Тема 1. Сущность и смысл культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность и смысл культуры



 

Зарождение и развитие культуры. Взаимосвязь культуры с деятельностью людей и взаимодействием между ними. Витальная потребность выработки нормативности коллективного существования. Появление норм, правил, табу, религиозных обрядов, этнических ритуалов и государственных законов. Возникновение невербальной и вербальной формы общения. Речь как важнейший элемент духовной культуры и коммуникационной деятельности людей. Формирование разнообразных этнических культур.

Культура и личность. Освоение культуры и формирование личности. Культура как гармонизация биологического и духовного в человеке. Человек как носитель и потребитель культуры своего народа. Человек творец и разрушитель культуры. Соотношение традиций и новаций в культуре.

Понятие «культурного человека». Культура поведения, физическая культура и культура духовная, культура речи, правовая культура, культура чувств, культура бытовая и деловая (организационная, управленческая), культура общения.

Мировая и российская деловая культура.

Культура внешняя и внутренняя.

Литература: 8, 50, 53.

 

Методические указания к теме и вопросы для самопроверки

При изучении курса «Культурология» вы рассматривали историю мировой культуры, закономерности и особенности ее развития, достижения в культуре разных народов, кризисные явления в культуре и ее разрушение. В данном спецкурсе мы рассмотрим антропологический аспект культуры, взаимодействие культуры и человека. Нас будет интересовать вопрос: как культура влияет на отношения между людьми и их общение. Если культуру рассматривать как выработанную в истории человечества нормативность, то важно было бы узнать:

1. Когда, в каком историческом периоде развития человечества появляются первые правила поведения?

2. Какими были первые нормы в поведении людей?

Даже точнее будет сформулировать вопрос иначе. Так как у первобытных людей был достаточно много свободы, то:

3. Какие запреты, табу являлись значимыми для древних коллективов.

Если рассматривать культуру как нормы и правила поведения, то возникает правомерный вопрос:

4. Культура ограничивает свободу человека и его творческие порывы?

5. Возможно ли соблюдение нормативности в обществе и свобода (творческая, свобода предпринимательства)?

6. В чем, по вашему мнению, проявляется внутренняя и внешняя культура личности?

7. Кого вы считаете культурным человеком? Каковы составляющие культуры личности?

Каждый человек носитель и потребитель культуры своего народа.

8. Каждый ли человек творец культуры или только мастера искусства?

Если «да», то:

9. В чем проявляется культурная деятельность каждого человека?

10. В российском менталитете что важнее:

а) отношение к делу

б) отношения между людьми

 

Тема 2. Содержание понятия «общение»

Общение как социокультурное явление. Общение в широком и узком смысле. Общение непосредственное и опосредованное. Современные формы дистанционного общения. Основные аспекты общения: коммуникативная сторона общения, интерактивная и перцептивная. Определение понятия «общение».

Функции общения.

Процесс общения: модель коммуникационного процесса.

Фазы общения.

Содержание общения: цель общения, мотивация общения, средства общения.

Виды общения.

Барьеры общения: культурные, социальные, политические, религиозные, профессиональные, ролевые, психологические, языковые.

Стратегия и тактика в общении.

Основные характеристики культуры общения.

Мировой опыт и культура делового общения в России.

Литература: 1, 3, 4, 8, 18, 20, 50, 71.

 

 

Методические указания к теме и вопросы для самопроверки

Общение как взаимодействие между людьми является необходимым и естественным процессом в нашей жизни. Тем не менее.

1. Общение для Вас:

а) удовольствие

б) необходимость

в) потребность

г) стресс

2. От чего это зависит?

3. Взаимодействие человека с животными и вещами можно назвать общением?

4. Какое общение мы называем опосредованным? В чем его особенности (недостатки)?

5. Назовите основные функции общения.

6. При рассмотрении коммуникационной модели отмечается обратная связь в общении. Каково ее значение?

7. Каковы причины барьеров в общении?

8. В чем состоит коммуникативная сторона общения?

9. Что, по вашему мнению, наиболее полно характеризует культуру общения?

а) доброжелательность,

б) толерантность,

в) тактичность,

г) отзывчивость.

10.Что передается в процессе общения:

а) информация

б) чувства

в) идеи

г) настроение?

 

РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ

Тема 3. Обстановка общения

Организация пространства общения. Организация рабочих мест в служебном помещении (зальная и кабинетная). Обстановка помещений. Интерьер офиса: мебель, техника, цвет стен, освещение, украшения кабинетов. Картины и скульптура, цветы и животные в служебных помещениях.

Рабочее место сотрудников, место для посетителей. Кабинет руководителя. Стили кабинетов (классика, неоклассика, постмодернизм, «хай-тек», «новая волна», брутализм). Позиции за столом. Как победить беспорядок.

Помещение для проведения совещаний и переговоров. Схемы размещения участников встреч. Месторасположение различных служб фирмы. Зона неформального общения.

Психологическая обстановка общения: официальная, неофициальная; доброжелательная, напряженная, конфликтная, дружественная, «теплая», радушная,

враждебная. Приемы «выравнивания» психологической обстановки общения.

Литература: 1, 3, 74.

 

Методические указания к теме и вопросы для самопроверки

1. Из каких основных компонентов состоит структура общения?

2. Что в большей мере соответствует культуре общения – зальная или кабинетная система организации служебных помещений?

3. Какой, по вашему мнению, цвет стен возможен в служебном помещении?

4. Какие сюжеты картин и скульптур недопустимы в служебном помещении?

5. Влияет ли условия для приема клиентов на дальнейший выбор фирмы?

6. Что необходимо должно присутствовать на рабочем столе?

7. Авторитарный тип руководителя создает и соответствующий кабинет. Как он будет выглядеть?

8. Для проведения переговоров подходит кабинет авторитарного руководителя? Как вы будете там себя чувствовать?

9. Кабинет шефа – это:

а) копия офиса,

б) пространство его личного вкуса,

в) фирменный стиль компании?

10. Допустимо ли на рабочем столе наличие личных вещей (фотографии членов семьи, подаренные сувениры, зеркало и косметика)?

11. Этично ли пить чай или кофе за рабочим столом?

12. Уместно ли использовать юмор для «смягчения» напряженной обстановки переговоров?

Тема 4. Средства общения. Невербальное общение.

Невербальное общение как самый древний способ передачи информации. Культура этноса и невербальные средства общения. Интенциональные и неинтенциональные средства невербального общения.

Основные группы невербальных средств общения:

1) Проксемика - пространство коммуникативного процесса. Дистанция в процессе общения (публичная зона, социальная зона, личная зона, интимная зона). Позиции в общении: позиция сотрудничества, конфронтации, независимая позиция, позиция непринужденного общения.

2) Оптико-кинетические средства общения.

Позы, походка (авторитарность, неуверенность, усталость, ожидание и т.д.)

Жесты: коммуникативные, оценочные, описательные. Открытость и закрытость. Неуверенность, напряженность, нервозность, подозрительность. Готовность, нетерпение, превосходство, скука.

Мимика лица (лоб, глаза, рот).

Реакция кожи (побледнение, покраснение, потовыделение).

3) Визуальный контакт (контакт глазами). Взгляды: деловой, светский, интимный; пристальный, неподвижный, оценивающий, прищуренный, искоса, беспокойный, «бегающий», «пронизывающий» «пустой». Направление взгляда: на партнера, сверху вниз, снизу вверх, «сквозь» партнера, за партнера.

4) просодика (ритм, интонация, высота и громкость голоса, тон и темп речи),

5) экстралингвистические средства (пауза, смех, покашливание, плач и т.д.),

6) такесические средства (рукопожатия, похлопывания, объятия, поцелуи, прикосновения).

Запахи в деловом мире (альфакторная система воздействия)

Литература: 3, 4, 43, 48, 67, 74.

Методические указания к теме и вопросы для самопроверки.

Невербальное общение является самым древним способом передачи информации и самой искренней информацией. Поэтому, глубоко изучив данную тему, вы получите знания, которые помогут Вам глубже понимать настроение собеседника, его скрытые состояния и желания.

1. Какое отношение имеет национальная культура к мимике и жестам человека?

2. С чем связан в настоящее время большой интерес к невербалистике?

3. По каким признакам можно определить неискренность собеседника, и даже ложь?

4. Если при рукопожатии сотрудник протянул вам лишь кончики пальцев - о чем это говорит?

5. Каковы жесты открытости?

6. О чем «говорит» взгляд «сквозь» собеседника?

7. Сколько, приблизительно, процентов информации вам передает тон речи?

8. Каково влияние запахов на деловое общение?

9. Что «скажет» нам о человеке выбранный им запах?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.021 с.)