Понятие права, сущность. Соотношение права и морали 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие права, сущность. Соотношение права и морали



Понятие права, сущность. Соотношение права и морали

Право (в обьект. смысле) – с-ма общеобязательных формально опр. юр. норм, установл-х и обесп-х г-вом и направл-х на урегул-е общ. отн-й. В субъект. смысле право – мера юр. возможного поведения субъекта призванная удовл-ть собств. интересы лица. Сущность права конкретизируется в нормах. Ф-ции права: (осн. направления правового возд-я на общ. отн-я) 1. общесоц: экон, полит, воспит; 2. спец юрид: регулятивная, охранительная. До XIVв. мораль включалась в право. По Канту мораль – сфера внутр. свободы ч-ка, а право - его внешней свободы. Право и мораль находятся в неразрывной связи. У них есть общее, и в то же время значит. различия. Общее: они оба явл. Осн. Соц. регуляторами, тесно взаим-т м/у собой в упорядочении общ. отн-й. П. и М. различаются по форме своего выражения, по сфере действия, по способу регул-я.

 

2.виды НПА. Действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормат-правов акт – это акт гос. или общ. правомерного действия, содержащий нормы права. Виды: 1. законы 2. подзакон акты. Закон – норм. акт, принятый на референдуме или высшим представит органом гос. власти в особом процессуальном порядке, и регул-й важные общ. отн-я и облад-е высшей юрид. силой. Подзакон акты – акты, изданные в соотв-и с законом и ему не противоречащие. (указы, постановления, распоряж, решения). Время действия норм. актов начин-ся с момента вступления их в силу и сохран-ся до момента утраты юрид силы. Декреты президента и законы РБ вступают в силу по истечению 10 дней после его офиц. опубликования, если в этих актов не устан-ся др. срок. Указы и постановления и др правов акты вступают в силу со дня включения их в нац. реестр правовых актов РБ, если в них не указан др. срок. В зав-ти от того, каким органом издан НПА, он примен-ся на всей тер.РБ или опр. тер-рии. НПА распр-ся на всех граждан РБ, либо на опр. лица.

 

С-ма П. Отрасль, интитут П

С-ма П – внутр. стру-ра П,сост. из взаимосогласов. эл-тов: норм, институтов, подотраслей и отраслей П. Норма П – общеобязат. Формально опр. поведение людей, установл и обесп г-вом и направл на урегул-е общ. отн-й. Стр-ра нормы П: гипотеза – конкр. жизненные обст-ва, при наличии или отсутствии кот реализуется правило, содерж-ся в норме, диспозиция – ч прав. нормы, кот закрепляет права и обяз-ти участников общ. отн-й, санкция – ч прав. нормы, в кот указыв-ся юрид последствия, возник в рез-те нарушения диспозиции. Институт П – сов-ть юр. норм, направл. на урегул-е однор. общ. отн-й. Подотрасль П – сов-ть юрид норм, родственных институтов.

 

Понятие и сущность гос-ва, его ф-ции

Г-во – орг-я полит. власти, содействующая преим-му осущ-ю конкр. интересов (религиозных, общечел-х, классовых, нац-х) в пределах опр. тер-рии. Признаки г-ва: народ, тер-рия, власть. Сущность г-ва – главное, что осущ-т его функц-е. Подходы к сущ-ти гос: 1. классовый: г-во – орг-я, где власть осущ-ся в интересах господств. класса; 2. общ-соц: создаются условия для общ. компромисса; 3. нац; 4. религ; 5. расовый. Ф-ции г-ва – осн направления д-ти г-ва по решению стоящих перед ним задач, хар-ных для данного г-ва формах и свойств-ми ему м-дами. Виды ф-ций: 1. в зав-ти от продолж-ти – временные, постоянные; 2. в зав-ти от направл-ти – внутр. (экон, охрана правопорядка. эколог, идеолог, соц-культ), внешние (оборона страны, поддержание мира, сотрудничество с др. г-ми). Формы реализации ф-ций г-ва: 1.правотворческая, 2.правоисполнит, 3. Правоохранит

 

Формы гос-ва

Форма г-ва – орг-я полит. власти, охватывающая форму правления, форму гос. устройства и полит (гос) режим (это э-ты формы г-ва). Форма правления – монархия (абс, огранич (парламентарная, конституц)). Формы гос устр-ва: 1.унитарная, 2.федеративная (РФ) 3.конфидеративная. По полит режиму: демократ, тоталит., авторит, либеральные

 

Конституционный строй

Конституц строй – гос и общ строй, кот опр-н Конст как Осн законом страны, и для кот х-рны опр набор черт. Хар-ные черты КС: 1) подчинение г-ва праву;

2) признание и гарантированность неотъемлемых прав ч-ка; 3) разделение властей; 4) многообразие форм собств-ти и возм-ти для сущ-я и развития частной собств-ти как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности; 5) политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возм-ть создания и д-ти полит партий, придерживающихся различных идеолог установок; 6) наличие гражд об-ва, т.е. с-мы общ институтов, действующих в г-ве.

Основы КС РБ закреплены в первом разделе Конституции. Принципы :защиты прав и свобод человека и гражданина, народного су­веренитета,полит и идеолог плюрализма,приоритет обще­признанных принципов м/унар права,унитарного территор гос устр-ва,равенства религий и вероиспове­даний перед законом, равенства государств, не применения силы или угрозы силой в решении между­народных споров, невмешательства во внутренние дела и нерушимости границ, безъядерности территории.

Понятие админ ответсвенности. Виды мер администр ответственности.

Админ отв-ть – это отв-ть, кот выражается в применении уполномоч органом или должностным лицом админ взысканий, установл матер нормами админ права, к лицу, совершив правонар-е. Признаки АО: 1. собств нормат-прав основа, кот сост из законов и актов. 2. Основание - админ правонар-е. 3. субъет – гр-не РБ, иностр и лица без гражд-ва. Физ лица подлежат АО с 16 лет. к лицам до 18 лет не м примен админ арест. 4. за админ правонар-е предусмотрено админ взыскание. 5. взыскание примен в соотв-и с законом. В привлечение к АО входят виды админ взысканий: Предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом админ. правонар-я. конфискация предмета, лишение спец. права, предоставл-го гражданину(права упр-я ТС, права охоты),исправит. работы, админ арест. Предупреждение выносится в письм. форме и явл наи> мягкой мерой наказания. Оно прим за совершение незнач админ правонар-я. Штраф- взыскание имущ х-ра в ден форме в доход г-ва. Штраф не м. > 3кратного размера миним ЗП, а на должностных лиц- 5кратного размера миним. ЗП. Возмездное изъятие сост в принудительном изъятии только того предмета, кот. явл орудием совершения или непосредств объектом совершённого админ правонар-я. Конфискация сост в принудит безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредств объектом админ правонар-я, в собств-ть г-ва. Лишение спец.права, на срок до пяти лет прим-ся в случае грубого или систематич наруш-я порядка пол-я этим правом. Срок лишения не м. б.<15 дней. К исправит работам на срок до 2 мес с отбыванием их по месту пост. работы и с удержанием до 20% заработка в доход г-ва привлекаются лица, совершившие админ правонар-е. Исправит работы назначаются районным(городским)судом правонар-лям, имеющим пост. работу. Срок исправит работ не м б <15 дней. Админ арест назн-ся районным(городским) судом лишь в исключ случаях за отд виды админ правонар-й на срок <15 суток. Отмена постановления и прекращение дела об админ правонар-и влечёт за собой возврат взысканных ден сумм, возмездно изъятых и конфисков. предметов, а также отмену др. ограничений, связ. с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его ст-ть.

 

Порядок привлеч-я к админ-й ответ-ти.

Возбуждение дела; его рассмотрение; вынесение реш-я по делу; обжалование и опратестование реш-я по делу; исполн-я принятого реш-я. Поводом к возбуждению дела об админ правонаруш-ии явл обращение граждан с информ, имеющей признаки админ правонарушй. Данная стадия начинается с составления протокола об админ правонаруш-ии. Админ задержание офомляется составлением протокола, кот подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. Могут осущ-ся: личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов и т.д. Рассмотрев дело орган выносит постановление. Ртмена постановления и прекращение дела об админ правонаруш-ии влечёт за собой возврат взысканных ден сумм, возмездию изъятых и конфискованных предметов, а также отмену дркгих ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его ст-сть.

 

Понятие и признаки юр лица

ЮЛ - орг-я, кот имеет в собств-ти, хоз ведении или операт упр-и обособл им-во, несёт самост отв-ть по своим обяз-вам, м от своего имени приобретать и осущ-ть имущ и личные неим права, исп-ть обяз-ти, быть истцом и ответчиком в суде. Признаки ЮЛ: 1организ ед-во,2 имущ обособл-ть,3 самост имущ отв-ть по своим обязательствам,4-возм-ть самост выступать в гражд обороте от своего имени,5.возможность быть истцом и ответчиком в суде.

Организ ед-во ЮЛ сост в том, что оно имеет опр. стр-ру, соподчин-ть вход-х в него подразд-й и ед-ц, с-му органов упр-я, облад-х соотв компетенцией.

Признак имущ обособл-ти предполагает, что им-во ЮЛ обособляется от им-ва др ЮЛ, от им-ва его учредителей, от им-ва г-ва. Самост имущ отв-ть ЮЛ – следствие его имущ обособл-ти. ЮЛ отвечают по своим обяз-вам всем своим им-вом.

Возможность самост выступать в гражд обороте от своего имени озн-т возм-ть приобретать и осущ-ть ГП и обяз-ти, т.е. заключ-ть дог-ры и совершать иные сделки от своего имени.

Сущ-т множество классификаций ЮЛ, но первая по значимости- класс-ция по цели д-ти, различающая коммерч и некоммерч ЮЛ.

 

Гос-я регистрация юр лица.

ЮЛ образ-ся в порядке, установл закон-но примен к их опр видам. Выделяют 3 осн сп-ба образ-я ЮЛ:

Распорядительный, разрешит-й и явочно-нормативный.

Распоряд: ЮЛ возникает по распор-ю собств-ка или уполномоч им органа. Разрешит: создание орг-и разрешено тем или иным компетентным органом. При явочно-нормат не треб-ся согласие 3их лиц. Граждане и орг-и вправе по своему усмотрению образ-ть ЮЛ.

Регистрир орган проверят, соответ-т ли з-ну учредит док-ты ЮЛ и соблюдён ли установл порядок его образ-я, после чего он обязан зарегистр-ть ЮЛ.

Правовой основой д-ти любого ЮЛ явл учредит док-ты. В них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам. К учред док-там отн-т устав, учред дог-р.

Учред дог-р- гражданско-правовой дог-р, кот закрепляет намерение нескольких лиц(физ. и ЮЛ) создать ЮЛ. Он регул-т отн-я учредителей в пр-се создания и д-ти ЮЛ. Дог-р заключ-ся только в письм форме и вступает в силу с момента заключ-я.

Устав ЮЛ регламентирует его правовой статус. Он утверж-ся учредителями, вступает в силу с момента гос регистрации ЮЛ.

ЮЛ счит-ся созданным с момента гос рег-ции.

К гос органам, уполномоч осущ-ть рег-цию, осн-т: МИД; НБРБ.

Основанием для отказа в гос рег-ции м бь наруш-е установл законод-вом порядка образ-я ЮЛ, несоответствие его учред док-ов или создаваемого ЮЛ требованиям законод-ва.

Правоспособность юрид лица.

Правосп-ть юл- это его сп-ть иметь гражд права и принимать обяз-ти. 1. ПС возник у юл в момент его создания (ст. 45 ГК), а оно признается созданным с момента его регистрации (ст. 47 ГК). 2. выделяют общую и спец ПС. Согласно п.1 ст 45: юл м иметь гражд права, соответсв целям д-ти, предусм-м его учред док-х, а также предмету д-ти, если он указан в учред док-х и нести связ с этой д-тью обяз-ти. Если учред док-ты юл указ только на цель д-ти, но не называют предмет (виды д-ти), то такое юл обладает общей ПС. Если же в учред док-х назван перечень видов д-ти, то юл обладает спец ПС. Наличие у юл деесп-ти озн-т, что своими действиями оно может приобретать, создавать, осущ-ть и исполнять граждан права и обяз-ти. Юл может заниматься своей д-тью только, если у него есть лицензия. Юл м.б. ограничено в правах лишь в случаях, предусм закон-вом. Решение об ограничении прав м.б. обжаловано в суде

 

Виды юридич. лиц.

Сущ-т мн-во клас-ций ЮЛ, но 1 по значимости в опр-и прав статуса ЮЛ – клас-ция по цели д-ти, различ коммерч и некоммерч ЮЛ. Осн целью д-ти коммерч ЮЛ явл получение прибыли и распр-е ее м/у участниками. К коммерч орг-ям отн-ся: хоз об-ва и товар-ва; производ кооперативы; унитарные пр-я; крестьянско-фермерские хоз-ва.

Цели у некоммерч ЮЛ не связ с предпр-вом. К некоммерч орг-циям отн-т: потреб кооперативы; общ и религ орг-ции; учр-я, финансир-е собств-ком; благотв и иные фонды; объед-я ЮЛ. По х-ру прав уч-ков выделяют орг-и: им-во кот учредители имеют на праве собств-ти или ином вещном праве; в отн-и кот их уч-ки имеют обяз-тв права; в отн-и кот их уч-ки не имеют имущ. прав. По объему вещных прав на исп-мое им-во выделяют ЮЛ облад: правом операт упр-я; правом хоз ведения; правом собств-ти. По составу учред док-в выдел ЮЛ, основ: только на учред договоре; на уставе и учред договоре; на уставе.

 

24. Прекращение юридич. лица.

Различ 2 сп-ба прекращения д-ти ЮЛ – добров и принудит. В случае добр прекращения основанием явл решение учредителей, органа, уполномоч учред док-тами ЮЛ, а также собств-ка или органа, уполномоч собств-ком. Такое решение принимается в случаях: по истечении срока, на кот создано ЮЛ; с достижением целей, ради кот оно создано; после признания судом недействит рег-ции ЮЛ. Принудит прекращение д-ти возможно по решению суда и уполномоч гос. органов.

Суд может принять решение о ликвидации ЮЛ в случаях: непринятия решения о ликвидации в добровольном порядке в связи с истечением срока, на кот создано ЮЛ, достижением срока, на кот оно создано; осущ-я д-ти без лицензии; ведения д-ти, запрещенной законод-вом; осущ-и д-ти, противоречащей уставным целям ЮЛ; в иных случаях, предусмотренных законод-вом. По последствиям прекращения д-ти ЮЛ различают реорг-ю и ликвидацию ЮЛ. Прекращение ЮЛ путём реорг-и не влечёт прекращения его прав и обяз-тей. Все имущ и личные неимущ права переходят к др ЮЛ. Сущ-т формы реорг-и: слияние, присоед-е, разделение, выделение, преобраз-е. При слиянии ЮЛ права и обяз-ти каждого из них переходят к вновь возникшему ЮЛ в соотв-и с передат актом. При присоед-и ЮЛ к др ЮЛ к последн переходят права и обяз-ти присоед ЮЛ в соотв-и с передат актом. При разделении ЮЛ его права и обяз-ти переходят к вновь возникшим ЮЛ в соотв-и с разделительным балансом. При выделении из состава ЮЛ 1 или нескольких ЮЛ к каждому из них в соотв-и с разделительным балансом переходят права и обяз-и реорганизов ЮЛ. При преобраз-и ЮЛ 1 вида в ЮЛ др вида к вновь возникшему ЮЛ переходят права и обяз-ти реорган ЮЛ в соотв-и с передат актом.

Ликвидация ЮЛ осущ-ся ликвидац комиссией, образ органом, принявшим решение о его ликв-ции, в установл срок. С момента назн-я ликвидац комиссии к ней переходят полномочия по упр-ю делами ЮЛ; она выступает от имени ликвидир ЮЛ в суде. Особым случаем прекращения д-ти ЮЛ явл признание его банкротом. Пр-с ликвидации ЮЛ в связи с его банкротством регул-ся Законом РБ.

 

Понятие и виды договоров.

Договор - соглашение 2 или нескольких лиц об установлении, изм-и или прекращении гражд прав и обяз-тей. Признаки договора: 1). Договор – соглашение 2) стороны в договоре юрид равны 3) добровольное волеизъявление 4) договор – это всегда сделка, но не каждая сделка явл договором (в сделке может участв только 1 сторона).

Виды договоров: 1. 2- и многосторонние 2. устные и письм 3. Условная (отлагательная и отменительная) и обычная. 4. консенсуальная и реальная. 5. возмездная (Договор, по кот сторона должна получить плату за исполнение своих обязанностей) и безвозмездная (договор, по кот 1 сторона обязуется предоставить что-либо др стороне без получения от нее платы).

6. в зав-ти от распр-я прав и обяз-тей: 1сторон(взятие взаймы) и 2сторон (поставка товаров). 7. предварит (По предварит договору стороны обязуются заключить в буд договор (осн договор) на условиях, предусм предвар договором) и осн. 8. Присоед-я (договор, условия кот опр-ны 1 из сторон в формулярах или иных стандартных формах и м б приняты др стороной путем присоед-я к предлож-му договору в целом), в пользу 3го лица(договор, в кот стороны установили, что должник обязан произвести исполн-е не кредитору, а указанному или не указанному в договоре 3му лицу, имеющему право требовать от должника исполн-я обяз-ва в свою пользу), публичный (договор, заключенный коммерч орг-ей и устанавл-й ее обяз-ти по продаже товаров, вып-ю работ или оказанию услуг, кот орг-я по х-ру своей д-ти должна осущ-ть в отн-и каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание)).

 

29. Порядок заключения договоров.

Д-р считается заключенным, когда между сторонами в требуемой в соответствии с законом форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Достижение такого соглашения предполагает проведение переговоров сторонами буд д-ра. Обычно основанием для переговоров явл. предложение, сделанное 1 стороной др стороне. Его именуют офертой. Оферта – адресованное одному или неск-м конкретн лицам предложение, кот достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принятопредложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Сторона, кот делает предл-е, наз-ся оферентом, а сторона, кот его принимает, - акцептантом. Акцепт – это ответ акцептанта о принятии оферты. Акцепт м б устным или письм. Молчание м б признано акцептом лишь в случаях, предусм законом.

Договор признаётся закл в момент получения лицом, направившим аферту её акцепта.

У оферента, сделавшего предл-е заключить д-р, возникают опр обяз-ти. Если предл-е сделано в устной или письм форме с указанием срока для ответа, то оферент обязан ждать ответа до указанного срока. До истечения этого срока он не имеет права заключить д-р с другим лицом. форме: устная, письменная(торон: односторонние, двусторонние, многосторонние; 2) по моменту заключения: реальные, кон

30. содержание и форма договора. Свобода договора.

Содержание д-ра – это сов-ть его условий, опр-щих права и обяз-ти сторон. Условия: 1. существен – д-р не м б заключен без них 2. обычные – сопроводит док-ция, условия, кот предусмотрены закон-вом для данного вида договора 3. случайные – те условия, по кот стороны договорились о включении их в договор. Форма д-ра: простая письм и нотариально удостоверенная. Свобода д-ра:

1. Граждане и ЮЛ свободны в заключении д-ра. Понуждение к заключению д-ра не допускается, за искл случаев, когда обяз-ть заключить д-р предусм законод-вом или добровольно принятым обяз-вом.

2. Стороны могут заключить д-р, в кот содержатся элементы различных д-ров, предусм законод-вом (смешанный д-р).

3. Условия д-ра опр-ся по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусм законод-вом.

В случаях, когда условия д-ра предусм-ны нормой, кот применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением установить условие, отличное от предусм в ней, если это не противоречит законод-ву. При отсутствии такого соглашения условие д-ра опр-ся диспозитивной нормой.

Доверенность и ее виды

Доверенностью признается письм уполномочие, выдаваемое 1 лицом др-му для предст-ва перед 3ми лицами, удостоверенное в предусм-ном законом порядке. В зав-ти от кол-ва и х-ра действия, на совершения кот уполномочивается предст-ль, сущ виды дов-ти: 1)разовая – выдается на совершение 1 опр действия (обмен жилья); 2) спец – выдается на совершение в теч-е опр вр-ни ряда однор действий; 3)генеральная(общая) – выдается на совершение в теч-е опр времени ряда разнообразных действий.

Требования к дов-ти: 1)должна содержать точные данные о представляемом и предст-ле; 2) указание на дату ее составления; 3) указания на место ее составления; 4) ясное и полное изложения полномочий ее предст-ля. Срок действия не должен превышать 3 года, если срок не указан – 1 год. Передоверие: лицо, кот выдана дов-ть м передоверить действия, на кот оно уполномочено, др лицу, если оно в силу обстоятельств не может выполнить их самост-но. При этом передавший полномочия др лицу должен известить об этом выдавшего дов-ть и сообщить ему необх сведения о лице, кот переданы полномочия.

Прекращение дов-ти: Действие дов-ти прекращается вследствие:1) истечения срока действия дов-ти;2) отмены дов-ти лицом, выдавшим ее;3) отказа лица, кот выдана дов-ть;4) прекращения юр лица, от имени кот выдана дов-ть;5) прекращения юр лица, кот выдана дов-ть; 6) смерти гражданина, выдавшего дов-ть, объявления его умершим, признания его недеесп, ограниченно деесп или безвестно отсутствующим;7) смерти гражданина, кот выдана дов-ть, объявления его умершим, признания его недеесп, ограниченно деесп или безвестно отсутствующим. Лицо, выдавшее дов-ть, м во всякое время отменить дов-ть или передоверие, а лицо, кот дов-ть выдана, - отказаться от нее. Соглашение об отказе от этих прав ничтожно. С прекращением дов-ти теряет силу передоверие.

 

35. Понятие исковой давности. Общие и специальные сроки исковой давности.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право кот нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Спец сроки исковой давности:

Для отд видов требований законодат актами могут устанавливаться спец сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Сроки исковой давности и порядок их исчисления не м б изм-ны соглашением сторон. Основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности устанавливаются законодат актами.

Применение исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется.

Применение: Требование о защите нарушенного права принимается к рассм-ю судом независимо от истечения СИД. ИД применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение СИД, о применении кот заявлено стороной в споре, явл основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

ИД не распространяется на:

1) требования, вытекающие из нарушения личных неимущ прав и др немат благ, кроме случаев, предусм-х законодат актами;

2) требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;

3) требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении 3 лет с момента возн-я права на возмещение вреда, удовлетворяются не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска;

4) требования собств-ка или иного законного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения;

5) др требования в случаях, установл законод актами.

Понятие собственности и права собственности. Содержание права собственности.

Собств-ть-соц категория отраж-я принадлежность им-ва 1 или нескол лицам, а также соответств общ отн-я. Право собств-ти-это сов-ть правовых норм, закрепляющих принадлежность вещи субъектам гражд права, регламентируют полномочия этих субъектов по поводу этих вещей и устанавливает отв-ть за их нарушение. Право собств-ти состоит из: 1) правомочие владения- юрид и факт возм-ть обладать вещью, осущ-ть физ или хоз господство над нею.2) Правомочие польз-я- возм-ть извлечения из вещи ее св-тв 3)Правомочие распоряжения-возм-ть опр-ть юрид. судьбу им-ва (закл различ доверит д-ры).

Для лица, не являющ собств-ком, владение и пользование м.б. временным (аренда), постоянным, пожизненным. Собств-к несет бремя содержания принадлежащего ему им-ва, если иное не предусм-но законод-вом или д-ром.

 

Право частной собст-ти

Собст - категория отраж принадлежность имущ 1 лицу или неск лицам.Собст может быть гос или частной. Гос и частная формы собств-ти делятся в зав-ти от субъектов права собств-ти. Право собст-ти подраздел на собст гражд,юрид лиц, РБ и административно-терит-х едениц. Субьектами права частной собст явл физ и негосуд. юр лица; объектом права част собт может быть люб имущество, допускаемое в гражд оборот.(средства пр-ва, земля) Для частн собст хар-но отсутствие ограничений по колич и стоимости обьектов. Допускается использование объектов частной собств-ти не только для личного потребления, но в установл порядке и с целью получения прибыли (в предприн деятельности), не запрещено применять наемный труд.

Прекращение обязательств.

Прекращ-е обяз-ва означ прекращение юрид связи м/у его субъектами: они утрачивают субъект права и обяз-ти, составляющие содержание обязат правоотн-я. Основания: 1). Исполн-е 2) отступное (например, уплата денег, передача им-ва, взамен прекращение обязательств). 3) прощение долга – прекащ освобождением кредитором должника от обяз-тей, если это не нарушает право др лиц, в отн-и им-ва кредитора). 4навации(соглашение, по кот стороны заменяют одно обяз-во другим) 5). Зачета 6) совпадение кредитора и должника в одном лице. 7) невозможность исполнения.8) смерть должника, 9)ликвидация юр.лица,10) акт закон-ва

Гарантии и компенсации.

Гарантии – ср-ва, сп-бы и условия, с помощью кот обесп-ся осущ-е предост-х раб-кам прав в области соц-труд отн-й. Компенсации - ден выплаты, устан-е с целью возмещения раб-кам затрат, связ с вып-ем ими труд обяз-тей. За раб-ками, напр в служебную командировку, сохраняются место работы (должность) и ЗП в теч-е всего срока служ команд-ки, но не < ср заработка. При служ команд-х наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику р-ды:1) по проезду к месту служ команд-ки и обратно;2) по найму жилого помещения;3) за проживание вне места пост жительства (суточные); 4) иные произвед-е раб-ком с разрешения или ведома нанимателя р-ды. Порядок и размеры возмещения р-дов при служ команд-х опр-ся Прав-вом РБ или уполномоч им органом. Предусм-е в коллект д-ре, соглашении размеры возмещения р-дов не м б < размеров, устан-х для бюджетых орг-й. Гарантии и компенсации при служ команд-х за границу устан-ся Прав-вом РБ или уполномоч им органом.

Раб-кам, лицам, завершившим обучение, переезжающим на работу в др местность в связи с переводом, направлением возмещаются:1) ст-ть проезда раб-ка, лица, завершившего обучение, и членов их семей; 2) расходы по провозу им-ва жд, водным и автотранспортом (общего пользования) в кол-ве до 500 кг на самого раб-ка, лицо, завершившее обучение, и до 150 кг на каждого переезжающего члена семьи; 3) суточные за каждый день нахождения в пути; 4) единоврем-е пособие на самого раб-ка, лицо, завершившее обучение, в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой пособия на самого раб-ка, лицо, завершившее обучение.

При направлении раб-ков для повыш-я квалиф-ции и переподготовки с отрывом от пр-ва за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, устан-е Прав-вом РБ

Трудовой стаж и его виды.

Труд стаж – это исчисленная и устан-я в законном порядке продолж-ть труд, иной общ полезной д-ти, а также и др п-дов, с кот связ наступление опр-х прав последствий.

Труд стаж делится на спец и общий. Спец стаж явл частью общего стажа, т.к. он включ в общий стаж. Особым видом стажа явл выслуга лет. Выслуга лет – вып-е таких работ длительная занятость на кот затруднительна из-за утраты проф трудосп-ти либо пригодности до наступления устан-го пенсионного возраста. Общий стаж – это суммарная продолж-ть труд, а также иной полезной д-ти и др. п-дов, кот указаны в законе, независимо от того, какие имелись перерывы, от причин увольнения и х-ра работы. Спец труд стаж – это суммарная продолж-ть работы в опр условиях труда (тяжелых, вредных), на опр должностях, в опр регионах страны и др п-дов, с кот связ возн-е особых правовых последствий. Наряду с работой в стаж засчит п-ды: 1. время ухода за инвалидом 1й гр, или ребенком-инвалидом до 18 лет2. время ухода за ребенком в возрасте до 18 лет, зараженным вирусом СПИДА.и т.д. Страховой стаж –сумм-я продолж-сть периодов труд д-сти застрахованного лица в течение кго жизни, в кот уплачивались страховые взносы.

Пенсии и их виды.

Осн видом соц обесп-я явл пенсии. 2группы: трудовые и соц. Трудовые: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Право на соц. пенсию не связ с наличием трудовой и иной приравненной к ней д-ти. 3 вида трудовых пенсий по возрасту: на общих основаниях, на льготных основаниях, при неполном трудовом стаже. Пенсии за выслугу лет назн. независимо от возраста и состояния проф трудосп-ти. Порядок исчисления выслуги лет устан. с учётом х-ра и условий труда раб-ка. Основанием для назн-я пенсии по инвалидности явл. признание лица инвалидом и установление ему одной из 3 групп инвалидности, что требует опр-е его причины. Основанием для назн-я пенсии по случаю потери кормильца явл. смерть кормильца, признание лица безвестно пропавшим либо объявление его умершим. Пенсии по случаю потери кормильца м б увел-ны за счет надбавок. Основание – необх-ть в уходе.

 

Понятие финансового права

Финансовое право – сов-ть юр норм, регулир обществ отн-я возникающиеся, развивающиеся и прекращающ в сфере фин д-сти гос-ва.

Предмет фин права – фин прававоотн, т.е. обществ отн-я возн, разв и прекр в сфере фин д-ти гос-ва. Фин право не имеет самост м-да правового регул-я и исп-т админ–правовой м-д или м-д гос–властных предписаний, для кот хар-ны императивный х-р(строгое саблюдение з-на), неравное положение сторон. Сис-ма фин право:

1.Общ часть – входят нормы, кот устанавлив круг и компетенцию органов, учавств в фин д-сти.2.Особенная часть - *бюдж. право, *налог. право,* банков. право, *правовое регулиров-е в обл финансов пр-тий, банк. кредита, валютного регулиров-я валют отн-й, внебюдж фонды, гос кредита, ден обращ-ния. Источники: Конт-цмя РБ, Бюдж Кодекс, Налогов Код, Закон о местн упр-и и самоупр, Указы Презид.и т.д.

субъекты фин права - носители прав и обяз-тей в области фин д-ти г-ва. К ним отн-ся: г-во; админ–территориальные ед-ы; органы гос власти и гос упр-я общей компетенции; юр лица; опр часть физ лиц.

Фин. Д-сть гос-ва

Фин д-сть гос-ва – осуществл-мая компетентными оргонами д-сть по планамерному собиранию, распредел-ю и сп-нию децентрал и централиз фондов ден ср-в, необход-мых для реш-я эк задач гос-ва.

Задачи фин д-сти: 1) планомерное собирание, распредел-е и исп-е ден ср-в, 2) эк стимул-ние пр-ва, 3) контроль за законным и целесообр-м исп-нием ден. ср-в

Ф-ции фин. д-сти: образов-ние ден ср-в, распред-ние ден ср-в, использ-е ден ср-в, контроль за движ-нием ден ср-в, эмиссия ден знаков

 

Фин с-ма РБ

Фин с-ма РБ – сов-сть вз/связ-х м/ду сабой звеньев фин отн-й, посредством кот гос-ва планомерно образует, распред-ет и исп-ет соотв-щие фонды ден ср-в и таким образом выполняет общие задачи, определяемые фин. полит-кой гос-ва

Ден ср-ва: *финансы РБ, *ф-сы местного упр-я, *Республик. бюджет, *местн б-т, *б-ты СЭЗ, *Б-т союза РБ и РФ, *республ внебюдж ф-ды, *местн внебюдж ф-ды, *гос и банк кредиты, *умущ-ное страх-е

Сис-ма гос органов, осуж-щих фин д-сть: подходы: а) общей компетенции: Президент, Парламент, Прав-во, Местные советы депутатов, Исполнит-распоряд органы местн советов. б) спец компетенции: МинФин, Мин налогов и сборов, депортамент по надзору за страх д-стью, комитет по цен бумагам при СавМине, НБРБ, органы упр-я ФСЗН

 

Бюджетное устройство и бюджетная с-ма

Бюдж пр-с – регламентированный Конституцией РБ, актами Президента, бюдж кодексом и др норм актами, д-сть гос органов по составлению, распредел-ю, утвержд-ю и исп-ю бюджетов

Бюджет- план формиров-я и исп-я ден ср-в для обеспеч-я реал-ции задач и ф-ций гос-ва

Бюджетная с-ма – регулируемая закон-вом сов-сть республик и местных бюджетов РБ, основаных на эк-ких отн-ии и гос устройстве.

Принципы бюдж с-мы: ед-во; полнота отражения д-дов и р-дов бюдж; сбаланс-ть бюдж; гласность; самост-ть бюджетов; эф-ть исп-я бюдж ср-тв; достоверность бюджетов; адресность и целевое назн-е бюдж ср-тв; отв-ть уч-ков бюдж пр-са.

Системообраз законод актом, регулир межбюдж отн-я, явл Закон «О бюдж с-ме РБ и гос внебюджетных фондах».

Понятие права, сущность. Соотношение права и морали

Право (в обьект. смысле) – с-ма общеобязательных формально опр. юр. норм, установл-х и обесп-х г-вом и направл-х на урегул-е общ. отн-й. В субъект. смысле право – мера юр. возможного поведения субъекта призванная удовл-ть собств. интересы лица. Сущность права конкретизируется в нормах. Ф-ции права: (осн. направления правового возд-я на общ. отн-я) 1. общесоц: экон, полит, воспит; 2. спец юрид: регулятивная, охранительная. До XIVв. мораль включалась в право. По Канту мораль – сфера внутр. свободы ч-ка, а право - его внешней свободы. Право и мораль находятся в неразрывной связи. У них есть общее, и в то же время значит. различия. Общее: они оба явл. Осн. Соц. регуляторами, тесно взаим-т м/у собой в упорядочении общ. отн-й. П. и М. различаются по форме своего выражения, по сфере действия, по способу регул-я.

 

2.виды НПА. Действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормат-правов акт – это акт гос. или общ. правомерного действия, содержащий нормы права. Виды: 1. законы 2. подзакон акты. Закон – норм. акт, принятый на референдуме или высшим представит органом гос. власти в особом процессуальном порядке, и регул-й важные общ. отн-я и облад-е высшей юрид. силой. Подзакон акты – акты, изданные в соотв-и с законом и ему не противоречащие. (указы, постановления, распоряж, решения). Время действия норм. актов начин-ся с момента вступления их в силу и сохран-ся до момента утраты юрид силы. Декреты президента и законы РБ вступают в силу по истечению 10 дней после его офиц. опубликования, если в этих актов не устан-ся др. срок. Указы и постановления и др правов акты вступают в силу со дня включения их в нац. реестр правовых актов РБ, если в них не указан др. срок. В зав-ти от того, каким органом издан НПА, он примен-ся на всей тер.РБ или опр. тер-рии. НПА распр-ся на всех граждан РБ, либо на опр. лица.

 

С-ма П. Отрасль, интитут П

С-ма П – внутр. стру-ра П,сост. из взаимосогласов. эл-тов: норм, институтов, подотраслей и отраслей П. Норма П – общеобязат. Формально опр. поведение людей, установл и обесп г-вом и направл на урегул-е общ. отн-й. Стр-ра нормы П: гипотеза – конкр. жизненные обст-ва, при наличии или отсутствии кот реализуется правило, содерж-ся в норме, диспозиция – ч прав. нормы, кот закрепляет права и обяз-ти участников общ. отн-й, санкция – ч прав. нормы, в кот указыв-ся юрид последствия, возник в рез-те нарушения диспозиции. Институт П – сов-ть юр. норм, направл. на урегул-е однор. общ. отн-й. Подотрасль П – сов-ть юрид норм, родственных институтов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.54.203 (0.094 с.)