Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приятные и неприятные переживанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Приготовьтесь замечать сильные перепады между положительными и отрицательными эмоциями; порой вы можете чувствовать ликование, в другое время — подавленность. Это будет происходить в вашей повседневной жизни и представляет собой необходимый процесс очищения ума от проблем. Его будет вызывать крийя‑йога. Старайтесь не беспокоиться, просто поддавайтесь этим настроениям, принимайте их и осознавайте. Вам следует сократить или на время прекратить занятия крийя‑йогой, только если эмоции оказываются чересчур бурными и отрицательными (из‑за глубоко укорененных психологических проблем). Этот процесс очищения служит первым шагом к самопознанию. Если вы не пройдете через эти переживания, которые нередко бывают трудными и неприятными, то не сможете исследовать более глубокие области своего ума. Но этот процесс должен быть достаточно постепенным, иначе вы будете переживать глубокие потрясения и эмоциональные бури. Необходимо медленно очищать ум от скопившихся неврозов в течение определенного времени. Вот почему мы предварили крийя‑йогу подробным описанием других видов йоги и призывали вас регулярно заниматься каждый день. Такая подготовка абсолютно необходима, поскольку она мягко удаляет из ума грубые проблемы. Крийя‑йога — очень сильное лекарство; если ей занимается человек с большим количеством нерешенных психологических проблем, то она может вызвать в его жизни весьма неприятные потрясения. Поэтому мы призываем тех, кто не занимался другими практиками йоги в течение, по меньшей мере, двух лет, не пытаться выполнять практики крийя‑йоги. Сперва вам необходимо подготовиться путем регулярных занятий другими, более мягкими формами йоги. Кроме того, в ходе самой практики крийя‑йоги либо в своих сновидениях вы можете столкнуться с пугающими аспектами ума. Вы можете увидеть чудовищ, гигантских пауков и множество других вещей. Разнообразию призраков, которые может исторгать ум, почти нет предела. Они представляют собой выражения скрытых отрицательных аспектов подсознательного ума. В сознательном восприятии будут проявляться ранее неизвестные проблемы. Это тоже составляет необходимую часть процесса очищения ума. Но вы должны продвигаться в своей практике достаточно постепенно; если столкновение с этими ужасными порождениями ума оказывается слишком сильным, следует сократить или на время прекратить практику. Вы не должны сопротивляться этим возникающим подсознательным силам. Всегда помните, что эти беспокоящие влияния ума со временем закончатся. Ваша жизнь станет более гармоничной. Ваши занятия йогой, будь то крийя‑йога или что‑то другое, тоже будут становиться все более эффективными. На самом деле, вся ваша жизнь превратится в состояние медитации.
Физические побочные действия
Извержение подсознательных сил — процесс очищения ума — может вызывать изменения состояния здоровья. Такие изменения могут быть как отрицательными, так и положительными. Опять же, это необходимый процесс, поскольку узлы неврозов укоренены в более глубоких слоях подсознательного ума. Это будет автоматически вызывать изменения на физическом уровне. Если ваше здоровье будет улучшаться, тогда нет никаких причин для жалоб. Если же оно будет ухудшаться, то вам следует либо принять эту ситуацию и жить с ней, либо обратиться за помощью. Многие люди, занимающиеся крийя‑йогой в ашраме, становятся физически слабыми или страдают поносом. В ашраме мы знаем, что это составляет часть процесса очищения ума, и готовы к тому, что это будет происходить с некоторыми людьми. Поэтому мы можем объяснить таким людям, что у них нет реальных причин для беспокойства. Однако, когда вы занимаетесь самостоятельно, вам следует самим решать, примириться ли с изменениями состояния здоровья или же предпринимать шаги для его улучшения. Независимо от того, улучшается или ухудшается ваше здоровье, на самом деле это — движение к большей и более глубокой общей гармонии. Расстройство здоровья — временное явление, и по мере того, как ваш ум становится более гармоничным, вы будете становиться сильнее и постепенно освобождаться от любых физических недомоганий. Эти колебания состояния здоровья указывают в положительном направлении. Однако, если ухудшение здоровья оказывается слишком резким, вам следует прекратить свои практики. И, безусловно, не следует заниматься во время болезни.
Усиление желаний
Крийя‑йога может возбуждать сильные, непреодолимые желания некоторых вещей, например сладкого, сытной пищи и т.п. Усиление желаний означает, что проявляются ранее не выражавшиеся и, возможно, подавлявшиеся желания. Позвольте им возникать; если необходимо, выражайте их внешне, по возможности, не причиняя вреда другим. Старайтесь осознавать этот процесс, который также составляет часть очищения ума.
Недостаток времени
Если ваши общественные обязанности не оставляют вам достаточно времени для регулярной ежедневной практики, то не начинайте заниматься крийя‑йогой. Садхану крийя‑йоги следует предпринимать только в том случае, если вы можете каждое утро выделять достаточно времени для практики. Поначалу потребуется только полчаса, но по мере увеличения числа выполняемых практик крийя‑йоги вам будет необходимо больше времени. Полная программа может занимать около двух с половиной часов. Если вы выполняете примерно половину всех практик, вам может потребоваться до двух часов. Таким образом, необходимо иметь достаточно времени. Если каждое утро у вас есть только от десяти минут до получаса, мы не рекомендуем вам начинать крийя‑йогу — лучше запланируйте занятия ей на будущее. Это очень важно. Крийя‑йога — это средство самопознания; это не игра, к которой можно относиться легко. К ней нужно подходить с уважением. Если вы один день занимаетесь три часа, потом пропускаете три дня, а потом опять занимаетесь один час, от этого будет мало пользы, а не получив никакой пользы, вы, вероятно, утратите уважение к практике. Однако если вы будете регулярно заниматься в течение достаточного времени, то обнаружите, что в вашей жизни происходят удивительные изменения.
Другие пути йоги
Старайтесь практиковать другие виды йоги, в частности, бхакти[43], карма[44]и джняна йогу[45], так как это поможет вам получить максимум от занятий крийя‑йогой. Эти формы йоги могут быть включены в повседневную жизнь, и потому не требуют специальной программы.
Отбросьте все понятия
Чтобы получить максимальную пользу от практики крийя‑йоги, необходимо постараться отказаться от всех понятий, идей и убеждений. На самом деле, это применимо ко всем практикам йоги, так как обусловливание уменьшает ясность восприятия. Следует отказаться от любых привязанностей к традициям и к идеям других людей. Они действуют как преграда, толстая кирпичная стена, препятствующая восприятию более тонких аспектов вашего бытия. Возьмем аналогию. Сравните ум с сосудом, наполненным водой. Воду замутняют и загрязняют мелкие частички. Эти частички представляют все понятия и условные рефлексы, которые накопились у вас в течение жизни. Частичек так много, что вода практически непрозрачна. Она действует как ширма для вашего зрения. В таком же состоянии находится обычный ум; он настолько полон идей и предубеждений, что лишен ясности. Вместо того чтобы быть совершенным отражателем опыта, он затуманивает опыт. Вместо самого опыта человек видит его тень. Если воду в сосуде постоянно перемешивать, она всегда остается мутной; частички не оседают и не дают воде прийти в естественное прозрачное состояние. Также и с обычным умом: он непрерывно наполняется новыми понятиями и теориями. Ум остается в состоянии волнения. Если понятия отбрасывать, ум будет становиться прозрачным как кристалл. В этом состоянии восприятие человека может высвечивать более глубокие сферы его бытия. Нелегко отказаться от всех понятий; для этого требуется время, подобно тому как нужно время, чтобы в сосуде с мутной водой все частички осели на дно. Но мы советуем вам, по крайней мере, подумать о возможности отказа от всех понятий, не основанных на личном опыте. Сделать это поможет регулярная практика йоги и, особенно, крийя‑йоги. Она ускорит этот процесс — но, по крайней мере, предпримите сознательные усилия. Раману Махариши часто спрашивали, что нужно делать, чтобы познать истину. Он категорически заявлял:
«Забудьте все понятия, которые у вас есть».
Интеллектуальные предположения и фантазии просто засоряют ум. Отбрасывайте их или, по крайней мере, не принимайте их всерьез. У интеллектуального знания есть свое место в общем порядке вещей, но к нему не нужно привязываться. Оно, несомненно, основывается на воображении и иллюзии. Любой искренний искатель мудрости должен постараться освободить свой ум от всякой привязанности к интеллектуальным мнениям. Не зря великий йог Тилопа говорил своему ученику Наропе:
«Смотри в зеркало своего ума».
В его словах заключен глубокий смысл: он не имел в виду мутное или треснутое зеркало; он говорил о зеркале, которое безупречно отражает реальность. Необходимо постепенно шлифовать свой ум, чтобы устранять все понятия и всё обусловливание.[46] Мы исходим из того, что вы принадлежите к числу искренних искателей мудрости. Будь это не так, вы бы не начали заниматься крийя‑йогой. Поэтому мы рекомендуем вам принять твердое решение отстраниться от всех интеллектуальных рассуждений. Используйте интеллект, но не будьте им связаны. Так вы дадите практикам крийя‑йоги возможность проявить их самый полный потенциал.
Стремление и терпение
Никогда нельзя повысить уровень своей мудрости, не имея горячего стремления У каждого йога, мудреца, визионера и святого были непреодолимая потребность и желание знать. Только при наличии такой насущной потребности превзойти обычно принимаемые ограничения можно начать идти по пути к мудрости. Это горячее стремление необходимо и в практике крийя‑йоги. Без него вы перестанете заниматься через несколько недель и отвлечетесь на что‑то другое. У вас должно быть это стремление, ибо оно служит движущей силой, которая будет заставлять вас продолжать во что бы то ни стало заниматься практикой крийя‑йоги. Именно это стремление даст вам силу смело встречаться со всем мусором, который первоначально будет исторгать ваш ум. Если у вас есть такое мощное стремление, то мы призываем вас начать садхану крийя‑йоги.
Вершина крийя‑йоги
Сама по себе крийя‑йога — это только средство. Она призвана освещать и наполнять понимание практикующего, чтобы он избавлялся от своих заблуждений, очищал свой ум и заново отождествлялся со своей более глубокой природой. Такое отождествление может произойти только в результате всепоглощающего собственного опыта. Это то, что иногда называют ануграха (милость). Такого состояния можно достичь посредством крийя‑йоги. Коль скоро человек встретился со своей свабхава (подлинной природой), крийя‑йога достигла своей цели. В дальнейшем такой человек будет автоматически фиксировать свой ум на сознании Шивы. Он будет в любых — хороших или плохих — жизненных обстоятельствах спонтанно отождествляться со своей подлинной природой. Вся его жизнь наполнится этим отождествлением и станет источником блаженства и мудрости. Крийя‑йога — шаг на этом пути.
Тема 3 Крийя‑йога. Практика
Нада Санчалана (крийя № 3)
Слово нада на санскрите означает «поток»; в контексте этой практики оно означает «поток сознания в форме звука Аум». Слово санчалана на санскрите означает «круговое движение». Поэтому название практики переводится как «круговое движение звукового сознания».
Обоснование
Эта крийя — первая в последовательности трех практик (нада санчалана, паван санчалана и шабда санчалана), выполняемых друг за другом. Они постепенно повышают чувствительность к психическим каналам, проходящим через чакры. Нада санчалана готовит практикующего к последующим крийям. Она устраняет препятствия для течения праны в каналах арохан и аварохан. После этой крийи должно происходить постепенное усиление тонкого восприятия и сосредоточенности ума.
Унмани мудра
В этой и следующих четырех крийях используется очень простая мудра, которая называется унмани мудрой. Слово унмани буквально означает «никакого ума, никакого мышления». Поэтому эту мудру можно назвать «позицией безмыслия» или, что, возможно, лучше — «позицией медитации». Физически мудра выполняется очень легко. В крийя‑йоге это делается следующим образом: Глаза широко открыты, но без напряжения. Осознание находится в точке бинду. По мере того как осознание спускается вниз, по очереди проходя через чакры — аджну, вишуддхи, анахату, манипуру, свадхистхану — и достигая муладхары, глаза должны постепенно закрываться. Хотя глаза открыты, ваше внимание должно быть направлено на чакры и нисходящий психический канал аварохан... ваши глаза открыты, но вы должны смотреть внутрь себя. Когда осознание достигает муладхары, глаза могут быть закрыты или слегка приоткрыты. Выберите то, что вам больше нравится по собственному опыту. Выполняя эту мудру, не следует чересчур стараться... позвольте ей происходить. Практика выполняется в большей степени умственно, чем физически; то есть, хотя веки медленно закрываются, важно чувствовать процесс умом. Хотя глаза открыты, они не должны воспринимать ничего внешнего. Это и есть унмани мудра. Состояние унмани возникает во время медитации. Хотя человек может действовать во внешнем мире, имеет место состояние безмыслия. Это называется унмани авастха (состояние отсутствия мыслей). Ум действует, но без помех со стороны конфликтующих мыслей и анализа. Человек сознает и ум работает, но кажется, что ум нигде не находится. В этом состоянии глаза воспринимают, но человек не видит. Это и есть унмани. Состояние унмани упоминается в многих традиционных текстах йоги и тантры. Хатха Йога Прадипика утверждает:
«Лишив ум поддержки, практикующий освобождается от мыслей; тогда он будет подобен пространству, которое находится одновременно и внутри и вне сосуда». (шлока 4:50)
Таково состояние медитации — унмани.
«Все, что есть в мире, живое и неживое — это только картины ума. Когда ум достигает состояния унмани, неведение и двойственность прекращаются». (шлока 4:61)
Унмани подразумевает состояние за пределами мысли — медитацию. Это состояние, в котором исчезает всякая привязанность к миру объектов. Цель крийя‑йоги — достижение унмани. Унмани мудра представляет собой простую технику, позволяющую вызывать этот опыт.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.013 с.) |