Оценка уровня общего психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка уровня общего психического развития



Нарисуй фигуру человека (мужчины)

Материал: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш. Предложите ребенку нарисовать мужчину так, как он умеет (какие-либо объяснения не допускаются). Оценка результатов:

1 балл — у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея,
и она должна быть близка по пропорции к туловищу. На голове должны быть волосы (шляпа, шапка), уши. На лице — глаза, нос, рот. На руках — по пять пальцев. Должны быть признаки мужской одежды.

2 балла — выполнение всех требований, как при оценке в один балл. Возможны три отсутствующие части (напри­
мер, шея, волосы, один палец), но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3. балла — у фигуры есть голова, туловище, конечности.
Руки, ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствует шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.

4 балла — примитивный рисунок головы с конечностя­ ми. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.

5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Нормативы:

высокий уровень развития — 1 балл; уровень выше среднего — 2 балла; средний уровень — 3 балла; уровень ниже среднего — 4 балла; низкий уровень развития — 5 баллов.

ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Задание 1. Изучение уровня освоения знаний по грамматике и математике.

Дайте ребенку следующие задания.

А. Грамматика.

1. Придумай предложение из двух слов.

2. Сколько звуков в словах: ЛЕС, МАША, РЕПА.

3. Составь слоги из звуков: М и О; Р и У; Г и И.

4. Придумай слова со звуками: С — в начале слова, Р — в середине слова; Л — в конце слова.

5. Составь слова из слогов: ША и РЫ; РУЧ и КА.
Придумай слово из одного слога.

6. Назови гласные в слове ШАРЫ.

7. Назови согласные в слове ЛАПА.

8. Какие звуки одинаковые, а какие разные в словах
МАША и ПАША.

Б. Математика.

1. Назови число на единицу меньше: числа 9, числа 7.

Что больше: 9 пуговиц или 8 карандашей? Поровну ли: ' палочек и 7 мячиков?

3. Как получить 7 палочек, если у нас их 8?

4. Найди у листка: верхний правый угол; нижний левый
угол.

5. Чем похожи круг и овал?

6. Чем отличаются круг и квадрат?

7. Какие числа стоят между числами 3 и 5, 7 и 9?

8. Где стоит число 3 и число 6 (между какими числами)?

9. Измерить линейку этими мерками:

Сколько в ней больших мерок? Сколько в ней малень­ких? Как ты думаешь, средних мерок будет больше или меньше, чем маленьких?

Работа оценивается по количеству правильных и непра­вильных ответов. Анализ результатов позволит вам выяс­нить, в какой области знаний ребенка есть пробелы.

Задание 2, Изучение степени понимания грам­матической конструкции.

А. Попросите ребенка внимательно выслушать следую­щее: «Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу». Спросите у ребенка: «Что Петя делал раньше — смотрел кино или читал книгу?»

Б. Назовите ребенку один предмет и попросите изменить слово так, чтобы оно обозначало много предметов, например: «КАРАНДАШ — КАРАНДАШИ», «НОСОК — НОСКИ».

Предложите ему следующие слова: КНИГА, РУЧКА, ЛАМПА, СТОЛ, СТУЛ, ОКНО, ГОРОД, УХО, БРАТ, ФЛАГ, РЕБЕНОК. Пусть он образует множественное число. Добейтесь правильного ответа.

В. Предложите ребенку выполнить какое-либо поруче­ние, например: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». Затем спросите у него: «Где теперь лежат карандаши, откуда ты их взял?»

Задание 3. Изучение степени владения опера­циями сложения и вычитания.

Материал: счетные палочки (спички). А. Прежде всего проверьте, умеет ли ребенок пересчи­тать предметы в пределах десятка. Разложите палочки на столе, возьмите две и предложите ребенку: «Возьми столь­ко же палочек, сколько у меня». Изменяйте количество своих палочек и каждый раз предлагайте ребенку брать столько же.

Нормативы:

К концу дошкольного возраста ребенок должен свобод­но пересчитывать предметы в пределах десяти.

Б. Возьмите коробок со спичками и скажите ребенку: «Здесь лежат три спички». Покажите теперь ему две спички, спросите, сколько их. Получив ответ, на глазах у ребенка положите их в коробок и спросите: «Сколько теперь спичек в коробке?»

Затем скажите: «В коробке шесть спичек». На глазах у ребенка выньте две спички и спросите, сколько их осталось.

Нормативы:

К моменту поступления в школу ребенок должен давать правильные ответы, прибавляя 1, 2, 3 к любому числу от 1 до 7 и вычитая I, 2, 3 из любого числа от 4 до 10.

Если счетные операции сформированы в пределах 5—6, то это удовлетворительно.

Плохо, если ребенок вообще не способен проводить эти операции без пересчета.

Задание 4. Изучение способности отличать слово от обозначающего его предмета.

Сравни слова

Материал: пары слов, которые можно предложить ребенку (КАРАНДАШ — КАРАНДАШИК, ЧЕРВЯЧОК — ЗМЕЯ, УСИКИ — УСЫ, КОТ — КОТЕНОК, ХВОСТ — ХВОСТИК).

Скажите ребенку: «Сейчас мы с тобой будем сравни­вать слова. Я буду говорить тебе два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее, а какое — короче. Только Помни, что сравнивать надо сами слова, а не те вещи, которые называются этими словами. А теперь скажи, какое слово длиннее: ЧЕРВЯЧОК или ЗМЕЯ?» После ответа просите: «А почему оно длиннее?» и т. д.


 


Нормативы:

Ребенок дает правильный ответ на вопрос: «Какое слово длиннее?» и обосновывает его тем, что «в этом слове больше букв» — высокий уровень.

Если ребенок указывает на разницу в числе слогов или не дает объяснений при правильных ответах — менее высокий уровень, но вполне достаточный для ребенка, поступающего в школу.

Если с ребенком никогда не проводилась работа по звуковому анализу слов (не посещал детсад, а дома с ним не занимались), то низкий уровень выполнения этого задания будет предопределен условиями воспитания и умственного развития и не даст объективного представле­ния об умении ребенка различать слова и предметы.

ВОПРОСЫ АЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ ПОНЯТЛИВОСТИ,

ОСВЕДОМЛЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ

РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

2. Как зовут твоих родителей?

3. В каком городе (поселке) ты живешь? Твой адрес?

4. Сколько человек в вашей семье? Назови всех.

5. Москва — что это за город? Что интересного в Москве?

6. Что интересного есть в городе (в поселке), в котором ты живешь?

7. Что бы ты сделал, если бы увидел, что кто-то упал на улице и не может встать?

8. В какое время года на деревьях появляются листья?

9. Для чего нужна армия?

10. Что остается на земле после дождя? П. Как правильно переходить дорогу?

12. Для чего человеку голова? Нос? Уши? Руки?

13. Ты хочешь ходить в школу? Почему?

14. Назови времена года. Чем отличается осень от лета.

15. Сколько дней в неделе? Назови их.

16. Какие ты знаешь профессии?

17. Какие страны ты знаешь?

 

18. Какие передачи смотришь по телевизору?

19. Что ты знаешь про космос?

20. Что нужно сделать, если ты порежешь палец?

21. Назови своих друзей. Почему дружишь с ними?

22. На чем ездят люди? Как назвать одним словом?

23. Какие продукты питания ты знаешь?

24. Каких ты знаешь писателей, поэтов?

25. Назови предметы столовой и кухонной посуды.

26. Какие знаешь сказки? За что их любишь?

27. Как назвать одним словом лук, репу, морковь, огурец?

28. Чем отличаются дикие животные от домашних? Назови тех и других.

29. Чем отличается день от ночи?

30. Что нужно сделать, если ты потеряешь игрушку твоего друга?

31. Сосчитай до 10. Какое число перед числом 6?

32.-Реши задачу: на дереве сидели три птички, потом две улетели. Сколько осталось птичек?

33. Какое число больше: 7 или 8? На сколько?

34. Как ты думаешь, что интересного будет в школе?

35. Почему нельзя трогать спички?

36. Что такое честность, скромность, правдивость?

37. Назови предметы круглой, прямоугольной, треуголь­ной формы.

38. Как нужно вести себя в гостях?

39. Для чего выращивают пшеницу, гречиху, картофель?

40. Зачем надо учиться в школе?

41. Чем отличается река от озера?

42. Как, по-твоему, лучше: учиться дома с мамой или в школе с учителем?

43. Чем отличается самолет от птицы? Чем похож?

44. Как понять фразу: «у человека золотые руки»?

45. Чем отличается дерево от кустарника?

46. Какие продукты продаются в молочном магазине, в хлебном?

47. Чем отличается человек от животного? Чем похож?

48. Что нужно делать, если случится пожар?

49. Почему в магазине, транспорте, в кино нужно платить деньги?

50. Назови друзей Буратино.

51. Кто написал сказку о рыбаке и золотой рыбке?

52. Кто такой Юрий Гагарин?

ВОПРОСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

1. Часты ли подъемы и спады настроения у ребенка в течение дня?

2. Можно ли назвать его живым и веселым?

3. Часто ли ребенку кажется, что он сделал что-то не так?

4. Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую успеха?

5. Обидчив ли ваш ребенок?

6. Смущается ли он при разговоре с незнакомым человеком?

7. Бывает ли ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте?

8. Любит ли он мечтать?

9. Можно ли его назвать раздражительным?

 

10. Спокойно ли спит ваш ребенок?

11. Доводит ли он до конца дело, игру?

12. Часто ли его терзает чувство вины?

13. Часто ли ребенок отвлекается от основных мыслей?

14. Испытывает ли он страх, оставаясь один дома?

15. Долго ли ребенок переживает после случившегося конфликта?

16. Быстро ли ему надоедает однообразная работа?

17. Самостоятельно ли он преодолевает затруднения в работе?

18. Часто ли ребенок «дуется»?

19. Можно ли назвать ребенка нервным?

20. Беспокоят ли его боли без всякой причины?

21. Легко ли его задеть, покритиковав за что-нибудь?

22. Часто ли он отвлекается, выполняя какое-либо дело?

23. Теряет ли ребенок сон из-за травмирующих событий, тревожных мыслей?

 

24. Бывают ли у него тики, непреднамеренные движения в эмоционально значимых ситуациях?

25. Проявляет ли ребенок чрезмерно бурные эмоциональные реакции с плачем, неподчинением, когда его ожи­дания не сбываются?

26. Успевает ли он выполнить работу (задание) в срок?

27. Застенчив ли он в присутствии старших?

28. Бурно ли он отчаивается при неудачах в игре и разрушает ли сделанное?

29. Вступает ли ребенок в конфликты, потасовки со сверстниками по разным случаям?

30. Ведет ли он себя так же со взрослыми?

Вы можете попросить взрослых, которые его хорошо знают, оценить поведение вашего ребенка и сделать выводы о его настойчивости, воле, эмоциональной уравновешеннос­ти или неуравновешенности, возбудимости.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.02 с.)