Основные направления деятельности Ведомства модно представить следующим образом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления деятельности Ведомства модно представить следующим образом.



1. Призрение младенцев. Воспитательных дома (в Санкт-Петербурге и Москве) ежегодно принимали на свое попечение более 20 тыс. незаконнорожденных младенцев и до 1 тыс. законных и призревали в деревнях у воспитателей до 80 тыс. питомцев, остающихся на попечении Дома до 21-летнего возраста. Для питомцев содержалось более 100 школ. В некоторых губернских и уездных детских приютах Ведомства учреждались специальные «ясли» (в Вологде, Полтаве, Петрозаводске, Риге, Томске, Рыбинске, Моршанске, Керчи и др.).

2. Призрение детей. Каждый год призревается до 14 тыс. детей в 176 приютах Ведомства, в том числе более 4 тыс. на полном содержании заведений. Все призреваемые обучаются грамоте и ремеслу по программе народных училищ.


3. Призрение слепых и глухих. Для слепых детей имеется 21 училище (2 столичных и 19 в губерниях), в которых воспитываются, обучаются грамоте и ремеслам свыше 700 детей. В специальном училище воспитывается до 200 детей интернами и до 50 – экстернами. Дети обучаются грамоте и ремеслам.


4. Женское воспитание и образование. В институтах и других закрытых заведениях Ведомства ежегодно воспитываются и получают законченное образование 10 тыс. девиц разных сословий и исповеданий. В трех Мариинских училищах и в других женских школах, учрежденных разными обществами, воспитываются ежегодно еще 6 тыс. человек, а также в 31 гимназии и прогимназии, на педагогических курсах получают образование еще до 10 тыс. девиц.

5. Призрение и воспитание мальчиков и юношей. В трех заведениях: двух коммерческих училищах и Гатчинском Сиротском институте воспитывалось окало 2 тыс. человек. В Императорском Александровском Лицее получали гимназическое и академическое образование более 200 человек из потомственных дворян.

6. Призрение взрослых. В 36 богадельных домах ежегодно призреваются до 5 тыс. престарелых, дряхлых, увечных.

Кроме Ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны, в России XIX века существовали и другие благотворительные общества.

Самым известным из них было Императорское человеколюбивое общество. В мае 1802 г. в Петербурге при содействии Императора Александра Iбыло основано «Благодетельное Общество». Первыми руководителями являлись министр коммерции граф Румянцев, надворный советник Щербаков. Для осуществления управления Обществом был образован комитет из 17 «достойных лиц», проявивших себя на государственной службе. В 1804 году. Император Александр I одобрил разработанную комитетом программу деятельности «Благодетельного Общества», согласно которой на Общество возлагалось:

1) домовое призрение бедных больных (бесплатное лечение на дому);

2) диспенсарии (диспансеры) в разных частях города устройство больниц, в том числе специализированных;

3) помощь пострадавшим от несчастных случаев;

4) больницы для «заразных» больных;

5) призрение инвалидов (калек, глухонемых, слепых и т. д.).

С 1814 года «Благодетельное Общество» было переименовано в «Императорское Человеколюбивое Общество», а комитет сократился до 11 членов, в числе которых находились главный попечитель в звании председателя и его помощник.

К 1910 году Человеколюбивое Общество оказывал помощь бедным любого возраста и вероисповедания:

при рождении ребенка – акушерством, врачебным и вещественным пособием;

в детском возрасте – призрением, воспитанием и образованием;

призрением взрослых, если они не могут добывать себе пропитание собственным трудом по старости или неизлечимым болезням;

предоставлением бесплатных или удешевленных квартир и пищи нуждающимся, восстановлением здоровья заболевшим.

Как осуществлялись перечисленные благотворительные задачи, показывают следующие цифровые данные о деятельности подведомственных Человеколюбивому Обществу учреждений, извлеченные из последнего отчета Совета Императорского Человеколюбивого Общества за 1908 год. К этому времени функционировали:

1) учреждения для постоянного призрения, в т.ч.:

66 учебно-воспитательных заведений для детей и молодых людей обоего пола;

76 богаделен;

36 заведений бесплатных и дешевых квартир;

2) учреждения для оказания временной помощи, в т.ч.:

33 медицинских учреждения, в которых оказывалась врачебная помощь стационарным больным, пользовавшимся врачебным уходом и полным содержанием, родильницам с уходом и полным содержанием матерей и младенцев, амбулаторным больным, включая бесплатные лекарства;

31 благотворительное общество, в которых выдавались постоянные и единовременные денежные или вещественные (материальные) пособия;

3 ночлежных приюта;

11 столовых, в том числе 9 народных;

1 детская студенческая;

7 заведений по трудоустройству.

В 1904 г. в Петербурге основан Союз для борьбы с детской смертностью в России.

Устав Союза давал право открывать местные отделы всей империи. Средствами снижения детской смертности служили детские ясли и приюты, учреждения для раздачи молока, лечебные и санитарные пункты, убежища для рожениц и после родов, распространение гигиенических сведений, общий подъем народной жизни и особенно просвещения и нравственного воспитания.

В 1913 году указом Императора Николая II образовано Всероссийское попечительство по охране материнства младенчества, упраздненное в январе 1918 году в связи с образованием при Министерстве Государственного Призрения отдела по охране материнства и младенчества.

Одним из направлений благотворительной деятельности было оказание помощи нуждающимся в жилье. К решению этой проблемы подключились общественные организации. Большую работу в этом направлении проводило «Братолюбивое общество». Его организатором и бессменным председателем почти полстолетия была княгиня Надежда Борисовна Трубецкая. Это общество снабжало в Москве нуждающихся квартирами, в их распоряжении находилось 30 домов, где находили приют тысячи семейных и одиноких людей. В 1866 году, когда Общество примкнуло к ведомству Императорского Человеколюбивого общества, оно получило выгодные условия для строительной деятельности. Им был построен «Марининский приют» (поселок двухэтажных деревянных зданий), где определенный процент квартир каждом доме предоставлялся бесплатно совершенно неимущим. Здесь же устраивались аптеки, больницы, школ и сады.

Правительство постоянно поддерживало это общество, в его распоряжение передавались свободные дома, участки земли под строительство поселков.

Ко времени царствования императора Александра I относится также образование обществ, основанных на принципах взаимного вспоможения, или самопомощи. Их члены, принадлежащие, как правило, к одному какому-либо сословию, составляли капитал посредством ежегодных взносов, который использовался на вспомоществование как людям из их среды, испытывающим финансовые трудности, так и их вдовам и сиротам, не имеющим средств к существованию, тогда как обычно члены благотворительных обществ делали взносы для вспомоществования лицам посторонним, признанным после исследования их положения нуждающимися и заслуживающими такой помощи.

При Александре I были также учреждены кассы:

на содержание вдов и сирот пасторов Саратовских протестантских колоний в 1806 г.;

убогая и училищная касса в Дерпте в 1813 г.;

вдовья и сиротская касса Санкт-Петербургских биржевых маклеров в 1822 г.

Так появилась первая частная организованная благотворительная помощь. С ее возникновением заканчивается исключительное господство закрытых заведений как формы социальной помощи. Впервые о введении помощи бедным слоям населения со стороны общественности было заявлено еще в законах, принятых Петром Великим, однако тогда ее формы и организация не были определены.

В 1882 году образовалось общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест», которое находится под покровительством Великой княгини Елизаветы Маврикиевны. В том же году в Москве на средства частного лица — Александры Степановны Балицкой – открывается первый приют для калек и парализованных.

1893 год был ознаменован возникновением Общества защиты детей от жестокого обращения, которое строило убежища и общежития с мастерскими. Тогда же создавались приюты для слабоумных детей и эпилептиков, все на средства частных жертвователей.

Во времена царствования императора Николая II рост идеи организованной общественной помощи бедным был приостановлен: новых благотворительных обществ почти не возникало, организация групповой помощи не получило развития. Но в этот период был образован Комитет по разбору нищенствующих, что свидетельствует о том, что идея общественной помощи все же не была отброшена.

К концу XIX столетия в России насчитывалось боле 14 тыс. благотворительных обществ и заведений. По ведомственной принадлежности благотворительные учреждения распределялись следующим образом:

Ведомство учреждений императрицы Марии – 683;

Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество – 518;

Попечительство о домах трудолюбия и работных домах – 274;

ведомства православного вероисповедания и военного духовенства – 3358;

Министерство внутренних дел – 6854

Министерство народного просвещения – 68 и др.

По данным I съезда русских деятелей по общественному призрению, наибольшим числом различных благотворительных организаций отличались прибалтийские губернии, в которых на каждые 100 тыс. населения приходилось более 20 благотворительных обществ, тогда как в Петербургской –17, Московской – 14, а во всех остальных – не более 7.

Благотворительные общества имели разные названия и численность, но каждое являлось юридическим лицом, имело устав, право приобретать недвижимость, ценные бумаги, счет в банке. Ежедневно составлялся отчет о деятельности и высылался в Канцелярию того ведомства, в подчинении которого находилось общество. За всей благотворительной деятельностью был строгий полицейский надзор.

Благотворительные общества использовали в своей деятельности самые разнообразные формы помощи и поддержки нуждающихся. Как способ вспомоществования бедным была выдача пособий хлебом из сельских запасных магазинов, а также денежных пособий.

Периодически разражавшиеся бедствия – неурожаи, голод на их почве, эпидемии и т. д. понуждали русскую общественность искать меры по облегчению положения народа. Так появились приюты и ясли как форма общественной самопомощи, создавались они по инициативе частных лиц. Как правило, в них принимались дети бедно населения бесплатно или за небольшую плату.

Еще одной интересной формой общественного призрения в конце XIX столетия были дома трудолюбия. С самого начала попечительство довольствовалось тем, что составляло из людей, нуждающихся в работе, особые артели которые нанимались поденно для портовых или других называемых черных работ, в том числе для очистки улиц, площадей, набивки ледников и т. п.

В 1881 г. из среды попечительства избирается особый комитет для сбора пожертвований на сооружение дома трудолюбия. Он был построен за сравнительно короткое время и уже в 1896 г. смог дать работу более чем 21 тыс. человек. Подобные дома строились во многих городах России на благотворительные средства различных обществ и частных лиц.

Анализ лиц, содержащихся в домах трудолюбия, свидетельствует о том, что самую большую группу составляли молодые люди 20—30 лет, потерявшие работу по легкомыслию, из-за кутежей и пьянства. За ними следовала группа мужчин от 30 до 50 лет.

Кроме того, практиковались и другие формы оказания социальной помощи общественными организациями и частными лицами: биржи труда, специализированные мастерские для женщин, воскресные профессиональные школы и т. д. В этот период появляются новые принципы социальной помощи, происходила децентрализация социального призрения и обеспечения, индивидуализация помощи, сами люди нацеливались на использование своих внутренних ресурсов для решения собственных проблем.

В России к 1910-1913 гг. действовали многочисленные благотворительные общества, но не было учебных заведений, в которых готовили бы специалистов всех уровней для разветвленной, но пока еще неорганизованной сети общественной и частной благотворительности. За создание школы взялись энтузиасты – преподаватели высших учебных заведений России, в частности, известный специалист по уголовной социологии С. К. Гогель.

Исследователи отмечают, что «...как таковой, школы, которая готовила бы к заведованию домами трудолюбия и другими благотворительными Учреждениями, мы не имелось в Российской империи. Что касается высшей социальной школы, то она почти оформилась в лице образовавшегося уже Юридического факультета Психоневрологического института. Мне (С. К. Гогель) удалось ввести в учебный план как особую кафедру «Общественное призрение». Если же принять во внимание, что в институте преподавались в широком мере социология, политическая экономия, социальная политика и общественная гигиена, и если иметь в виду, что в числе профессоров числились Е. В. де Роберти, М. М. Коелевский и др., то нарождение социальной школы можно было, пожалуй, считать свершившимся фактом».

Далее для объединения действий, средств и выработки единства целей был создан «Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению», который 8-13 марта 1910 г. в Петербурге провел I Съезд русских деятелей по призрению, наметивший планы координации всех усилий по общественному частному призрению.

Всего участников было 300 человек. Съезд наглядно показал, какое громадное значение имела эта форма общения в целях самообучения и возможности всем пользоваться опытом отдельных лиц и учреждений. Материалы съезда бесплатно распространялись среди земских городских управ.

Весной 1914 года Министерство внутренних дел организовало и провело II Всероссийский съезд по общественному призрению, участники которого – теоретики вопроса и практические работники, отметили ряд достижений и неудач в деле борьбы с бедностью. Начавшаяся в том же году империалистическая война и вслед за ней гражданская оставили эти планы неосуществленными.
Первые мероприятия советского правительства по созданию новой системы социальной помощи (1918-1920 гг

1917 г. открыл новый этап развития системы социальной помощи в России: определяющим субъектом в разработке социальной политики стало государство, взявшее на себя заботу о больных, инвалидах и престарелых, женщинах и детях. Элементом социальной политики государства стала система разнообразных пособий и выплат, призванных обеспечить социальное равенство в стране.

В мае 1917 г. было создано Министерство государственного призрения, преобразованное в октябре 1917 г. в Наркомат государственного призрения России, а в апреле 1918 г. переименовано в Наркомат социального обеспечения Российской Федерации. Первым наркомом была назначена А. Коллонтай.

На базе прежних благотворительных учреждений была создана сеть инвалидных домов, домов престарелых, детские учреждения, дома матери и ребенка, ясли и другие социально-ориентированные государственные учреждения.

Однако не всегда провозглашенные государством цели и задачи соответствовали его материальным возможностям. В октябре 1918 г. был издан Закон, предусматривающий материальное обеспечение трудящихся при временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице, сиротстве и вдовстве. Однако в структуре расходов государственного бюджета доля затрат на социальное обеспечение и страхование составляла лишь 2,5 %.

После Октябрьской революции 1917 года правительство приступило к выполнению основных положений страховой программы, утвержденных на Пражской конференции РСДРС (б). Так, с 1917 по 1922 год было принято около ста декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества.

В 1917 году вышел Декрет «О страховании на случай болезни», Декрет «О бесплатное передаче больничным кассам всех лечебных учреждений предприятия». 7 августа 1918 г. Декретом СНК введено пенсионное обеспечение по инвалидности солдат Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а членов их семей – по случаю потери кормильца.

Эти документы были базой для организации государственной системы социального обеспечения советского типа, которая предназначалась для трудящихся. Положение о социальном обеспечении от 31 октября 1918 года устанавливало для них следующие виды материального обеспечения и услуг: пособия по временной нетрудоспособности; по безработице, по беременности и родам, на рождение ребенка, на погребение, пенсии по инвалидности, медицинскую помощь, протезирование и др.

Россия одна из первых стран мира после Великобритании установила страхование на случай безработицы Положением от 11 декабря 1917 года. Пособия выплачивались до 30-х годов, когда такое явление было ликвидировано.

В 1919 году было отменено внесение взносов на социальное страхование для всех предприятий и учреждений (кроме частных работодателей) и установлен порядок прямого сметного финансирования социального обеспечения. Все ранее существовавшие страховые фонды и кассы были объединены в единый Всероссийский фонд социального обеспечения, но эта система действовала недолго.

Не имели право на государственное социальное обеспечение следующие группы населения:

1) крестьяне (социальное обеспечение крестьян не вошло в государственную систему и осуществлялось за счет организаций крестьянской взаимопомощи, при чем Положение о крестьянских обществах взаимопомощи от 28 сентября 1924 года обязывало предоставлять обеспечение семьям военнослужащих, инвалидам и всем беднейшим гражданам деревни);

2) ремесленники и другие лица, занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью;

3) выходцы их дворянства, буржуазии, духовенства, бывшие государственные чиновники.

23.Социальная поддержка неимущего студенчества: опыт решения проблем.

В тетради

24.Социальная помощь и поддержка населения в России в 1990-х гг.

Социальная работа как профессиональная деятельность начинает скла-дываться в начале 90-х годов. Оганизации нового вида деятельности и соз-данию сети учреждений способствовал экономический кризис.
Какие проявления он имел: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, рост профессионального нищенства, криминогенная обстановка, падение уровня рождаемости, рост количества разводов. Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности, тенденция роста рождения детей вне института семьи и брака, детей-сирот. Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, за-щиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: в 1992 г.
- «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по ох-ране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.),
- «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.),
- «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.),
- «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных вы-плат» (21 мая 1992 г.). и др. В области охраны материнства и детства принимаются специальные ука-зы Президента и постановления Правительства РФ.
- Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных се-мей»,
- «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инва-лидам, военнослужащим, уволенным в запас. В 1993 г. осущ. разработка законов и постановлений в области соци-ального обеспечения. Разработка государственного социального страхова-ния. Примеры федеральных социальных программ: В 1995 г. утверждается федеральная программа «Дети России». Она включала в себя серию целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Раз-витие индустрии детского питания». В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслужива-нии граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре — «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался пе-речень гарантированных государством социальных услуг, которые предос-тавлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др. С принятием Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации (август 1993 г.), Система социальных служб складывалась из
- государственных,
- муниципальных
- негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись
- материальная помощь,
- помощь на дому,
- обслуживание в условиях стационара,
- предоставление временного приюта,
- консультативная помощь,
- социальный патронаж,
- социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь.
- предусматривалось создание корпуса профессиональных служащих, соци-альных работников Министерство социальной защиты к концу 1995 г. обладало самой раз-ветвленной и разнопрофильной системой социальной помощи. В 1995 г. Министерством утверждена типовая региональная программа социальной защиты населения. Главными видами помощи, согласно типовому положе-нию, являлись
- материальная, - натуральная, - обеспечение занятости, -гуманитарная.

. Социально-политические и экономические преобразования переходного периода и поиски путей решения социальных проблем.

2. Создание Министерства социальной защиты населения РФ.

3. Разработка и реализация новой концепции и принципов социальной защиты населения.

4. Сущность, объекты, субъекты социальной защиты.

Конспект лекции

Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х гг. Этому способствовали экономический кризис и рост социальных проблем в обществе: снижение уровня жизни, безработица, падение уровня рождаемости, вынужденная миграция, распад института семьи и брака.

В этих условиях правительством разрабатываются экономические и социальные программы, а также комплекс неотложных мер, направленных на выход России из кризиса. В сфере экономики это либерализация цен, сокращение бюджетного дефицита, снижение дотаций убыточным предприятиям, введение прогрессивных налогов, сокращение военных расходов. Однако происходило снижение инвестиций в социальную сферу. Поэтому необходимо было выделить приоритетные группы населения, которые в первую очередь нуждались в поддержке: дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие, уволенные в запас.

В декабре 1991 года вышел указ «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году». Согласно указу, органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.).

Для формирования финансовых источников предполагалось создать Российский и территориальный фонды за счет остатков продукции, товаров, части доходов от приватизации, а также от деятельности предприятий, фондов, организуемых ими денежно-вещевых лотерей, добровольных взносов предприятий, иностранных физических и юридических лиц, гуманитарной помощи.

В начале 90-х гг. выходит множество законов, указов президента, Постановления Правительства РФ «О государственных пенсиях РСФСР» (27.12.91), «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (04.04.92), «Об улучшении пенсионного положения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске в 1979 г.» (04.04.92), «О защите прав потребителей» (07.02.92), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21.04.92), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21.05.92) и др. Всего с 1991 г. по 1992 г. было принято 25 законов. В области охраны материнства и детства — законы «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего было предоставлено более 46 гарантий и льгот.

28 сентября 1993 года принят Указ Президента «Об управлении государственным социальным страхованием в РСФСР». Распределение средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования РФ.

Разрабатывалась программа по содействию занятости населения; предусматривающая сокращение рабочего времени без сокращения численности рабочих, льготы и компенсации высвобождаемым работникам, переквалификацию и др.

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики: индексация пенсий в зависимости от роста цен, принятие мер социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов, совершенствование социальных пособий и выплат, развитие служб обслуживания инвалидов, пенсионеров и малоимущих.

В этом же году утверждается федеральная программа «Дети России». Она включает в себя серию целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания»,

«Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев».

Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения осуществляло Министерство социальной защиты.

С принятием Конвенции развития социального обслуживания населения в РФ 4 августа 1993 г. произошел переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. Устранению причин снижения уровня благосостояния граждан и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб. Основные формы их деятельности: материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация, социальная помощь.

Росла необходимость в создании корпуса профессиональных служащих социальных работников.

Финансирование социальных программ осуществляется не из поступления налогов, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования. Государственного Фонда занятости населения, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

В 1994 г. в составе Минсоцзащиты решением Правительства был открыт Департамент социальной защиты. Он занимался следующими вопросами: разработка федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организация выплат, перерасчет и добавка государственных пенсий, обеспечение единообразного применения федерального закона и др.

 

 

25.Феномен частной благотворительности и меценатства в России (на примере

отдельных лиц или династий).

В Центральном государственном историческом архиве СССР хранится немало документов, так или иначе связанных с благотворительными учреждениями. И все сопроводительные справки к этим документам кончаются одинаковыми словами: «Упразднено Великой Октябрьской социалистической революцией».
Работа кипела — было что упразднять. Одно лишь Ведомство учреждения Императрицы Марии к началу нынешнего века насчитывало 683 благотворительных общества и заведения, из коих 645 находились в Европейской части России — приюты, воспитательские дома, богадельни.
Всего же в Российской империи функционировало к 1902 году 11 040 благотворительных учреждений. Действовало 19108 приходских попечительских советов. Да, много было нуждающихся на Руси, но каждый получал от имущего помощь и поддержку: ни одна униженная и оскорбленная социальная группа не была оставлена без внимания Многие российские благотворительные общества имели свои отличительные знаки. Поверьте, их оформление, изысканность и оригинальность не уступали военным наградам. Быть принятым в общество считалось за великую честь. Но, конечно, не бравада знаками отличия притягивала обеспеченных людей в ряды благотворителей. Скажем, И. И. Бецкой — сын «последнего боярина» генерал-фельдмаршала Трубецкого и баронессы Вреде. Образование получил в Париже и всю жизнь посвятил воспитательской работе в России. В Петербурге с легкой руки Бецкого закладывается по проекту Стасова Смольный институт для благородных девиц.
При Александре Первом на поприще профессиональной благотворительности блистал принц П. Г. Ольденбургский: 42 года жизни отдал он служению обездоленным людям. В Петербурге основал училище правоведения, первый ночной детский приют. Петр Георгиевич издержал на благотворительность более миллиона рублей. В 1889 году на Литейном проспекте ему поставили памятник с надписью: «Просвященному благотворителю». Нетрудно догадаться, когда памятник был снесен...
Но большей частью в России благотворительностью занимались все-таки женщины, и в первую очередь — императрицы. Великая реформаторша Екатерина Вторая сделала благотворительность государственной отраслью.
Императрица Мария Федоровна ратовала за женское просвещение и хорошо в этом направлении преуспела.

 

 

Благотворительность и меценатство в России

 

 

Под словом «благотворительность» в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие. Для нуждающихся строились различные богоугодные заведения - больницы, приюты, школы, училища, богадельни. Благотворительность была одной из главнейших добродетелей христианства. В дореволюционной России благотворитель-ность обычно не включалась в государственные программы помощи бедным, ею занимались частные лица и общества помощи нуждающимся. Государственная же помощь обозначалась термином «призрение» (обще-ственное призрение). Благотворительность была широко распространена в государственной и общественной жизни России. Еще при князе Владимире нищие и убогие могли приходить на княжеский двор и получать там «всякую потребу, питье и яствы...». Этому примеру следовал и Владимир Мономах, в следующих словах излагавший обязанности князя по отношению к бедным: «будьте отцами сирот»; «не оставляйте сильным губить слабых»; «не оставляйте больных без помощи». Русские цари и царицы во время выходов и выездов, церковных праздников, посещений тюрем широко раздавали милостыню. Княжеская и царская благотворительность была примером и для бояр.
Основой благотворительности в допетровскую эпоху были православные храмы и монастыри. При последних устраивались богадельни для бедных и престарелых, а в неурожайные годы из монастырских запасов раздавались съестные припасы голодающим, устраивались общие трапезы для нищих.
В 18 в. масштабы российской благотворительности значительно возросли. В 1775 г. в составе новых губернских учреждений появился особый приказ общественного призрения. На него возлагалась забота об образовании, лечении, устройстве народных школ, сиротских домов, приютов и богаделен для престарелых, работных и смирительных домов. Через 65 лет в стране таких учреждений было уже около 800. В 1860 — 1870 гг. забота об общественном призрении передавалась земствам и городам. В Москве в 1894 г. повсюду были учреждены участковые попечительства о бедных.
Москва занимала особое место в истории российского благотворительства. В екатерининскую эпоху здесь были открыты воспитательный дом (1763), Вдовий дом (1772), Екатерининская (1776) и Голицынская (1801) больницы, Шереметевский странноприимный дом (1810) и многие другие крупные благотворительные учреждения, зачастую строившиеся по проектам знаменитых архитекторов (Голицынская больница М. Ф. Казакова).

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.058 с.)