![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Согласование подлежащего с подлежащим.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. После однородных подлежащих – мн.ч. 2. Если при счетном обороте есть «все», «эти» - мн.ч. 3. Если при сущ. с первой частью «пол-» имеется определение в им.п. мн.ч. – мн.ч. 4. Удаленность подлежащего и сказуемого – мн.ч. 5. При составных числительных, заканчивающихся на «один» - ед.ч. 6. При «тысяча», «миллион», «миллиард» - ед.ч. + согласование в роде 7. При существительных «лет», «дней», «минут» - ед.ч. 8. При наличии «всего», «только», «лишь» - ед.ч. 9. Если в состав подлежащего входит сущ. со значение определенного количества (пара, дюжина) или неопределенного количества (масса, уйма) – ед.ч. 10. При словах «(не)много», «(не)мало», «сколько» - ед.ч. 11. Сказуемое перед однородными подлежащими – согласуется с ближайшим, ед.ч. 12. Если между подлежащими разделительные или противительные союзы – ед.ч. 13. Если подлежащее – неодуш. предмет – ед.ч. 14. Если подлежащее – сложное сущ. с «пол-» - ед.ч. прош.вр. и ср.р. 15. при обозначении меры веса, пространства, времени и т.д., имеется в виду единое целое – ед.ч. До конца пути оставалось пятнадцать километров 16. Если в роли подлежащего выступает имя числительное без существительного – ед.ч. Двадцать делится на четыре без остатка · Но если с числительным связано представление о конкретном деятеле – мн.ч. И опять идут двенадцать 17. «Кто» - ед.ч., прош.вр. · При наличии дополнений – может быть ж.р., мн.ч. 18. «некто», «кто-то» - ед.ч. м.р. 19. При существительном, обозначающем профессию или должность, глагол ставится в мужском роде, если не присутствует личное имя 20. При подлежащем, выраженном сложным названием и именем собственным, сказуемое согласуется с ведущим словом такого названия "Герой нашего времени" написан М.Ю. Лермонтовым 21. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов и конструкций 22. Если сложносокращенное слово не склоняется, то оно согласуется с глаголом так же, как согласовалось бы при полной форме написания 23. При подлежащем, существительное типа «ряд», «большинство», «меньшинство» в сочетании с родительным падежом множественного числа, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активное действие – сказуемое во множественном числе. · Если нет управляемых слов – ед.ч. (большинство решило)
· Если есть определение – ед.ч. (подавляющее большинство) 24. Количественное числительное или другое счетное слово (несколько) · Мн.ч., если совместное действие · Ед.ч. если раздельное действие Пять солдат отправилось в разведку (группой). – Пять солдат отправились в разведку (каждый с самостоятельным заданием) 25. Форма единственного числа сказуемого указывает на совокупность предметов, форма множественного числа – на отдельные предметы. В городе строится пять объектов соцкультбыта (единое нерасчлененное представление о действии). – В крупнейших городах страны строятся еще пять объектов соцкультбыта (расчлененное представление о действии). 26. Типа «брат с сестрой» · Равноправные производители действия, оба делают – мн.ч. · Один делает, второй – дополнение – ед.ч. · Если есть «вместе», «совместно» - ед.ч. 27. При согласовании сказуемого со сложными существительными, образующими сложносоставные слова типа диван-кровать, учитываются смысловые отношения между частями сложного слова: ведущим компонентом, с которым согласуется сказуемое, является слово, выражающее более широкое понятие или конкретно обозначающее предмет Согласование определений и приложений. 1. Приложения, выраженные прозвищами или условными названиями, не согласуются с определяемыми словами, т.е. сохраняют начальную форму во всех падежах, например: у Всеволода Большое Гнездо; с Оленем Золотые Рога (имя индейца); в газете «Известия»; на заводе «Компрессор», в банке «Менатеп». Имеются единичные отступления от правила: У Ваньки-встаньки, у мальчика с пальчика (хотя нормой является у мальчика с пальчик). 2. В сочетаниях типа ракета-носитель, образованных соединением существительного неодушевленного и существительного одушевленного, вторая часть в винительном падеже в целях согласования имеет форму именительного падежа, например: наблюдать ракету-носитель; сбить самолет-нарушитель; проконтролировать предприятия-поставщики; увековечить в памяти города-герои. Рязань из города-потребителя превратилась в город-производитель; призвать страны – члены ООН. 3. Не согласуются: 1) приложения, присоединяемые словами по имени, по фамилии, по прозвищу и т.п., например: за подписью корреспондента по фамилии Сергеев; несчастный случай с каким-то мальчиком по имени Коля;
2) существительные в сочетаниях известный как, нужный как со значением «в качестве», например: в суд вызвали Петрова, нужного как свидетель по данному делу; 3) слова после сочетания будь то, например: Информация содержится в различных материалах, будь то корреспонденция, подборка писем или маленькая заметка; 4) заключенные в скобки слова-вставки, относящиеся к предшествующему обобщающему слову, например: Чехов проявил себя как блестящий мастер художественного слова в самых разнообразных жанрах (рассказ, новелла, сценка-юмореска, пьеса). 4. Части сложносоставных наименований согласуются в падеже и числе, например: в письме-открытке, на витринах-стендах. То же при наличии числительных: два торта-мороженых, три школы-интерната, четыре платья-халата (в этих примерах числительное одинаково сочетается с каждой частью сложного названия). В отдельных случаях вторая часть не согласуется: у акулы-молот. Вариантность форм управления. Управление – вид подчинительной связи, который находит свое выражение в правильном выборе падежной формы. Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием вариантов управляемых конструкций. Например: Проехали лес - проехали через лес - проехали лесом - проехали по лесу. Многие из этих конструкций отличаются лишь оттенками в значении. Например, сочетание обеспечить кого-что чем - значит: снабдить в достаточном количестве (обеспечить альпинистов инвентарем); обеспечить кому-чему что - значит: сделать что-нибудь несомненным, верным, гарантировать что-либо (обеспечить больным хороший уход). Разница между конструкциями «просить деньги - просить денег», «искать место - искать места» заключается в том, что первые варианты указывают на определенный, конкретный объект, а вторые имеют общее значение. Разница между конструкциями «выпить воду - выпить воды», «купить книги – купить книг» заключается в том, что родительный падеж обозначает распространение действия не на весь объект, а лишь на некоторую часть или количество его, а винительный падеж указывает, что действие полностью переходит на предмет. Стилистический интерес вызывают те варианты управления, которые получают стилевое закрепление (замечания студенту - замечания в адрес студента <книжн.>; отсутствовать из-за болезни – отсутствовать вследствие болезни <оф.-делов.>). В русском языке ряд управляемых конструкций выражают совершенно однородные отношения: учиться в институте - учиться на курсах; был на пятом курсе - был во втором классе. Эти синтаксические конструкции характеризуются большой устойчивостью в русском синтаксисе, и выбор нужной формы управления в таких случаях не представляет сложности. Синонимические слова нередко требуют употребления разных падежей: «восхищаться отвагой - преклоняться перед отвагой», «презирать опасность - пренебрегать опасностью». При использовании их в речи иногда возникают ассоциативные ошибки, близкие словосочетания смешиваются: Автор описывает о событиях (вместо: рассказывает, повествует о событиях или: описывает события). При параллельном использовании вариантов беспредложного и предложного управления, совпадающих в значениях, можно рекомендовать отдавать предпочтение более определенным конструкциям с предлогами, так как в них грамматическое значение выражается более четко. Сравним: письмо матери - письмо к матери, письмо от матери.
Чтобы избежать искажения смысла высказывания, следует с особой осторожностью относиться к вариантам управления, допускающим двоякое толкование. Так, может возникнуть неясность в словосочетаниях: портрет Репина, директору надо посоветовать. Подобные конструкции требуют исправления. Впрочем, в речи все же встречаются такие «двузначные» конструкции, смысл которых проясняет контекст. Нельзя не учитывать книжной окраски некоторых предложных конструкций, игнорировать канцелярский оттенок, привносимый в речь отыменными предлогами. Например, под влиянием официально-делового стиля в современном русском языке закрепляются конструкции с предлогами «о», «по»: указать о необходимости, отметить о важности, (правильными будут беспредложные конструкции: отметить важность, а также конструкции с иными предлогами: указать на необходимость). Из парных словосочетаний: «отклик по этому произведению - отклик на это произведение»; «рецензия по этой статье - рецензия на эту статью» - первые имеют канцелярскую окраску. Нежелательно и «нанизывание» одинаковых падежных форм. Пример подобной конструкции привел некогда лингвист A.M. Пешковский: дом племянника жены кучера брата доктора. Несомненно, такое управление не может быть одобрено. В особых случаях варианты управления отличаются экспрессивной окраской. Сравним конструкции с разными формами дополнения при глаголах с отрицанием: Он не говорит правду; Он никогда не скажет правды. Дополнения в форме родительного падежа при глаголе с отрицанием усиливают, подчеркивают это отрицание. И, напротив, конструкции с дополнением в винительном падеже «приглушают» значение отрицания. При двух или нескольких управляющих словах общее зависимое слово может употребляться лишь в том случае, если эти главные слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу, выписывать и запоминать цитаты. Неправильно построены словосочетания: организовать и руководить группой (организовать - что? руководить - чем?). Исправление таких предложений обычно требует использования местоимения: организовать группу и руководить ею.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.97.131 (0.009 с.) |