Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль алтайского купечества в благотворительной деятельности на АлтаеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Купеческое мещанство на Алтае приобретало в 18 веке особую общественную значимость. Это связано с переосмыслением многих страниц российской истории, возрождением предпринимательской деятельности и лучших традиций благотворительности, с особым вниманием к региональной тематике. Алтайское купечество сформировалось позже, чем в европейской части России. Если зарождение предпринимательства можно отнести к петровскому времени, то его расцвет отмечается в половине 19 века. А отмена крепостного права, реформы 60-70-х годов, новая волна переселенцев на Алтай, рост городского населения, развитие рыночных отношений явились надёжным фундаментом для развития предпринимательства на Алтае. Численность купечества во второй половине 19 века неуклонно растёт, пополняясь выходцами из крестьянского и мещанского сословий. Так, например, в Барнауле купцы в 1366 году составляли 0,14 тысяч человек или 1,1 % городского населения; в 1895 году - 0,18 тысяч или 1,6 %. К концу 19 века Барнаул и Бийск становятся крупными торговыми центрами региона, и их с полным основанием можно отнести к "купеческим городам". Пожертвования на образование и просвещение Развитие промышленности, сельского хозяйства, промыслов, торговля на Алтае во второй половине 19 века создавало необходимость не только в специалистах, но и в элементарно грамотных людях. В конце прошлого столетия в Барнауле число грамотных мужчин составляло около 45%, женщин - 24%; в Бийске мужчин - около 40%, женщин - около 16%. Пожалуй, наибольшее число пожертвований шло на нужды просвещения. Революционер - народник С. Я Елпатьевский, бывший в 70-80-е годы в сибирской ссылке отмечал, что сибирские купцы давали деньги на училище и библиотеки, на всякие курсы, на музеи, на сибирский университет бывший долгой мечтой сибиряков, на помощь сибирскому студенчеству, в Москве и Петербурге - на всё что отвечало запросам сибирских жителей, в особенности в области образования. Любопытно при этом отметить, что сами жертвователи имели порой весьма низкий образовательный уровень. Бийская купчиха Е.Г. Морозова, внёсшая немалые средства для развития школьной сети города, до конца своих дней не умела ни читать, ни писать. "Поголовно невежественными" были бийские купцы, торговавшие по Чуйскому тракту с Монголией. По свидетельству современника, среди них насчитывалось "никак не более десятка людей, окончивших городское училище, получивших среднее образование - вовсе нет. Большинство хозяев и приказчиков едва умеют написать свою фамилию". Тем не менее, полуграмотные купцы считали своим долгов не только жертвовать на школу крупные суммы, но и принимать участие в деле просвещения. Бийский купец М.С.Сычев, не имевший даже начального образования, в течение двадцати лет являлся "почетным блюстителем" Форштадтского училища, "почетным смотрителем" Пушкинского трехклассного училища, попечителем Заречных церковно-приходских школ, а в 1896 году был утвержден председателем попечительского совета Бийской женской гимназии. На этом посту его сменил купец-"чуец" Н И Ассанов, которому, как отмечалось в "Справочнике по городу Бийску и Бийскому уезду", бийская прогимназия "в значительной степени, обязана существованием". Эти общественные должности предполагали не только участие в заседаниях или председательство на различного рода торжественных актах, но и материальную поддержку учебных заведений. Солидные пожертвования на народное образование вносили и другие бийские капиталисты. Купец А.Ф.Морозов в начале 70-х годов 19 века построил здание приходского училища, которое по словам Г.Н. Потанина, "явилось, одним из первых пяти каменных зданий Бийска" Имея крупные деловые интересы в Барнауле, он оказывал существенную помощь образованному здесь в 1834 году "Обществу попечения о начальном образовании". Нагорная и Зайчанская школы находились в беднейших районах Барнаула. Материальная помощь многих купцов шла на горячие завтраки и одежду нуждающимся детям. В 1891 году дети смогли на переменах получать чай и белый хлеб, благодаря помощи В. Г. Грязнова - 4 куля крупчатки А.Ф. Морозова - самовар и посуда, М.И. Страхова и И.С.Зудилова - чай. А в последующем году купцы Суховы, Е.А. Жернаков из Колывани, Е.Г.Морозова из Бийска пожертвовали ткани на пошив одежды бедным учащимся. "Обществу попечения о начальном образовании" помогали не только барнаульские, но и бийские купцы. Постоянный рост населения Алтая, и в частности городского, требовал неотложных мер по решению вопроса народного образования. Проблемы образования постоянно находились в центре внимания местной интеллигенции и городских Дум, созданных в соответствии с городской реформы 1870 года. Купцы активно участвуют в органах городского самоуправления - Думах и Управах. В первую барнаульскую городскую Думу, избранную в 1877 году, входило 19 купцов (26%). Но постепенно число купцов росло, и они стали составлять наиболее инициативную часть. В должности городского головы побывали купцы В. Д, Сухов. И. И, Поляков, М.И. Страхов и другие. В барнаульской городской Думе проблемы народного образования с 1377 года по 1902 год ставились на обсуждение 183 раза, а за последующие годы еще чаще. Так в 1910 году Дума заседала 41 раз, из них 34 раза обсуждались вопросы народного образования. Для более глубокого изучения этих вопросов в составе Думы работала училищная ремиссия. Большинство ее членов были предпринимателями: П.В.Орнатский, П.Д.Сухов, Г.В.Грязнов, И.Ф.Смирнов, И.К.Платонов, С.И. Зудилов. Существовала и форма попечительства гласных над отдельными учебными заведениями. Попечители и блюстители были в курсе дел ''своего" учебного заведения, принимали участие в заседаниях педагогического совета, вручали учащиеся похвальные грамоты и прочие поощрения, информировали городскую Думу о нуждах учебного заведения, нередко давали деньги на ремонт, приобретение книг, мебели, на оказание материальной помощи учащиеся, на проведение праздников и торжеств. Барнаульская городская Дума всячески стремилась развивать в городе ступени образования. Благодаря ее деятельности, открывались школы, гимназии, воскресные школы, вечерние курсы, профессиональные учебные заведения. Показательным фактов является принятие 12 ноября 1909 года плана введения в Барнауле в течение 1910 - 1919 годов всеобщего начального образования. С помощью частных пожертвований купцов "Общество попечения начального образования" смогло построить две бесплатные школы для неимущих и малоимущих слоев и Народный дом. Многие из барнаульских предпринимателей осознали недостаточный уровень образования в крае и вносили значительные средства на нужды просвещения. Некоторые из них открывали на своих фабриках школы для детей рабочих. Подобные школы имелись у Платоновых в поселке Иткульского винокуренного завода, у Ворсиных на винокуренном заводе в Барнауле, у Пранго на содовом заводе. Последняя была на 30 учеников, а учительницей одно время здесь безвозмездно работала дочь владельца. Среди купцов вносивших свои взносы в развитие просвещение особенно заметны были: Сухов Василий Дмитриевич Пожертвования В.Д. Сухова "Обществу попечения о начальном образовании" составили 5000 рублей. Василий Дмитриевич являлся также попечителем торговой школы, он внес деньги на обустройство здания для нее покупку мебели, книг. В 1909 году жители города Барнаула "наградили" В.Д. Сухова званием почётного гражданина города Барнаула за бескорыстную благотворительную деятельность. Ворсин И.Ф А.Ф. Морозов Позже он давал деньги на одежду неимущим ученикам Нагорной школы, на покупку рождественских подарков. В конце 90-х годов пожертвовал 2000 рублей на строительство в Барнауле Народного дома. По статистике в Сибири на душу населения на нужды образования тратилось в среднем 15 копеек, поэтому материальная поддержка купечеством народного образования имела особое значение. Сычёв Михаил Савельевич Ассанов Николай Иванович Платонов Иван Константинович В 1912 году в Барнауле была открыта наконец-то мужская гимназия. Отцы города и горные чиновники добивались этого еще с 1867 года. Гимназия стала предметом особой гордости и заботы у чиновников городского самоуправления. Почётным попечителем её городская дума избрала Ивана Константиновича Платонова. Это была высокая честь, признание заслуг. Должность почётного попечителя была отнюдь не декоративной. На попечительный совет и его председателя возлагались: подбор кандидатур директора гимназии, инспектора, преподавателей, врача и представление их на утверждение высшему начальству; установление платы за обучение; ведение приходно-расходных документов и др. Иван Константинович оставался почетным попечителем мужской гимназии три срока, до закрытия её в январе 1920 года. В 1920 году были закрыты не только все гимназии, но и реальное училище, высшие начальные училища церковью-приходские школы. Разные по срокам обучения, программам, стоимости обучения, рассчитанные на разные способности и склонности учеников, а так же материальные возможности родителей, они были признаны не соответствующими " духу времени ". Их заменила " единая трудовая школа". Иван Платонов в Барнауле первым из состоятельных людей обзавёлся собственной электростанцией, лишь позже они появились у купцов И.И. Полякова и И.Ф. Смирнова. Электростанция была построена в 1900 году близ особняка Платонова. Конечно, по современным меркам она была карликовой, давала свет всего лишь нескольким домам, да двум - трём десяткам уличных фонарей. Но это была первая станция. Так Платонов познакомил барнаульцев с чудом века - электрическим освещением.
Купец И. Белышев жертвовал на постройку городской больницы. Это лечебное заведение для людей с тяжелыми инфекционными заболеваниями. В завещании купца И.Белышева было сказано, что пожертвованный им капитал должен быть использован "только для этой цели и никакой другой", то есть для расширения больницы. Исполнителем завещания был избран купец Василии Дмитриевич Слухов. В купеческом банке имелось от проданного имущества 23883 рубля. Сухов предложил назвать больницу именем пожертвователя и избрать от купеческого общества людей для контроля за исполнением завещания и расходом денег, а также выдавать капитал не сразу, а по мере надобности, чтобы он не был потрачен на что либо другое. Его предложение было одобрено на заседании городской Думы. Вопрос о расширении городской инфекционной больницы был обсужден на заседании врачебной комиссии с участием всех врачей города. Комиссия пришла к заключению, что больницу нужно строить по павильонной системе, то есть в виде отдельных бараков. Решено было построить четыре барака: один большой, для холерных больных на 12 человек, площадью 82 квадратных сажени, второй - для тифозных больных, на 6 человек, площадью 42 квадратных сажени, третий - для дифтерийных, на 12 человек, площадью 72 квадратных сажени, четвертый для больных рожей, на 6 человек, площадью 68 квадратных сажени. На постройку холерного барака был взят кредит 8764 рубля 34 копейки из запасного капитала и 4382 рубля 17 копеек, отпущенные городу из противочумною капитала. А вот следующие три барака построили только на капитал Белышева. В 1895 - 1899 году будучи городской головой Василий Дмитриевич Сухов свое жалованье за этот период отдал на строительство корпуса городской больницы. В 1898 году бийская купчиха Елена Морозова пожертвовала 10000 рублей Барнаульской лечебнице. В 1901 году барнаульский купец И.Г. Поляков пожертвовал 3000 рублей этой же лечебнице. В 1902 году купец В.Д. Сухов на постройку городской больницы выделил 3000 рублей. Купцы восполнили нехватку денег у городского самоуправления и жертвовали деньги на просвещение, медицину, библиотеки, на муниципальные нужды, на нужды церкви.
Почти все барнаульские купцы исповедовали православие. Наиболее "купеческой" по составу прихожан была церковь в центре города. Можно не сомневаться, что пожертвования именно этой церкви были значительными, но и прочие церкви города Барнаула не были обойдены вниманием купцов. Так купец Сухов в середине 19 века пожертвовал 1,5 тысячи рублей на обустройство тюремной церкви. Крупный барнаульский промышленник и торговец И.И.Поляков, закончивший Барнаульское духовное училище, в течение 10 лет являлся старостой Благовещенской училищной церкви и состоял его "почетным блюстителем" по хозяйственной части. За щедрые пожертвования он неоднократно удостаивался "архипастырского благославения", а в 1902 году коллектив училища преподнес ему в подарок икону Благовещения Пресвятой Богородицы " в серебропозолоченной ризе художественной чеканки. Андриан Ильич Винокуров в 1902 году в значительной степени финансировал строительство нового каменного собора Благоявления. Примеров пожертвования в пользу церкви бесчисленное множество. Купцы стремились обрести благодать в жизни вечной через добродетели в жизни земной - "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". Судя по архивные документам, пожертвования в пользу церквей и монастырей являлись обязательной статьей расхода предпринимателей. Разуместся не обходилось здесь без ханжества. Говоря словами русского писателя Г.И Успенского некоторым капиталистам "... жертвы храму божьему успокаивали душу.. сознававшую что она чиста. Но все же большинство из них делало это в соответствии с внутренними убеждениями. Воспитанные в духе религиозных устоев и норм и христианской морали, капиталисты считали помощь "сирым и убогим" своим нравственные долгом. По словам П.А. Бурышкина, на благотворительную деятельность смотрели как на "... своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою... на выполнение какого-то свыше назначенного долга". Это находило выражение в пожертвовании церквам, и в организации на свои средства ночлежных домов, богаделен и приютов.
Павел Андреевич Копылов - бийский купец, торговавший с Китаем и Монголией. Завещание оставил своему племяннику 100 тысяч рублей и пожелал, чтобы наследник Aнтон Петрович Копылов сколько-нибудь пожертвовал на благотворительные дела. Племянник это пожелание выполнил и пожертвовал на строительство Народного дома в городе Бийске 100 тысяч рублей. О постройке Народного дома в городе Бийске давно мечтали, однако свободных денег в городской казне не было. Одним из условий жертвователя было "В помешении Народного дома ни при каких условиях не могут быть продаваемы и допускаемы к употреблению спиртные напитки, люди замеченные нетрезвы или должны быть немедленно удалены, народные чтения и лекции должны быть бесплатными, а плата за чай, обеды в столовой, театральные представления должна быть низкой". Народный дом должен был стать украшением города, а потому было принято решение строить его в центре Бийска на Мальцевской площади. Проект здания разработал гражданский архитектор Алтайского округа И.Ф. Носович. Подряд на строительство взял бийский предприниматель П.Е.Пленкин. Народный дом очень скоро стал центром общественной. просветительской и культурной жизни города Бийска. Несмотря на военное время, а затем начавшуюся неразбериху революции и гражданской войны здесь регулярно проходили концерты, театральные представления, праздники, читались лекции. В Народном доме размещались: зрительный зал для спектаклей и концертов, общественная библиотека, биржа труда, дешевые столовая и чайная, воскресная школа для взрослых. Здесь так же помещался городской общественный банк. Первоначальный капитал городского общественного банка составлял 20000 рублей. Этот первоначальный взнос пожертвовал городскому общественному банку купец А.П. Копылов. По его желанию вся прибыль, за исключением отчисления в запасной капитал, использовалась вся прибыль исключительно на нужды благотворительности, образования и культуры. Народный Дом стал центром общественной и культурной жизни города. По желанию пожертвователя, он же был председатель общественного комитета по строительству. Народный Дом был назван именем Павла Копылова. Купцы Суховы - династия барнаульских купцов второй половины 19 начала 20 века. Суховы известные меценаты. Они жертвовали деньги на образование здравоохранение, церкви. Наиболее значительна благотворительность купца Василия Дмитриевича Сухова. В 1899 году, он вместе с братом подарил здание для городского смешанного училища. Почетный член "Общества попечения о начальном образовании" в городе Барнауле, Василий Дмитриевич передал на его нужды 5000 рублей, 3000 рублей для закупок хлеба малоимущим горожанам. На его деньги была обустроена церковь Александра Невского, построена Воскресенская церковь. Василий Дмитриевич неоднократно избирался членом городской Думы, где активно помогал в комиссиях: санитарной училищной, по благоустройству. Купечество охотно участвовало в работе разного рода благотворительных комитетов. Так, половина членов благотворительного комитета Бийска были купцами, которые стремились не только обеспечить "доставление одежды, пищи и крова не могущим приобретать их собственными трудами", но и содействовать "к приисканию занятий или службы, приобретению материалов для работ и к выгодному сбыту изделий бедных тружеников". К сожалению обобщающих данных о пожертвованиях капиталистов на нужды образования не имеется. Однако многочисленные факты финансирования ими учебных заведений позволяют говорить об этом как об устойчивой тенденции. Являясь хозяевами промышленных и торговых предприятий, предприниматели были заинтересованы в том, чтобы иметь грамотный и квалифицированный персонал, способный овладеть усложнявшейся техникой и новейшими приёмами ведения хозяйства. С течением времени пожертвования капиталистов на образование приобретает целевой характер. Купцы "чуйцы", например, испытывая потребность в квалифицированных кадрах для торговли в Монголии, в течение долгого времени добивались открытия в Бийске коммерческого училища с обязательным изучением монгольского языка и особенностей заграничной торговли. С этой целью купец А.Д. Васянов встречался в Петербурге с высшими членами министерства торговли и промышленности и добивался приема у премьер - министра П.А.Столыпина. Купец Н.И. Ассанов выражал готовность финансировать кафедру монгольского языка при одном из учебных заведений города Бийска.
9. Отношение к нищенству на Руси в различные исторические периоды. 10.В старину самый распространённый тип нищих составляли странствующие певцы, большей частью слепые, например в Малороссиислепцы старцы, бандуристы или кобзари, которых, в гораздо меньшем числе, можно встретить ещё и теперь. В Великороссии этот вид нищих носит название калик-перехожих. На русской почве к нищенству в тесном смысле слова примыкает странничество,паломничество, бродяжничество. В основе этих явлений видна религиозная подкладка, но осложненная славянской непоседливостью, страстью к переходу с места на место и т. п. Таким образом, в России вырабатывается особый тип нищенства, резко отличающийся от нищенства западноевропейского. Западный нищий в огромном большинстве случаев умственно, нравственно и материально беден; в России нищий, особенно в прежние, не особенно давние времена, был подчас человек бывалый, persona grata в каждом доме, куда он входил, интересный и неистощимый рассказчик про то, «где он бывал». К этому типу нищих примыкает «городской нищий», более или менее оседлый, а переходной ступенью между тем и другим служит особый тип, носящий в разных местах разное название, преимущественно презрительное: голытьба, босая команда, босяки, босявки, золотая рота, раклы, шахаи и т. д. Нищий последней категории имеют непреодолимое отвращение к физическому труду, от которого уклоняются под всевозможнейшими предлогами, часто не брезгая никакими другими способами для добывания себе средств к существованию. 11. 12. 13.Среди нищих на Руси в XIX веке были своего рода добровольцы: монахи, живущие только подаянием, лица раздавшие свое имущество бедным и решившиеся испытать тяжёлую долю нищенства, нести крест смирения и терпения. Настоящие Нищие — это неимущие, погорелые, бобыли, беглые, ослепшие и т. п.; всякие народные бедствия и массовые несчастья вроде моровых поветрий, пожаров,голодных годов значительно пополняют этот контингент. В ряды нищих поступало и поступает множество тунеядцев так называемых нищих-промышленников — зрячие слепые, хромые, способные бегать, бабы с завёрнутыми поленьями вместо грудных детей на руках и т. д. Во Франции в прежние времена пристанища для нищих назывались "Maisons de miracles" ("Дома чудес"), ибо все слепые, хромые, глухие и т. д. нищие в этих домах, в случае надобности, как бы по волшебству превращались в здоровых людей. В XIX век милостыня в России налагалась как епитимья и сопровождала поминовение усопших в третины, девятины, полусорочины, сорочины, годовщины. Всякое сословие и учреждение имело своих нищих, о которых заботилось: так, были нищие монастырские, церковные, патриаршие, соборные, кладбищенские, дворцовые, дворовые, богаделенные, цеховые и т. п. нищие. Нищие часто группировались в целые нищенские ватаги или устраивали особые нищенские цехи. В мст. Семежовке Слуцкого уезда Минской губернии был такой нищенский цех, с целой организацией. Во главе цеха стоял особый атаман (цехмейстер), из слепых: чтобы иметь право носить название заправского нищего, нужно было 6 лет состоять учеником, внося ежегодно 60 коп. (на нищенскую свечу), и выдержать экзамен в знании молитв, нищенских стихов и песен (кантов) и особенного нищенского языка. В цехе имелись ещё ключник-казначей и сотские и десятские, с определёнными правами. Выборы цехмейстера и других начальствующих лиц происходили в собрании ватаги, которую созывал цехмейстер и для решения особенно важных дел, и для наказания виновных (исключение из ватаги, штраф, отрезывание торбы — нищенской сумы). Существование нищенских, или старецких, старост, цехмейстеров, атаманов и пр. обусловливалась стремлением Н. кое-как организоваться, как для совместного сбора подаяния, так и для помощи друг другу в странствованиях по монастырям, ярмаркам и т. п. Сходную организацию мы видим у древних русских паломников, ходивших целыми толпами-ватагами ко святым местам. В кон. XIX векпоследовало упразднение старецкого самоуправления, шедшего рука об руку с особым старецким языком. до кон. XIX век существовал институт старецких старост, избираемых по одному на уезд, их помощников и т. д., но их власть, прежде почти безграничная, теперь уже не всеми старцами признавал. На Севере, в Олонецком крае, нищенские артели имели несколько иную организацию. Слепцы, калеки и другие, имеющие право на нищенство (увечье), собирались, в артели и летом и зимой собирают «ради Христа» печёный хлеб, толокно,горох, сено, лён и т. д. Все это артельщики делят между собой по паям, причем тот, кому принадлежит в артели лошадь и повозка или сани, получает 2 пая. Почти каждая артель имеет в своей среде знахаря или знахарку, которые также получают по 2 пая. Эти знахари или колдуны, помимо собирания подаяния, занимались также всяким лечением и колдовством. Не подлежит сомнению, что существовала и существует известная солидарность не только между нищими одной и той же ватаги или артели, но и между различными ватагами и артелями. Это видно из того, что существ. особенный старецкий, нищенский язык, который нищие держали в тайне и посредством которого нищие одной или разных ватаг были друг с другом связаны. Есть указания на то, что условный нищенский язык возник еще в XVII столетии, а может быть, и раньше, в частых сношениях украинцев с румынами и греками. Введение. В сложные моменты истории зачастую проявляется неспособность (или нежелание) объективно оценивать действительность. Не является исключением и понятие «социальная работа». В современных трудах, посвященных социальной работе, как правило, исследуется или современное положение дел в этой сфере, или зарубежный опыт, который зачастую рассматривается в историческом развитии. Истоки социальной работы следует искать еще в древности. Уже тогда, как отмечали историки, славянские народы отличались гуманным отношением к соплеменникам и даже к бывшим врагам. Нищелюбие же — добродетель, состоящая в оказании помощи нищим, одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей. По мнению А. Гуревича, «исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милости» — основные доказательства святости. В русских летописях они имели определенную формулу: многих канонизированных русских князей характеризовали как «мнихолюбив», «страннолюбив», «нищелюбив». Такие историки, как Н. Карамзин, В. Ключевский, страница Соловьев используют применительно к раннему периоду княжеской помощи христианские понятия «нищелюбие», «милосердие» и более позднему — светское понятие «благотворительность». Официальным же началом является договор 911 года князя Олега с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой. В X веке возник и долго существовал институт нищелюбия, который отождествляется с человеколюбием. Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему: «Любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, её первым требованием признавали милостыню».1 Однако не только нравственная установка на ближнего, но и поступок является основой мироощущения и мировоззрения истинного христианина. Любовь и деятельность — неразрывное единство — понимаются не в своей самодостаточности, а только во взаимной связи. В этом смысловом единстве понимается и сущность таких понятий, как «призрение», «милование». Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. В Х-XIII вв. происходит изменение парадигмы помощи и поддержки нуждающимся. Это связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуации. К началу IХ века у восточных славян завершилось разложение первобытнообщинного строя, разрушились родоплеменные связи. На смену родоплеменных отношениям пришли территориальные, политические и военные, возникли племенные союзы. Создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, «органов власти» во главе союзов становился князь и княжеская дружина. Данный период характеризуется возвышение княжеской власти, влиянием его дружины на общественную жизнь. Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства. С принятием в 988 году христианства в России стала активнее развиваться традиция личной благотворительности русских князей, которая носила уже религиозный характер. Христианизация славянского мира оказала решающее влияние на всю жизнь общества, на трансформацию общественных отношений, что не могло не отразиться на характере, формах помощи поддержки человека. Созд
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.019 с.) |