Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Освоение подготовительных техникСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Прежде чем приступать к крийя‑йоге, вам следует в достаточной мере развить чувствительность к тем частям тела, которые используются в техниках крийя‑йоги. В частности, вы должны быть способны умственно и физически ощущать и находить активирующие точки чакр и точки кшетрам, связанные с муладхарой, свадхистханой и т.д. В последних шести уроках Книги II мы описали специальные техники для развития чувствительности к этим центрам[6]. Вы должны быть способны по желанию находить эти центры без чрезмерных усилий. Прежде чем пытаться практиковать крийя‑йогу, вы должны быть хорошо знакомы с медитативной техникой аджапа джапы[7]. Мы не советуем вам начинать крийя‑йогу без предварительной практики всех этих техник в течение достаточного периода времени; желательно уделить этим подготовительным практикам не менее шести месяцев. Без овладения этими основными техниками многие техники крийя‑йоги окажутся для вас крайне трудными. Вы не сможете выполнять их должным образом. Те, кто внимательно следовал данному курсу, с регулярной практикой в соответствии с предписаниями, которые давались в двух предыдущих книгах, будут адекватно подготовлены к тому, чтобы начать садхану крийя‑йоги. Без адекватной подготовки вы, возможно, причините себе вред.
Конкретные правила практики
Следующие правила и рекомендации относятся непосредственно к реальной практике крийя‑йоги.
Холодные обмывания
Во время занятий очень легко впасть в состояние дремоты; фактически, если вы не привыкли рано вставать, то легко можете заснуть в ходе практики. Возможно, у вас будут приятные сновидения, но это никуда не приведет вас на пути йоги. Один хороший метод борьбы с сонливостью состоит в том, чтобы перед началом занятий принять холодный душ; если в помещении слишком холодно, то вам следует, по крайней мере, умыться холодной водой. Если вы чувствуете сонливость во время занятий, мы настоятельно рекомендуем вам снова умыться или принять душ.
Место для занятий
Старайтесь заниматься каждый день в одном и том же месте. Таким образом, вы будете постепенно усиливать положительную атмосферу. Место для занятий должно быть чистым и спокойным. Оно должно быть хорошо проветриваемым, но без сквозняков, сухим, не слишком жарким и не слишком холодным. Не занимайтесь на голом полу; стелите под себя одеяло. Все крийи после первой выполняются в сидячем положении, поэтому, если в помещении холодно, вы можете закутаться в теплое одеяло. Если погода слишком жаркая, мы не рекомендуем вам заниматься под вентилятором, поскольку это самый верный способ простудиться. В странах с жарким климатом, как, например, в Индии, следует позаботиться о том, чтобы заниматься рано утром, когда воздух достаточно прохладный. Если в вашей местности много насекомых, например, комаров, следует защититься от них простыней или одеялом. Опять же, одеялом нельзя пользоваться только при выполнении первой крийи. Если у вас достаточно большой полог от комаров, мы не видим причин, почему не выполнять все крийи после первой под пологом, однако не должно быть ни малейшего контакта между пологом и телом. Это очень важно.
Одежда
Ваша одежда должна быть настолько легкой и свободной, насколько позволяет преобладающий климат. Не надевайте тесную одежду, поскольку она будет мешать свободному дыханию.
Освещение
Крийи не следует делать в темноте. При отсутствии какого‑либо освещения невозможно выполнять крийи должным образом. Помните: многие начальные крийи частично выполняются с открытыми глазами. Если вокруг полная темнота, какой смысл открывать глаза? В некоторых крийях требуется смотреть на кончик носа или вверх на межбровный центр; это невозможно правильно делать в темноте.
Очистка носа
Очень трудно выполнять крийи с заложенным носом. При необходимости, и если у вас есть время, мы рекомендуем перед занятиями очищать нос с помощью джала нети[8].
Разминка и подготовка
Если у вас есть время, старайтесь непосредственно перед началом практик крийя‑йоги выполнять сурья намаскар и несколько асан[9]. Это обеспечит приток свежей крови ко всем частям тела, позволит раскрепостить тугие суставы и вызовет оптимальное расслабление.
Сидячее положение
Для большинства практик крийя‑йоги идеально подходят падмасана и сиддхасана (или сиддха йони асана для женщин)[10]. Если вы не можете сидеть ни в одной из этих асан, используйте альтернативные сидячие асаны, которые мы будем описывать по мере того, как будем поочередно знакомить вас с каждой отдельной крийей. Вам следует привыкнуть держать спину как можно прямее, но без напряжения. В таком выпрямленном положении гораздо легче находить активирующие точки чакр и точки кшетрам, а также поддерживать осознание движения через эти точки по психическим каналам. К тому же, сидя со сгорбленной спиной, легко заснуть.
Осознание
Поначалу ваше внимание может блуждать, то есть отвлекаться на все, что угодно, кроме практики. Не беспокойтесь; позвольте вниманию блуждать, а мыслям возникать. Не подавляйте их, но внимательно следите за ними, сохраняя осознание практики. Со временем, всплывающие мысли сойдут на нет, и ваш ум станет сосредоточенным. Нужно только упорно заниматься. Вам необходимо выработать привычку регулярно проверять, сохраняете ли вы осознание практики или полностью потерялись в тумане мыслей. Эта процедура проверки будет происходить автоматически, когда вы переходите от одной крийи к другой.
Перерывы в занятиях
Если в середине занятий вам нужно пойти в туалет, старайтесь не отвлекаться на любые внешние события и избегайте разговоров. Фиксируйте свое осознание на движении тела, дыхании или мантре, пока не вернетесь на место. Если во время практики вы чувствуете оцепенение, то лучше прервать занятия и размяться.
Регулярность
Старайтесь обязательно заниматься каждый день. Даже если ваш ум пребывает в состоянии смятения, а ваше внимание перескакивает с одного на другое, подобно мартышке, все равно попытайтесь выполнять свою программу ежедневной практики. Прекращайте заниматься только если вы заболеваете. Вам следует принять твердое решение неукоснительно заниматься крийя‑йогой каждый день, что бы ни случалось. Перед тем как лечь спать, принимайте решение встать пораньше и выполнять практики. Только при регулярной ежедневной практике вы сможете пожать плоды крийя‑йоги. Вы должны добиться того, чтобы ваше решение проникло в более глубокие слои подсознательного ума, повторяя его с настойчивостью, искренностью и чувством. Если решение укрепится в подсознании, оно будет проявлять себя, заставляя тело подчиняться своим приказам. То есть ваши тело и ум будут пробуждаться каждое утро в установленное время, и вы будете упорно заниматься практикой.
Тема 4 Крийя‑йога. Практика
Випарита карани мудра (крийя номер 1)
Слово випарита на санскрите означает «перевернутый»; карани означает «сделать»; а мудра означает «психическая позиция». Следовательно, название этой крийи можно перевести как «перевернутая психическая позиция». В традиционных текстах эта практика иногда называется «випарита кари мудра», что означает то же самое.
Упоминания в текстах
Випарита карани мудра является одной из немногих практик крийя‑йоги, которые упоминаются в различных традиционных текстах тантра йоги. Наиболее полное описание дается в тексте Хатха Йога Прадипика следующим образом:
«Выделение луны (бинду) — нектар бессмертия (амрита) — обычно пожирается огнем солнца (манипура чакры). Он стекает вниз и приводит к старению тела. Есть чудесная техника, способная обращать вспять этот процесс; ей следует учиться у гуру, и ее никогда нельзя понять посредством чтения даже тысячи текстов. Практика называется випарита мудра, и положения бинду и солнца (манипуры) меняются на противоположные (то есть тело принимает перевернутое положение). Солнце удерживается вверху, а луна внизу». (шлоки 77, 78, 79)
Бинду — это особая точка, через которую сознание проявляется и выражается во всех сотворенных объектах[11]. То же применимо и к человеку: это прямой канал, жизненно важная линия. Именно через бинду человек получает и энергию, и блаженство. У большинства людей эта энергия направлена нездоровым образом, на дисгармоничную жизнь во внешнем мире, на эгоистические и мирские стремления, выражающиеся через посредство манипура чакры. Это ведет к духовной смерти. Человек утрачивает контакт со своим источником; он живет слепо. Випарита карани мудра и, по существу, все практики йоги, обращают этот процесс вспять, так что осознание человека снова направляется через бинду к источнику жизни. То есть осознание возрастает. Это ведет к обновлению всего человеческого существа. Это ведет к блаженству. Это ведет к мудрости. Это называется нивритти марга (возвращение к источнику); положения солнца и луны меняются на противоположные. Обычное течение нектара вниз от луны к солнцу соответствует павритти марге (пути деятельности в мире). Павритти марга представляет жизнь большинства людей. В духовной жизни эту ситуацию необходимо обратить вспять, чтобы преобразовать путь павритти в путь нивритти. Этот процесс символизирует випарита карани мудра. Випарита карани мудра имеет не только символическое значение. Она представляет собой метод преобразования энергии из более грубых в более тонкие формы. По этой причине она включена в последовательность практик крийя‑йоги.
Обоснование
Випарита карани мудра стоит первой в последовательности практик крийя‑йоги по разным причинам. Одна из самых очевидных причин состоит в том, что она физически уравновешивает потоки дыхания иды и пингалы в ноздрях[12]. Это равновесие чрезвычайно важно в духовной жизни и должно достигаться на всех уровнях, от физического до более тонких уровней ума. В Уроке 23 мы описывали физические методы достижения равновесия потоков дыхания иды и пингалы[13]. В технике 1, именуемой пададирасаной, мы объясняли, что давление в подмышках быстро и эффективно вызывает требуемое равновесие. Випарита карани мудра вызывает тот же результат в конечной позе, так как в ней предплечья плотно прижимаются к туловищу, чтобы поддерживать вес тела. Это равновесие потоков дыхания через обе ноздри необходимо в медитативных практиках, так как оно помогает идти по узкой грани между чрезмерной интроверсией и поглощенностью психическим миром (ида), и противоположной крайностью — увлечением внешним миром (пингала). Практикуя випарита карани мудру, вы сами обнаружите, что потоки дыхания действительно быстро уравновешиваются. Когда Достигается такое равновесие, последующие крийи становятся гораздо более мощными. В тексте Хатха Йога Прадипика далее говорится:
«Регулярная практика випарита карани мудры усиливает пищеварительный огонь; поэтому практикующему необходимо иметь дополнительную пищу. При недостаточном питании усиленный пищеварительный огонь будет истощать тело». (шлоки80, 81)
Это предостережение применимо ко всем практикам крийя‑йоги. Следует быть осторожным с диетой[14]. В приведенной выше цитате содержится предупреждение о том, что скорость обмена веществ может возрасти; следовательно, может оказаться необходимым увеличить количество потребляемой пищи, чтобы избежать потери веса. Читателю следует руководствоваться собственным здравым смыслом и регулировать количество потребляемой пищи в соответствии с преобладающими потребностями.
«Вначале тело следует держать в перевернутом положении только в течение короткого времени. Продолжительность можно постепенно увеличивать день ото дня. После шести месяцев ежедневной практики морщины и седые волосы исчезнут». (шлока 82)
Этот совет в большей степени относится к длительным периодам практики, от получаса и более. В крийя‑йоге имеется установленное время, которое не следует превышать. В текстах випарита карани мудра упоминается не как составная часть крийя‑йоги. Она дается просто как техника. Еще одна причина для того, чтобы делать випарита карани мудру первой, связана с тем, что она усиливает бодрствование. То есть перевертывание тела усиливает кровоснабжение мозга и повышает бдительность. В результате человек способен делать последующие крийи более правильно, с большим осознанием, и не засыпая. Випарита карани мудра действует на мозг аналогично сиршасане, хотя менее сильно[15].
Положение тела
Тело должно быть в перевернутом положении, как показано на рисунке. Положите на пол одеяло. Лягте на спину, вытянув ноги и держа их вместе. Положите руки по бокам, ладонями вверх. Расслабьте все тело. Сделайте глубокий вдох и затем поднимите обе ноги, держа их прямыми и соединенными вместе. Заведите ноги за голову. Затем, нажимая руками на пол, поднимите ягодицы и заведите ноги дальше за голову. Согните руки в локтях и положите кисти на бедра. Туловище должно опираться на руки. Поднимите ноги в вертикальное положение. Держите глаза закрытыми и как можно больше расслабьте все тело. Таково положение тела для практики випарита карани мудры. Примечание: в отличие от сарвангасаны, в конечной позе не следует прижимать подбородок к груди[16].
Положение рук
Вначале вам может оказаться трудно сохранять конечную позу тела в течение всей практики крийи. Ваши руки, вероятно, начнут ныть. С дальнейшей тренировкой эта проблема не будет возникать; однако до тех пор вам следует, по мере необходимости, подстраивать положение тела и рук. При обычном методе поддержки тела в перевернутом положении бедра находятся между большим и указательным пальцами каждой руки. Спустя короткое время руки начинают ныть. Лучший метод поддержки тела состоит в том, чтобы позволить вершинам бедер покоиться на ладонях. То есть ладони имеют форму чаши, и бедра опираются на основания ладоней вблизи запястий. Это положение ясно показано на рисунке. Такое положение рук поможет вам оставаться в конечной позе в течение всего периода практики, не испытывая чрезмерной боли и неудобства.
Вспомогательные техники
Для того чтобы выполнять випарита карани мудру, вы должны быть полностью знакомы с уджайи пранаямой[17]. Кроме того, у вас должна быть развита чувствительность к активирующим точкам манипуры, вишуддхи и аджны, желательно, в результате освоения соответствующих техник[18]. В ходе практики вам будет нужно находить активирующую точку бинду на затылке[19], а также направлять свое внимание на активирующую точку сахасрары. Она символически изображается в центре верхушки головы, и ее достаточно легко находить мысленно[20].
Техника выполнения
Примите перевернутое положение тела. Поставьте ноги совершенно вертикально. Закройте глаза. Как можно больше расслабьте тело. Выполняйте уджайи пранаяму. Зафиксируйте свое осознание на активирующей точке манипура чакры в позвоночнике; это исходная позиция первого цикла. Делая вдох, постарайтесь почувствовать поток праны, движущийся от манипура чакры к вишуддхи чакре. Вам следует представлять себе эту прану, движущуюся по позвоночному каналу, в виде горячего плавного потока амриты (нектара). Пусть нектар собирается в вишуддхи чакре. Задержите дыхание на несколько секунд и почувствуйте, как нектар остывает в вишуддхи. Затем выдыхая, чувствуйте, как прана движется из вишуддхи, по очереди проходя через аджну и бинду, так что она, в конечном итоге, достигает сахасрары. Вы должны чувствовать, что прана проталкивается через эти активирующие точки силой выходящего дыхания. Когда прана и осознание достигают сахасрары, это окончание первого цикла. Сразу же переносите свое осознание обратно в манипуру и начинайте второй цикл. Всего следует проделать 21 полный цикл. Затем переходите к крийе номер 2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.129.241 (0.01 с.) |