Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История и упоминания в текстах

Поиск

 

Историю крийя‑йоги рассказать невозможно. Ее начала и развитие теряются в туманных глубинах прошлого. Это система, которая оставалась настолько тайной, что не существует даже мифов, объясняющих ее происхождение.

На самом деле, мы рады, что не можем рассказать историю крийя‑йоги. Это препятствует засорению и искажению системы несущественными подробностями. Оставаясь полностью лишенной всех излишеств, крийя‑йога сохраняет свою чистоту и свою способность приносить результаты. Большинство других систем йоги связаны с определенной историей и/или мифом; были и легенды рассказывают о разных людях, формулировавших или видоизменявших систему, что может становиться отвлекающим фактором. Люди начинают чрезмерно интересоваться тем, кто изобрел систему, когда он жил, кто оказывал влияние на его мысли, его убеждения, его религию и так далее. Люди настолько увлекаются историей, что забывают о цели и сущности всех путей йоги — практике. Поэтому мы считаем отсутствие истории крийя‑йоги одной из ее замечательных особенностей. Благодаря этому техники крийя‑йоги не привязаны к убеждениям и традициям той или иной эпохи, а применимы во все времена и ко всем типам людей. Это позволяет крийя‑йоге оставаться вневременной системой.

В том, что касается истории, мы можем лишь сказать, что крийя‑йоге учил Свами Шивананда из Ришикеша. Она передавалась в течение пятнадцати — двадцати минут и затем сохранялась. Если кто‑то захочет проследить последовательность гуру, предшествовавших Свами Шивананде, то, быть может, найдет ключ к истории крийя‑йоги, но это, безусловно, невозможная задача, поскольку саньясины прошлого имели привычку сливаться со своим окружением и избегать пера историков. Конечно, в Индии есть другие группы людей, которые практиковали и преподавали крийя‑йогу. Например, ее практиковали Свами Йогананда, Юктешвар Гири, Лахири Махасайя, Махатма Ганди и другие. В действительности, преуспевающая организация до сих пор распространяет ее по всему миру. Они также не знают происхождения крийя‑йоги, но говорят, что она была заново введена великим йогом Бабаджи в качестве идеальной практики для искренних искателей мудрости в нынешнюю темную эпоху (кали югу).

Судя по всему, крийя‑йога представляет собой единственный широко известный путь йоги, о котором нет непосредственных упоминаний в традиционных писаниях. Слово «крийя» или даже «крийя‑йога» встречается во многих текстах, однако в другом контексте. Например, в Йога Сутрах Патанджали говорится:

 

«Крийя‑йога включает в себя тапас (аскезу), свадхьяйю (самоисследование) и ишвара пранидхану (смирение перед космической волей)».

(2:1)

 

Это не имеет никакого отношения к крийя‑йоге, которой мы будем учить в данной книге. Разновидность, упоминаемая Патанджали, предназначена для предварительной гармонизации жизни человека в порядке подготовки к раджа йоге.

Крийя‑йога упоминается и в разделе Уддхава Гита текста Шримад Бхагаватам. По просьбе своего ученика Уддхавы Кришна описывает то, что он называет крийя‑йогой. Она включает в себя ритуальное поклонение божеству с приношением цветов, пищи и т.д. наряду со специальными мантрами, освящением божества и т.п. Эта практика никак не связана с крийя‑йогой, которой мы будем учить.

Отдельные части крийя‑йоги упоминаются в различных текстах, но без каких‑либо подробностей. В таких текстах, как Хатха Йога Прадипика, Гхеранд Самхита, Шива Самхита и т.д., содержатся конкретные подробности в отношении асан, мудр и бандх, многие из которых входят в крийя‑йогу, но там они не связаны воедино, как в крийя‑йоге. Куларнава Тантра — весьма практический текст, в котором достаточно подробно объясняется аджапа джапа; это часть крийя‑йоги, но сама крийя‑йога нигде конкретно не упоминается. То же самое можно сказать о нескольких других текстах; они дают намеки, но не подробное описание.

По‑видимому, крийя‑йога была известна в Китае, поскольку примерно похожая система упоминается в текстах под названием Тай Цзин Хуа Цзан Чжи (Тайна золотого цветка). Этот текст был переведен на английский язык Рихардом Вильгельмом с предисловием Карла Густава Юнга[1]. Он описывает практику кругового движения осознания по задним и передним психическим каналам тела, хотя движение происходит в противоположном направлении по сравнению с крийя‑йогой, которую практикуют в Индии. Мы не утверждаем, что китайская и индийская системы одинаковы, а лишь указываем на их сходство.

Интересно отметить, что в Китае разработана собственная, уникальная динамическая медитативная система, именуемая Тайцзи‑цюань. Хотя с виду у крийя‑йоги и Тайцзи‑цюань мало общего, у них одна и та же основная цель. Обе они представляют собой методы достижения медитации за счет совершенного уравновешивания и гармонии физического, биоплазменного и ментального тела. В обеих используются потоки праны в сочетании с повышенным осознанием.

Мы можем лишь сказать, что крийя‑йога — это тайная техника, которая на протяжении столетий передавалась устно от учителя ученику.

 

Цель крийя‑йоги

 

Цель крийя‑йоги состоит в превращении всей вашей жизни в постоянное выражение радости, блаженства и мудрости. Она предназначена для преобразования тамаса в саттву. Она призвана очищать и совершенствовать все ваше существо. Можно сказать, что крийя‑йога вызывает следующие изменения:

1. Постепенно сводит на нет страхи, фобии, конфликты, ложные идеи, депрессию, обусловливание и т.п., скрытые в глубинах подсознательного ума. Крийя‑йога гармонизует весь ум, от поверхностных слоев до самых глубин.

2. Вызывает круглосуточное расслабление — не ленивую расслабленность, а динамическое расслабление, при котором человек способен выполнять гораздо больше работы, чем сейчас, и с гораздо большей энергией и эффективностью.

3. Позволяет человеку исследовать и познавать ум и выходить за его пределы.

4. Вызывает медитацию и углубляет спонтанное осознание.

Эти изменения, которые постепенно приносит крийя‑йога, преобразуют тело‑ум человека в совершенное орудие действия и мудрости.

 

Управление потоками энергии

 

Крийя‑йога — это метод, причем весьма утонченный метод, гармонизации и синхронизации природных сил и энергий человеческого существа. Преобладающие аспекты индивидуальности канализируются таким образом, что они текут в положительных направлениях и не подвергаются подавлению. Преобладают ли в вашей натуре эмоциональные, интеллектуальные, мирные, агрессивные или какие‑либо другие аспекты, их энергии можно направлять в полезную сторону.

Физические, психические и ментальные силы согласовываются друг с другом, так что они текут вместе постоянным мощным потоком, делая человека очень чувствительным к более глубоким аспектам его внутренней природы. Человек начинает резонировать с глубинными силами, что приводит к ранее неизвестному тонкому восприятию.

Возьмем аналогию. Паводки возникают естественным образом в определенные времена года. Паводковая вода, как правило, устремляется по самому легкому доступному пути. Присущая воде энергия в конце концов приводит ее в океан. Если строить каналы и плотины с гидроэлектростанциями, то эту же энергию можно использовать для полезных целей. Можно вырабатывать электрическую энергию и орошать поля. Имеющееся количество энергии не изменяется — она просто преобразуется с помощью подходящего метода в новую, более утонченную форму.

Крийя‑йога вызывает такое же преобразование в человеческом существе. Крийя‑йога просто использует и направляет уже существующую энергию для пробуждения человеческого существа. Ничего нового не образуется — просто потому, что уже есть возможность проявляться и развертываться.

Крийя‑йога — это метод преобразования. Это метод алхимии; это — философский камень или, по крайней мере, один из них. Он превращает исходный металл в золото — грубое, неочищенное состояние индивидуального бытия превращается в его чистое, сияющее и естественное состояние.

Практикуя крийя‑йогу, искатель становится мандалой (психическим магнитом)... средоточием более тонких энергий. Все его существо становится увеличительным стеклом. И эта мандала ведет к центральному ядру его внутреннего мира.

 

Тонкое восприятие

 

Все системы йоги предназначены для развития тонкого и непосредственного восприятия. В джняна йоге это достигается посредством сосредоточенного усилия найти ответ на переполняющий вопрос. Бхакти йога добивается того же путем сосредоточения эмоциональных сил и придания им единой направленности. Мантра йога действует за счет постоянного осознания мантры. Крийя‑йога вызывает тонкое восприятие, гармонизируя силы всего тела и ума, что непосредственно ведет к утончению восприятия.

Благодаря практике крийя‑йоги человек начинает воспринимать более тонкие аспекты своей природы — прана шакти, испускаемую фундаментальным субстратом сознания. Он погружается в глубины, чтобы увидеть, где зарождаются бесконечные феномены ума. Он наблюдает пузыри мыслей, всплывающие из первичных глубин. Обычно ум подобен мутному водоему, в котором нельзя видеть источник поднимающихся пузырей. Источник можно увидеть только погрузившись в воду и внимательно осмотрев дно. Так же обстоит дело и с умом — нужно развивать тонкое восприятие, погружаться в глубину ума и тщательно исследовать источник пузырей мысли. Современный индийский мистик Шри Даттабал сказал:

 

«Когда ты развиваешь подлинную чувствительность, весь мир становится для тебя открытой книгой, раскрывающей на каждой странице новые тайны и чудесное знание».

 

Это тонкое восприятие собственного существа приводит к полному изменению понимания окружающего мира и отношения к нему. Поэтому тем, кто ищет мудрости, следует начинать практиковать крийя‑йогу, желательно, в сочетании с другими формами йоги.

 

Основной план

 

Практики крийя‑йоги следуют специфическому плану и могут быть подразделены на три отдельные группы. В сочетании друг с другом эти группы последовательно вызывают:

1. пратьяхару (отвлечение чувств);

2.дхарану (сосредоточение);

3. дхьяну (медитацию).

Первая группа техник предназначена для достижения отвлечения чувств, вторая группа вызывает сосредоточение; это ведет к медитации, которая, в действительности, лежит за пределами всех техник. Весь процесс протекает последовательно и естественно, без какого‑либо напряжения и расстройства, что необходимо для достижения спонтанного потока медитации. По этой причине мы опишем процесс более подробно.

Пратьяхара. С самого рождения нас приучают интересоваться только внешним миром и верить, что он является единственной реальностью. Вся наша мотивация направлена на внешний опыт. В результате становится трудно направлять свое осознание внутрь. Это первое препятствие в продвинутой йоге, и его трудно преодолеть. Привычки легко приобретать, но от них трудно избавляться.

Ум приучен постоянно воспринимать данные из внешнего мира и реагировать на них. Ум настроен на внешние стимулы, и поскольку эти внешние стимулы непрерывно воздействуют на наши органы чувств, ум всегда занят. Он постоянно пребывает в состоянии суматохи. Техники пратьяхары предназначены для прекращения этого процесса путем отвлечения осознания от органов чувств. Это позволяет обратить осознание внутрь.

Ум подобен капризному ребенку, он делает противоположное тому, что вы хотите. Поэтому опыт многих людей показал, что чрезмерное старание отвлечься от внешнего окружения ведет к противоположному результату. То есть старание отвлечься от внешнего мира ведет к усилению внешнего восприятия. Это нередко вызывает разочарование, и многие люди отказываются от попыток интроспекции.

Крийя‑йога призвана преодолевать эту проблему уникальным и, в то же время, очевидным образом: она входит в дом ума через заднюю дверь. В первой группе техник не делается никаких попыток сдерживать или отсекать внешние чувственные стимулы. На самом деле, в самых ранних крийях глаза, которые воспринимают наибольшее количество внешних стимулов, в течение некоторого времени преднамеренно остаются открытыми. Такой подход кажется противоречащим логике, но он приносит результаты. Он вызывает интериоризацию осознания. Человек выполняет крийю, позволяет возникать внутренней стимуляции — и вдруг происходит неожиданное: спустя какое‑то время его осознание спонтанно становится обращенным внутрь. Крийя‑йога достигает состояния пратьяхары обманным путем.

Однако отвлечение от внешних стимулов создает свои собственные проблемы: оно легко ведет к противоположной крайности — полной поглощенности внутренними мыслительными процессами и психическими сферами. Люди приучены к тому, что их осознание всегда должно быть чем‑нибудь увлечено или поглощено. Поэтому отвлечение осознания от внешнего мира ведет к увлечению внутренними процессами ума и отождествлению с ними. Человек начинает раздумывать над личными проблемами, страхами, конфликтами, или его привлекают красивые психические образы. Это похоже на пчелу, которая освобождается из липкого слоя меда на внутренней стороне горшка только для того, чтобы влететь в мед на противоположной стороне. Свобода от одной крайности ведет к впадению в другую крайность. Одно не лучше другого. Таким образом, отвлечение от внешней стимуляции ума может легко вести к внутренней поглощенности. Для достижения успеха в практике йоги следует избегать и того, и другого.

Многие люди пытаются медитировать. Они закрывают глаза, отвлекаются от внешнего мира, но их сразу же переполняет поток подсознательных мыслей и психических видений. Это совсем не плохо на ранних стадиях практики йоги. На самом деле, это необходимо, поскольку помогает исчерпывать отрицательные беспокоящие самскары подсознательного ума. Но в конечном итоге следует не допускать увлечения осознания как событиями внешнего мира, так и процессами внутренних психической и ментальной сфер. То есть необходимо идти по лезвию бритвы между идой и пингалой — по пути сушумны[2]. Чтобы достичь пратьяхары, следует твердо держаться пути сушумны, не теряясь ни в ида, ни в пингала аспектах бытия. Это ведет к настоящему состоянию пратьяхары и, со временем, к дхаране. Без освоения пратьяхары невозможно достичь дхараны.

Невероятная изощренность крийя‑йоги состоит в том, что она приводит к равновесию между полностью внешним осознанием (внешним отвлечением) и полной внутренней затуманенностью, когда человек соскальзывает в грезы или психические видения. Такое равновесие автоматически ведет к осознанию сушумны. Как мы уже говорили, в ранних практиках глаза в течение какого‑то времени держат открытыми, а затем в течение какого‑то времени закрытыми. Это позволяет осознанию идти срединным путем: закрытые глаза, как правило, вызывают интроспекцию, а открытые глаза — экстраверсию. Со временем это может привести к достижению точки равновесия и спонтанному возникновению глубокого сосредоточения, которое становится вратами к медитации.

В большинстве практик йоги при выполнении медитативных техник, как правило, закрывают глаза. Это легко ведет к грёзоподобному состоянию, особенно у начинающих. Некоторые системы, например дзэн‑буддизм, пытаются преодолевать эту тенденцию к интроверсии путем выполнения медитативных практик с открытыми глазами. Это тоже представляет проблемы для начинающих вследствие постоянного отвлекающего действия внешнего мира. Крийя‑йога достигает равновесия между обеими крайностями: глаза в течение короткого времени держат закрытыми, а затем в течение короткого времени открытыми. Такой подход дает удивительные результаты. Он последовательно и быстро вызывает пратьяхару и ведет прямо к дхаране.

Дхарана. Существует вероятность того, что после выполнения и завершения первой группы техник вы можете оказаться в состоянии пратьяхары. Возникновение пратьяхары зависит от регулярности и интенсивности практики, а также от состояния покоя или смятения вашего ума. Пратьяхара может легко и автоматически достигаться в спокойном состоянии ума, тогда как при волнующемся уме потребуется больше регулярной практики в течение нескольких месяцев. Кроме того, возникновение пратьяхары зависит от благоприятных обстоятельств. То есть в один день это состояние может достигаться, а в другой — нет. Это одна из причин, почему ваша практика должна быть регулярной; в особенно удачный день благодаря стечению благоприятных обстоятельств вы, возможно, достигнете состояния дхараны и медитации. Это может случиться в самое неожиданное время — ничего нельзя предугадать заранее.

После окончания практик пратьяхары глаза следует держать закрытыми. В идеальном случае, на этом этапе как внешние, так и внутренние возмущения должны сойти на нет. Затем выполняют вторую группу техник для достижения дхараны. Это делается постепенно, прежде всего путем кругового движения осознания по внутренним психическим контурам. Это медленно вызывает более обостренное восприятие. По мере продолжения практики крийи осознание все больше ограничивается, так что оно становится все более и более сосредоточенным. Дхарана возникает самопроизвольно.

Отличительная особенность крийя‑йоги состоит в том, что сосредоточение не требует усилий; оно возникает спонтанно как следствие выполнения техник. Нередко в медитативных практиках сосредоточения достигают искусственно, что не приводит ни к чему, кроме разочарования и головной боли. Многие люди стискивают зубы, напрягают мышцы лица и борются со своим умом, стараясь достичь сосредоточения. Они делают это потому, что знают — сосредоточение составляет необходимую часть высших практик йоги, и если они смогут достичь высших состояний сосредоточения, то вызовут медитацию; но медитация должна быть спонтанной. Искусственное сосредоточение — это не настоящее сосредоточение; оно создает напряжение ума, которое уводит с пути дхьяны. Практикуйте крийя‑йогу и сосредоточение возникнет само собой. Сосредоточение ведет к медитации.

Дхьяна. Нам нечего сказать о состоянии дхьяны, ибо оно находится в сфере невыразимого. Когда вы его познаете, никакие слова не нужны. До того, как вы его переживете, слова будут лишь порождать путаницу, неправильные представления и чрезмерное увлечение интеллектуальным пониманием. Лучше не говорить ничего. Для достижения дхьяны не существует никаких специальных техник; все техники крийя‑йоги призваны вызывать состояние медитации.

Движение от пратьяхары к дхаране и дхьяне представляет собой непрерывный поток. Между ними нет такого четкого деления, как мы описали; эта классификация была дана только для удобства объяснения, и ее не следует воспринимать слишком серьезно. Если вы в достаточной степени освоите крийя‑йогу, то будете автоматически переходить из одного состояния в другое.

Вам не нужно будет думать: «Ага, мне следует начинать сосредоточение» и так далее. Все будет происходить само собой. Все, что вам потребуется, — это правильно практиковать техники крийя‑йоги.

 

Инструменты крийя‑йоги

 

Каждая индивидуальная крийя состоит из нескольких вспомогательных техник. Это основные инструменты крийя‑йоги. Многие из этих вспомогательных техник широко известны и практикуются в отдельности. Их можно подразделить на следующие группы:

1. асаны (физические позы);

2. мудры (внешние выражения внутреннего отношения);

3. бандхи (физио‑психические замки);

4. мантры (особые звуковые паттерны, способные оказывать тонкое воздействие и вызывать изменения);

5. пранаяма (манипуляции дыханием для управления праной);

6. осознание психических каналов.

Из этих шести групп техник строятся крийи. Они сочетаются друг с другом особым и научным образом, вызывая изменения в существе человека. Эти изменения порождают процесс пратьяхары, дхараны и дхьяны, который мы только что обсудили. Индивидуальная практика этих вспомогательных техник может оказывать мощное влияние на физическое‑психическое‑ментальное тело. Древние йоги обнаружили, что объединение, синхронизация и слияние определенных техник может вести к гигантскому увеличению их эффективности по сравнению с их индивидуальным выполнением. Эти гениальные йоги открыли этот факт на своем личном опыте и стали основателями крийя‑йоги. Именно уникальные сочетания техник делают крийя‑йогу такой мощной системой.

Позвольте нам кратко описать эти вспомогательные техники:

Асаны: это специальные положения физического тела. В крийя‑йоге это, в основном, сидячие позы. Без устойчивого удобного положения невозможно достичь состояния пратьяхары. Необходимо освоить соответствующие асаны, чтобы их было удобно принимать и сохранять и они не были постоянным источником дискомфорта и отвлечения внимания.

Мудры: это особые положения тела, которые вызывают в существе человека те или иные физиологические, психические и ментальные изменения. Мудры часто включают в себя использование бандх и пранаямы, а также внутреннее движение осознания по определенным психическим каналам.

Бандхи: это физические замки, которые сжимают и сокращают определенные части тела. Они связаны с задержкой дыхания и сосредоточением внимания на специфических участках тела. Помимо физического влияния, бандхи также вызывают глубокие психические и ментальные изменения в человеческом существе. Они особенно эффективны для достижения контроля над праническими силами тела[3].

Мантры: существует огромное число мантр, каждая из которых обладает собственной силой. В двух начальных крийях используются две мантры.

Пранаяма: в первой группе техник, направленных на достижение состояния пратьяхары, в качестве средства гармонизации пранических сил тела широко используется пранаяма. Поток дыхания соединяется с осознанием психических каналов. В последующих крийях используется более тонкая форма пранаямы, а именно, уджайи. Она чрезвычайно помогает в достижении состояний пратьяхары и дхараны.

Осознание психических каналов: это важнейший аспект практики крийя‑йоги. Значение психических каналов стало известно именно благодаря тонкому восприятию древних йогов. Изучение праны было особенно развито в Индии и Китае. В Китае его результатом стала тонкая наука акупунктуры. В Индии оно привело к созданию пранаямы и прана видьи (науки о течении праны).

В крийя‑йоге осознание движется по специфическим проводящим путям тела. Это, в свою очередь, вызывает изменения в паттернах пранических и психических потоков в теле. Этот гармонизированный паттерн течения влияет на более тонкие аспекты человеческого существа и в значительной мере помогает достижению состояний пратьяхары и дхараны.

Эти шесть видов техник представляют собой основные орудия крийя‑йоги. В отдельности, они являются чрезвычайно мощными психофизиологическими инструментами. В сочетании они становятся непреодолимой силой. Все они действуют чрезвычайно тонким образом в праническом и ментальном теле. Они преобразуют существо человека в чувствительный и, одновременно, мощный инструмент восприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.011 с.)