Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие права, сущность. Соотношение права и морали↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие права, сущность. Соотношение права и морали Право (в обьект. смысле) – с-ма общеобязательных формально опр. юр. норм, установл-х и обесп-х г-вом и направл-х на урегул-е общ. отн-й. В субъект. смысле право – мера юр. возможного поведения субъекта призванная удовл-ть собств. интересы лица. Сущность права конкретизируется в нормах. Ф-ции права: (осн. направления правового возд-я на общ. отн-я) 1. общесоц: экон, полит, воспит; 2. спец юрид: регулятивная, охранительная. До XIVв. мораль включалась в право. По Канту мораль – сфера внутр. свободы ч-ка, а право - его внешней свободы. Право и мораль находятся в неразрывной связи. У них есть общее, и в то же время значит. различия. Общее: они оба явл. Осн. Соц. регуляторами, тесно взаим-т м/у собой в упорядочении общ. отн-й. П. и М. различаются по форме своего выражения, по сфере действия, по способу регул-я.
2.виды НПА. Действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц Нормат-правов акт – это акт гос. или общ. правомерного действия, содержащий нормы права. Виды: 1. законы 2. подзакон акты. Закон – норм. акт, принятый на референдуме или высшим представит органом гос. власти в особом процессуальном порядке, и регул-й важные общ. отн-я и облад-е высшей юрид. силой. Подзакон акты – акты, изданные в соотв-и с законом и ему не противоречащие. (указы, постановления, распоряж, решения). Время действия норм. актов начин-ся с момента вступления их в силу и сохран-ся до момента утраты юрид силы. Декреты президента и законы РБ вступают в силу по истечению 10 дней после его офиц. опубликования, если в этих актов не устан-ся др. срок. Указы и постановления и др правов акты вступают в силу со дня включения их в нац. реестр правовых актов РБ, если в них не указан др. срок. В зав-ти от того, каким органом издан НПА, он примен-ся на всей тер.РБ или опр. тер-рии. НПА распр-ся на всех граждан РБ, либо на опр. лица.
С-ма П. Отрасль, интитут П С-ма П – внутр. стру-ра П,сост. из взаимосогласов. эл-тов: норм, институтов, подотраслей и отраслей П. Норма П – общеобязат. Формально опр. поведение людей, установл и обесп г-вом и направл на урегул-е общ. отн-й. Стр-ра нормы П: гипотеза – конкр. жизненные обст-ва, при наличии или отсутствии кот реализуется правило, содерж-ся в норме, диспозиция – ч прав. нормы, кот закрепляет права и обяз-ти участников общ. отн-й, санкция – ч прав. нормы, в кот указыв-ся юрид последствия, возник в рез-те нарушения диспозиции. Институт П – сов-ть юр. норм, направл. на урегул-е однор. общ. отн-й. Подотрасль П – сов-ть юрид норм, родственных институтов.
Понятие и сущность гос-ва, его ф-ции Г-во – орг-я полит. власти, содействующая преим-му осущ-ю конкр. интересов (религиозных, общечел-х, классовых, нац-х) в пределах опр. тер-рии. Признаки г-ва: народ, тер-рия, власть. Сущность г-ва – главное, что осущ-т его функц-е. Подходы к сущ-ти гос: 1. классовый: г-во – орг-я, где власть осущ-ся в интересах господств. класса; 2. общ-соц: создаются условия для общ. компромисса; 3. нац; 4. религ; 5. расовый. Ф-ции г-ва – осн направления д-ти г-ва по решению стоящих перед ним задач, хар-ных для данного г-ва формах и свойств-ми ему м-дами. Виды ф-ций: 1. в зав-ти от продолж-ти – временные, постоянные; 2. в зав-ти от направл-ти – внутр. (экон, охрана правопорядка. эколог, идеолог, соц-культ), внешние (оборона страны, поддержание мира, сотрудничество с др. г-ми). Формы реализации ф-ций г-ва: 1.правотворческая, 2.правоисполнит, 3. Правоохранит
Формы гос-ва Форма г-ва – орг-я полит. власти, охватывающая форму правления, форму гос. устройства и полит (гос) режим (это э-ты формы г-ва). Форма правления – монархия (абс, огранич (парламентарная, конституц)). Формы гос устр-ва: 1.унитарная, 2.федеративная (РФ) 3.конфидеративная. По полит режиму: демократ, тоталит., авторит, либеральные
Конституционный строй Конституц строй – гос и общ строй, кот опр-н Конст как Осн законом страны, и для кот х-рны опр набор черт. Хар-ные черты КС: 1) подчинение г-ва праву; 2) признание и гарантированность неотъемлемых прав ч-ка; 3) разделение властей; 4) многообразие форм собств-ти и возм-ти для сущ-я и развития частной собств-ти как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности; 5) политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возм-ть создания и д-ти полит партий, придерживающихся различных идеолог установок; 6) наличие гражд об-ва, т.е. с-мы общ институтов, действующих в г-ве. Основы КС РБ закреплены в первом разделе Конституции. Принципы :защиты прав и свобод человека и гражданина, народного суверенитета,полит и идеолог плюрализма,приоритет общепризнанных принципов м/унар права,унитарного территор гос устр-ва,равенства религий и вероисповеданий перед законом, равенства государств, не применения силы или угрозы силой в решении международных споров, невмешательства во внутренние дела и нерушимости границ, безъядерности территории. Понятие админ ответсвенности. Виды мер администр ответственности. Админ отв-ть – это отв-ть, кот выражается в применении уполномоч органом или должностным лицом админ взысканий, установл матер нормами админ права, к лицу, совершив правонар-е. Признаки АО: 1. собств нормат-прав основа, кот сост из законов и актов. 2. Основание - админ правонар-е. 3. субъет – гр-не РБ, иностр и лица без гражд-ва. Физ лица подлежат АО с 16 лет. к лицам до 18 лет не м примен админ арест. 4. за админ правонар-е предусмотрено админ взыскание. 5. взыскание примен в соотв-и с законом. В привлечение к АО входят виды админ взысканий: Предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом админ. правонар-я. конфискация предмета, лишение спец. права, предоставл-го гражданину(права упр-я ТС, права охоты),исправит. работы, админ арест. Предупреждение выносится в письм. форме и явл наи> мягкой мерой наказания. Оно прим за совершение незнач админ правонар-я. Штраф- взыскание имущ х-ра в ден форме в доход г-ва. Штраф не м. > 3кратного размера миним ЗП, а на должностных лиц- 5кратного размера миним. ЗП. Возмездное изъятие сост в принудительном изъятии только того предмета, кот. явл орудием совершения или непосредств объектом совершённого админ правонар-я. Конфискация сост в принудит безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредств объектом админ правонар-я, в собств-ть г-ва. Лишение спец.права, на срок до пяти лет прим-ся в случае грубого или систематич наруш-я порядка пол-я этим правом. Срок лишения не м. б.<15 дней. К исправит работам на срок до 2 мес с отбыванием их по месту пост. работы и с удержанием до 20% заработка в доход г-ва привлекаются лица, совершившие админ правонар-е. Исправит работы назначаются районным(городским)судом правонар-лям, имеющим пост. работу. Срок исправит работ не м б <15 дней. Админ арест назн-ся районным(городским) судом лишь в исключ случаях за отд виды админ правонар-й на срок <15 суток. Отмена постановления и прекращение дела об админ правонар-и влечёт за собой возврат взысканных ден сумм, возмездно изъятых и конфисков. предметов, а также отмену др. ограничений, связ. с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его ст-ть.
Порядок привлеч-я к админ-й ответ-ти. Возбуждение дела; его рассмотрение; вынесение реш-я по делу; обжалование и опратестование реш-я по делу; исполн-я принятого реш-я. Поводом к возбуждению дела об админ правонаруш-ии явл обращение граждан с информ, имеющей признаки админ правонарушй. Данная стадия начинается с составления протокола об админ правонаруш-ии. Админ задержание офомляется составлением протокола, кот подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. Могут осущ-ся: личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов и т.д. Рассмотрев дело орган выносит постановление. Ртмена постановления и прекращение дела об админ правонаруш-ии влечёт за собой возврат взысканных ден сумм, возмездию изъятых и конфискованных предметов, а также отмену дркгих ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его ст-сть.
Понятие и признаки юр лица ЮЛ - орг-я, кот имеет в собств-ти, хоз ведении или операт упр-и обособл им-во, несёт самост отв-ть по своим обяз-вам, м от своего имени приобретать и осущ-ть имущ и личные неим права, исп-ть обяз-ти, быть истцом и ответчиком в суде. Признаки ЮЛ: 1организ ед-во,2 имущ обособл-ть,3 самост имущ отв-ть по своим обязательствам,4-возм-ть самост выступать в гражд обороте от своего имени,5.возможность быть истцом и ответчиком в суде. Организ ед-во ЮЛ сост в том, что оно имеет опр. стр-ру, соподчин-ть вход-х в него подразд-й и ед-ц, с-му органов упр-я, облад-х соотв компетенцией. Признак имущ обособл-ти предполагает, что им-во ЮЛ обособляется от им-ва др ЮЛ, от им-ва его учредителей, от им-ва г-ва. Самост имущ отв-ть ЮЛ – следствие его имущ обособл-ти. ЮЛ отвечают по своим обяз-вам всем своим им-вом. Возможность самост выступать в гражд обороте от своего имени озн-т возм-ть приобретать и осущ-ть ГП и обяз-ти, т.е. заключ-ть дог-ры и совершать иные сделки от своего имени. Сущ-т множество классификаций ЮЛ, но первая по значимости- класс-ция по цели д-ти, различающая коммерч и некоммерч ЮЛ.
Гос-я регистрация юр лица. ЮЛ образ-ся в порядке, установл закон-но примен к их опр видам. Выделяют 3 осн сп-ба образ-я ЮЛ: Распорядительный, разрешит-й и явочно-нормативный. Распоряд: ЮЛ возникает по распор-ю собств-ка или уполномоч им органа. Разрешит: создание орг-и разрешено тем или иным компетентным органом. При явочно-нормат не треб-ся согласие 3их лиц. Граждане и орг-и вправе по своему усмотрению образ-ть ЮЛ. Регистрир орган проверят, соответ-т ли з-ну учредит док-ты ЮЛ и соблюдён ли установл порядок его образ-я, после чего он обязан зарегистр-ть ЮЛ. Правовой основой д-ти любого ЮЛ явл учредит док-ты. В них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам. К учред док-там отн-т устав, учред дог-р. Учред дог-р- гражданско-правовой дог-р, кот закрепляет намерение нескольких лиц(физ. и ЮЛ) создать ЮЛ. Он регул-т отн-я учредителей в пр-се создания и д-ти ЮЛ. Дог-р заключ-ся только в письм форме и вступает в силу с момента заключ-я. Устав ЮЛ регламентирует его правовой статус. Он утверж-ся учредителями, вступает в силу с момента гос регистрации ЮЛ. ЮЛ счит-ся созданным с момента гос рег-ции. К гос органам, уполномоч осущ-ть рег-цию, осн-т: МИД; НБРБ. Основанием для отказа в гос рег-ции м бь наруш-е установл законод-вом порядка образ-я ЮЛ, несоответствие его учред док-ов или создаваемого ЮЛ требованиям законод-ва. Правоспособность юрид лица. Правосп-ть юл- это его сп-ть иметь гражд права и принимать обяз-ти. 1. ПС возник у юл в момент его создания (ст. 45 ГК), а оно признается созданным с момента его регистрации (ст. 47 ГК). 2. выделяют общую и спец ПС. Согласно п.1 ст 45: юл м иметь гражд права, соответсв целям д-ти, предусм-м его учред док-х, а также предмету д-ти, если он указан в учред док-х и нести связ с этой д-тью обяз-ти. Если учред док-ты юл указ только на цель д-ти, но не называют предмет (виды д-ти), то такое юл обладает общей ПС. Если же в учред док-х назван перечень видов д-ти, то юл обладает спец ПС. Наличие у юл деесп-ти озн-т, что своими действиями оно может приобретать, создавать, осущ-ть и исполнять граждан права и обяз-ти. Юл может заниматься своей д-тью только, если у него есть лицензия. Юл м.б. ограничено в правах лишь в случаях, предусм закон-вом. Решение об ограничении прав м.б. обжаловано в суде
Виды юридич. лиц. Сущ-т мн-во клас-ций ЮЛ, но 1 по значимости в опр-и прав статуса ЮЛ – клас-ция по цели д-ти, различ коммерч и некоммерч ЮЛ. Осн целью д-ти коммерч ЮЛ явл получение прибыли и распр-е ее м/у участниками. К коммерч орг-ям отн-ся: хоз об-ва и товар-ва; производ кооперативы; унитарные пр-я; крестьянско-фермерские хоз-ва. Цели у некоммерч ЮЛ не связ с предпр-вом. К некоммерч орг-циям отн-т: потреб кооперативы; общ и религ орг-ции; учр-я, финансир-е собств-ком; благотв и иные фонды; объед-я ЮЛ. По х-ру прав уч-ков выделяют орг-и: им-во кот учредители имеют на праве собств-ти или ином вещном праве; в отн-и кот их уч-ки имеют обяз-тв права; в отн-и кот их уч-ки не имеют имущ. прав. По объему вещных прав на исп-мое им-во выделяют ЮЛ облад: правом операт упр-я; правом хоз ведения; правом собств-ти. По составу учред док-в выдел ЮЛ, основ: только на учред договоре; на уставе и учред договоре; на уставе.
24. Прекращение юридич. лица. Различ 2 сп-ба прекращения д-ти ЮЛ – добров и принудит. В случае добр прекращения основанием явл решение учредителей, органа, уполномоч учред док-тами ЮЛ, а также собств-ка или органа, уполномоч собств-ком. Такое решение принимается в случаях: по истечении срока, на кот создано ЮЛ; с достижением целей, ради кот оно создано; после признания судом недействит рег-ции ЮЛ. Принудит прекращение д-ти возможно по решению суда и уполномоч гос. органов. Суд может принять решение о ликвидации ЮЛ в случаях: непринятия решения о ликвидации в добровольном порядке в связи с истечением срока, на кот создано ЮЛ, достижением срока, на кот оно создано; осущ-я д-ти без лицензии; ведения д-ти, запрещенной законод-вом; осущ-и д-ти, противоречащей уставным целям ЮЛ; в иных случаях, предусмотренных законод-вом. По последствиям прекращения д-ти ЮЛ различают реорг-ю и ликвидацию ЮЛ. Прекращение ЮЛ путём реорг-и не влечёт прекращения его прав и обяз-тей. Все имущ и личные неимущ права переходят к др ЮЛ. Сущ-т формы реорг-и: слияние, присоед-е, разделение, выделение, преобраз-е. При слиянии ЮЛ права и обяз-ти каждого из них переходят к вновь возникшему ЮЛ в соотв-и с передат актом. При присоед-и ЮЛ к др ЮЛ к последн переходят права и обяз-ти присоед ЮЛ в соотв-и с передат актом. При разделении ЮЛ его права и обяз-ти переходят к вновь возникшим ЮЛ в соотв-и с разделительным балансом. При выделении из состава ЮЛ 1 или нескольких ЮЛ к каждому из них в соотв-и с разделительным балансом переходят права и обяз-и реорганизов ЮЛ. При преобраз-и ЮЛ 1 вида в ЮЛ др вида к вновь возникшему ЮЛ переходят права и обяз-ти реорган ЮЛ в соотв-и с передат актом. Ликвидация ЮЛ осущ-ся ликвидац комиссией, образ органом, принявшим решение о его ликв-ции, в установл срок. С момента назн-я ликвидац комиссии к ней переходят полномочия по упр-ю делами ЮЛ; она выступает от имени ликвидир ЮЛ в суде. Особым случаем прекращения д-ти ЮЛ явл признание его банкротом. Пр-с ликвидации ЮЛ в связи с его банкротством регул-ся Законом РБ.
Понятие и виды договоров. Договор - соглашение 2 или нескольких лиц об установлении, изм-и или прекращении гражд прав и обяз-тей. Признаки договора: 1). Договор – соглашение 2) стороны в договоре юрид равны 3) добровольное волеизъявление 4) договор – это всегда сделка, но не каждая сделка явл договором (в сделке может участв только 1 сторона). Виды договоров: 1. 2- и многосторонние 2. устные и письм 3. Условная (отлагательная и отменительная) и обычная. 4. консенсуальная и реальная. 5. возмездная (Договор, по кот сторона должна получить плату за исполнение своих обязанностей) и безвозмездная (договор, по кот 1 сторона обязуется предоставить что-либо др стороне без получения от нее платы). 6. в зав-ти от распр-я прав и обяз-тей: 1сторон(взятие взаймы) и 2сторон (поставка товаров). 7. предварит (По предварит договору стороны обязуются заключить в буд договор (осн договор) на условиях, предусм предвар договором) и осн. 8. Присоед-я (договор, условия кот опр-ны 1 из сторон в формулярах или иных стандартных формах и м б приняты др стороной путем присоед-я к предлож-му договору в целом), в пользу 3го лица(договор, в кот стороны установили, что должник обязан произвести исполн-е не кредитору, а указанному или не указанному в договоре 3му лицу, имеющему право требовать от должника исполн-я обяз-ва в свою пользу), публичный (договор, заключенный коммерч орг-ей и устанавл-й ее обяз-ти по продаже товаров, вып-ю работ или оказанию услуг, кот орг-я по х-ру своей д-ти должна осущ-ть в отн-и каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание)).
29. Порядок заключения договоров. Д-р считается заключенным, когда между сторонами в требуемой в соответствии с законом форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Достижение такого соглашения предполагает проведение переговоров сторонами буд д-ра. Обычно основанием для переговоров явл. предложение, сделанное 1 стороной др стороне. Его именуют офертой. Оферта – адресованное одному или неск-м конкретн лицам предложение, кот достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принятопредложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Сторона, кот делает предл-е, наз-ся оферентом, а сторона, кот его принимает, - акцептантом. Акцепт – это ответ акцептанта о принятии оферты. Акцепт м б устным или письм. Молчание м б признано акцептом лишь в случаях, предусм законом. Договор признаётся закл в момент получения лицом, направившим аферту её акцепта. У оферента, сделавшего предл-е заключить д-р, возникают опр обяз-ти. Если предл-е сделано в устной или письм форме с указанием срока для ответа, то оферент обязан ждать ответа до указанного срока. До истечения этого срока он не имеет права заключить д-р с другим лицом. форме: устная, письменная(торон: односторонние, двусторонние, многосторонние; 2) по моменту заключения: реальные, кон 30. содержание и форма договора. Свобода договора. Содержание д-ра – это сов-ть его условий, опр-щих права и обяз-ти сторон. Условия: 1. существен – д-р не м б заключен без них 2. обычные – сопроводит док-ция, условия, кот предусмотрены закон-вом для данного вида договора 3. случайные – те условия, по кот стороны договорились о включении их в договор. Форма д-ра: простая письм и нотариально удостоверенная. Свобода д-ра: 1. Граждане и ЮЛ свободны в заключении д-ра. Понуждение к заключению д-ра не допускается, за искл случаев, когда обяз-ть заключить д-р предусм законод-вом или добровольно принятым обяз-вом. 2. Стороны могут заключить д-р, в кот содержатся элементы различных д-ров, предусм законод-вом (смешанный д-р). 3. Условия д-ра опр-ся по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусм законод-вом. В случаях, когда условия д-ра предусм-ны нормой, кот применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением установить условие, отличное от предусм в ней, если это не противоречит законод-ву. При отсутствии такого соглашения условие д-ра опр-ся диспозитивной нормой. Доверенность и ее виды Доверенностью признается письм уполномочие, выдаваемое 1 лицом др-му для предст-ва перед 3ми лицами, удостоверенное в предусм-ном законом порядке. В зав-ти от кол-ва и х-ра действия, на совершения кот уполномочивается предст-ль, сущ виды дов-ти: 1)разовая – выдается на совершение 1 опр действия (обмен жилья); 2) спец – выдается на совершение в теч-е опр вр-ни ряда однор действий; 3)генеральная(общая) – выдается на совершение в теч-е опр времени ряда разнообразных действий. Требования к дов-ти: 1)должна содержать точные данные о представляемом и предст-ле; 2) указание на дату ее составления; 3) указания на место ее составления; 4) ясное и полное изложения полномочий ее предст-ля. Срок действия не должен превышать 3 года, если срок не указан – 1 год. Передоверие: лицо, кот выдана дов-ть м передоверить действия, на кот оно уполномочено, др лицу, если оно в силу обстоятельств не может выполнить их самост-но. При этом передавший полномочия др лицу должен известить об этом выдавшего дов-ть и сообщить ему необх сведения о лице, кот переданы полномочия. Прекращение дов-ти: Действие дов-ти прекращается вследствие:1) истечения срока действия дов-ти;2) отмены дов-ти лицом, выдавшим ее;3) отказа лица, кот выдана дов-ть;4) прекращения юр лица, от имени кот выдана дов-ть;5) прекращения юр лица, кот выдана дов-ть; 6) смерти гражданина, выдавшего дов-ть, объявления его умершим, признания его недеесп, ограниченно деесп или безвестно отсутствующим;7) смерти гражданина, кот выдана дов-ть, объявления его умершим, признания его недеесп, ограниченно деесп или безвестно отсутствующим. Лицо, выдавшее дов-ть, м во всякое время отменить дов-ть или передоверие, а лицо, кот дов-ть выдана, - отказаться от нее. Соглашение об отказе от этих прав ничтожно. С прекращением дов-ти теряет силу передоверие.
35. Понятие исковой давности. Общие и специальные сроки исковой давности. Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право кот нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Спец сроки исковой давности: Для отд видов требований законодат актами могут устанавливаться спец сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Сроки исковой давности и порядок их исчисления не м б изм-ны соглашением сторон. Основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности устанавливаются законодат актами. Применение исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется. Применение: Требование о защите нарушенного права принимается к рассм-ю судом независимо от истечения СИД. ИД применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение СИД, о применении кот заявлено стороной в споре, явл основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. ИД не распространяется на: 1) требования, вытекающие из нарушения личных неимущ прав и др немат благ, кроме случаев, предусм-х законодат актами; 2) требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов; 3) требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении 3 лет с момента возн-я права на возмещение вреда, удовлетворяются не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска; 4) требования собств-ка или иного законного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения; 5) др требования в случаях, установл законод актами. Понятие собственности и права собственности. Содержание права собственности. Собств-ть-соц категория отраж-я принадлежность им-ва 1 или нескол лицам, а также соответств общ отн-я. Право собств-ти-это сов-ть правовых норм, закрепляющих принадлежность вещи субъектам гражд права, регламентируют полномочия этих субъектов по поводу этих вещей и устанавливает отв-ть за их нарушение. Право собств-ти состоит из: 1) правомочие владения- юрид и факт возм-ть обладать вещью, осущ-ть физ или хоз господство над нею.2) Правомочие польз-я- возм-ть извлечения из вещи ее св-тв 3)Правомочие распоряжения-возм-ть опр-ть юрид. судьбу им-ва (закл различ доверит д-ры). Для лица, не являющ собств-ком, владение и пользование м.б. временным (аренда), постоянным, пожизненным. Собств-к несет бремя содержания принадлежащего ему им-ва, если иное не предусм-но законод-вом или д-ром.
Право частной собст-ти Собст - категория отраж принадлежность имущ 1 лицу или неск лицам.Собст может быть гос или частной. Гос и частная формы собств-ти делятся в зав-ти от субъектов права собств-ти. Право собст-ти подраздел на собст гражд,юрид лиц, РБ и административно-терит-х едениц. Субьектами права частной собст явл физ и негосуд. юр лица; объектом права част собт может быть люб имущество, допускаемое в гражд оборот.(средства пр-ва, земля) Для частн собст хар-но отсутствие ограничений по колич и стоимости обьектов. Допускается использование объектов частной собств-ти не только для личного потребления, но в установл порядке и с целью получения прибыли (в предприн деятельности), не запрещено применять наемный труд. Прекращение обязательств. Прекращ-е обяз-ва означ прекращение юрид связи м/у его субъектами: они утрачивают субъект права и обяз-ти, составляющие содержание обязат правоотн-я. Основания: 1). Исполн-е 2) отступное (например, уплата денег, передача им-ва, взамен прекращение обязательств). 3) прощение долга – прекащ освобождением кредитором должника от обяз-тей, если это не нарушает право др лиц, в отн-и им-ва кредитора). 4навации(соглашение, по кот стороны заменяют одно обяз-во другим) 5). Зачета 6) совпадение кредитора и должника в одном лице. 7) невозможность исполнения.8) смерть должника, 9)ликвидация юр.лица,10) акт закон-ва Гарантии и компенсации. Гарантии – ср-ва, сп-бы и условия, с помощью кот обесп-ся осущ-е предост-х раб-кам прав в области соц-труд отн-й. Компенсации - ден выплаты, устан-е с целью возмещения раб-кам затрат, связ с вып-ем ими труд обяз-тей. За раб-ками, напр в служебную командировку, сохраняются место работы (должность) и ЗП в теч-е всего срока служ команд-ки, но не < ср заработка. При служ команд-х наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику р-ды:1) по проезду к месту служ команд-ки и обратно;2) по найму жилого помещения;3) за проживание вне места пост жительства (суточные); 4) иные произвед-е раб-ком с разрешения или ведома нанимателя р-ды. Порядок и размеры возмещения р-дов при служ команд-х опр-ся Прав-вом РБ или уполномоч им органом. Предусм-е в коллект д-ре, соглашении размеры возмещения р-дов не м б < размеров, устан-х для бюджетых орг-й. Гарантии и компенсации при служ команд-х за границу устан-ся Прав-вом РБ или уполномоч им органом. Раб-кам, лицам, завершившим обучение, переезжающим на работу в др местность в связи с переводом, направлением возмещаются:1) ст-ть проезда раб-ка, лица, завершившего обучение, и членов их семей; 2) расходы по провозу им-ва жд, водным и автотранспортом (общего пользования) в кол-ве до 500 кг на самого раб-ка, лицо, завершившее обучение, и до 150 кг на каждого переезжающего члена семьи; 3) суточные за каждый день нахождения в пути; 4) единоврем-е пособие на самого раб-ка, лицо, завершившее обучение, в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой пособия на самого раб-ка, лицо, завершившее обучение. При направлении раб-ков для повыш-я квалиф-ции и переподготовки с отрывом от пр-ва за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, устан-е Прав-вом РБ Трудовой стаж и его виды. Труд стаж – это исчисленная и устан-я в законном порядке продолж-ть труд, иной общ полезной д-ти, а также и др п-дов, с кот связ наступление опр-х прав последствий. Труд стаж делится на спец и общий. Спец стаж явл частью общего стажа, т.к. он включ в общий стаж. Особым видом стажа явл выслуга лет. Выслуга лет – вып-е таких работ длительная занятость на кот затруднительна из-за утраты проф трудосп-ти либо пригодности до наступления устан-го пенсионного возраста. Общий стаж – это суммарная продолж-ть труд, а также иной полезной д-ти и др. п-дов, кот указаны в законе, независимо от того, какие имелись перерывы, от причин увольнения и х-ра работы. Спец труд стаж – это суммарная продолж-ть работы в опр условиях труда (тяжелых, вредных), на опр должностях, в опр регионах страны и др п-дов, с кот связ возн-е особых правовых последствий. Наряду с работой в стаж засчит п-ды: 1. время ухода за инвалидом 1й гр, или ребенком-инвалидом до 18 лет2. время ухода за ребенком в возрасте до 18 лет, зараженным вирусом СПИДА.и т.д. Страховой стаж –сумм-я продолж-сть периодов труд д-сти застрахованного лица в течение кго жизни, в кот уплачивались страховые взносы. Пенсии и их виды. Осн видом соц обесп-я явл пенсии. 2группы: трудовые и соц. Трудовые: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Право на соц. пенсию не связ с наличием трудовой и иной приравненной к ней д-ти. 3 вида трудовых пенсий по возрасту: на общих основаниях, на льготных основаниях, при неполном трудовом стаже. Пенсии за выслугу лет назн. независимо от возраста и состояния проф трудосп-ти. Порядок исчисления выслуги лет устан. с учётом х-ра и условий труда раб-ка. Основанием для назн-я пенсии по инвалидности явл. признание лица инвалидом и установление ему одной из 3 групп инвалидности, что требует опр-е его причины. Основанием для назн-я пенсии по случаю потери кормильца явл. смерть кормильца, признание лица безвестно пропавшим либо объявление его умершим. Пенсии по случаю потери кормильца м б увел-ны за счет надбавок. Основание – необх-ть в уходе.
Понятие финансового права Финансовое право – сов-ть юр норм, регулир обществ отн-я возникающиеся, развивающиеся и прекращающ в сфере фин д-сти гос-ва. Предмет фин права – фин прававоотн, т.е. обществ отн-я возн, разв и прекр в сфере фин д-ти гос-ва. Фин право не имеет самост м-да правового регул-я и исп-т админ–правовой м-д или м-д гос–властных предписаний, для кот хар-ны императивный х-р(строгое саблюдение з-на), неравное положение сторон. Сис-ма фин право: 1.Общ часть – входят нормы, кот устанавлив круг и компетенцию органов, учавств в фин д-сти.2.Особенная часть - *бюдж. право, *налог. право,* банков. право, *правовое регулиров-е в обл финансов пр-тий, банк. кредита, валютного регулиров-я валют отн-й, внебюдж фонды, гос кредита, ден обращ-ния. Источники: Конт-цмя РБ, Бюдж Кодекс, Налогов Код, Закон о местн упр-и и самоупр, Указы Презид.и т.д. субъекты фин права - носители прав и обяз-тей в области фин д-ти г-ва. К ним отн-ся: г-во; админ–территориальные ед-ы; органы гос власти и гос упр-я общей компетенции; юр лица; опр часть физ лиц. Фин. Д-сть гос-ва Фин д-сть гос-ва – осуществл-мая компетентными оргонами д-сть по планамерному собиранию, распредел-ю и сп-нию децентрал и централиз фондов ден ср-в, необход-мых для реш-я эк задач гос-ва. Задачи фин д-сти: 1) планомерное собирание, распредел-е и исп-е ден ср-в, 2) эк стимул-ние пр-ва, 3) контроль за законным и целесообр-м исп-нием ден. ср-в Ф-ции фин. д-сти: образов-ние ден ср-в, распред-ние ден ср-в, использ-е ден ср-в, контроль за движ-нием ден ср-в, эмиссия ден знаков
Фин с-ма РБ Фин с-ма РБ – сов-сть вз/связ-х м/ду сабой звеньев фин отн-й, посредством кот гос-ва планомерно образует, распред-ет и исп-ет соотв-щие фонды ден ср-в и таким образом выполняет общие задачи, определяемые фин. полит-кой гос-ва Ден ср-ва: *финансы РБ, *ф-сы местного упр-я, *Республик. бюджет, *местн б-т, *б-ты СЭЗ, *Б-т союза РБ и РФ, *республ внебюдж ф-ды, *местн внебюдж ф-ды, *гос и банк кредиты, *умущ-ное страх-е Сис-ма гос органов, осуж-щих фин д-сть: подходы: а) общей компетенции: Президент, Парламент, Прав-во, Местные советы депутатов, Исполнит-распоряд органы местн советов. б) спец компетенции: МинФин, Мин налогов и сборов, депортамент по надзору за страх д-стью, комитет по цен бумагам при СавМине, НБРБ, органы упр-я ФСЗН
Бюджетное устройство и бюджетная с-ма Бюдж пр-с – регламентированный Конституцией РБ, актами Президента, бюдж кодексом и др норм актами, д-сть гос органов по составлению, распредел-ю, утвержд-ю и исп-ю бюджетов Бюджет- план формиров-я и исп-я ден ср-в для обеспеч-я реал-ции задач и ф-ций гос-ва Бюджетная с-ма – регулируемая закон-вом сов-сть республик и местных бюджетов РБ, основаных на эк-ких отн-ии и гос устройстве. Принципы бюдж с-мы: ед-во; полнота отражения д-дов и р-дов бюдж; сбаланс-ть бюдж; гласность; самост-ть бюджетов; эф-ть исп-я бюдж ср-тв; достоверность бюджетов; адресность и целевое назн-е бюдж ср-тв; отв-ть уч-ков бюдж пр-са. Системообраз законод актом, регулир межбюдж отн-я, явл Закон «О бюдж с-ме РБ и гос внебюджетных фондах». Понятие права, сущность. Соотношение права и морали Право (в обьект. смысле) – с-ма общеобязательных формально опр. юр. норм, установл-х и обесп-х г-вом и направл-х на урегул-е общ. отн-й. В субъект. смысле право – мера юр. возможного поведения субъекта призванная удовл-ть собств. интересы лица. Сущность права конкретизируется в нормах. Ф-ции права: (осн. направления правового возд-я на общ. отн-я) 1. общесоц: экон, полит, воспит; 2. спец юрид: регулятивная, охранительная. До XIVв. мораль включалась в право. По Канту мораль – сфера внутр. свободы ч-ка, а право - его внешней свободы. Право и мораль находятся в неразрывной связи. У них есть общее, и в то же время значит. различия. Общее: они оба явл. Осн. Соц. регуляторами, тесно взаим-т м/у собой в упорядочении общ. отн-й. П. и М. различаются по форме своего выражения, по сфере действия, по способу регул-я.
2.виды НПА. Действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц Нормат-правов акт – это акт гос. или общ. правомерного действия, содержащий нормы права. Виды: 1. законы 2. подзакон акты. Закон – норм. акт, принятый на референдуме или высшим представит органом гос. власти в особом процессуальном порядке, и регул-й важные общ. отн-я и облад-е высшей юрид. силой. Подзакон акты – акты, изданные в соотв-и с законом и ему не противоречащие. (указы, постановления, распоряж, решения). Время действия норм. актов начин-ся с момента вступления их в силу и сохран-ся до момента утраты юрид силы. Декреты президента и законы РБ вступают в силу по истечению 10 дней после его офиц. опубликования, если в этих актов не устан-ся др. срок. Указы и постановления и др правов акты вступают в силу со дня включения их в нац. реестр правовых актов РБ, если в них не указан др. срок. В зав-ти от того, каким органом издан НПА, он примен-ся на всей тер.РБ или опр. тер-рии. НПА распр-ся на всех граждан РБ, либо на опр. лица.
С-ма П. Отрасль, интитут П С-ма П – внутр. стру-ра П,сост. из взаимосогласов. эл-тов: норм, институтов, подотраслей и отраслей П. Норма П – общеобязат. Формально опр. поведение людей, установл и обесп г-вом и направл на урегул-е общ. отн-й. Стр-ра нормы П: гипотеза – конкр. жизненные обст-ва, при наличии или отсутствии кот реализуется правило, содерж-ся в норме, диспозиция – ч прав. нормы, кот закрепляет права и обяз-ти участников общ. отн-й, санкция – ч прав. нормы, в кот указыв-ся юрид последствия, возник в рез-те нарушения диспозиции. Институт П – сов-ть юр. норм, направл. на урегул-е однор. общ. отн-й. Подотрасль П – сов-ть юрид норм, родственных институтов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.71 (0.017 с.) |