Определение уровня развития внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение уровня развития внимания



Задание 1. Изучение устойчивости внимания.

Сравни картинки

Материал: две пары картинок, содержащих по 10—15 различий (можно использовать рисунки из детских журна­лов), несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием, несколько наполовину раскрашен-ньгх картинок.

Серия А. Сравни картинки. Покажите ребенку пару картинок и попросите найти все различия.

Серия Б. Что неправильно?

Покажите ребенку последовательно неоконченные кар­тинки и попросите назвать, что недорисовано. Или покажи­те картинки нелепого содержания и попросите найти несоответствие.

Серия В. Раскрась картинку. Дайте ребенку наполовину раскрашенную картинку и попросите раскрасить другую половину так же, как и

первую.

Во всех заданиях фиксируйте время их выполнения и количество отвлечений ребенка от работы.

При анализе подсчитайте показатели успешности вы­полнения заданий по каждой серии. Таким показателем в серии А является число правильно названных различий; в серии Б — число названных неоконченных деталей или нелепостей в рисунках; в серии В — число правиль­но раскрашенных деталей. Сравните особенности устой­чивости внимания по выделенным показателям.

Задание 2. Изучение сосредоточенности, распре-деляемости и устойчивости внимания.

Бусы

Материал: листы с образцами бус разной сложности и разного цвета: красного (к), синего (с) и зеленого (з).

Скажите ребенку: «Сейчас мы будем рисовать бусы. Здесь три ниточки с бусинами (показать). Продолжи рисовать бусинки на каждой ниточке так же, как на образце».

После выполнения задания ребенком подсчитайте количество ошибок (форма, цвет, последовательность). Они рассматриваются как результат недостаточной сосредоточенности и устойчивости внимания, слабой его распределяемое™.

При фиксировании времени выполнения вы получите представление об индивидуальном темпе работы ребенка.

Задание 3. Изучение произвольного переключения внимания.

Зоопарк

Материал: 10 карточек с изображением шести животных на каждой из них.

Задание выполняется пять раз.

Объясните ребенку: «Отбери карточки с изображением курочки и лошадки, но не бери картинки с изображением медведя». (Возьмите картинки с любыми животными, кото­рые вы найдете.)

После выполнения этого задания перемешайте карточки и предложите ребенку вновь отобрать их по тому же прин­ципу. При этом попросите ребенка внимательно посмотреть на все изображения, вспомнить, что ему говорилось при первом отборе.

После выполнения второго отбора перемешайте карточки вновь. Но перед третьим отбором объясните ребенку, что теперь он не должен брать карточки с изображением курочки и лошадки, а брать только с изображением медведя.

Перед четвертым отбором спросите у ребенка, какие Картинки надо брать, а какие нельзя. Попросите его Повторить вслух новое задание.

Перед пятым отбором попросите ребенка вспомнить со­держание первого задания и отобрать карточки в соответствии с ним.

 


После выполнения ребенком всех пяти заданий вы сможете сделать выводы об особенностях переключения его внимания и в случае необходимости развить эту способ­ность, повторяя упражнение с разными картинками.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ

Задание 1. Изучение кратковременной зритель­ной памяти.

Назови цифры

Напишите и предложите ребенку прочитать шесть цифр: 7, 3, 6, 1, 9, 4. (На запоминание каждой цифры отводится две секунды.) Затем попросите его повторить цифры по памяти в любом порядке.

При оценивании результата выполнения задания из количества правильно воспроизведенных цифр отнимите количество ошибочно произнесенных цифр. Если ребенок воспроизводит цифры в первоначальной последователь-ности, добавьте к результату еще один балл.

Нормативы:

высокий уровень развития — 7 баллов; уровень выше среднего — 6 баллов; средний уровень — 3—5 баллов; уровень ниже среднего — 2 балла; низкий уровень развития — 0—1 балл.

Задание 2. Изучение кратковременной слуховой памяти.

Повтори слова

Произнесите 10 не связанных по смыслу слов: СЛОН, ГОД, МЯЧ, МЫЛО, СОЛЬ, ШУМ, РУКА, ПОЛ, ВЕСНА, СЫН. (Слова произносите ровным голосом, с паузами в две-три секунды.) После этого попросите ребенка повторить запомнившиеся слова в любом порядке.

При анализе фиксируйте разность между правильно и ошибочно воспроизведенными словами.

Нормативы:

высокий уровень развития — 6 и более слов; уровень выше среднего — 5 слов; средний уровень — 3 — 4 слова; уровень ниже среднего — 1 — 2 слова; низкий уровень развития — 0.

Задание 3. Изучение объема кратковременной и долговременной памяти.

Нарисуй фигуры

Материал: ряды простых фигур, усложняющихся от первого к пятому ряду.

 

   
   
   
   
   

Покажите ребенку первый ряд фигур. Попросите его внимательно посмотреть на фигуры и постараться запомнить. затем уберите образец, и пусть он рисует по памяти.

И так все пять рядов.

Время показа рядов:

первый ряд -— 2 секунды,

второй ряд — 3 секунды,

третий ряд — 4 секунды,

четвертый ряд — 5 секунд,

пятый ряд — 6 секунд.

При оценке результатов объем кратковременной памяти определяется по количеству фигур в воспроизведенном ряду (в баллах).

Для определения объема долговременной памяти через день ребенку предлагается вспомнить, какие фигуры он копировал вчера. Результат работы оценивается так же.

Оценка фигур в баллах:

первый ряд — по 0,5 балла,

второй ряд — по 1 баллу,

третий ряд — по 1,5 балла,

четвертый ряд — по 2 балла,

пятый ряд — по 2,5 балла.

Максимально возможное количество баллов — 30,5. Приняв это число за 100%, вы сможете примерно опреде­лить объем и кратковременной, и долговременной памяти вашего ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.01 с.)