Моделі СТВ в с-мі соціального партнерства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделі СТВ в с-мі соціального партнерства.



Существует очень много моделей социально-трудовых отношений, но в наиболее обобщенном виде их классифицируют таким образом: европейская (континентальная), англосаксонская (либеральная), скандинавская (социал-демократическая), китайская (смешанная).

Европейская модель (континентальная) характеризуется:. а) высоким уровнем правовой защищенности работников;

б) жесткими нормами трудового права, которые ориентированы на сохранение рабочих мест;

в) широким использованием норм отраслевых (регионально-отраслевых) тарифных соглашений;

г) относительно высоким законодательно установленным минимальным уровнем оплаты труда и сравнительно незначительной их дифференциацией.

Для этой модели присущими являются опережающая деятельность органов социального партнерства на всех уровнях с целью предупреждения социальных конфликтов. В этих странах трудящиеся часто выступают в широкомасштабных акциях протеста, а законодательство стимулирует решение коллективных трудовых споров на основах периодических консультаций и взаимных уступок. Эту модель эксперты МОТ считают идеалом СТО. Вместе с тем она переживает определенный кризис, который обнаруживается в росте безработицы, невозможности доступа на рынок труда молодежи и лиц с невысокой квалификацией, в ослаблении стимулирующей роли заработной платы, в снижении темпов экономического роста.

Англосаксонская (либеральная) модель, которой присущи:

а) высокая схожесть гражданского и трудового права;

б) преобладающее коллективно-договорное регулирование на уровне предприятия, а не отрасли или региона;

в) повышенная мобильность рабочей силы;

г) высокая дифференциация заработной платы;

д) ограничения сферы применения минимальной заработной платы.

Эта модель содействует более динамическому созданию рабочих мест, мобильности рабочей силы, уменьшению безработицы, высоким темпам экономического роста. Однако эта модель предполагает наличие значительной прослойки "работающих бедняков", лиц, трудовые доходы которых не обеспечивают прожиточного минимума. Англосаксонская модель предусматривает государственные обязательства по социальной защите для наиболее уязвимых слоев населения. Ряд граждан должны обеспечивать себя самостоятельно. Характерными для либеральной модели являются: проверка нуждаемости, ограничение размеров универсальных трансфертов и программ социального страхования.

Скандинавская или социально-демократическая модель (Швеция) предоставляет базовое обеспечение всем гражданам страны за счет государственного и местных бюджетов, сформированных за счет налогов. Скандинавский тип социального государства характеризуется универсализмом и перераспределением доходов с помощью прогрессивной системы налогообложения населения. Она нацелена на недопущение бедности и обеспечение всем занятым гражданам достойного уровня жизни

Китайская модель. По своей сущности она является двухсекторной. С одной стороны, объединяет жесткое регулирование трудовых отношений "государственно-социалистического" типа в государственном секторе (формально имеет схожесть с европейской моделью, но отличается от нее тем, что в Китае нет свободных профсоюзов). С другой стороны, - характеризуется полным отсутствием правового регулирования в частном и концессионном секторах, где преобладают отношения, которые напоминают раннекапиталистические.

Ринок праці,його сутність і зміст

Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы.

Рынку труда свойственны следующие характеристики. Рынок труда -это:1) совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы;2) место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций; в-третьих, с позиций предприятия, - взаимоотношения отдельного предприятия и его сотрудников.

Рынок труда выполняет следующие функции:

1) общественного разделения труда - разграничение наемного работника и работодателя;

2) информационная - предоставление информации участникам процесса купли-продажи товара „рабочая сила" об условиях найма, уровне заработной платы, предложении рабочих мест и рабочей силы, качестве рабочей силы и др.

3) посредническая — установление связи между работодателями и наемными работниками, которые выходят на рынок для удовлетворения взаимных интересов и потребностей относительно выгодных условий купли-продажи товара „рабочая сила";

4) воспроизводственная - поясняется тем, что лишь на рынке действует закон стоимости и осуществляется общее признание затрат труда на воспроизводство товара „рабочая сила" и ее общественную полезность;

5) стимулирующая - объясняется тем, что рынок поворачивает экономику лицом к потребностям людей, делает всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении этих потребностей;

6) оздоровительная - благодаря конкуренции общественное производство освобождается от экономически слабых нежизнеспособных предприятий, т.е. этим самым рынок труда поддерживает рентабельность всей экономики;

7) регулирующая — дает ответы на вопросы: ЧТО? ДЛЯ КОГО? КАК? производить, т.е. рынок регулирует излишками трудовых ресурсов, их оптимальным размещением, а также эффективным использованием.

Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест.

Открытый рынок труда — это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.

Официальная часть открытого рынка труда (1) — свободная рабочая сила и вакансии, зарегестрированные в службе занятости. Неофициальная часть открытого рынка труда (2) - свободная рабочая сила и вакансии, незарегестрированные в службе занятости, и где потребность в трудоустройстве удовлетворяется через непосредственные контакты между работодателями и лицами, ищущими работу.

Скрытый рынок труда - это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены.

Официальная часть скрытого рынка труда регестрируется статистикой в виде лиц, находящихся в вынужденных отпусках,а неофициальная часть - определяется с помощью специальных методик.

Исходя из определения и характеристики рынка труда можно установить основные его элементы:

1. Субъекты рынка труда - работодатели, наемные работники,государство и его органы.

2. Правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда - экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда: Конституция Украины, законы Украины „Про зайнятють населения", „Про колективш договори та угоди", и др. законы и правовые акты.

3. Объекты рынка труда - спрос на рабочую силу, предложение рабочей силы, товар „рабочая сила". Соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структуру рынка труда представляет собой конъюнктуру рынка труда

Сегменти ринку праці.

Сегментация рынка труда - это разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы.

Сегментация рынка труда позволяет проанализировать причины и факторы, влияющие на мобильность рабочей силы на рынке труда, определить его перспективы.Сегментация проводится по разным критериям и признакам:

-по критерию стабильности трудовых отношений;

-по уровням (общенациональный, региональный, локальный);

-по отраслям и видам деятельности;

-по демографическим характеристикам;

-по социально-экономическим характеристикам рабочей силы (образование, профессиональные знания, уровень квалификации и др.);

-по экономическим показателям, отражающим финансовое сосотояние предприятий, формы собственности и др.

Прежде всего, по критерию стабильности трудовых отношений рынок труда подразделяется на три сектора: ядро, периферия, безработные.

Ядро или первичный рынок труда - это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости, высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология и т.п.

Периферия или вторичный рынок труда характеризуется большей текучестью кадров и нестабильной занятостью, низким уровнем заработной платы, отсутствием профессионального продвиженя, роста квалификации, слабой социальной защитой

Безработные — трудовой резерв для первичного и вторичного рынков труда, т.е. для первого и второго секторов.

Сегментация рынка труда предусматривает также его деление на внутренний и внешний рынок.

Внутренний рынок труда - это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее размещение определяются административными правилами и процедурами.

Специфику внутреннего рынка труда как относительно обособленной подсистемы определяют следующие особенности:

-относительная независимость относящихся к нему работников от внешней конкуренции;

-сравнительно малое число агентов на рынке;

-ограниченность мест приложения труда;

- относительно небольшое число вариантов мобильности;

-большая значимость административных методов регулирования;

-быстрое перемещение работников без больших затрат и др.

Основными функциями внутреннего рынка труда являются:

-обеспечение дифференцированной социальной защиты работников;

-специальная подготовка и развитие навыков занятых;

-сохранение наиболее ценной части трудового потенциала;

-поддержание социальной стабильности коллектива.

Между тем, следует отметить, что механизм внутреннего рынка труда не может полностью удовлетворить потребность предприятия в квалифицированной рабочей силе. Это объясняется тем, что стремящиеся к нововведениям предприятия периодически испытывают потребность в рабочей силе и становится целесообразным привлечение работников со стороны.

Внешний рынок труда - это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, гн обеспечивает движение работников с одних предприятий на-другие.

Переход к рыночным отношениям привел к возникновению ряда новых явлений в сфере занятости населения - сегментации рынка труда по формам собственности и статусу занятости.

Регулювання ринку праці.

Выделяют 4 основные направления государственного регулирования рынка труда:

1.Программы по стимулированию роста занятости и увеличению:числа рабочих мест.

2.Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

3.Программы содействия найму рабочей силы.

4.Программы по социальному обеспечению.

В рамках системы регулирования рынка труда существует несколько видов регулирования:

1) защитное - предназначенное для органичения действий, которые ведут к незащищенности разных групп населения;

2)поощрительное — направленное на создание условий; в которых могут осуществляться и развиваться определенные формы деятельности;

3) ограничительное - осуществляемое для исключения действий отдельных лиц (или групп) таким образом, чтобы они не могли получить преимущества перед другими;

4) директивное — предполагающее воздействие правительства на рынке труда с учетом интересов населения;

5) регулирование посредством экономических, финансовых мер (налогов, субсидий), способствующих росту предложений на рынке труда или содействующих повышению занятости.

В отдельную группу объединяются мероприятия по социальной защите населения.

С развитием мировой экономики, экономической интеграции и сотрудничества разных стран возникла задача согласовать и обобщить трудовые отношения, которые сложились на национальных рынках труда. Выполнение этой задачи взяла на себя Международная организация труда (МОТ). Все направления и виды регулирования рынка труда основаны на основных конвенциях МОТ по вопросам регулирования рынка труда.

Функционирование и регулирование рынка труда в Украине может принести ряд положительных моментов:

- облегчит и ускорит процесс согласования личных, коллективных и оющенародных интересов при размещении работников а системе общественного разделения труда;

- предоставит необходимую гибкость процессу подготовки и распределения рабочих и специалистов;

- будет оказывать содействие повышению эффективности труда за счет рационального размещения работников по социальным сферам производства;

- будет выполнять функцию связующего звена между профессиональной подготовкой работников и их использованием;

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.028 с.)