Сутність соціального захисту у сфері праці 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сутність соціального захисту у сфері праці



В широком смысле - это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, которые предоставляют условия для обеспечения средствами существования:

-трудоспособным гражданам за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;

-социально-уязвимым слоям населения — за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В узком смысле, социальная защита — это система законодательных, социально-экономических и нравственно-психологических гарантий, средств и мероприятий, благодаря которым создаются равные для всех членов общества условия, которые препятствуют вредному влиянию среды на человека и обеспечивают достойное и социально приемлемое качество их жизни.

Цель социальной защиты - создание демократического гражданского общества. Главная задача государства в Украине — это защита от снижения жизненного уровня населения и от безработицы, а на конкретном предприятии - забота об условиях и содержании труда, его организации и системах оплаты труда.

Система социальной защиты строится на таких принципах:

- всеобщности, т.е. предоставление социальной защиты независимо от социального статуса (работающим, безработным, нетрудоспособным, служащим, рабочим др.), при этом препятствуя развитию психологии иждивенчества отдельных групп населения;

- адресности, с помощью чего четко определяются конкретные программы социальной защиты и лица, которые ее требуют;

- дифференциации, благодаря чему учитываются причины, степень потери трудоспособности и размер необходимой помощи;

- востребованности -личное обращение гражданина за определенными услугами и льготами, если он имеет на это право;

- интегрированности- предусматриваетбязательность взаимосвязи и взаимодействия всех форм, элементов и методов социальной защиты, организацию их в единую систему на всех уровнях и структурных звеньях общественного жизнеобеспечения.

Социальная зашита выполняет две функции: 1 "Лечебная" связана с внедрением механизмов борьбы с бедностью, которая предусматривает адресную помощь малообеспеченным слоям населения, предоставление жилищных субсидий, помощи семьям с детьми и т.п.. 2 Превентивная функция связана с предупреждением бедности путем предоставления гражданам возможности в период экономической деятельности получить право на обеспечение при различных несчастных случаях.

Система социальной защиты состоит из двух основных форм: социальное страхование и социальная помощь.

Социальное страхование распространяется на экономически активное, занятое население и обеспечивается главным образом за счет доходов и ограниченных дотаций из бюджета. Это гарантированная государством система материального обеспечения граждан в случае потери заработка вследствие безработицы, болезни, старости и других социальных и профессиональных рисков.

Социальная помощь — сориентирована преимущественно на поддержку наиболее уязвимой группы населения - детей, стариков, инвалидов.

Система социальной зашиты базируется на социальных гарантиях.

Социальные гарантии государства населению — это совокупность материальных и юридических средств, которые обеспечивают социальную защиту человека, создают основу для реализации конституционных, социально-экономических и социально-политических прав членов общества.

К главным социальным гарантиям относят: право на работу, отдых, жилье, бесплатное образование, бесплатное медицинское обеспечение.

 

Якість трудового життя як критерій оцінки стану СТВ.

Под качеством трудовой жизни понимается систематизированная совокупность свойств, характеризующих условия труда в самом широком смысле этого слова [условия производственной среды] и позволяющих учесть степень реализации интереса работника и использования его способностей (интеллектуальных, творческих, моральных, организаторских и др.)

Основу концепции КТЖ составляют два положения:

1) главным мотиватором труда должна являться не зарплата, а удовлетворенность от достижений в процессе труда в результате самореализации и самовыражения работника, т.е. в данном случае моральные формы побуждения к труду ставятся выше материальных;

2) предполагается, что полная самореализация и самовыражение работника могут состояться только в условиях трудовой демократии.

В свете этих положений концепция КТЖ формулирует ряд условий, обеспечивающих качество трудовой жизни: \. Справедливое и надлежащее вознаграждение за труд.

2. Безопасные и здоровые условия труда.

3. Трудовая демократия и правовая защищенность работник.

4. Непосредственная возможность использовать и развивать свои способности, возможность удовлетворять потребность в самореализации и самовыражении.

5. Возможность профессионального роста и уверенность в будущем.

1. Достойное место работы в жизни человека.

2. Социальная полезность работы.

Оценка КТЖ производится на основе различных социально-экономических процессов и их показателей, с позиций различных субъектов экономики. С позиции работника качество трудовой жизни характеризуют:

-удовлетворенность трудом;

-наличие (отсутствие) стрессовых ситуаций на производстве;

-условия труда;

-возможность профессионального роста и самовыражения;

-психологический климат; содержательность труда. С позиции работодателя:

- эффективность труда;

-производственная адаптация работников;

-текучесть кадров; трудовая дисциплина;

-наличие (отсутствие) воровства, саботажа, забастовок;

-отождествление целей работников с целями предприятия;

-отчуждение труда, число конфликтов.

С позиции общества:

- объем ВВП, состояние занятости и безработицы;

-повышение качества рабочей силы;

-уровень жизни (стоимость потребительской корзины);

-стоимость системы социальной защиты работников и их иждивенцев;

-забастовочное движение;

-политическое движение; социальная адаптация; коэффициенты удовлетворенностью жизнью;

- отчуждение от общества.

Общепризнанно, что основным фактором повышения уровня жизни и качества трудовой жизни является рост производительности труда, который ведет к росту производства материальных благ и услуг.

Оценку показателей системы КТЖ производят на основе статистической информации, специальных социологических исследований, экспертных оценок.

КТЖ - один из элементов системы качества жизни людей в целом (КЖЛ).

КЖЛ - характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям, традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний.

 

Методы регулирования СТО

Регулирование СТО осуществляется различными методами. Выделяют следующие их группы:

1.Нормативно-правовые методы, основанные на научно-обоснованной нормативно-законодательной базе. В частности: Конституция Украины, Кодекс законов о труде, а также законы «Про зайштсть населения» (1991 р.), «Про охорону пращ» (1995р.), «Про колективш договори та угоди»(1993р.)

2.Программно-целевые методы. Сюда включены следующие основные направления:

• Условия труда (оплата, отдых, охрана труда, социальные гарантии и др.).

• Социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинское страхование; выплаты пособий на детей, инвалидам, престарелым; политика преодоления бедности, поддержания уровня жизни населения, политика дифференциации доходов и др.).

• Занятость (регистрация безработных, их профобучение, поиск вакантного места, организация новых рабочих мест, превентивные меры но предупреждению безработицы, др.).

• Миграционная политика: регламентация перемещения рабочей силы из-за рубежа и за рубеж; ограничения эмиграции и иммиграции; программы переселения населения и т.д.

• Демографическая политика: пособия беременным, пособия на детей, программы улучшения здоровья, снижения смертности, повышения рождаемости и др.

3. Административно-распорядительные и организационно-упорядоченные. Применяются в основном на уровне организаций и регламентируют взаимоотношения в системе: работодатель - администратор; администрация - наемный работник; руководитель - подчиненный. Для регулирования СТО используют приказы, распоряжения администрации, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, схемы должностных окладов, графики рабочего времени, сметы и др.

4. Договорные методы, их сущность связана с проведением консультаций, переговоров между субъектами СТО, заключению договоров и соглашений на разных уровнях(генеральное, отраслевое, территориальное соглашения, коллективный договор).

5. Методы согласительно-арбитражные, посреднические. Их цель — предупреждение трудовых конфликтов, смягчение их последствий.

6. Партисипативные — использование современных методов и форм участия работников в управлении производством, в принятии и реализации организационно-управленческих нововведений (в Наблюдательных советах, Советах ветеранов, Кружках качества и др.).

7. Общественное регулирование процессов формирования и развития СТО, что позволяет уменьшить негативные последствия, неизбежные при таких значительных общественных преобразованиях. Это регулирование может включать:

*формирование и усвоение всеми субъектами СТО единой системы понятий в целях взаимопонимания;

• идентификацию социально-экономических процессов с точки зрения интересов сторон;

• формирование системы показателей, отражающих процессы взаимодействия субъектов СТО и соответственно определение источников информации;

• исследования достижений других стран в этой сфере, обобщение и оценка эффективного, негативного и проблемного опыта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.01 с.)