывающим потребности инвалидов. В этой сфере Россия имеет давнишние традиции, которые выражаются в сложной системе льгот и компенсаций для различных категорий инвалидов, а также в системе доведения льгот до индивида. Российская Федерация предоставляет особые права инвалидам во всех жизненно важных областях (здравоохранение, социальное обеспечение, реабилитация и занятость), причем права инвалидов на пользование услугами здравоохранения, социального обеспечения, реабилитации и занятости даже выходят за рамки системы, гарантируемых всем гражданам.

В России льготы и компенсации инвалидам никогда не были привязаны к оценке нуждаемости и доходов инвалида или его семьи.

Однако положения закона не несут норм прямого действия, в них отсутствует механизм реализации декларированных обязательств государства перед инвалидами, в том числе, нет ясности в вопросах их финансового обеспечения. Эти обстоятельства существенно затрудняли исполнение Закона и потребовали ряда Указов Президента РФ, новых подзаконных актов и нормативных материалов.

Существенного прогресса в социальной политики по интеграции инвалидов в общество, можно ожидать лишь при условии развития межсекторного взаимодействия, повышения прозрачности контроля со стороны инвалидов и общества в целом. Успех социальной инклюзии зависит от множественных факторов, от разных людей и инстанций, участвующих в процессе изменений - самих инвалидов, их семей и более широких социальных сетей - актуальных и потенциальных работодателей, государственных, региональных и муниципальных структур и учреждений, негосударственных организаций, включенных в оказание поддержки и реабилитационные процессы, а также от самих россиян.

Инвалиды, объединяясь для совместной работы в ассоциации или сотрудничая с благотворительными сервисными организациями, предпринимают осознанные стратегические усилия для того, чтобы прийти к совместному пониманию мира и самих себя. Формирование их коллективных стратегий способных влиять на государственную политику и жизнь отдельных граждан, являются важным шагом развития гражданского общества. Эти процессы отражают растущее признание обществом прав и достоинства каждого человека, переоформление социальных и политических отношений индивида, общества и государства.

В России общественные организации инвалидов, имеют многолетнюю историю. Представители общественных организаций входят в Межведомственную комиссию по реабилитации инвалидов, подчиненную заместителю Председателя Правительства, где обсуждаются ключевые решения в отношении инвалидов. Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОГ) активно участвуют в подготовке законов.

Однако следует отметить, что до 1990-х годов деятельность организаций инвалидов была строго регламентирована, и в этой сфере не поощрялось никакой самодеятельности. После 1990 г. начался рост некоммерческих организаций не только самих инвалидов, которые дифференцируются по типам заболеваний, но и по интересам – например, есть спортивные, творческие организации, – но и членов семей инвалидов, например, родителей детей-инвалидов.

Инвалиды сегодня включены в общественную деятельность: отстаивают свои интересы и интересы других перед лицом несправедливости, организуют культурные и спортивные мероприятия, выступают от имени инвалидов за признание и реализацию их гражданских прав.

Вместе с тем как общество в целом, так и сообщество инвалидов готовы к сближению, к более полному и активному участию инвалидов во всех сферах жизни общества. Эти позиции наиболее ярко проявляются в вопросах о доступности жизненной среды для людей с ограниченными возможностями. Необходимо признать, что формирование доступной среды жизнедеятельности является чрезвычайно сложной и важной задачей для Российской Федерации.

Поэтому, государство, обеспечивая социальную защищённость инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для достижения одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни, восстановлению способностей инвалидов к социальному функционированию и независимому образу жизни.

Сегодня есть свидетельства того, что учреждения образования, здравоохранения, социальные службы постепенно приобретают новое видение своей миссии в обществе, ориентированное на толерантность, активную позицию в интересах клиентов, знание и следование международным нормам прав человека, признание мировых стандартов качества обслуживания. Есть заметный прогресс и в сфере высшего образования инвалидов: при поддержке правительства, регионов, отечественных и международных донорских организаций развиваются современные программы в крупнейших вузах страны, хотя образовательный выбор абитуриента с инвалидностью все еще весьма узок, а риторика и практика предоставления услуг нередко существенно расходятся. Не только экономика, но общий фон социальных, культурных и политических процессов исключает инвалидов из продуктивных экономических отношений. Вся система реабилитации нуждается в серьезной наладке, существенного прогресса в этой области можно ожидать при условии развития межсекторного взаимодействия, повышения прозрачности системы для контроля со стороны инвалидов и общества в целом.

На со­временном этапе насущные проблемы, связанные с перспективами развития всего российского общества, это бедность, инвалидность, сиротство, становятся объектом исследований социальной работы.

Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и де­тей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраивае­мые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение чело­веческого достоинства, гуманизм, равенство прав.

Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Необходимость создания безбарьерной среды диктуют международные договоренности и национальное законодательство. Обеспечение доступности является одним из наиболее острых вопросов современной дискуссии в контексте прав человека. Все, что делается доступным для инвалидов, удобно и комфортно и для остального населения, в частности для пожилых людей, детей, беременных женщин.

Обеспечение доступности физической и информационной среды, создает предпосылки для реализации потенциала инвалидов и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.


Список использованной литературы

1. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004. – (Серия «Высшее образование»). – стр.196.

2Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ(интернет ресурс)http://www.rosmintrud.ru/.

3 Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с.

 

4 Социальная работа: Словарь – справочник /Под ред. В.И. Филоненко. Сост.: Е.А. Агапов, В.И. Акопов, В.Д. Альперович. – М.:"Контур",1998. – 480 с

5 Портал "Всероссийская перепись населения 2010 года " http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

 

6 Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: "Дашков и К", 2003 – 340 с.

7. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика,1991.

8Международный доклад «Всемирной организации здравоохранения» 2011г. http://www.who.int/topics/disabilities/ru/index.html

9. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество// Дополнительное образование, 2001, №1.

10. Васин С.А., Сороко Е.Л., Богоявленский Д.Д. социальный портрет инвалидности и социальная ущемленность инвалидов. Независимый институт социальной политики.http// www.socialpolicy.ru/programs/ grant/reports/vassin.shtml

11. Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания: Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Экстремальная медицина. – М., 1995.

12. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Фе­дерации». —М., 1995.

13. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. –М., 1992.

14. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации. –М., 1995.

15. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция// Социс. 1991. №5.

16. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалиды: дискриминируемоеменьшиство?// Социс. 1992. №5.

17. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред. В.С.Кукушина. Ростов н/Д., 2000.

18. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., Демидов Н.А. Социальные проблемы инвалидности// Социологические исследования. – 1988. - № 4.

19. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работни­ков в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — М., 1995.

20 П. Романов, Е. Ярская-Смирнова, С. Вайтфилд, С. КеллиСОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕПРОБЛЕМ ИНВАЛИДНОСТИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21. Ким Е.Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, ее участие в формировании государственной политики/Проблемы семьи и детства в современной России. — Ч. 2. — М., 1992.

22. Настольная книга специалиста: Социальная работа с инвалидами / Под ред.Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. — М., 1996.

23. Основы социальной работы. Учеб. пособие., Изд. 2-е, испр. и доп.М., 2004.

24. Сделать доступными для инвалидов/Пресс-клуб для инвалидов//Социальноеобеспечение. - 1993. - № 2.

25. Социальная защита инвалидов. Норм, акты и док-ты /Под ред. П.М. Маргиева.— М., 1994.

29. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста/Под ред.Е.И. Холостовой, А.И, Осадчих. — М.: Ин-т социальной работы, 1996.

30. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. – Минсоцзащиты,1992. - Вып. 4.

31. Социальные технологии: теория и практика / Межвузовая научно-практическаяконференция 13,14 июня 2003 г.: Тез. доклад / отв. ред. К.М. Оганян, С.С.Бразевич, С.Н. Войцеховский. – СПб.: СПБ ГИ ЭУ, 2003.

32. Технология социальной реабилитации инвалидов: Метод. рекомендации. – М.,2000.

33. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.-метод. по­собие. —М., 1996.

34 Наталия ''ПокровскаяБезбарьерная среда: миф или реальность?''

 

Содержание

Введение.

Глава 1. Инвалидность.

1. Понятие инвалидности, ее виды.

1.2. Актуальные проблемы взаимодействия инвалидов и общества.

Глава 2. Социальное обслуживание инвалидов.

2.1. Правовые основы социального обслуживания инвалидов.

2.2. Основные учреждения социального обслуживания инвалидов и программы их работы.

Глава 3. Инвалиды и общество: проблемы взаимодействия.

3.1. Общественные объединения инвалидов.

3.2. Социологические исследования проблем взаимодействия инвалидов и общества.

3.3.Роль СМИ во взаимоотношении инвалидов и общества.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложение.

 

 


Введение.

В 2012 году исполнилось 20 лет с того момента, как ООН (Организация объединенных наций) объявила 3 декабря Международным днем инвалидов. Этим самым было подчеркнуто, что инвалиды – важная часть человеческого сообщества, которая нуждается в признании своей полноценности и равных правах со здоровой частью общества. Можно считать, что на данный момент, инвалиды представляют собой самую многочисленную группу меньшинств[8.57].

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) количество инвалидов постоянно возрастает в связи с ростом численности населения, достижениями медицинской науки и процессом старения населения. В странах, в которых предполагаемая продолжительность жизни превышает 70 лет, в среднем около 8 лет, что составляет 11,5 процентов от общей продолжительности жизни, приходится на годы, связанные с инвалидностью[8.57].

Инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах[1.57]. Иными словами, инвалидность -- это проблема не одного инвалида, но и всего общества в целом.

Многие ученые и политики считают, что по состоянию здоровья население России приближается к черте, за которой количество дееспособных лиц не будет в состоянии обеспечить армию, пенсионеров, больных, а, в конечном счете, всех граждан[12.57].

Сегодня нужны новые подходы к формированию и пониманию общественного и личного здоровья, новые меры, направленные на реабилитацию и интеграцию инвалидов в обществе.

В целом ряде зарубежных стран и в России дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами забо­ты — как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящие­ся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активно­сти самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном cовладании с испытаниями, вы­званными инвалидностью.

Социальные проблемы нездоровья и инвалидности в обществе, со времен древности привлекали внимание исследователей. Авиценна, Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Конфуций, Платон, Сократ, Эпикур, придавали большое значение субстанциям здоровья и болезни.

Различные аспекты ограниченных возможностей человека и его взаимодействия с обществом затрагивались в социологических исследованиях М. Вебера, Э. Фромма, Р. Мертона. Так, М.Вебер рассматривает проблему ограниченных возможностей обсуждая поведения личности. Э. Фромм исследует эту проблему в работах о социальных характерах, трактует их как продукт общественного функционирования. Р. Мертон обращается к инвалидности в концепции аномии, считая ее следствием противоречия между идеалистическими нормами — целями и существующими институтами в обществе.

Различные аспекты феномена инвалидности и социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями вскрыты и проанализированы в трудах таких исследователей, как В.П. Белов, ЛИ. Вайман, М.В. Коробов, которые предложили для оценки потенциальных возможностей инвалида и прогнозирования результатов реабилитационного процесса пользоваться категорией реабилитационного потенциала инвалида. Г.В. Дремова, Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова исследовали проблемы, связанные с разработкой теории и технологий социальной реабилитации. Различные аспекты реабилитации и социальной интеграции инвалида в общество рассматривали такие ученые, как Е.Н. Гонтмахер, Л.П. Храпылина, Н.В. Шапкина, Ю.Г. Элланский.

Основой политики в отношении инвалидов, по мнению данных авторов, является их реабилитация и интеграция в общество позволяющие инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Ученые придерживаются концепции независимой жизни инвалидов в обществе.

Значимость процесса нормального вхождения инвалидов в полноценную жизнь общества обусловлена как ростом численности инвалидов и ростом потребности общества в трудовых и личностных ресурсах, так и распространением демократических представлений о равенстве прав индивидов независимо от их физической, психической, или интеллектуальной полноценности[8.57].

Все это указывает на то, что важнейшим условием достижения целей социальной адаптации инвалидов является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальная адаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи.

Важность проведения исследований о проблеме взаимодействия инвалидов и общества обусловлена тем фактом что, сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 14 млн. человек официально признаны инвалидами [5.57]. В перспективе ожидается даль­нейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении.

Объектом исследования курсовой работы является положение инвалидов в обществе.

Предметом – проблемы взаимоотношения инвалидов с обществом и государством.

Целью работы является теоретическое осмысление проблем инвалидов в их взаимосвязи с государством и обществом. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие инвалидность и выявить ее виды;

2.Рассмотреть актуальные проблемы социальной активности инвалидов в обществе;

3. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ социальной государственной защиты инвалидов, и основные организации, оказывающие социальное обеспечение и программы их работы;

4. Проанализировать опыт работы общественных учреждений созданных инвалидами для самопомощи и социального партнерства;

5.Проанализировать социологические исследования проблем взаимодействия инвалидов и общества;

6. Выявить роль СМИ в формировании взаимодействия инвалидов и общества;

Методы исследования: анализ литературы и документов, обобщающих положение инвалидов в государстве и обществе, а также рассмотреть правовые основы социального обеспечения государственными учреждениями инвалидов. Привести результаты социологических исследований о взаимодействии, и о проблемах взаимодействия инвалидов и общества, выявить факторы влияющие на характер их взаимодействия.

Актуальность рассмотренной проблемы высока, так как в любом современном обществе численность людей с инвалидностью такова, что их можно считать особой статистически значимой социальной группой. Российское общество не исключение, по прогнозам специалистов так будет продолжаться и в дальнейшем, а значит, вопрос интеграции инвалидов не утратит своей важности.

 


Глава 1. Инвалидность.

Понятие инвалидности и ее виды.

Декларация ООН «О правах инвалидов», принятая в декабре 1971 г. и ратифицированная большинством стран мира, даёт следующее определение понятия «инвалид»: это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нормальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умственных возможностей[8.57]. Данное определение можно рассматривать как базовое, являющееся основанием для выработки тех представлений об инвалидах и инвалидности, которые присущи конкретным государствам и обществам.

В современном российском законодательстве принято следующее определение понятия «инвалид» – это лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, в силу физических и умственных недостатков, нуждается в социальной помощи и защите[2.57]. Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду определённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизнедеятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью[2.57].

Понятие инвалидности определяется рядом авторов различно, по определению Храпылиной Л.П. «инвалидность – дисгармония отношений человека с окружающей средой, проявляющаяся вследствие нарушения здоровья в стойком ограничении его жизнедеятельности».[33.57.]

По определению отечественного социолога Е.Р. Ярской-Смирновой: «инвалидность представляет собой результат социальных договоренностей, причем смысл этого понятия изменяется в зависимости от культурных традиций, социальных условий и других статусных различий»[20.57.].

Международное движение за права инвалидов считает наиболее правиль­ным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность — препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующи­ми в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни»[10.57.].

Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособ­ленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрас­судков общества по отношению к себе. Чтобы снизить воздействие таких ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов.

Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечиваю­щих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им рав­ных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности[3.57].

Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины ХIХ в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, - развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности[3.57.].

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, часто не могут заниматься трудовой деятельностью[10.57]. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетель­ствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классичес­кий подход к прoблеме инвалидности как к проблеме «неполно­ценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности[14.57].

Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, произ­водственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох[14.57].

«Инвалид, — говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»[2.57].

«Ограничение жизнедеятельности, — поясняется в этом же законе, — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»[2.57].

В настоящее время на международном уровне проходят дебаты, инициаторами которых являются организации инвалидов, которые выступают за ту трактовку инвалидности, которая не носила бы дискриминационный характер.
В “Словаре по социальной работе” человек с ограниченными возможностями определяется как тот, "кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным"[3.57.]

Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди[2.57]. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени тру­доспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (вре­менно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сфе­рах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.44.223 (0.082 с.)