Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нахождение точки фазового перехода исследуемого вещества.
1. Термопару 4 поместить в пробирку с исследуемым веществом 1. 2. Включить нагреватель 8. С помощью термопары исследовать температурный ход нагрева вещества. С интервалом в 1 мин. до тех же температур 80-900С в таблицу 2 записывать показания милливольтметра. 3. Выключить нагреватель. Аналогично п. 2 фиксировать температурный ход охлаждения вещества вплоть до окончания процесса кристаллизации. Результаты записывать в таблицу 3. 4. По записанным в таблицах 2, 3 результатам построить графики в координатах «значения термо-ЭДС Е - время t, мин» (зависимость E (t)). Из графиков определить точки фазового перехода при плавлении и кристаллизации исследуемого вещества. Особенно наглядно это видно на графике охлаждения: достигнув определенного значения, Е остается практически неизменной в течение некоторого времени, а затем продолжает уменьшаться. Именно это "плато" и указывает на точку фазового перехода.
5. Контрольные вопросы. 1. Что называется фазой? 2. Что такое фазовый переход? 3. Чем характеризуется фазовый переход первого рода? Второго рода? 4. Вывод уравнения Клапейрона- Клаузиуса. 5. Диаграммы состояния. Тройная точка.
ЧАСТЬ 3: ТВЕРДЫЕ ТЕЛА И ПРОЦЕССЫ В НИХ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3-1 ИЗМЕРЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ТВЕРДОГО ТЕЛА 1. Цель работы Ознакомление с явлением теплопроводности и с методикой экспериментального определения коэффициента теплопроводности твердого вещества (оргстекло) по известной теплопроводности эталонного образца (чугун). Теоретические пояснения. Если в твердом теле существует разность температур между различными его частями, то тепло переносится от более нагретой части к менее нагретой путем теплообмена. В отличие от жидкостей и газов, в твердом теле не может возникнуть конвекция, т.е. перемещение массы вещества вместе с теплом. Поэтому перенос тепла в твердом теле осуществляется только теплопроводностью. При рассмотрении математической теории теплопроводности, основы которой были заложены французским математиком Фурье в первой четверти 19 века, предполагается, что: 1) потерями тепла на лучеиспускание можно пренебречь; 2)объём системы остается постоянным, так что никаких перемещений вещества в процессе передачи тепла не возникает;
3) рассмотрение ограничивается только одномерными задачами, когда температура тела, помимо времени, зависит только от одной пространственной координаты. Опр. Плотностью потока тепла называется вектор j, совпадающий по направлению с направлением распространения тепла и численно равный количеству тепла, проходящему в единицу времени через единичную площадку, перпендикулярную к направлению потока тепла. Пусть в неограниченной среде имеется поток тепла в направлении, параллельном оси X. Выделим мысленно в среде цилиндр и рассмотрим бесконечно малый участок такого цилиндра АВ с длиной dx (рис. 1). Пусть S — площадь поперечного сечения цилиндра. Количество тепла, поступающее в цилиндр АВ за время dt через основание А с координатой х, равно j(x)Sdt. Количество тепла, уходящее за то же время через основание В, будет j(x+dx)Sdt. Полное количество тепла, вступающее за время dt в рассматриваемый участок цилиндра, равно δQ = C другой стороны, это количество тепла можно представить в виде δQ = , где - масса цилиндра АВ, -удельная теплоёмкость, dT – повышение температуры. Рис.1. Схема передачи потока тепла в среде.
Приравнивая оба выражения, получаем: (1) Установим связь между плотностью потока тепла и температурой среды Т. Рассмотрим случай бесконечной однородной пластинки толщиной l. Пусть на одной стороне пластинки поддерживается температура , а на другой - , причем > . Опыт показывает, что поток тепла пропорционален разности температур - и обратно пропорционален толщине пластинки l, т.е. , где - коэффициент теплопроводности - положительная постоянная, зависящая только от материала пластинки. Для бесконечно тонкой пластинки примем, что l = dx, , . Тогда формула (2): (3) Подставляя выражение (3) в формулу (1), получим: (4) Это уравнение называется уравнением теплопроводности. Если в среде есть источники тепла (например, тепло может выделяться в результате прохождения электрического тока или радиоактивного распада), то для их учета вводится величина q, равная количеству тепла, выделяемому источниками в единице объема среды в одну секунду. Тогда уравнение теплопроводности запишется в виде:
(5) Если среда и распределение температуры в ней обладают сферической и цилиндрической симметрией, вместо прямоугольной системы координат более удобно использовать сферическую или цилиндрическую координатные системы. Тогда уравнение теплопроводности записывается для случая сферической симметрии: (6) где r - радиус сферы. Для случая цилиндрической системы: (7) где r - расстояние до оси симметрии. Все задачи на теплопроводность могут быть разделены на стационарные и нестационарные. Опр. Стационарными называются такие задачи, в которых температура T не меняется во времени. В этом случае . Квантовая теория позволяет сопоставить распространяющимся в твердом теле со скоростью звука колебаниям некоторые фиктивные частицы - фононы. Каждая частица характеризуется энергией h v, где h - постоянная Планка, v - частота колебания. Пользуясь представлением о фононах, можно сказать, что тепловые движения в твердом теле обусловлены именно ими, так как при абсолютном нуле фононы отсутствуют, а с повышением температуры их число возрастает. Твердое тело можно рассматривать как сосуд, содержащий газ из фононов. Перенос тепла в фононном газе осуществляется столкновениями фононов с атомами решетки. Коэффициент теплопроводности твердого тела выражается формулой: , (8) где ρ - плотность тела, - его удельная теплоемкость, с - скорость звука в нем, λ - длина свободного пробега фононов. В металлах, помимо колебаний решетки, в переносе тепла участвуют и электроны. При высоких температурах электронная часть теплопроводности много больше решеточной. Этим объясняются высокая теплопроводность металлов по сравнению с неметаллами, в которых фононы - единственные переносчики тепла. Пусть мы имеем два образца (в виде круглых пластинок) из различных материалов одинаковой площади, причем их толщина много меньше радиуса, чтобы не учитывать потери тепла через боковые стенки. Один образец - эталонный, его χ известен. В установившемся режиме при стационарном процессе тепловой поток через пластинки будет одним и тем же (рис. 2). Рис.2. Схема теплового потока, проходящего через две пластинки.
Применив уравнение (2), получим: , где - коэффициент теплопроводности исследуемого образца; -толщины образцов; -температуры на поверхности образцов. Отсюда: Если температура измеряется с помощью термопары и вольтметра (гальванометра), то показания вольтметра будут пропорциональны температуре какого-либо спая термопары (Т1, Т2 или Т3) при постоянной температуре другого (комнатной). Тогда можно записать: (9) Для обратного расположения эталонной и исследуемой пластин: (10) 3. Экспериментальная установка. Экспериментальная установка для определения коэффициента теплопроводности твердого материала стационарным методом представлена на рис. 3. Рис. 3. Установка для определения теплопроводности сравнительным методом: 1- нагреватель; 2 - холодильник; 3 - образец; 4 - эталон; 5 - переключатель; 6 - трансформатор. Экспериментальная установка представляет собой нагреватель 1 и холодильник 2, между которыми находится исследуемый образец 3 и эталон 4. Между нагреваемым блоком и исследуемым образцом помещена термопара I. Между исследуемым образцом 3 и эталоном в теплопроводящей (медной) прослойке вмонтирована термопара II, и, наконец, между эталоном и холодильником - термопара III. Все термопары через переключатель 5 присоединяются поочередно к гальванометру. С помощью этих термопар можно измерять все необходимые для расчета температуры. Тепловой поток создается за счет излучения тепла электрической лампочкой, которая питается от понижающего трансформатора 6. Эталонный и исследуемый образцы представляют собой круглые пластинки, которые устанавливаются между нагревателем и холодильником.
Тумблер на передней панели установки включает и выключает только термопары, но не нагреватель. В положении "выкл." зайчик гальванометра должен стоять примерно на нулевом делении шкалы.
Порядок выполнения работы. 1. Поскольку первоначальный разогрев требует не менее 20 минут, то за это время надосделать следующее: 1.1. Снять нагреватель с образцов и отставить его в сторону. 1.2. Не перегибая термопары, снять образцы и установить их на то же место в следующей последовательности: сначала установить исследуемый образец из оргстекла выточкой вверх так, чтобы термопара легла в эту выточку, затем накрыть его эталонным образцом из чугуна выточкой вниз так, чтобы спай термопары попал как раз между выточками; сверху плотно установить нагреватель. При всех этих действиях не допускать никаких изгибов термопары, так как при этом константановый провод переломится, и установка выйдет из строя. 2.Включить установку в сеть. При этом начнет работать нагреватель, а на шкале гальванометра появится зайчик. Записать время включения. 3. Спустя 20 мин. записать показания гальванометра при трех положениях переключателя (при включенном тумблере) n1, n2 или n3, соответствующие температурам Т1, Т2 или Т3 на рис. 2. С интервалом в 5 минут продолжить эти измерения до установления стационарного потока тепла. Стационарность потока характеризуется тем, что все три температуры перестают изменяться, дойдя до некоторых определенных значений (время установления стационарного потока ~ 60 минут). Результаты записать в таблицу 1. Конечный результат (при стационарном потоке) использовать при вычислениях по формуле (9). 4. Нe выключая нагревателя и тумблера термопар, провести измерения, аналогичные описанным в пп. 2 и 3, но для случая, когда стеклянная пластинка расположена сверху чугунной. Результаты записать в таблицу 2 и провести расчеты по формуле (10). Коэффициент теплопроводности чугуна принять равным χ = 0,12 Дж/м·с·К. Выключить установку из сети не, разбирая ее.
Таблица 1
Таблица 2
5. Контрольные вопросы. 1. Какие вам известны механизмы теплопередачи? Приведите примеры. 2. Дайте определение коэффициента теплопроводности. 3. Каков физический смысл величин, входящих в уравнение теплопроводности? 4.Почему опытные хозяйки предпочитают жарить на чугунных сковородах, а не на алюминиевых? 5. Почему металлические предметы, находящиеся в комнате, на ощупь кажутся холоднее, чем деревянные? 6. Один конец стержня, заключенного втеплоизолирующую оболочку поддерживается при температуре , а другой - при температуре . Сам стержень состоит из двух частей, длины которых l1 и l2? коэффициенты теплопроводности χ1 и χ2. Найти температуру поверхности соприкосновения этих частей стержня. 7. Найти распределение температуры в пространстве между двумя цилиндрами с радиусами R1 и R2, заполненном однородным теплопроводящим веществом, если температуры цилиндров постоянны и равны соответственно Т1 и Т2. 8. Тот же вопрос, что и в предыдущей задаче, но для двух концентрических сфер с радиусами R1 и R2 и температурами Т1 и Т2. 9. Найти распределение температур в веществе, находящемся между двумя параллельными пластинами, если последние поддерживаются при температурах Т1 и Т2, расстояние между ними l и коэффициент теплопроводности веществ χ = √Т. 10. Каков механизм теплопередачи в твердых телах, жидкостях и газах?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3-2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.033 с.) |