Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сутність соціального захисту у сфері праціСтр 1 из 4Следующая ⇒
В широком смысле - это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, которые предоставляют условия для обеспечения средствами существования: -трудоспособным гражданам за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; -социально-уязвимым слоям населения — за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума. В узком смысле, социальная защита — это система законодательных, социально-экономических и нравственно-психологических гарантий, средств и мероприятий, благодаря которым создаются равные для всех членов общества условия, которые препятствуют вредному влиянию среды на человека и обеспечивают достойное и социально приемлемое качество их жизни. Цель социальной защиты - создание демократического гражданского общества. Главная задача государства в Украине — это защита от снижения жизненного уровня населения и от безработицы, а на конкретном предприятии - забота об условиях и содержании труда, его организации и системах оплаты труда. Система социальной защиты строится на таких принципах: - всеобщности, т.е. предоставление социальной защиты независимо от социального статуса (работающим, безработным, нетрудоспособным, служащим, рабочим др.), при этом препятствуя развитию психологии иждивенчества отдельных групп населения; - адресности, с помощью чего четко определяются конкретные программы социальной защиты и лица, которые ее требуют; - дифференциации, благодаря чему учитываются причины, степень потери трудоспособности и размер необходимой помощи; - востребованности -личное обращение гражданина за определенными услугами и льготами, если он имеет на это право; - интегрированности- предусматриваетбязательность взаимосвязи и взаимодействия всех форм, элементов и методов социальной защиты, организацию их в единую систему на всех уровнях и структурных звеньях общественного жизнеобеспечения. Социальная зашита выполняет две функции: 1 "Лечебная" связана с внедрением механизмов борьбы с бедностью, которая предусматривает адресную помощь малообеспеченным слоям населения, предоставление жилищных субсидий, помощи семьям с детьми и т.п.. 2 Превентивная функция связана с предупреждением бедности путем предоставления гражданам возможности в период экономической деятельности получить право на обеспечение при различных несчастных случаях.
Система социальной защиты состоит из двух основных форм: социальное страхование и социальная помощь. Социальное страхование распространяется на экономически активное, занятое население и обеспечивается главным образом за счет доходов и ограниченных дотаций из бюджета. Это гарантированная государством система материального обеспечения граждан в случае потери заработка вследствие безработицы, болезни, старости и других социальных и профессиональных рисков. Социальная помощь — сориентирована преимущественно на поддержку наиболее уязвимой группы населения - детей, стариков, инвалидов. Система социальной зашиты базируется на социальных гарантиях. Социальные гарантии государства населению — это совокупность материальных и юридических средств, которые обеспечивают социальную защиту человека, создают основу для реализации конституционных, социально-экономических и социально-политических прав членов общества. К главным социальным гарантиям относят: право на работу, отдых, жилье, бесплатное образование, бесплатное медицинское обеспечение.
Якість трудового життя як критерій оцінки стану СТВ. Под качеством трудовой жизни понимается систематизированная совокупность свойств, характеризующих условия труда в самом широком смысле этого слова [условия производственной среды] и позволяющих учесть степень реализации интереса работника и использования его способностей (интеллектуальных, творческих, моральных, организаторских и др.) Основу концепции КТЖ составляют два положения: 1) главным мотиватором труда должна являться не зарплата, а удовлетворенность от достижений в процессе труда в результате самореализации и самовыражения работника, т.е. в данном случае моральные формы побуждения к труду ставятся выше материальных; 2) предполагается, что полная самореализация и самовыражение работника могут состояться только в условиях трудовой демократии.
В свете этих положений концепция КТЖ формулирует ряд условий, обеспечивающих качество трудовой жизни: \. Справедливое и надлежащее вознаграждение за труд. 2. Безопасные и здоровые условия труда. 3. Трудовая демократия и правовая защищенность работник. 4. Непосредственная возможность использовать и развивать свои способности, возможность удовлетворять потребность в самореализации и самовыражении. 5. Возможность профессионального роста и уверенность в будущем. 1. Достойное место работы в жизни человека. 2. Социальная полезность работы. Оценка КТЖ производится на основе различных социально-экономических процессов и их показателей, с позиций различных субъектов экономики. С позиции работника качество трудовой жизни характеризуют: -удовлетворенность трудом; -наличие (отсутствие) стрессовых ситуаций на производстве; -условия труда; -возможность профессионального роста и самовыражения; -психологический климат; содержательность труда. С позиции работодателя: - эффективность труда; -производственная адаптация работников; -текучесть кадров; трудовая дисциплина; -наличие (отсутствие) воровства, саботажа, забастовок; -отождествление целей работников с целями предприятия; -отчуждение труда, число конфликтов. С позиции общества: - объем ВВП, состояние занятости и безработицы; -повышение качества рабочей силы; -уровень жизни (стоимость потребительской корзины); -стоимость системы социальной защиты работников и их иждивенцев; -забастовочное движение; -политическое движение; социальная адаптация; коэффициенты удовлетворенностью жизнью; - отчуждение от общества. Общепризнанно, что основным фактором повышения уровня жизни и качества трудовой жизни является рост производительности труда, который ведет к росту производства материальных благ и услуг. Оценку показателей системы КТЖ производят на основе статистической информации, специальных социологических исследований, экспертных оценок. КТЖ - один из элементов системы качества жизни людей в целом (КЖЛ). КЖЛ - характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям, традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний.
Методы регулирования СТО Регулирование СТО осуществляется различными методами. Выделяют следующие их группы: 1.Нормативно-правовые методы, основанные на научно-обоснованной нормативно-законодательной базе. В частности: Конституция Украины, Кодекс законов о труде, а также законы «Про зайштсть населения» (1991 р.), «Про охорону пращ» (1995р.), «Про колективш договори та угоди»(1993р.) 2.Программно-целевые методы. Сюда включены следующие основные направления: • Условия труда (оплата, отдых, охрана труда, социальные гарантии и др.). • Социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинское страхование; выплаты пособий на детей, инвалидам, престарелым; политика преодоления бедности, поддержания уровня жизни населения, политика дифференциации доходов и др.). • Занятость (регистрация безработных, их профобучение, поиск вакантного места, организация новых рабочих мест, превентивные меры но предупреждению безработицы, др.). • Миграционная политика: регламентация перемещения рабочей силы из-за рубежа и за рубеж; ограничения эмиграции и иммиграции; программы переселения населения и т.д.
• Демографическая политика: пособия беременным, пособия на детей, программы улучшения здоровья, снижения смертности, повышения рождаемости и др. 3. Административно-распорядительные и организационно-упорядоченные. Применяются в основном на уровне организаций и регламентируют взаимоотношения в системе: работодатель - администратор; администрация - наемный работник; руководитель - подчиненный. Для регулирования СТО используют приказы, распоряжения администрации, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, схемы должностных окладов, графики рабочего времени, сметы и др. 4. Договорные методы, их сущность связана с проведением консультаций, переговоров между субъектами СТО, заключению договоров и соглашений на разных уровнях(генеральное, отраслевое, территориальное соглашения, коллективный договор). 5. Методы согласительно-арбитражные, посреднические. Их цель — предупреждение трудовых конфликтов, смягчение их последствий. 6. Партисипативные — использование современных методов и форм участия работников в управлении производством, в принятии и реализации организационно-управленческих нововведений (в Наблюдательных советах, Советах ветеранов, Кружках качества и др.). 7. Общественное регулирование процессов формирования и развития СТО, что позволяет уменьшить негативные последствия, неизбежные при таких значительных общественных преобразованиях. Это регулирование может включать: *формирование и усвоение всеми субъектами СТО единой системы понятий в целях взаимопонимания; • идентификацию социально-экономических процессов с точки зрения интересов сторон; • формирование системы показателей, отражающих процессы взаимодействия субъектов СТО и соответственно определение источников информации; • исследования достижений других стран в этой сфере, обобщение и оценка эффективного, негативного и проблемного опыта.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.01 с.) |