Группы ФЗР-109 заочной формы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группы ФЗР-109 заочной формы обучения



Специальность: «050301.65 – русский язык и литература» __________________

Руководитель: Г. П. Мосолова_____________

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……..………………………………………………………………4

1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ…...…………………………………………………..9

1.1 Взгляды лингвистов на определение и характеристику новообразований……………………………………………………...………..9

1.2 Проблема изучения окказионализмов в современном отечественном языкознании…………………………………………………………………….21

2ТИПЫ И ФУНКЦИИ НОВООБРАЗОВАНИЙ В ПРОЗЕ А. И. ГЕРЦЕНА……………………………………………………………………....28

2.1 Место окказионализмов в художественном творчестве…А. И. Герцена …………………………………………………………………………28

2.2 Типы и функции новообразований в книге А. И. Герцена «Былое и думы»……………………………………………………………………………35

3 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОККАЗИОНАЛЬНЫХ СЛОВ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………….45

3.1 Место окказиональных слов в содержании школьного курса русского языка…………………….…………………………………………….45

3.2 Методические приемы изучения экспрессивных возможностей русского словообразования в системе обучения русскому языку в старших классах ………………………………………………………….………………54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...66

 

 

Введение

Новообразования с незапамятных времён обращали на себя внимание своей необычностью. Но несмотря на обилие работ, посвященных различным аспектам неологизации, вопросы о сущности нового слова, критериях его выделения до сих пор остаются дискуссионными.

Показательно в этом отношении высказывание А. Г. Лыкова, который более двух десятилетий назад в своей работе «Современная русская лексикология (Русское окказиональное слово)» отмечал, что на вопрос о сущности нового слова «в нашей специальной литературе пока однозначного ответа нет, как в отношении принципиальной сущности и релевантных признаков вообще всякого нового слова, так и в отношении указания конкретных хронологических рамок, в пределах которых первое появление и бытие слова было бы ясным признаком его новизны в современном русском литературном языке» [33, с. 94].

Единодушие исследователей по поводу проблемы новых слов заканчивается на признании следующих разновидностей новообразований:

1) слова, которые быстро входят в языковую систему в силу их общественной значимости и становятся общим достоянием людей;

2) слова, рождённые в каком-либо контексте или акте речи и остающиеся принадлежностью автора.

Появление нового слова – результат борьбы двух тенденций – тенденции развития языка и тенденции его сохранения. Это обусловлено тем, что «в языке существует довольно сильная тенденция сохраняться в состоянии коммуникативной пригодности».

Любое художественное произведение является, в первую очередь, выражением личности своего создателя как в плане совокупности идей, так и на уровне их лингвистической реализации. Художественно-речевая система, организованная в соответствии со стилем, эстетической культурой, мировоззрением автора и проявляемая в контексте произведения зависит, прежде всего, от умения писателя работать со словом. Одним из способов реализации индивидуальности автора посредством имеющихся в языке средств является создание индивидуально-авторских образований, или окказиональных слов.

Интерес к проблеме создания и функционирования окказиональных единиц, их роли в контексте художественных произведений возник в советской лингвистике в конце 50-х годов и связан с именем Н. И. Фельдмана, определившего сущность контекстных новообразований. Теории окказиональных слов были посвящены работы О. И. Александровой, Г. О. Винокура, О. А. Габинской, Е. А. Земской, В. В. Лопатина, А. Г. Лыкова, М. С. Малеевой, Р. Ю. Намитоковой, А. И. Смирницкого, И. С. Улуханова, Н. М. Шанского и др. Исследователи изучали вопросы, связанные с терминологическим аппаратом данной темы, выявляли причины возникновения окказиональных образований в языке, определяли признаки окказионализмов, делали предположения об их дальнейшей судьбе.

Терминологический аппарат проблемы окказиональности до сих пор остается дискуссионным из-за неоднозначности его трактовки. В лингвистической литературе существует более тридцати обозначений авторских новообразований: авторские неологизмы (В. А. Звегинцев, Р. Ю. Намитокова), стилистические неологизмы (В. Н. Тамахин), индивидуальные неологизмы (Р. Ю. Намитокова), поэтические новообразования (М. А. Бакина, Т. В. Пименова, О. М. Чумакова), речевые новообразования (Н. А. Богданов, М. А. Петриченко), контекстуальные образования (М. С. Малеева), индивидуально-авторские образования (О. А. Габинская, В. М. Костюков), слова-самоделки (Н. И. Фельдман), потенционализмы (Э. В. Кузнецова), потенциальные слова (А. И. Смирницкий), лексические инновации (О. А. Габинская), неузуальные образования (Е. И. Орлова), окказионализмы (Э. И. Ханпира), окказиональные слова (А. Г. Лыков), словообразовательные аномалии (Т. Б. Радбиль), креатемы (Л. А. Новиков, В. П. Григорьев) и т.д.

В настоящей работе в качестве рабочего принят термин окказионализм. Он представляется нам содержательно наиболее определенным и, как показал обзор, самым распространенным в научной литературе, посвященной данной проблематике. Под окказионализмами мы понимаем слова, являющиеся результатом индивидуально-авторского творчества. Они характеризуются рядом специфических признаков, отличающих их от общепринятых в системе языка слов.

Окказиональным, на наш взгляд, может быть признано новое слово, созданное по языковым словообразовательным типам различной степени продуктивности, а также по окказиональным словообразовательным типам, при условии его незакрепленности в словарях. Характерным признаком окказиональных слов является их зависимость от контекста.

Источником появления окказиональных слов является словообразовательная система языка, позволяющая образовывать окказиональные производные единицы путем создания словообразовательных аналогий как результата относительно свободной комбинации морфем.

Актуальность работы. Функциональный стиль художественной литературы в силу своей своеобразной функционально-коммуникативной задачи, занимает особое место в системе общелитературного языка, имеет особый социальный статус в говорящем коллективе. С одной стороны, в данном стиле осуществляется осознанный и целенаправленный отбор средств языкового выражения, и в том числе лексики словаря: предпочтение отдается нормативным, проверенным временем и рассчитанным на определенную временную перспективу единицам языка (литературная норма).

С другой стороны, писатель стремится к выражению наиболее точному, емкому и компактному. Однако он действует в рамках в высшей степени своеобразной функционально-коммуникативной разновидности речи.

Таким образом, в плане словообразования, индивидуальное авторское словотворчество художников слова, писателей предстает как в принципе неограниченная свобода создания новых лексических единиц в соответствии с общими, существующими в данное время тенденциями активного продуктивного словообразования в языке и на основании имеющихся продуктивных словообразовательных моделей. Общие потенции индивидуального авторского словотворчества, в том числе и словообразовательные потенции – неограниченны. Иначе говоря, применительно к нашей проблеме, в художественной литературе новые лексические единицы в принципе могут реализовываться бесконечно широко, в каких угодно объемах.

Настоящая работа посвящена изучению словообразовательных окказионализмовА. И. Герцена. Это позволяет внести определенный вклад в решение проблемы идиостиля писателя. Исследование индивидуально-авторских образований, на наш взгляд, позволит глубже и четче уяснить, в чем сила талантаА. И. Герцена, какое влияние он оказал на развитие языка.

Актуальность темы объясняется также необходимостью дальнейшего изучения языкаА. И. Герцена с учетом его индивидуального своеобразия и установления принципов словотворчества писателя, мотивов создания им новых слов.

Объект исследования - окказиональные слова, извлеченные методом выборки из произведений А. И. Герцена.

Предмет исследования – типы и функции окказиональных единиц в прозе А. И. Герцена.

Цель работы - выявить и описать типологию и семантико-деривационную структуру окказиональных образований в прозе А. И. Герцена, определить своеобразие их функционирования в тексте, а также обосновать стилистическую значимость данных единиц.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить вопрос о классификации окказионализмов в науке.

2. Определить роль окказиональных новообразований в художественной речи.

3. Выявить особенности функционирования окказионализмов и их роль в текстах А. И. Герцена.

4. Показать возможности изучения окказионализмов в системе обучения русскому языку в старших классах.

Характер поставленных задач определяет и выбор методов исследования. Основным методом исследования в дипломной работе является метод непосредственного наблюдения за фактами языка. Интерпретация языкового материала осуществлялась с помощью описания выявленных единиц. В работе использован метод контекстного анализа, учитывающий контекстуальное окружение окказионализма, что позволяет с большей точностью определить значение авторского новообразования.

В работе мы опирались на труды таких авторов, как П. В. Анненков, О. С. Ахманова, Р. А. Будагов, В. В. Виноградов, Л. Я. Гинзбург, В. В. Лопатин, Н. А. Николина, Т. В. Попова, Д. Н. Шмелев и др.

Научная новизна исследования заключается в попытке проанализировать язык А. И. Герцена с целью изучения индивидуально-авторских словообразовательных особенностей.

Теоретическая значимость работы заключается в продолжение разработки вопросов, связанных с проблемами индивидуального словотворчества, в представлении и теоретическом обосновании механизмов создания новых слов.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов и выводов в процессе преподавания курсов «Современный русский язык», «Стилистика русского языка», «Лингвистический анализ текста».

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.014 с.)