Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие инвалидности и ее виды.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Содержание Введение. Глава 1. Инвалидность. 1. Понятие инвалидности, ее виды. 1.2. Актуальные проблемы взаимодействия инвалидов и общества. Глава 2. Социальное обслуживание инвалидов. 2.1. Правовые основы социального обслуживания инвалидов. 2.2. Основные учреждения социального обслуживания инвалидов и программы их работы. Глава 3. Инвалиды и общество: проблемы взаимодействия. 3.1. Общественные объединения инвалидов. 3.2. Социологические исследования проблем взаимодействия инвалидов и общества. 3.3.Роль СМИ во взаимоотношении инвалидов и общества. Заключение. Список используемой литературы. Приложение.
Введение. В 2012 году исполнилось 20 лет с того момента, как ООН (Организация объединенных наций) объявила 3 декабря Международным днем инвалидов. Этим самым было подчеркнуто, что инвалиды – важная часть человеческого сообщества, которая нуждается в признании своей полноценности и равных правах со здоровой частью общества. Можно считать, что на данный момент, инвалиды представляют собой самую многочисленную группу меньшинств[8.57]. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) количество инвалидов постоянно возрастает в связи с ростом численности населения, достижениями медицинской науки и процессом старения населения. В странах, в которых предполагаемая продолжительность жизни превышает 70 лет, в среднем около 8 лет, что составляет 11,5 процентов от общей продолжительности жизни, приходится на годы, связанные с инвалидностью[8.57]. Инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах[1.57]. Иными словами, инвалидность -- это проблема не одного инвалида, но и всего общества в целом. Многие ученые и политики считают, что по состоянию здоровья население России приближается к черте, за которой количество дееспособных лиц не будет в состоянии обеспечить армию, пенсионеров, больных, а, в конечном счете, всех граждан[12.57]. Сегодня нужны новые подходы к формированию и пониманию общественного и личного здоровья, новые меры, направленные на реабилитацию и интеграцию инвалидов в обществе. В целом ряде зарубежных стран и в России дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами заботы — как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активности самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном cовладании с испытаниями, вызванными инвалидностью. Социальные проблемы нездоровья и инвалидности в обществе, со времен древности привлекали внимание исследователей. Авиценна, Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Конфуций, Платон, Сократ, Эпикур, придавали большое значение субстанциям здоровья и болезни. Различные аспекты ограниченных возможностей человека и его взаимодействия с обществом затрагивались в социологических исследованиях М. Вебера, Э. Фромма, Р. Мертона. Так, М.Вебер рассматривает проблему ограниченных возможностей обсуждая поведения личности. Э. Фромм исследует эту проблему в работах о социальных характерах, трактует их как продукт общественного функционирования. Р. Мертон обращается к инвалидности в концепции аномии, считая ее следствием противоречия между идеалистическими нормами — целями и существующими институтами в обществе. Различные аспекты феномена инвалидности и социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями вскрыты и проанализированы в трудах таких исследователей, как В.П. Белов, ЛИ. Вайман, М.В. Коробов, которые предложили для оценки потенциальных возможностей инвалида и прогнозирования результатов реабилитационного процесса пользоваться категорией реабилитационного потенциала инвалида. Г.В. Дремова, Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова исследовали проблемы, связанные с разработкой теории и технологий социальной реабилитации. Различные аспекты реабилитации и социальной интеграции инвалида в общество рассматривали такие ученые, как Е.Н. Гонтмахер, Л.П. Храпылина, Н.В. Шапкина, Ю.Г. Элланский. Основой политики в отношении инвалидов, по мнению данных авторов, является их реабилитация и интеграция в общество позволяющие инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Ученые придерживаются концепции независимой жизни инвалидов в обществе. Значимость процесса нормального вхождения инвалидов в полноценную жизнь общества обусловлена как ростом численности инвалидов и ростом потребности общества в трудовых и личностных ресурсах, так и распространением демократических представлений о равенстве прав индивидов независимо от их физической, психической, или интеллектуальной полноценности[8.57]. Все это указывает на то, что важнейшим условием достижения целей социальной адаптации инвалидов является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальная адаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи. Важность проведения исследований о проблеме взаимодействия инвалидов и общества обусловлена тем фактом что, сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 14 млн. человек официально признаны инвалидами [5.57]. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении. Объектом исследования курсовой работы является положение инвалидов в обществе. Предметом – проблемы взаимоотношения инвалидов с обществом и государством. Целью работы является теоретическое осмысление проблем инвалидов в их взаимосвязи с государством и обществом. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть понятие инвалидность и выявить ее виды; 2.Рассмотреть актуальные проблемы социальной активности инвалидов в обществе; 3. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ социальной государственной защиты инвалидов, и основные организации, оказывающие социальное обеспечение и программы их работы; 4. Проанализировать опыт работы общественных учреждений созданных инвалидами для самопомощи и социального партнерства; 5.Проанализировать социологические исследования проблем взаимодействия инвалидов и общества; 6. Выявить роль СМИ в формировании взаимодействия инвалидов и общества; Методы исследования: анализ литературы и документов, обобщающих положение инвалидов в государстве и обществе, а также рассмотреть правовые основы социального обеспечения государственными учреждениями инвалидов. Привести результаты социологических исследований о взаимодействии, и о проблемах взаимодействия инвалидов и общества, выявить факторы влияющие на характер их взаимодействия. Актуальность рассмотренной проблемы высока, так как в любом современном обществе численность людей с инвалидностью такова, что их можно считать особой статистически значимой социальной группой. Российское общество не исключение, по прогнозам специалистов так будет продолжаться и в дальнейшем, а значит, вопрос интеграции инвалидов не утратит своей важности.
Глава 1. Инвалидность. Глава 2. Социальное обслуживание инвалидов. Глава 3. Инвалиды и общество: проблемы взаимодействия. Заключение В России государственная политика в отношении инвалидов имеет многолетнюю историю. Вместе с тем, поворотным стал 1995 год, когда в России был принят Федеральный Закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. В Законе сформулирована принципиально новая цель государственной политики в отношении инвалидов, сформированы новые понятия инвалида и реабилитации инвалидов, введены изменения в институциональную основу политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а “обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ”. Тем самым, новый Закон декларировал подход к инвалиду, сформулированный мировым сообществом. На практике государству, которое в течение нескольких десятков лет руководствовалось иными принципами в отношении инвалидов, чрезвычайно трудно перейти от объявления новой политической парадигмы политики к ее реализации, хотя, безусловно, новое законодательство стимулирует определенные изменения в этой сфере. С другой стороны, законодательное оформление новой политики в отношении инвалидов привело к парадоксу российской действительности, а именно - к огромной дистанции между формально провозглашаемыми целями открытого общества для инвалидов, максимального вовлечения инвалидов во все сферы жизнедеятельности, и реального сокращения участия инвалидов в общественном труде и общественной жизни. К странам с высокоорганизованной политикой в отношении инвалидов Россия относится и по признаку наличия, активности и роли в принятии решений неправительственных организаций. По законодательно установленному перечню предоставляемых инвалидам пособий, льгот, компенсаций Россию следует отнести к странам, детально учитывающим потребности инвалидов. В этой сфере Россия имеет давнишние традиции, которые выражаются в сложной системе льгот и компенсаций для различных категорий инвалидов, а также в системе доведения льгот до индивида. Российская Федерация предоставляет особые права инвалидам во всех жизненно важных областях (здравоохранение, социальное обеспечение, реабилитация и занятость), причем права инвалидов на пользование услугами здравоохранения, социального обеспечения, реабилитации и занятости даже выходят за рамки системы, гарантируемых всем гражданам. В России льготы и компенсации инвалидам никогда не были привязаны к оценке нуждаемости и доходов инвалида или его семьи. Однако положения закона не несут норм прямого действия, в них отсутствует механизм реализации декларированных обязательств государства перед инвалидами, в том числе, нет ясности в вопросах их финансового обеспечения. Эти обстоятельства существенно затрудняли исполнение Закона и потребовали ряда Указов Президента РФ, новых подзаконных актов и нормативных материалов. Существенного прогресса в социальной политики по интеграции инвалидов в общество, можно ожидать лишь при условии развития межсекторного взаимодействия, повышения прозрачности контроля со стороны инвалидов и общества в целом. Успех социальной инклюзии зависит от множественных факторов, от разных людей и инстанций, участвующих в процессе изменений - самих инвалидов, их семей и более широких социальных сетей - актуальных и потенциальных работодателей, государственных, региональных и муниципальных структур и учреждений, негосударственных организаций, включенных в оказание поддержки и реабилитационные процессы, а также от самих россиян. Инвалиды, объединяясь для совместной работы в ассоциации или сотрудничая с благотворительными сервисными организациями, предпринимают осознанные стратегические усилия для того, чтобы прийти к совместному пониманию мира и самих себя. Формирование их коллективных стратегий способных влиять на государственную политику и жизнь отдельных граждан, являются важным шагом развития гражданского общества. Эти процессы отражают растущее признание обществом прав и достоинства каждого человека, переоформление социальных и политических отношений индивида, общества и государства. В России общественные организации инвалидов, имеют многолетнюю историю. Представители общественных организаций входят в Межведомственную комиссию по реабилитации инвалидов, подчиненную заместителю Председателя Правительства, где обсуждаются ключевые решения в отношении инвалидов. Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОГ) активно участвуют в подготовке законов. Однако следует отметить, что до 1990-х годов деятельность организаций инвалидов была строго регламентирована, и в этой сфере не поощрялось никакой самодеятельности. После 1990 г. начался рост некоммерческих организаций не только самих инвалидов, которые дифференцируются по типам заболеваний, но и по интересам – например, есть спортивные, творческие организации, – но и членов семей инвалидов, например, родителей детей-инвалидов. Инвалиды сегодня включены в общественную деятельность: отстаивают свои интересы и интересы других перед лицом несправедливости, организуют культурные и спортивные мероприятия, выступают от имени инвалидов за признание и реализацию их гражданских прав. Вместе с тем как общество в целом, так и сообщество инвалидов готовы к сближению, к более полному и активному участию инвалидов во всех сферах жизни общества. Эти позиции наиболее ярко проявляются в вопросах о доступности жизненной среды для людей с ограниченными возможностями. Необходимо признать, что формирование доступной среды жизнедеятельности является чрезвычайно сложной и важной задачей для Российской Федерации. Поэтому, государство, обеспечивая социальную защищённость инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для достижения одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни, восстановлению способностей инвалидов к социальному функционированию и независимому образу жизни. Сегодня есть свидетельства того, что учреждения образования, здравоохранения, социальные службы постепенно приобретают новое видение своей миссии в обществе, ориентированное на толерантность, активную позицию в интересах клиентов, знание и следование международным нормам прав человека, признание мировых стандартов качества обслуживания. Есть заметный прогресс и в сфере высшего образования инвалидов: при поддержке правительства, регионов, отечественных и международных донорских организаций развиваются современные программы в крупнейших вузах страны, хотя образовательный выбор абитуриента с инвалидностью все еще весьма узок, а риторика и практика предоставления услуг нередко существенно расходятся. Не только экономика, но общий фон социальных, культурных и политических процессов исключает инвалидов из продуктивных экономических отношений. Вся система реабилитации нуждается в серьезной наладке, существенного прогресса в этой области можно ожидать при условии развития межсекторного взаимодействия, повышения прозрачности системы для контроля со стороны инвалидов и общества в целом. На современном этапе насущные проблемы, связанные с перспективами развития всего российского общества, это бедность, инвалидность, сиротство, становятся объектом исследований социальной работы. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав. Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам. Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Необходимость создания безбарьерной среды диктуют международные договоренности и национальное законодательство. Обеспечение доступности является одним из наиболее острых вопросов современной дискуссии в контексте прав человека. Все, что делается доступным для инвалидов, удобно и комфортно и для остального населения, в частности для пожилых людей, детей, беременных женщин. Обеспечение доступности физической и информационной среды, создает предпосылки для реализации потенциала инвалидов и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства. Список использованной литературы 1. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004. – (Серия «Высшее образование»). – стр.196. 2Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ(интернет ресурс)http://www.rosmintrud.ru/. 3 Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с.
4 Социальная работа: Словарь – справочник /Под ред. В.И. Филоненко. Сост.: Е.А. Агапов, В.И. Акопов, В.Д. Альперович. – М.:"Контур",1998. – 480 с 5 Портал "Всероссийская перепись населения 2010 года " http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm
6 Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: "Дашков и К", 2003 – 340 с. 7. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика,1991. 8Международный доклад «Всемирной организации здравоохранения» 2011г. http://www.who.int/topics/disabilities/ru/index.html 9. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество// Дополнительное образование, 2001, №1. 10. Васин С.А., Сороко Е.Л., Богоявленский Д.Д. социальный портрет инвалидности и социальная ущемленность инвалидов. Независимый институт социальной политики.http// www.socialpolicy.ru/programs/ grant/reports/vassin.shtml 11. Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания: Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Экстремальная медицина. – М., 1995. 12. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». —М., 1995. 13. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. –М., 1992. 14. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации. –М., 1995. 15. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция// Социс. 1991. №5. 16. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалиды: дискриминируемоеменьшиство?// Социс. 1992. №5. 17. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред. В.С.Кукушина. Ростов н/Д., 2000. 18. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., Демидов Н.А. Социальные проблемы инвалидности// Социологические исследования. – 1988. - № 4. 19. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — М., 1995. 20 П. Романов, Е. Ярская-Смирнова, С. Вайтфилд, С. КеллиСОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕПРОБЛЕМ ИНВАЛИДНОСТИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21. Ким Е.Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, ее участие в формировании государственной политики/Проблемы семьи и детства в современной России. — Ч. 2. — М., 1992. 22. Настольная книга специалиста: Социальная работа с инвалидами / Под ред.Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. — М., 1996. 23. Основы социальной работы. Учеб. пособие., Изд. 2-е, испр. и доп.М., 2004. 24. Сделать доступными для инвалидов/Пресс-клуб для инвалидов//Социальноеобеспечение. - 1993. - № 2. 25. Социальная защита инвалидов. Норм, акты и док-ты /Под ред. П.М. Маргиева.— М., 1994. 29. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста/Под ред.Е.И. Холостовой, А.И, Осадчих. — М.: Ин-т социальной работы, 1996. 30. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. – Минсоцзащиты,1992. - Вып. 4. 31. Социальные технологии: теория и практика / Межвузовая научно-практическаяконференция 13,14 июня 2003 г.: Тез. доклад / отв. ред. К.М. Оганян, С.С.Бразевич, С.Н. Войцеховский. – СПб.: СПБ ГИ ЭУ, 2003. 32. Технология социальной реабилитации инвалидов: Метод. рекомендации. – М.,2000. 33. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.-метод. пособие. —М., 1996. 34 Наталия ''ПокровскаяБезбарьерная среда: миф или реальность?''
Содержание Введение. Глава 1. Инвалидность. 1. Понятие инвалидности, ее виды. 1.2. Актуальные проблемы взаимодействия инвалидов и общества. Глава 2. Социальное обслуживание инвалидов. 2.1. Правовые основы социального обслуживания инвалидов. 2.2. Основные учреждения социального обслуживания инвалидов и программы их работы. Глава 3. Инвалиды и общество: проблемы взаимодействия. 3.1. Общественные объединения инвалидов. 3.2. Социологические исследования проблем взаимодействия инвалидов и общества. 3.3.Роль СМИ во взаимоотношении инвалидов и общества. Заключение. Список используемой литературы. Приложение.
Введение. В 2012 году исполнилось 20 лет с того момента, как ООН (Организация объединенных наций) объявила 3 декабря Международным днем инвалидов. Этим самым было подчеркнуто, что инвалиды – важная часть человеческого сообщества, которая нуждается в признании своей полноценности и равных правах со здоровой частью общества. Можно считать, что на данный момент, инвалиды представляют собой самую многочисленную группу меньшинств[8.57]. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) количество инвалидов постоянно возрастает в связи с ростом численности населения, достижениями медицинской науки и процессом старения населения. В странах, в которых предполагаемая продолжительность жизни превышает 70 лет, в среднем около 8 лет, что составляет 11,5 процентов от общей продолжительности жизни, приходится на годы, связанные с инвалидностью[8.57]. Инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах[1.57]. Иными словами, инвалидность -- это проблема не одного инвалида, но и всего общества в целом. Многие ученые и политики считают, что по состоянию здоровья население России приближается к черте, за которой количество дееспособных лиц не будет в состоянии обеспечить армию, пенсионеров, больных, а, в конечном счете, всех граждан[12.57]. Сегодня нужны новые подходы к формированию и пониманию общественного и личного здоровья, новые меры, направленные на реабилитацию и интеграцию инвалидов в обществе. В целом ряде зарубежных стран и в России дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами заботы — как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активности самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном cовладании с испытаниями, вызванными инвалидностью. Социальные проблемы нездоровья и инвалидности в обществе, со времен древности привлекали внимание исследователей. Авиценна, Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Конфуций, Платон, Сократ, Эпикур, придавали большое значение субстанциям здоровья и болезни. Различные аспекты ограниченных возможностей человека и его взаимодействия с обществом затрагивались в социологических исследованиях М. Вебера, Э. Фромма, Р. Мертона. Так, М.Вебер рассматривает проблему ограниченных возможностей обсуждая поведения личности. Э. Фромм исследует эту проблему в работах о социальных характерах, трактует их как продукт общественного функционирования. Р. Мертон обращается к инвалидности в концепции аномии, считая ее следствием противоречия между идеалистическими нормами — целями и существующими институтами в обществе. Различные аспекты феномена инвалидности и социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями вскрыты и проанализированы в трудах таких исследователей, как В.П. Белов, ЛИ. Вайман, М.В. Коробов, которые предложили для оценки потенциальных возможностей инвалида и прогнозирования результатов реабилитационного процесса пользоваться категорией реабилитационного потенциала инвалида. Г.В. Дремова, Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова исследовали проблемы, связанные с разработкой теории и технологий социальной реабилитации. Различные аспекты реабилитации и социальной интеграции инвалида в общество рассматривали такие ученые, как Е.Н. Гонтмахер, Л.П. Храпылина, Н.В. Шапкина, Ю.Г. Элланский. Основой политики в отношении инвалидов, по мнению данных авторов, является их реабилитация и интеграция в общество позволяющие инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Ученые придерживаются концепции независимой жизни инвалидов в обществе. Значимость процесса нормального вхождения инвалидов в полноценную жизнь общества обусловлена как ростом численности инвалидов и ростом потребности общества в трудовых и личностных ресурсах, так и распространением демократических представлений о равенстве прав индивидов независимо от их физической, психической, или интеллектуальной полноценности[8.57]. Все это указывает на то, что важнейшим условием достижения целей социальной адаптации инвалидов является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальная адаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи. Важность проведения исследований о проблеме взаимодействия инвалидов и общества обусловлена тем фактом что, сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 14 млн. человек официально признаны инвалидами [5.57]. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении. Объектом исследования курсовой работы является положение инвалидов в обществе. Предметом – проблемы взаимоотношения инвалидов с обществом и государством. Целью работы является теоретическое осмысление проблем инвалидов в их взаимосвязи с государством и обществом. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть понятие инвалидность и выявить ее виды; 2.Рассмотреть актуальные проблемы социальной активности инвалидов в обществе; 3. Проанализировать специальную литературу по вопросам правовых основ социальной государственной защиты инвалидов, и основные организации, оказывающие социальное обеспечение и программы их работы; 4. Проанализировать опыт работы общественных учреждений созданных инвалидами для самопомощи и социального партнерства; 5.Проанализировать социологические исследования проблем взаимодействия инвалидов и общества; 6. Выявить роль СМИ в формировании взаимодействия инвалидов и общества; Методы исследования: анализ литературы и документов, обобщающих положение инвалидов в государстве и обществе, а также рассмотреть правовые основы социального обеспечения государственными учреждениями инвалидов. Привести результаты социологических исследований о взаимодействии, и о проблемах взаимодействия инвалидов и общества, выявить факторы влияющие на характер их взаимодействия. Актуальность рассмотренной проблемы высока, так как в любом современном обществе численность людей с инвалидностью такова, что их можно считать особой статистически значимой социальной группой. Российское общество не исключение, по прогнозам специалистов так будет продолжаться и в дальнейшем, а значит, вопрос интеграции инвалидов не утратит своей важности.
Глава 1. Инвалидность. Понятие инвалидности и ее виды. Декларация ООН «О правах инвалидов», принятая в декабре 1971 г. и ратифицированная большинством стран мира, даёт следующее определение понятия «инвалид»: это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нормальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умственных возможностей[8.57]. Данное определение можно рассматривать как базовое, являющееся основанием для выработки тех представлений об инвалидах и инвалидности, которые присущи конкретным государствам и обществам. В современном российском законодательстве принято следующее определение понятия «инвалид» – это лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, в силу физических и умственных недостатков, нуждается в социальной помощи и защите[2.57]. Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду определённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизнедеятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью[2.57]. Понятие инвалидности определяется рядом авторов различно, по определению Храпылиной Л.П. «инвалидность – дисгармония отношений человека с окружающей средой, проявляющаяся вследствие нарушения здоровья в стойком ограничении его жизнедеятельности».[33.57.] По определению отечественного социолога Е.Р. Ярской-Смирновой: «инвалидность представляет собой результат социальных договоренностей, причем смысл этого понятия изменяется в зависимости от культурных традиций, социальных условий и других статусных различий»[20.57.]. Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность — препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни»[10.57.]. Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрассудков общества по отношению к себе. Чтобы снизить воздействие таких ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов. Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности[3.57]. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины ХIХ в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, - развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности[3.57.]. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, часто не могут заниматься трудовой деятельностью[10.57]. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством. Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями. В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к прoблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности[14.57]. Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром. Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох[14.57]. «Инвалид, — говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»[2.57]. «Ограничение жизнедеятельности, — поясняется в этом же законе, — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»[2.57]. В настоящее время на международном уровне проходят дебаты, инициаторами которых являются организации инвалидов, которые выступают за ту трактовку инвалидности, которая не носила бы дискриминационный характер. Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди[2.57]. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам. Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп: 1. По возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. 2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. 3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда). 4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам. В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.016 с.) |