Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Казанский государственный финансово-экономический институт↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Экономики производства
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения семинарских занятий по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов, обучающихся по направлению «Экономика»
Казань 2009
Печатается по решению кафедры Экономики производства от 11 сентября 2009 года, протокол № 1.
Методическая разработка подготовлена к.э.н., доцентом Киреевой-Каримовой А.М.
Рецензенты – д.э.н., профессор Экономики производства Казанского государственного финансово-экономического института Абдуллина С.Н. - заведующий кафедрой Менеджмента Института экономики, управления и права, д.э.н, профессор Демченко С.Г.
Введение
Предлагаемые методические указания содержат задания для проведения семинарских занятий по разделам «Необходимость стратегического планирования при современных тенденциях развития экономики», «Стратегическое целеполагание и сегментация», «Стратегическое позиционирование», предусмотренным в программе курса «Стратегическое планирование». Тематика этих разделов раскрывает такие задачи курса как: определение стратегии организации путем установления ее видения и миссии, анализ стратегических позиций, исследование внешних и внутренних факторов; использование моделей, инструментов стратегического планирования. Тема «Методы ввода в набор новых СЗХ является логическим завершением теоретических основ выбора конкурентах позиций организации инструментарием стратегического планирования. Выполняемые студентами задания направлены на закрепление теоретических знаний, полученных ими на лекционных занятиях, углубления изученного методического материала при подготовке как к аудиторной, так и к индивидуальной работам. Темы и вопросы методических указаний представлены в соответствии с календарно-тематическим планом дисциплины. Ответы на вопросы к обсуждению и задания по темам должен выполнять каждый студент при подготовке к семинару. Рекомендуемый список литературы может быть использован ко всем изучаемым темам. Дополнительная литература рекомендуется при написании курсовых работ и при промежуточном контроле знаний. Контроль за выполнением заданий по каждой теме может осуществляться при проведении семинарских занятий, как в устной форме, так и в виде деловых игр, письменных работ, эссе, кейсов. Тема 1. Методологические основы стратегического планирования
1. Влияние глобализации на новую идеологию планирования. 2. Специфические особенности, подходы, методы стратегического планирования. 3. Общие принципы управления, основные принципы планирования и специфические принципы стратегического планирования.
Задание 1. Раскройте сущность процесса глобализации экономики, его основных признаков. [6,c.72-76] 2. На материалах «Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 11 мая 2006 года» и «Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы» проанализируйте элементы процедуры стратегического планирования: прогнозирование, программирование, проектирование (http:rg.ru; http://pravitelstvo.gov.ru/data/news_text.html?he_jd=15&news_9732). 3. Объясните, как на логической основе общих принципов управления, основных принципов планирования и специфических принципов стратегического планирования сформированы эти документы. Тема 2. Стратегическое мышление и фазы внутрифирменного определения функций планирования 1. Основные компоненты разработки и принятия стратегического плана 2. Современные тенденции стратегического развития компании в период постиндустриальных отношений субъектов рыночной экономики. 3. Фазы внутрифирменного определения функций планирования: этапы, горизонты, пирамида планирования. Задание 1.Основоположник школы дизайна Кеннет Эндрюс и его коллеги из Гарвардской группы предложили схему логической модели формирования стратегического плана. Раскройте содержание этапов модели, представленной на рисунке 2.1. Рис.2.1. Модель Гарвардской группы
2. Проведите ее сравнительный анализ с моделью процесса создания и реализации стратегического плана, предложенной Игорем Ансоффом (рис.2.2.), и сделайте выводы. 3. Основателем какой школы является И. Ансофф? В чем заключались принципиальное отличие и существенный вклад представителей этой школы по мнению А. Петрова [11,c. 38]? 4. Проанализируйте примеры формирования стратегических планов в России – ГОЭЛРО, «500 дней», развития сети универсамов «Патэрсон», предложенные в исследовании А. Гапоненко, А. Панкрухина. [5, с. 426 – 431] и сделайте выводы о перспективах развития стратегического планирования в РФ.
Рис. 2.2. Модель процесса стратегического планирования
Тема 3. Компоненты и функциональная модель стратегического планирования
1. Концепция целеполагания. 2. Методы диагностики и анализа внешней и внутренней среды компании (PEST-, SWOT-, SNW- анализы). 3. Стратегические альтернативы развития. Задание А. Концепция целеполагания. 1. Укажите блоки модели процесса стратегического плана по Ансоффу, которые содержат элементы концепции целеполагания. 2. С помощью схемы процесса формирования стратегического видения, предложенной Д. Коллинзом и Д. Паррасом, раскройте его содержание.
Рис. 3.1. Видение бизнеса Стержневые ценности – стабильные непреложные принципы организации. Основные намерения – миссия, причина существования организации в данный момент. БАЦ (большие амбициозные цели) – однозначное непреодолимое стремление организации. 3. Проанализируйте примеры стержневых ценностей, основных намерений и БАЦ крупнейших компаний мира (табл. 3.1), приведенные в исследовании Д. Аакера. [3, с. 58 – 60]
Табл. 3.1. Варианты компонентов видения бизнеса
4. Предложите ваши варианты компонентов видения для отечественных организаций. 5. Каким требованиям должно соответствовать содержание миссии и стратегических целей? Приведите примеры миссии различных организаций. Задание Б Концепция стратегического анализа внешней и внутренней среды. Для корректного анализа внешней и внутренней среды необходимо ответить на следующие вопросы. 1. Какие типы внешнего окружения организации вы можете назвать? 2. В чем их отличие? 3. Какие инструменты диагностики различных типов окружения используются при обосновании стратегии развития организации? 4. Проведите SWOT-анализ внешнего окружения организации, используя матрицу SWOT, матрицу возможностей и матрицу угроз, таблицу профиля среды. [4, с. 64-67]
Табл. 3.2. SWOT – анализ
Поле СИВ – поле выявления корреляционных связей между сильными сторонами и возможностями организации. Поле СИУ – выявляются связи между сильными сторонами и угрозами. Поле СЛВ - выявляются связи между слабостями и возможностями организации. Поле СЛУ – показывает корреляцию между слабыми сторонами и угрожающими проблемами Табл. 3.3. Матрица возможностей
Поле СВ – высокое влияние, сильная вероятность использования; поле ВУ – умеренное влияние, высокая вероятность; поле ВМ – высокая вероятность, малое влияние и т. д. Табл. 3.4. Матрица угроз
Поле ВР – высокое вероятность реализации угрозы, разрушительные возможные последствия. Способы описания характеристик матрицы аналогичны способам в матрице возможностей. Табл. 3.5. Таблица профиля среды
Рис. 3.2. Шкала оценки нестабильности среды организации по И. Ансоффу [4, с. 46]
5. Используя шкалу нестабильности, оцените возможности, имеющие большое значение для организации (поля ВС, ВУ, СС матрицы возможностей) и угрозы опасные, требующие быстрого устранения (поля ВР, ВК, СР). Спрогнозируйте будущую нестабильность внешней среды фирмы, рассчитав показатели О и Т по методике предложенной И.Ансоффом [1, c.17], где: О – показатель оценки будущих возможностей организации Т – показатель оценки её будущих угроз. 6. Проведите PEST-анализ макросреды организации [7, с. 228 – 230]. В чем заключается отличие факторов исследуемых в SWOT- и PEST-анализах? Табл. 3.6. Обобщение результатов PEST-анализа
7. Раскройте суть SNW-анализа [5, с. 51]. Табл. 3 Стратегический SNW-анализ внутренней среды
Тема 4. Организационные формы стратегического планирования 1. Понятия стратегической сегментации и организационных форм стратегического планирования. 2. Процесс выделения стратегических зон хозяйствования (СЗХ): параметры, перспективы, факторы. 3. Жизненные циклы спроса и технологий. Задание 1. Рассмотрите различные подходы к теории стратегических зон хозяйствования [3, с.28, 478; 4, с.74-77; 5, с.54-63; 14, с.75-81]. В чем сходство и различие этих подходов? 2. Проанализируйте тезис И.Ансоффа о том, что трудность стратегической сегментации заключается в неспособности управляющих «… отказаться от привычного «взгляда внутрь», обращенного на традиционные рынки и виды продукции…», в пользу взгляда во внешний мир будущих тенденций, опасностей и новых возможностей [2, с.76, с. 83-86]. 3. Объясните как в результате такого подхода к выявлению и анализу подразделений компании может быть произведена оценка их перспектив в резерве показателей темпов роста, объемов производства и реализации продукции, нормы прибыли, нестабильности и изменчивости технологий. 4. Дифференцируйте концепции эволюции фаз жизненного цикла спроса и жизненного цикла товара. Какой параметр выделения СЗХ увязывается с фазами жизненного цикла спроса на продукцию
Тема 5. Использование матрицы Бостонской Консалтинговой Группы (БКГ) и оценка привлекательности СЗХ
1. Использование концепций жизненного цикла и кривой опыта при обосновании портфельной стратегии компании. 2. Генезис модели БКГ. 3. Оценка привлекательности СЗХ. Задание Цикл спроса/технологии Рис. 5.1. Кривая Гомпарта Рис. 5.2. Кривая опыта
1. Объясните как концепция жизненного цикла спроса и теория эффекта масштаба производства применялись специалистами компании BCG для обоснования модели БКГ.
ТРР (темпы роста рынка)
10,0Х В 1,0Х Н 0,1Х ОДР В 0,75-0,8Х Н Рис 5.3. Генезис модели БКГ
2. Раскройте причины, вызвавшие необходимость развития и совершенствования метода БКГ. Какие рекомендации по оптимизации бизнес-портфеля организации даются специалистами Бостон Консалтинг Групп?
Привлекательность СЗХ
сильный слабый КСФ Рис. 8.1. Модель General Electric-McKinsey 2х2 по Д. Роджеру [7, с. 255] Привлекательность СЗХ
Слабая ср. сильная Конкурентоспособность СЗХ Рис. 8.2. Модель McKinsey 3х3 по А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухину [5, с. 141] - квадрант аналогичен квадранту «звезд» в матрице БКГ $ - аналогичен квадранту «дойных коров» С - аналогичен квадранту «собак» ? - аналогичен квадранту «знак вопроса»
1. Проведите сравнительный анализ модели General Electric-McKinsey 2х2 и 3х3 (рис. 8.1. и рис. 8.2.) и сделайте выводы. Что общего в этих моделях и в чем заключается их различие?
Рис. 8.3. Модель General Electric - McKinsey 3x3 по И. Ансоффу 2. Раскройте последовательность оценки привлекательности СЗХ (рис. 8.4) и методику оценки позиции в конкуренции [2,с.93-101]. 3. В чём заключается комплексность оценки показателей "Позиция в конкуренции" и "Привлекательность СЗХ"? Укажите границы оценки слабой, средней, сильной позиции в конкуренции. Как дифференцируется оценка «Привлекательности СЗХ»? Чем это обосновано?
Рис. 8.4. Алгоритм оценки привлекательности СЗХ по И. Ансоффу Таблица 8.1. Правила принятия решений
3. Используя таблицу 8.1., обоснуйте стратегические решения принятые по модели Ансоффа. Позиция в конкуренции
Рис. 8.5. Модель McKinsey по Томпсону и Стрикленду 5, с. 392
3 позиции: I c – финансировать рост RD – получить прибыль, отказ от инвестиций S – провести отбор Выделяются три зоны: 1-я зона (I c) – Высокий приоритет для финансирования. 2-я зона (RD) – Должно быть подвержена избирательному анализу, возможно получение прибыли, до того как от нее отказаться. 3-я зона (S) – Не является интересной для инвестирования, но должна остаться под контролем при реализации стратегии синергизма.
4. Раскройте методику определения уровня долгосрочной привлекательности отрасли? Опишите подход используемый для оценки позиции в конкуренции [12, с. 394]. 5. Проанализируйте критерии выделения зон финансирования и сделайте выводы по позиционированию подразделений организации
Хорошее Среднее Крайне плохое Стратегическое положение Рис. 8.6. Модель McKinsey 3х3
6. Сравните стратегические рекомендации по различным вариантам моделей McKinsey 3х3 и выскажите собственную точку зрения. 7. Раскройте содержание элементов составляющих модель «McKinsey –7S». Обоснуйте указанную в модели аналитическую последовательность. 8. Почему Ричард Кох назвал эту модель «экзаменационным листом» организации [8, с. 286]?
Стратегия 2 3 Слабая / зрелость Неприбыльная позиция. Чистая наличность может браться в заем или может быть производителем чистой наличности. Докажите жизнеспособность: · Сдвиг (D, L, M, N, Q, R, V, W) · Обновление (D, M, О, Р, Q, R, U). Если жизнеспособность нельзя доказать, то выход: · Поэтапный уход – Уход (D, M, Q, R, W). Инвестируйте избирательно или откажитесь от инвестиций. Слабая / старость Неприбыльная позиция. Выход - Отказ (X).Отказ от инвестиций [6,с. 47-50]. 5. Из скольких этапов состоит процедура выбора стратегической позиции по модели ADL? Откорректируйте стратегическую позицию уточненными стратегиями, используя табл. 9.2.
Таблица 9.2. Уточненные стратегии, предлагаемые организацией Артур Д. Литтл
Задание Б Анализ модели АДЛ предложенной Т.П. Любановой ЖЦ сектора
Высокие Финансовые потребности Низкие Высокий Риск отраслевой Низкий Доминирующая стратегия
Рис. 9.3. Матрица АДЛ по Любановой
6. Используя таблицу 9.3. и формулу 9.1. раскройте методологию оценки показателей матрицы ADL, предложенную Т. П. Любановой [10, с. 51]. 7. Проведите сравнительный анализ альтернативных вариантов модели ADL/Life cycle.
Таблица 9.3. Определение фазы жизненного цикла сектора
Расчет интегрального показателя конкурентная позиция относительно отрасли проведите по формуле: К=S ai*Ei, i=1,n; (9.1) где К - интегральный показатель конкурентоспособности; n-число выделенных КФУ; ai-вес i-го фактора, сумма i-ых факторов равна 1; Ei-экспертная оценка i-го фактора. Задание В. Модель «Стадии зрелости рынка – конкурентное положение, предложенная Хофером-Шенделом». 1. Проанализируйте модель, предлагаемую Ч. Хофером и Д. Шенделом (рис. 9.4 и рис. 9.5), предназначенную для определения стратегий на корпоративном уровне [6, с. 44]. Рис. 9.4. Стратегические решения в модели Хофера-Шендела
2. Используя рис. 9.6, объясните, как фаза жизненного цикла рынка зависит от показателей объема продаж, прибыли и приведенных параметров рынка. 3. В чем заключается отличие методики определения фазы жизненного цикла рынка по Хоферу-Шенделу от методики анализа фазы жизненного цикла отрасли по модели ADL? Рис. 9.5. Три основных типа идеального корпоративного портфеля (согласно модели Хофера-Шендела)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Экономики производства
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения семинарских занятий по дисциплине «Стратегическое планирование» для студентов, обучающихся по направлению «Экономика»
Казань 2009
Печатается по решению кафедры Экономики производства от 11 сентября 2009 года, протокол № 1.
Методическая разработка подготовлена к.э.н., доцентом Киреевой-Каримовой А.М.
Рецензенты – д.э.н., профессор Экономики производства Казанского государственного финансово-экономического института Абдуллина С.Н. - заведующий кафедрой Менеджмента Института экономики, управления и права, д.э.н, профессор Демченко С.Г.
Введение
Предлагаемые методические указания содержат задания для проведения семинарских занятий по разделам «Необходимость стратегического планирования при современных тенденциях развития экономики», «Стратегическое целеполагание и сегментация», «Стратегическое позиционирование», предусмотренным в программе курса «Стратегическое планирование». Тематика этих разделов раскрывает такие задачи курса как: определение стратегии организации путем установления ее видения и миссии, анализ стратегических позиций, исследование внешних и внутренних факторов; использование моделей, инструментов стратегического планирования. Тема «Методы ввода в набор новых СЗХ является логическим завершением теоретических основ выбора конкурентах позиций организации инструментарием стратегического планирования. Выполняемые студентами задания направлены на закрепление теоретических знаний, полученных ими на лекционных занятиях, углубления изученного методического материала при подготовке как к аудиторной, так и к индивидуальной работам. Темы и вопросы методических указаний представлены в соответствии с календарно-тематическим планом дисциплины. Ответы на вопросы к обсуждению и задания по темам должен выполнять каждый студент при подготовке к семинару. Рекомендуемый список литературы может быть использован ко всем изучаемым темам. Дополнительная литература рекомендуется при написании курсовых работ и при промежуточном контроле знаний. Контроль за выполнением заданий по каждой теме может осуществляться при проведении семинарских занятий, как в устной форме, так и в виде деловых игр, письменных работ, эссе, кейсов. Тема 1. Методологические основы стратегического планирования
1. Влияние глобализации на новую идеологию планирования. 2. Специфические особенности, подходы, методы стратегического планирования. 3. Общие принципы управления, основные принципы планирования и специфические принципы стратегического планирования.
Задание 1. Раскройте сущность процесса глобализации экономики, его основных признаков. [6,c.72-76] 2. На материалах «Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 11 мая 2006 года» и «Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы» проанализируйте элементы процедуры стратегического планирования: прогнозирование, программирование, проектирование (http:rg.ru; http://pravitelstvo.gov.ru/data/news_text.html?he_jd=15&news_9732). 3. Объясните, как на логической основе общих принципов управления, основных принципов планирования и специфических принципов стратегического планирования сформированы эти документы. Тема 2. Стратегическое мышление и фазы внутрифирменного определения функций планирования 1. Основные компоненты разработки и принятия стратегического плана 2. Современные тенденции стратегического развития компании в период постиндустриальных отношений субъектов рыночной экономики. 3. Фазы внутрифирменного определения функций планирования: этапы, горизонты, пирамида планирования. Задание 1.Основоположник школы дизайна Кеннет Эндрюс и его коллеги из Гарвардской группы предложили схему логической модели формирования стратегического плана. Раскройте содержание этапов модели, представленной на рисунке 2.1. Рис.2.1. Модель Гарвардской группы
2. Проведите ее сравнительный анализ с моделью процесса создания и ре
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.72 (0.01 с.) |