Диагностика и игры аля полготовки детей шести-семи лет к обучению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика и игры аля полготовки детей шести-семи лет к обучению



Глава 6

ДИАГНОСТИКА И ИГРЫ АЛЯ ПОЛГОТОВКИ ДЕТЕЙ ШЕСТИ-СЕМИ ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ

В ШКОЛЕ

И

так, ребенок уже «совсем взрослый». Он много умеет, много знает. И основной вопрос, возникающий перед детьми и родителями в этом возрасте, касается школы. Скоро его первое 1 сентября!

Как он пойдет в школу? Понравится ли ему учительница, а он ей? Подружится ли с одноклассниками? Как сделать так, чтобы исполнилась мечта вашего ребенка «получать одни пятерки»?

Еще есть время как следует подготовиться к школе, сделать обучение радостью.

Не важно, осталось ли до этого лишь несколько месяцев или год. В ваших силах сейчас найти «слабые места» и сделать их «сильными». Начинайте «работу», и тогда школа станет для вашего ребенка местом, куда он будет с радостью стремиться каждый день.

ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Задание 1. Изучение готовности руки к овладе­нию письмом.

Материал: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш.

Образцы узоров:

 

Надо предложить ребенку рисование простых узоров. Начальную часть узора рисует взрослый, а ребенок продол­жает. Если ребенок хорошо справляется с заданием, значит, он достаточно готов к той работе, которая его ожидает при обучении письму. Если же нарисованные им узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам и т. д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев, у него плохо скоординированы движения глаз и руки, недостаточен зрительный контроль.

Задание 2. Изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.

Материал: изображение трех окружностей на плотной бумаге тремя линиями: двумя узкими и одной широкой между ними (расстояние между линиями — 1,5 мм), нетугие ножницы.

Предложите ребенку вырезать круг по широкой линии в течение минуты. Разрешается вторая попытка (после первой неудачи). Допускается не более двух перерезаний узкой линии. За большее количество перерезаний или превышение времени результат оценивается как отрица­тельный.

Задание 3. Изучение развития точности движе­ний (подготовка руки к овладению письмом, сформи-роаанность внимания и контроля за собственными действиями).

Материал: рисунок, на котором изображены «дорож­ки», у одного конца которых стоят машины, у другого — дом. Ширина дорожек подбирается так, чтобы задача была достаточно трудной, но доступной ребенку. Тип дорожки усложняется от первой к последней.

Вы должны предложить ребенку соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки. С аналогичным заданием вы знакомились раньше.

 





Нормативы:

Уровень выполнения высокий, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз.

Уровень выполнения низкий, если ребенок допускает более трех выходов за пределы дорожки, рисует неровную, дрожащую, очень слабую, почти невидимую линию или линию с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, допус­кает многократное проведение по одному и тому же месту.

Задание 4. Изучение развития крупных движе­ний.

А. Понаблюдайте за движениями ребенка при ловле и бросании мяча, за его походкой.

Показатели низкого уровня развития крупных движений (фиксируются, если ребенок не может поймать и бросить мяч):

— резко бросающаяся в глаза неустойчивость,

— неровная походка,

— наличие большого количества лишних движений,

— нарушение координации.

Б. Попросите ребенка сделать пять опусканий и приподниманий на носках. Высота подъема должна быть максимальной. Испытание проводится без обуви. Скорость не учитывается. При успешном выполнении упражнения пятки ребенка не должны опускаться до пола.

В. Попросите ребенка сделать три прыжка с пола на ступеньку лестницы и обратно, не касаясь руками перил. При прыжке обе ноги должны одновременно сгибаться в коленях (хотя бы в двух прыжках из трех). Желательным результатом считается тот, при котором ребенок приземляется на носки.

Задание 5. Изучение скорости движений и уров­ня развития координации кисти руки.

Материал: рисунок змейки.

Предложите ребенку в течение 30 секунд «запятнать» как можно большее количество кружков в змейке (то есть поставить в центре кружков точки).

При оценивании результатов ведется подсчет общего количества точек, нанесенных ребенком, а затем из полу­ченного числа вычитается общее количество точек, постав­ленных вне кружка или на его границе. Полученное число (баллы) будет являться показателем успешности выполне­ния задания.

Нормативы:

высокий уровень развития — 34 балла и выше; уровень выше среднего — 27—33 балла; средний уровень — 18—26 баллов; уровень ниже среднего — 12—17 баллов; низкий уровень развития — до 11 баллов.

Задание 1. Изучение наглядно-схематического мышления.

 

Четвертый лишний

'чу Материал: 5 карточек с рисунками.

Покажите ребенку карточки, на каждой из которых изображено по четыре предмета, подобранных таким обра­зом, что только три из них связаны между собой. Попро­сите ребенка указать, какой из этих четырех предметов лишний, и обосновать ответ.

Рекомендуемые изображения предметов на карточках и соответствующие баллы, которые даются за выбор каждого из них:

Карточка-1: напильник — 1 балл, шуруп — 9, пи­ла — 1, топор — 1.

Карточка-2: карандаш — 1 балл, авторучка — 1> учебное перо — 5, тетрадь — 9.

Карточка-3: часы — 1 балл, очки — 9, весы — Ь термометр — 1.

 

 

 

Карточка-4: шкаф — I балл, кровать — 9, комод — 1, этажерка — 5.

Карточка-5: пуговица — 1 балл, нитки — 9, пряжка — 1, крючок — 1.

При логичном объяснении всех пяти карточек к общему количеству баллов прибавляется еще один балл, а при отсутствии каких-либо объяснений один балл снимается.

Нормативы:

высокий уровень развития — больше 34 баллов; уровень выше среднего — 34—28. баллов; средний уровень — 17—27 баллов; уровень ниже среднего —11 —16 баллов; низкий уровень развития — до 10 баллов.

Задание 2. Изучение наглядно-образного мышления.

Домики на лолянке

Материал: на листах изображены «полянки» с дорожками и домиками. К каждой «полянке» прилагаются кар­точки (инструкции), которые изображают (условно) путь к одному из домиков.

Покажите пример выполнения задания, карточка для второго выглядит так (см. рисунок на с.108, верхи.).

Скажите ребенку: «Перед тобой полянка, а на ней Нарисованы дорожки и домики в конце каждой дорожки. Тебе необходимо правильно найти нужный домик и отме-тить его. Чтобы найти его, надо смотреть в инструкции

которые помещены в четырехугольнике. В инструкции указано, что надо идти от травки мимо елочки, а потом —• мимо грибка, тогда найдешь «правильный» домик. Ищи этот домик, а я посмотрю, не ошибся ли ты». Эта инструкция одинакова для обоих заданий.

Теперь предложите ребенку выполнить четыре анало­гичных задания (см. рисунок на с.109).

Нормативы;

Оба задания, выполненные правильно, оцениваются в три балла (первое задание — один балл, второе — два, неправильно выполненное задание — ноль).

Если ребенок не набирает трех баллов, потренируйтесь с ним в этой игре.

Задание 3. Изучение практического интеллекта.

Сложи рисунок

Предложите ребенку последовательно сложить из дета­лей два квадрата (опыт работы с первым квадратом облегчает складывание второго). Зафиксируйте время начала и конца работы.

 



 

Оценка выполнения задания производится по времени выполнения каждого задания в отдельности.

Нормативы:

 

  1-е задание 2-е задание
Высокий уровень развития до 20с до 16 с
Уровень выше среднего 21— 34с 17— 29с
Средний уровень развития 35—69 с 30—82 с
Уровень ниже среднего 70— 112с 83—101 с
Низкий уровень развития свыше 113 с свыше 102 с

Задание 4. Изучение общей понятливости, словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словесно-логическим мышлением.

Интервью

Предложите ребенку ответить на вопросы, приведенные ниже. Оценивайте ответ в баллах, указанных в таблице.

 

 

 

Вопрос Правильно Неправильно
оценка в баллах
  Какое животное больше — лошадь или собака?   - 5
  Утром мы завтракаем, а в полдень...   _ о
  Днем светло, а ночью...   -4
  Небо голубое, а трава...   -4
  Черешни, сливы, груши, яблоки — это что? Фрукты -1  
  Почему раньше, чем пройдет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?   - 1
  Что такое: Челябинск, Москва, Тверь? города - 1

 

 

  Правильно Неправильно
Вопрос оценка в баллах
  Покажите ребенку часы со стрелками, показывающими без пяти час. Который сейчас час?    
  Маленькая корова — теленок, маленькая собака —...   - 1
  Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем? Что у них одинаковое?   -3
  Почему на всех автомобилях есть тормоза? 2 причины 1 1 причина 0 — 1
  Чем похожи молоток и топор? 2 признака 3 1 признак 2  
  Чем похожи белка и кошка? 2 признака 3 I признак 2  
  Чем отличается гвоздь и винт? 2 признака 3 1 признак 2  
  Футбол, теннис, хоккей — это... спорт, физкультура 3 игры, состязания 2  
  Какие ты знаешь виды транспорта? 3 наземных 1 подземный 1 водный 1 воздушный 4 1 и свыше одного вида 2  
  Чем отличается старый человек от молодого? 3 признака 4 1 — 2 признака  

 



 

 

Вопрос Правильно Неправильно
оценка в баллах
  Почему люди занимаются спортом? правильных причины 4 1 причина 2  
  Как ты считаешь, хорошо или плохо, когда человек не хочет работать?*    
  Почему на письмо нужно наклеивать марку (почему конверт с маркой)?    

лежите ребенку разложить картинки так, чтобы получился законченный рассказ (сказка, история).

Таким способом проверяется развитие мыслительных процессов. Ребенок, готовый к школе, должен уметь это

делать.

Задание 6. Изучение мыслительных операций

Сравнения.

Сравнение двух предметов

Покажите ребенку две иллюстрации к сказке, рассказу на одну и ту же тему, выполненные разными художниками. Попросите ребенка сравнить эти рисунки — чем они похожи и непохожи. Ответы фиксируйте в таблице.


 


Подсчитайте общее количество баллов и определите результат.

Нормативы:

высокий уровень развития — более 29 баллов; уровень выше среднего — 24—29 баллов; средний уровень — 15—23 балла; уровень ниже среднего — 7—14 баллов; низкий уровень развития — до 6 баллов.

Задание 5. Изучение развития логической после­довательности действий.

Сюжетные картинки

Покажите ребенку набор доступных ему по содержанию картинок, на которых последовательно разворачивается сюжет (такие «истории в картинках» часто встречаются в детских журналах). Перемешайте картинки, а затем предложите ребенку разложить картинки так, чтобы получился законченный рассказ (сказка, история).

Таким способом проверяется развитие мыслительных процессов. Ребенок, готовый к школе, должен уметь это делать.

· Если ребенок дает ответ, обосновывая его тем, что нежелание работать наносит ущерб другим людям, так как они должны за него работать, или если объяснение строится на том, что такой человек ленив, мало зарабатывает и не может себе ничего купить, — два балла.

 


Задание 6. Изучение мыслительных операций сравнения

Сравнение двух предметов

Покажите ребенку две иллюстрации в сказке, рассказу на одну и ту же тему, выполненные разными художниками. Попросите ребенка сравнить эти рисунки – чем они похожи и непохожи. Ответы фиксируйте в таблице.

 

Количество признаков % от общей суммы признаков сходства и различия
Сходство  
Различия  

На основании этого обследования выясняется, как протекает процесс сравнения у ребенка и достаточно ли осознаются им сходство и различия.

Задание 1. Изучение устойчивости внимания.

Сравни картинки

Материал: две пары картинок, содержащих по 10—15 различий (можно использовать рисунки из детских журна­лов), несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием, несколько наполовину раскрашен-ньгх картинок.

Серия А. Сравни картинки. Покажите ребенку пару картинок и попросите найти все различия.

Серия Б. Что неправильно?

Покажите ребенку последовательно неоконченные кар­тинки и попросите назвать, что недорисовано. Или покажи­те картинки нелепого содержания и попросите найти несоответствие.

Серия В. Раскрась картинку. Дайте ребенку наполовину раскрашенную картинку и попросите раскрасить другую половину так же, как и

первую.

Во всех заданиях фиксируйте время их выполнения и количество отвлечений ребенка от работы.

При анализе подсчитайте показатели успешности вы­полнения заданий по каждой серии. Таким показателем в серии А является число правильно названных различий; в серии Б — число названных неоконченных деталей или нелепостей в рисунках; в серии В — число правиль­но раскрашенных деталей. Сравните особенности устой­чивости внимания по выделенным показателям.

Задание 2. Изучение сосредоточенности, распре-деляемости и устойчивости внимания.

Бусы

Материал: листы с образцами бус разной сложности и разного цвета: красного (к), синего (с) и зеленого (з).

Скажите ребенку: «Сейчас мы будем рисовать бусы. Здесь три ниточки с бусинами (показать). Продолжи рисовать бусинки на каждой ниточке так же, как на образце».

После выполнения задания ребенком подсчитайте количество ошибок (форма, цвет, последовательность). Они рассматриваются как результат недостаточной сосредоточенности и устойчивости внимания, слабой его распределяемое™.

При фиксировании времени выполнения вы получите представление об индивидуальном темпе работы ребенка.

Задание 3. Изучение произвольного переключения внимания.

Зоопарк

Материал: 10 карточек с изображением шести животных на каждой из них.

Задание выполняется пять раз.

Объясните ребенку: «Отбери карточки с изображением курочки и лошадки, но не бери картинки с изображением медведя». (Возьмите картинки с любыми животными, кото­рые вы найдете.)

После выполнения этого задания перемешайте карточки и предложите ребенку вновь отобрать их по тому же прин­ципу. При этом попросите ребенка внимательно посмотреть на все изображения, вспомнить, что ему говорилось при первом отборе.

После выполнения второго отбора перемешайте карточки вновь. Но перед третьим отбором объясните ребенку, что теперь он не должен брать карточки с изображением курочки и лошадки, а брать только с изображением медведя.

Перед четвертым отбором спросите у ребенка, какие Картинки надо брать, а какие нельзя. Попросите его Повторить вслух новое задание.

Перед пятым отбором попросите ребенка вспомнить со­держание первого задания и отобрать карточки в соответствии с ним.

 


После выполнения ребенком всех пяти заданий вы сможете сделать выводы об особенностях переключения его внимания и в случае необходимости развить эту способ­ность, повторяя упражнение с разными картинками.

Назови цифры

Напишите и предложите ребенку прочитать шесть цифр: 7, 3, 6, 1, 9, 4. (На запоминание каждой цифры отводится две секунды.) Затем попросите его повторить цифры по памяти в любом порядке.

При оценивании результата выполнения задания из количества правильно воспроизведенных цифр отнимите количество ошибочно произнесенных цифр. Если ребенок воспроизводит цифры в первоначальной последователь-ности, добавьте к результату еще один балл.

Нормативы:

высокий уровень развития — 7 баллов; уровень выше среднего — 6 баллов; средний уровень — 3—5 баллов; уровень ниже среднего — 2 балла; низкий уровень развития — 0—1 балл.

Задание 2. Изучение кратковременной слуховой памяти.

Повтори слова

Произнесите 10 не связанных по смыслу слов: СЛОН, ГОД, МЯЧ, МЫЛО, СОЛЬ, ШУМ, РУКА, ПОЛ, ВЕСНА, СЫН. (Слова произносите ровным голосом, с паузами в две-три секунды.) После этого попросите ребенка повторить запомнившиеся слова в любом порядке.

При анализе фиксируйте разность между правильно и ошибочно воспроизведенными словами.

Нормативы:

высокий уровень развития — 6 и более слов; уровень выше среднего — 5 слов; средний уровень — 3 — 4 слова; уровень ниже среднего — 1 — 2 слова; низкий уровень развития — 0.

Задание 3. Изучение объема кратковременной и долговременной памяти.

Нарисуй фигуры

Материал: ряды простых фигур, усложняющихся от первого к пятому ряду.

 

   
   
   
   
   

Покажите ребенку первый ряд фигур. Попросите его внимательно посмотреть на фигуры и постараться запомнить. затем уберите образец, и пусть он рисует по памяти.

И так все пять рядов.

Время показа рядов:

первый ряд -— 2 секунды,

второй ряд — 3 секунды,

третий ряд — 4 секунды,

четвертый ряд — 5 секунд,

пятый ряд — 6 секунд.

При оценке результатов объем кратковременной памяти определяется по количеству фигур в воспроизведенном ряду (в баллах).

Для определения объема долговременной памяти через день ребенку предлагается вспомнить, какие фигуры он копировал вчера. Результат работы оценивается так же.

Оценка фигур в баллах:

первый ряд — по 0,5 балла,

второй ряд — по 1 баллу,

третий ряд — по 1,5 балла,

четвертый ряд — по 2 балла,

пятый ряд — по 2,5 балла.

Максимально возможное количество баллов — 30,5. Приняв это число за 100%, вы сможете примерно опреде­лить объем и кратковременной, и долговременной памяти вашего ребенка.

ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Задание 1. Изучение уровня освоения знаний по грамматике и математике.

Дайте ребенку следующие задания.

А. Грамматика.

1. Придумай предложение из двух слов.

2. Сколько звуков в словах: ЛЕС, МАША, РЕПА.

3. Составь слоги из звуков: М и О; Р и У; Г и И.

4. Придумай слова со звуками: С — в начале слова, Р — в середине слова; Л — в конце слова.

5. Составь слова из слогов: ША и РЫ; РУЧ и КА.
Придумай слово из одного слога.

6. Назови гласные в слове ШАРЫ.

7. Назови согласные в слове ЛАПА.

8. Какие звуки одинаковые, а какие разные в словах
МАША и ПАША.

Б. Математика.

1. Назови число на единицу меньше: числа 9, числа 7.

Что больше: 9 пуговиц или 8 карандашей? Поровну ли: ' палочек и 7 мячиков?

3. Как получить 7 палочек, если у нас их 8?

4. Найди у листка: верхний правый угол; нижний левый
угол.

5. Чем похожи круг и овал?

6. Чем отличаются круг и квадрат?

7. Какие числа стоят между числами 3 и 5, 7 и 9?

8. Где стоит число 3 и число 6 (между какими числами)?

9. Измерить линейку этими мерками:

Сколько в ней больших мерок? Сколько в ней малень­ких? Как ты думаешь, средних мерок будет больше или меньше, чем маленьких?

Работа оценивается по количеству правильных и непра­вильных ответов. Анализ результатов позволит вам выяс­нить, в какой области знаний ребенка есть пробелы.

Задание 2, Изучение степени понимания грам­матической конструкции.

А. Попросите ребенка внимательно выслушать следую­щее: «Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу». Спросите у ребенка: «Что Петя делал раньше — смотрел кино или читал книгу?»

Б. Назовите ребенку один предмет и попросите изменить слово так, чтобы оно обозначало много предметов, например: «КАРАНДАШ — КАРАНДАШИ», «НОСОК — НОСКИ».

Предложите ему следующие слова: КНИГА, РУЧКА, ЛАМПА, СТОЛ, СТУЛ, ОКНО, ГОРОД, УХО, БРАТ, ФЛАГ, РЕБЕНОК. Пусть он образует множественное число. Добейтесь правильного ответа.

В. Предложите ребенку выполнить какое-либо поруче­ние, например: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». Затем спросите у него: «Где теперь лежат карандаши, откуда ты их взял?»

Задание 3. Изучение степени владения опера­циями сложения и вычитания.

Материал: счетные палочки (спички). А. Прежде всего проверьте, умеет ли ребенок пересчи­тать предметы в пределах десятка. Разложите палочки на столе, возьмите две и предложите ребенку: «Возьми столь­ко же палочек, сколько у меня». Изменяйте количество своих палочек и каждый раз предлагайте ребенку брать столько же.

Нормативы:

К концу дошкольного возраста ребенок должен свобод­но пересчитывать предметы в пределах десяти.

Б. Возьмите коробок со спичками и скажите ребенку: «Здесь лежат три спички». Покажите теперь ему две спички, спросите, сколько их. Получив ответ, на глазах у ребенка положите их в коробок и спросите: «Сколько теперь спичек в коробке?»

Затем скажите: «В коробке шесть спичек». На глазах у ребенка выньте две спички и спросите, сколько их осталось.

Нормативы:

К моменту поступления в школу ребенок должен давать правильные ответы, прибавляя 1, 2, 3 к любому числу от 1 до 7 и вычитая I, 2, 3 из любого числа от 4 до 10.

Если счетные операции сформированы в пределах 5—6, то это удовлетворительно.

Плохо, если ребенок вообще не способен проводить эти операции без пересчета.

Задание 4. Изучение способности отличать слово от обозначающего его предмета.

Сравни слова

Материал: пары слов, которые можно предложить ребенку (КАРАНДАШ — КАРАНДАШИК, ЧЕРВЯЧОК — ЗМЕЯ, УСИКИ — УСЫ, КОТ — КОТЕНОК, ХВОСТ — ХВОСТИК).

Скажите ребенку: «Сейчас мы с тобой будем сравни­вать слова. Я буду говорить тебе два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее, а какое — короче. Только Помни, что сравнивать надо сами слова, а не те вещи, которые называются этими словами. А теперь скажи, какое слово длиннее: ЧЕРВЯЧОК или ЗМЕЯ?» После ответа просите: «А почему оно длиннее?» и т. д.


 


Нормативы:

Ребенок дает правильный ответ на вопрос: «Какое слово длиннее?» и обосновывает его тем, что «в этом слове больше букв» — высокий уровень.

Если ребенок указывает на разницу в числе слогов или не дает объяснений при правильных ответах — менее высокий уровень, но вполне достаточный для ребенка, поступающего в школу.

Если с ребенком никогда не проводилась работа по звуковому анализу слов (не посещал детсад, а дома с ним не занимались), то низкий уровень выполнения этого задания будет предопределен условиями воспитания и умственного развития и не даст объективного представле­ния об умении ребенка различать слова и предметы.

ВОПРОСЫ АЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ ПОНЯТЛИВОСТИ,

ОСВЕДОМЛЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ

РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

2. Как зовут твоих родителей?

3. В каком городе (поселке) ты живешь? Твой адрес?

4. Сколько человек в вашей семье? Назови всех.

5. Москва — что это за город? Что интересного в Москве?

6. Что интересного есть в городе (в поселке), в котором ты живешь?

7. Что бы ты сделал, если бы увидел, что кто-то упал на улице и не может встать?

8. В какое время года на деревьях появляются листья?

9. Для чего нужна армия?

10. Что остается на земле после дождя? П. Как правильно переходить дорогу?

12. Для чего человеку голова? Нос? Уши? Руки?

13. Ты хочешь ходить в школу? Почему?

14. Назови времена года. Чем отличается осень от лета.

15. Сколько дней в неделе? Назови их.

16. Какие ты знаешь профессии?

17. Какие страны ты знаешь?

 

18. Какие передачи смотришь по телевизору?

19. Что ты знаешь про космос?

20. Что нужно сделать, если ты порежешь палец?

21. Назови своих друзей. Почему дружишь с ними?

22. На чем ездят люди? Как назвать одним словом?

23. Какие продукты питания ты знаешь?

24. Каких ты знаешь писателей, поэтов?

25. Назови предметы столовой и кухонной посуды.

26. Какие знаешь сказки? За что их любишь?

27. Как назвать одним словом лук, репу, морковь, огурец?

28. Чем отличаются дикие животные от домашних? Назови тех и других.

29. Чем отличается день от ночи?

30. Что нужно сделать, если ты потеряешь игрушку твоего друга?

31. Сосчитай до 10. Какое число перед числом 6?

32.-Реши задачу: на дереве сидели три птички, потом две улетели. Сколько осталось птичек?

33. Какое число больше: 7 или 8? На сколько?

34. Как ты думаешь, что интересного будет в школе?

35. Почему нельзя трогать спички?

36. Что такое честность, скромность, правдивость?

37. Назови предметы круглой, прямоугольной, треуголь­ной формы.

38. Как нужно вести себя в гостях?

39. Для чего выращивают пшеницу, гречиху, картофель?

40. Зачем надо учиться в школе?

41. Чем отличается река от озера?

42. Как, по-твоему, лучше: учиться дома с мамой или в школе с учителем?

43. Чем отличается самолет от птицы? Чем похож?

44. Как понять фразу: «у человека золотые руки»?

45. Чем отличается дерево от кустарника?

46. Какие продукты продаются в молочном магазине, в хлебном?

47. Чем отличается человек от животного? Чем похож?

48. Что нужно делать, если случится пожар?

49. Почему в магазине, транспорте, в кино нужно платить деньги?

50. Назови друзей Буратино.

51. Кто написал сказку о рыбаке и золотой рыбке?

52. Кто такой Юрий Гагарин?

ВОПРОСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

1. Часты ли подъемы и спады настроения у ребенка в течение дня?

2. Можно ли назвать его живым и веселым?

3. Часто ли ребенку кажется, что он сделал что-то не так?

4. Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую успеха?

5. Обидчив ли ваш ребенок?

6. Смущается ли он при разговоре с незнакомым человеком?

7. Бывает ли ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте?

8. Любит ли он мечтать?

9. Можно ли его назвать раздражительным?

 

10. Спокойно ли спит ваш ребенок?

11. Доводит ли он до конца дело, игру?

12. Часто ли его терзает чувство вины?

13. Часто ли ребенок отвлекается от основных мыслей?

14. Испытывает ли он страх, оставаясь один дома?

15. Долго ли ребенок переживает после случившегося конфликта?

16. Быстро ли ему надоедает однообразная работа?

17. Самостоятельно ли он преодолевает затруднения в работе?

18. Часто ли ребенок «дуется»?

19. Можно ли назвать ребенка нервным?

20. Беспокоят ли его боли без всякой причины?

21. Легко ли его задеть, покритиковав за что-нибудь?

22. Часто ли он отвлекается, выполняя какое-либо дело?

23. Теряет ли ребенок сон из-за травмирующих событий, тревожных мыслей?

 

24. Бывают ли у него тики, непреднамеренные движения в эмоционально значимых ситуациях?

25. Проявляет ли ребенок чрезмерно бурные эмоциональные реакции с плачем, неподчинением, когда его ожи­дания не сбываются?

26. Успевает ли он выполнить работу (задание) в срок?

27. Застенчив ли он в присутствии старших?

28. Бурно ли он отчаивается при неудачах в игре и разрушает ли сделанное?

29. Вступает ли ребенок в конфликты, потасовки со сверстниками по разным случаям?

30. Ведет ли он себя так же со взрослыми?

Вы можете попросить взрослых, которые его хорошо знают, оценить поведение вашего ребенка и сделать выводы о его настойчивости, воле, эмоциональной уравновешеннос­ти или неуравновешенности, возбудимости.

 

 

Глава 6

ДИАГНОСТИКА И ИГРЫ АЛЯ ПОЛГОТОВКИ ДЕТЕЙ ШЕСТИ-СЕМИ ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ

В ШКОЛЕ

И

так, ребенок уже «совсем взрослый». Он много умеет, много знает. И основной вопрос, возникающий перед детьми и родителями в этом возрасте, касается школы. Скоро его первое 1 сентября!

Как он пойдет в школу? Понравится ли ему учительница, а он ей? Подружится ли с одноклассниками? Как сделать так, чтобы исполнилась мечта вашего ребенка «получать одни пятерки»?

Еще есть время как следует подготовиться к школе, сделать обучение радостью.

Не важно, осталось ли до этого лишь несколько месяцев или год. В ваших силах сейчас найти «слабые места» и сделать их «сильными». Начинайте «работу», и тогда школа станет для вашего ребенка местом, куда он будет с радостью стремиться каждый день.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.227 с.)