Технология тренировочного процесса. Часть 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология тренировочного процесса. Часть 1



16.10.2006

Для начала я хочу изложить некоторые теоретические основы построения тренировочного процесса капуэйриста, который должен стремиться к безупречной координации движений. Или, говоря по-другому, осваивать широкий технический арсенал капуэйры: жингу, защиты, удары и т.д. Конечно, лучше это делать под руководством опытного наставника. А если такового нет? Методических пособий на русском языке тоже пока нет. В этом случае рекомендую приобрести видео пособие. Это можно сделать даже по почте. Информация есть на сайте www.aha.ru/chees. Для начала вполне подойдет учебный фильм Н. Райса и Д. Сантуса (помните «учителя» Дакаскоса из «Only the stronge»).
В начале фильма они демонстрируют общеразвивающие упражнения. Правда, я сомневаюсь, что предложенный режим работы будет под силу даже тренированному атлету. Что говорить о тех, у кого в школе тройка по физкультуре. Ничего страшного. Терпение и труд. Успех и спортивное долголетие возможны только при постепенном увеличении нагрузки.
Несомненно, уровень физической подготовки играет в капуэйре немаловажную роль. Но не решающую. Вовсе необязательно садиться в шпагат, чтобы ударить ногой в голову и прыгать на два метра в высоту, чтобы сделать сальто. Я не раз убеждался, что внешняя неповоротливость обманчива. Зацикливаться на физподготовке не стоит. Это больше необходимо для жизни, нежели для освоения капуэйры, где сами движения являются хорошим способом физического развития.
А по внешнему виду судить о мастерстве капуэйриста вообще не стоит. Мне доводилось видеть двухметровых дылд, сигающих как кузнечики. И стокилограммовых увальней, молниеносно двигающихся в игре. И щупленьких пацанов, сбивающих ловкой подсечкой гигантов. Будьте внимательны! Tamanho nao e documento (размер – еще не доказательство).
Что касается изучения самих движений, то здесь можно провести аналогию с изучением иностранного языка. Знание которого, кстати говоря, не помешает в наше время. Вы также поначалу учите отдельные движения, как иностранные слова. Потом соединяете их в стандартные комбинации и пробуете применять их в игре, как в диалоге с партнером. Вот вам и еще одна аналогия. В зависимости от ситуации диалог может носить различную эмоциональную окраску. Так и в игре – музыкальный ритм, уровень мастерства и темперамент партнеров определяют ее характер. Ангола, режионал, бенгэла, иуна, амазона и т.д. Каждому ритму соответствует своя манера игры в кругу. Но это отдельная тема. Возвратимся к тренировкам.
Замечательный Брюс Ли выделил три основных этапа освоения человеком какого-либо рода деятельности. Цитирую трактат «три стадии развития» из книги Д. Литтла «Брюс Ли. Путь воина».
«Первая стадия – стадия примитивности. Это состояние первоначального невежества, когда человек ничего не знает об искусстве единоборства. В драке он просто защищается и нападает без какой-либо мысли, что правильно, а что неправильно. Конечно, он, возможно, действует, что называется, ненаучно, но тем не менее, будучи самим собой, он гибок в своих нападениях и защите.
Вторая стадия – стадия изощренности, или механическая стадия, - начинается, когда человек приступает к тренировкам. Его учат, как правильно блокировать удары, наносить удары, работать руками, ногами, стоять, дышать. Безусловно, он приобрел теоретические знания, но, к сожалению, его первоначальное «я» и чувство свободы утеряны, его действия не происходят произвольно. Его ум обнаруживает стремление застывать во время различных движений, чтобы рассчитывать и проанализировать действия. Положение делается еще хуже: человека можно назвать «умственно связанным», он самоутверждается вне реальной действительности.
Третья стадия – стадия безыскусности, или спонтанная стадия,– наступает, когда после многих лет серьезного, тяжкого труда ученик осознает, что, в конечном счете, кунг-фу не представляет собой ничего особенного. И вместо того, чтобы попытаться обмануть свой разум, он приспосабливается к противнику, подобно воде, когда она давит на глиняную стенку сосуда. Вода протечет через малейшую трещину. Нет ничего, что нужно было бы пытаться сделать – только быть бесцельным и бесформенным, как вода. Применение всех классических приемов и стандартных стилей сведено до минимума, если вообще не отброшено; преобладает несущественность. Он больше нечем не ограничен».

 

Технология тренировочного процесса. Часть 2

17.10.2006


Точно, и поражает противника одним взглядом. Что-то замутил Маленький Дракон относительно третьей стадии. Но, в общем, я согласен. Тем более, что обсуждать третью стадию, не пройдя второй, бессмысленно.
Допустим, что вам удалось разобраться с базовой техникой. Это не так уж сложно, тем более, если у вас есть опыт занятий каким-либо видом единоборств. Если не принимать во внимание специфических для капуэйры движений, то ничего принципиально нового вы не увидите. Только все движения надо выполнять из жизни и, закончив движение, возвращаться в жингу. Жинга – визитная карточка капуэйры и капуэйриста. Не сальто, макаку и бику дэ папагайя, а жинга. Опытный капуэйрист отличит по манере выполнения жинги представителя Ангола от представителя Режионал. Также можно определить стаж занятий и еще ряд особенностей. От стилевых до индивидуальных.
Запомните! Основа движений в капуэйре – жинга. Хорошо. С жингой вы тоже освоились. Минут по 20-30 каждый день будет вполне достаточно для начала (с учетом сохранения полной амплитуды движений). Обратите внимание, я пока ничего не говорю про акробатику. А большинство начинающих интересует, как правило, именно акробатика. Дойдем и до нее. Но если вы не освоите базовых движений капуэйры, то проку от акробатики (тем более сложной) не будет никакого. Оставим «фишки» в покое.
Что же делать дальше? Как научиться играть? Вот здесь и начинаются самые большие сложности. Терпения на парные упражнения хватает единицам. А обилие самих упражнений просто дезориентирует.
Предлагаю свой способ построения и отработки парных упражнений. Я выделил пять основных ударов ногами (голпэс): мэалуа дэ фрэнчэ (удар по дуге вовнутрь), кейщада (удар по дуге наружу), мартэлу (удар подъемом ступни сбоку), бэнсау (толчок пяткой от себя) и мэалуа дэ кумпасу (удар пяткой с поворотом на 360 градусов и опорой на руки или руку). Все остальные удары являются производными выше перечисленных голпэс. Для защиты используются уклоны (эшкивы), приседания (кокоринья) и приседание на одну ногу с опорой на руку (негачива). Колесо (ау) и его разновидности пока оставим в покое. Кокоринья и негачива являются довольно универсальными защитами. Начинать можно с них. Один наносит голпэ, другой приседает, возвращается в жинга и контратакует. Таким образом может получиться некоторое подобие игры. В спортивных единоборствах это называется условным боем.
Перейдем к уклонам (эшкивам). Основное правило – траектория уклона должна совпадать с направлением удара. Что касается названий уклонов, то, как и названия всех других движений (за редким исключением), они отличаются в разных стилях капуэйры. Удобна терминология, принятая в европейских школах стиля Сензала. Уклон в сторону называется эшкива примэйра (первый уклон), фронтальный уклон с опорой на руку – эшкива сэгунда (второй уклон), отклон назад – эшкива тэрсэйра или кокоринья (третий уклон).
Принцип построения парных последовательностей остается неизменным. Один выполняет голпэ, второй – эшкива (по направлению голпэ) и контратакует (контрасолпэ).
Довольно утомительный, но очень эффективный способ тренировки. Таким образом вы научитесь взаимодействовать с партнером. И ваша игра будет не бессмысленным размахиванием ногами (типа дискотеки в дурдоме), а четко осознанной последовательностью защит и ударов.
Только после освоения этого этапа будет иметь смысл применение «фишек», которые вовсе необязательны, но так уж повелось. И меня не миновала чаша сия.
Однако, акробатика имеет для меня свое значение. Поговорим об этом в отдельной статье.

 

ТРЕНИРОВКИ

20.02.2006

Во многих источниках говорится о том, что в принципе, никакой специальной подготовки для занятий капоэйрой не требуется. Да, до определенного уровня это так, но потом возникает момент, когда понимаешь, что хочешь достигнуть чего-то большего, когда тебя подбрасывает в воздух, когда появляется необъяснимая тяга взмыть, взорваться, эдакое необузданное, хищное веселье, желание "выкрутить модную фишку" и т.д... Вот тут и нужно мощное, выносливое, гибкое и прыгучее тело, о наработке которого мы и поговорим ниже.
Каждый нарабатывает механику движения, гибкость и выносливость по-разному. Тут предлагается мой вариант - ваш вариант может быть лучше, может лучше подходить для определенных условий и для определенных людей. Поэтому я открыт для любых пожеланий и замечаний, уточнений и дополнений. Возможно, ваш вариант окажется эффективнее:)
Итак, для начала нужно выработать общую выносливость для того, чтобы была база, способная выдерживать длительную Игру с несколькими людьми подряд, прыжки, акробатику, постоянное движение. Для этого подходят такие в принципе простые и общеукрепляющие упражнения, как бег, плавание, активные спортивные командные игры. Один мой знакомый поведал мне, что после месяца практики джинги у него прошли боли в спине и мышцы спины укрепились. Общей выносливости также способствует бег с отяжеленем (например, садишь к себе на спину приятеля пожирнее - и вперед, побежал:), бег с кувырками, перемещения в "стиле паука", когда из положения сидя на полу ставишь для опоры руки чуть сзади себя, подымаешь таз - и бежишь спиной вперед;)
Далее идут упражнения на развитие рук - это такие, как стойка на руках, хождение на руках (как назад, так и вперед) всякие зависания в воздухе (по брейкерской привычке называю их "фризами"), различные медленные перемещения с опорой на руки. Нужно сказать, что в отличие от других боевых искусств, основными ударными конечностями являются не руки, а ноги, на руки же в основном приходится опора тела, поэтому нужно нарабатывать силу и динамичность. Руки можно немного подкачать, но не слишком, помните, что руки должны быть сильными и выносливыми, но в то же время гибкими и эластичными, поэтому нужно комбинировать накачку рук с растяжениями и скоростью.
Особое внимание следует уделять "прокачке" запястий - это обычно слабое место у неразвитого человека, а для серьезного уровня в капоэйре просто необходимо иметь крепкие запястья, когда приземляешься из прыжка или сальто на руки, тут же делаешь какой-нибудь Dual Batido и иже с ними. Запястья хорошо прокачиваются, когда на них идет нагрузка собственного тела под разными углами - это и различные стойки на руках - на двух и на одной, и брейкерские фризы, и упражения из йоги, и отжимания в стойке на руках, и движения кистями рук с максимальной амплитудой, и упражнения на кисти рук с гантелями и т.д.
Ноги - основной ударно-двигательный аппарат в капоэйре. Для наработки ног подходят как общеукрепляющие упражнения, такие, как приседания, прокачка икр подъемом "на цыпочки" с утяжелением, всяческого рода прыжки, растяжки ног - желателен шпагат - как продольный, так и поперечный, различные колеса, раскрутки. Можно также прокачивать ноги для прыжков так - исходное положение сидя на корточках, потом выпрыгивать из этого положения как можно выше вверх, потом опять приземляться на корточки и все сначала. Для того, чтобы делать правильно и красиво многие удары ногами, нужна хоршая растяжка и развязка бедер. Для развяки бедер можно делать следующее - сидя на полу разведите ноги в стороны, а стопы сведите вместе. В идеале нужно, чтобы колени касались пола, стопы были сведены вместе и прижаты к паху. Далее идут вариации типа - одна нога согнута в колене и отведена назад, а вторая прямая и в сторону, в этом положении наклоны попеременно к каждой из ног и вперед.
Желательно еще прокачать шею - ну, во-первых, она должна быть достаточно мощной для того, чтобы предохранять самое ценное, что она держит - голову:), во-вторых в капоэйре есть некоторые удары головой, стойки с опорой на голову, а для того, чтобы удержать собственный вес на голове - нужна мощная шея. Для развития шейных мышц подойдут различные стойки на голове, из положения лежа чуть приподымать шею и поворачивать голову вправо и влево, повороты и наклоны головы в разные стороны медленно и с максимальной амплитудой, держать руками голову и, преодолевая сопротивление рук, делать те же повороты и наклоны.
Теперь несколько слов о технике безопасности. НИКОГДА не начинайте сложные, а особенно новые движения, стойки и удары, предварительно не размявшись! Это грозит травмами, растяжениями, вывихами и прочими неприятностями. Желательно также пользоваться эластичными бинтами - они уменьшат нагрузку в особо тяжелые моменты, скажем при приземлении из прыжка, колеса или сальто на руки. Начинайте пробовать новые движения осторожно, без рвения, иначе полученная травма может надолго отложить ваши новые начинания. Старайтесь переходить к новому, хорошо изучив и отработав старое. Хорошо представляйте себе принцип и траекторию движения, куда поставить ногу или руку, как ведет себя при этом тело и т.д. Когда что-то получилось, старайтесь запомнить эти ощущения и потом, при отработке этого движения всегда старайтесь вызвать в себе это ощущения - когда что-то идет правильно или неправильно, это всегда чувствуется:) Привлекайте к себе внимание тренера или коллег - со стороны им виднее, как у вас получается - они укажут вам ваши недостатки. Отрабатывать сальто, фляки и различную акробатику желательно на матах и на гимнастическом пружинящем полу. Обязательна на первых порах страховка 1 или 2-х партнеров - в зависимости от того, что делаете. Ну, уж если случилась какая травма, лучше всего обратиться к врачу. При ушибах и растяжениях хорошо подходит мазь-гель Троксевазин, щадящие повязки. При стираниях и счесах кожи - хорошо бы помазать поврежденное место Метилурациловой мазью, а также Боро-Плюс.
Старайтесь больше и полноценнее отдыхать. Не усердствуйте сильно и много, иначе будет накапливаться усталость и в конце концов загоните организм и прогресс остановится. Старайтесь делать все регулярно, не пропускать тренировки и всегда ставить перед собой реальные цели (ну, можно немножко выше;) Весной и летом есть натуральные витамины - овощи и фрукты, пить натуральные соки. Ну, для поддержания себя в тонусе можно иногда добавлять комплексы витаминов и минералов. Можно наши, типа Ревит, Ундевит, можно различные буржуйские мультивитамины - Дуовит и т.д.
Успехов вам и новых высот в освоении акробатики и капоэйры!:) Будьте упорны и не ленитесь, идите к своей цели, не бросайте, если не получается - и тогда удача улыбнется вам и не будет границ вашим возможностям!

 

УДАРЫ НОГАМИ

17.02.2006

В капоэйре основные удары производятся ногами, ударов бесчисленное множество, причем зачастую бывает так, что в разных школах капоэйры одни и те же удары и движения называются по-разному, есть удары, используемые как особенность какой-то конкретной школы. И все же давайте попытаемся их перечислить и систематизировать:
Martelo: (Махтэлу)

Bencao: (Бэнсу) Прямой удар задней ногой. Удар должен быть втыкающим (показано стрелкой)

Ponteira: (Пантэйра)
Chapa: (Щапа)
Gancho: (Ганшу)
Mea-lua de Frente: (Миа луа ди Френч)
Mea-lua de Compasso: (Миа луа ди Кампасу)
Quexiada: (Кэшада)
Armada:(Ахмада)

 

 

УДАРЫ РУКАМИ

17.02.2006

В капоэйре совсем не много ударов руками, но, тем не менее, они есть и используются, так что давайте их рассмотрим. Нужно сказать, что удары руками изучают не сразу, они даются продвинутым ученикам, когда они уже овладели собственным телом, чтобы они могли справляться с люой ситауцией. Итак:
Asifixante:
Удар по прямой кулаком в лицо противника
Cutelo: Удар противника ребром ладони
Cotovelada: Удар противника локтем
Dedeira:
Тычок растопыренными пальцами в глаза противника
Escorumedo:
Удар лобной частью головы снизу в подбородок противника
Galopante:
Удар (шлепок) ладонью по уху противника. Имеет оглушающий эффект
Godeme:
Удар наотмашь кулаком в висок противника
Telefone:
Удар напоминает Galopante, только по двум ушам сразу

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.43.22 (0.015 с.)