Кафедра экономика и управление на предприятиях малого и среднего бизнеса



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономика и управление на предприятиях малого и среднего бизнеса



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

(образован в 1953 году)

_________________________________________________________

Кафедра экономика и управление на предприятиях малого и среднего бизнеса

Дистанционное

Обучение

ЭиУнаПМиСБ.-13.02.080503.зчн.плн.

ЭиУнаПМиСБ.-13.02. 080503.зчн.скр.

ЭиУнаПМиСБ..-13.02. 080507.зчн.плн.

ЭиУнаПМиСБ..-13.02. 080507.зчн.скр.

ЭиУнаПМиСБ. .-13.02. 080507очн.

В.А. Скляревская

 

Управление персоналом

Учебно-практическое пособие для студентов

спец.080503 (3510­) и 080507(0611) всех форм обучения

www.mgutm.ru

Москва – 2009

Управление персоналом

Учебно-практическое пособие для студентов спец. О611 и 3510 полной и сокращенной формы обучения

 

 

Скляревская В.А. Управление персоналом: учебно-практическое пособие.-М.: МГТА, 2004.

 

В учебно-практическом пособии канд.эк.наук, профессора Скляревской В.А. в кратком и систематизированном виде изложены теоретические, методические и практические вопросы, отражающие основное содержание дисциплины «Управление персоналом». Особое внимание уделено рассмотрению основных элементов управленческой деятельности, факторам повышения ее эффективности, методам оптимизации численности персонала. После каждой темы в пособии даны практические задания, позволяющие закрепить изученный материал, а также вопросы и тесты для контроля степени усвоения материала. Помимо этого в пособии приводится тест по дисциплине и словарь основных понятий.

 

 

Пособие предназначено для студентов 3 курса специальностей 0611 и 3510 полной и сокращенной форм обучения.

 

 

Автор-составитель: канд.эк.наук, профессор Скляревская Виктория Александровна.

 

 

Рецензенты:

 

Редактор: Свешникова Н.И.

Содержание.

 

Введение

Тема 1.Управление персоналом: основные принципы, методы и подходы.

1.1.Персонал предприятия как объект управления.

1.2.Принципы и методы управления

персоналом.

1.3.Оценка эффективности работы по управлению персоналом.

Факторы эффективного использования трудовых ресурсов предприятия.

Практические задания к теме 1.

Контрольные вопросы по теме 1.

Тесты по теме 1.

Тема 2 Определение потребности в персонале.

2.1.Общие подходы к определению численности персонала.

2.2. Организация труда как фактор оптимизации численности персонала

2.3.Нормирование труда и его значение для оптимизации численности персонала

2.3. Оптимизация численности персонала на основе трудовых нормативов.

Практические задания по теме 2.

Контрольные вопросы по теме 2.

Тесты по теме 2.

Тема 3. Технология управления персоналом предприятия.

3.1. Содержание работы по управлению персоналом предприятия.

3.2. Организация процесса найма персонала

3.3. Отбор сотрудников

3.4. Профессиональное развитие и обучение персонала

3.5. Управление трудовой адаптацией

3.6. Управление мотивацией работников

3.7. Управление конфликтами

Практические задания к теме 3.

Контрольные вопросы по теме 3.

Тесты по теме 3.

Правильные ответы к тестам по темам

Тесты по дисциплине

Литература

Словарь основных понятий

 

Введение

Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности организации и считается основным критерием её экономического успеха. И если раньше главное внимание уделялось развитию и совершенствованию технического прогресса, внедрению прогрессивных технологий, модификации организационных структур, то в настоящее время сделан крен в сторону человеческого фактора, иными словами, сущность и эффект бизнеса определяют люди.

Таким образом, ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами. Оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются способности; люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений. Поэтому в области управления персоналом постепенно происходит смещение акцентов с технократических подходов, которые строго регламентируются с содержанием трудового процесса, к системному подходу, в основе которого лежит долговременное развитие трудового потенциала работников, совершенствование самой системы управления персоналом предприятия или фирмы.

Как известно, на протяжение последних ста лет место управления персоналом в системе менеджмента многократно изменялось. Наряду с этим пересматривались взгляды, подходы и теоретические базисы ученых и практиков, работавших в этой сфере. Совершенствование производственных, информационных и управленческих технологий, а также глобальная переоценка индивидуальных и общечеловеческих ценностей позволит наиболее близко подойти к центральной проблеме человечества: преодолению противоречия между человеком и организацией. Сегодня практически каждый менеджер понимает, что сила его организации прежде всего в человеческом капитале.

Одного осознания возможности решения проблемы недостаточно, чтобы она была решена на самом деле. Необходимо еще и знание о том, как это сделать, умелое и уместное использование соответствующих технологий и методов управления персоналом. И если умелость подразумевает практическое овладение соответствующими навыками, то под уместностью следует понимать адекватность используемого метода ситуации в организации.

Решением этих задач и занимается дисциплина «Управление персоналом», основные теоретические и практические аспекты которой представлены в настоящем учебном пособии.

Учебное пособие по курсу «Управление персоналом» разработано в соответствии с образовательным Стандартом спец. 0611 и 3510 полной и сокращенной форм обучения.

В процессе изучения данного курса студенты должны ознакомиться с проблемами формирования персонала предприятия, оптимизации его численности, повышения эффективности и производительности труда, его мотивации и оплаты, особенностями управленческой деятельности, методами управления, стилем руководства, социально-экономическими аспектами деятельности трудовых коллективов.

Предмет связан с такими дисциплинами как «Менеджмент», «Организационное поведение», «Психология», «Экономика предприятия», «Теория организации».

 

План темы

1. Персонал предприятия как объект управления

2. Принципы и методы управления персоналом

3. Оценка эффективности управления персоналом предприятия

4. Факторы эффективного использования трудовых ресурсов предприятия

Персоналом.

Тесты по теме 1.

Тест 1. О каком пути использовании трудовых ресурсов идет речь, когда объем производства увеличивается на 5%, а численность персонала возрастает на 3%

а) интенсивном;

б) экстенсивном;

в) интегральном ?

 

Тест 2.Какой из перечисленных показателей не имеет прямого отношения к использованию трудовых ресурсов

а) производительность труда;

б) фондовооруженность;

в) фондоотдача ?

 

Тест 3.Регулирование ценностной ориентации работников через систему мотивации – это:

а) принципы;

б) методы;

в) пути управления персоналом ?

 

 

Тема 2 Определение потребности в персонале.

 

Цель данной темы – ознакомить студентов с методикой оптимизации численности персонала на основе совершенствования организации и нормирования труда.

После изучения данной темы студент должен:

- знать содержание, задачи и направления работы по совершенствованию организации труда на предприятии;

- уметь выявлять недостатки в существующей организации труда и разрабатывать рекомендации по ее совершенствованию;

- знать содержание, принципы и значение работы по совершенствованию нормирования труда на предприятии;

- уметь рассчитывать нормы труда на основе мероприятий по совершенствованию организации труда;

- овладеть методикой расчета численности персонала на основе технически обоснованных и опытно-статистических норм труда.

 

План темы

1. Общие подходы к определению численности персонала.

2. Организация труда как фактор оптимизации численности персонала.

3. Нормирование труда и его значение для оптимизации численности персонала.

4. Оптимизация численности персонала на основе трудовых нормативов

 

Персонала.

Определение необходимого количественного и качественного состава работников предприятия – важнейший элемент управленческой деятельности.

На стадии формирования предприятия эта работа осуществляется на основе прогрессивных среднеотраслевых нормативов, либо исходя из штатного расписания «типового предприятия», либо опытно-статистическими методами, о которых речь пойдет ниже.

Но для действующего предприятия этой работе должны предшествовать анализ существующего состояния организации труда, разработка мероприятий по ее совершенствованию, расчет технически обоснованных норм и нормативов, которые затем служат основой для определения нормативной численности персонала по цехам, отделам, службам, участкам, отдельным рабочим местам.

Таким образом, работа по совершенствованию организации и нормирования труда персонала является важнейшими функциями менеджера.

Рассмотрим основные теоретические и практические аспекты этой работы.

Процесса.

Трудовой процесс — это процесс воздействия работника на предмет труда с целью изготовления продукции или выполнения определенного объема работ. Изучение трудового процесса — исходный пункт любых мероприятий по совершенствованию организации труда.

Трудовой процесс состоит из элементов: операций, трудовых приемов, трудовых действий, трудовых движений. Структура трудового процесса — совокупность этих элементов, классифицируемых по назначению их в процессе производства (основные и вспомогательные) и по способу выполнения (ручные, машинно-ручные) машинные, автоматизированные).

Основные задачи при совершенствовании структуры трудового процесса:

1. Устранение лишних элементов.

2. Совмещение во времени оставшихся элементов (там, где это возможно).

3. Повышение удельного веса основных элементов.

4. Повышение удельного веса машинных и машинно-ручных элементов.

5. Уменьшение длительности всех элементов.

Решение этих задач позволяет повысить производительность труда, что можно увидеть из следующего примера.

Труда

Разделение труда на предприятии представляет собой обособление качественно различных видов трудовой деятельности для наиболее продуктивного решения общей задачи производства. Разделение труда является одним из важнейших элементов научной организации труда и мощным средством ускорения роста его производительности. Распределение совокупного трудового процесса между исполнителями создает условия для повышения производительности труда за счет специализации, позволяющей благодаря накоплению опыта ускорять работу, сокращать затраты времени.

Под кооперацией труда на предприятии понимают такую форму его организации, при которой работники различных профессий, объединенные в производственный коллектив, совместно и во взаимодействии превращают сырье в готовую продукцию заданного качества.

На каждом предприятии и участке производства разделение и кооперацию труда совершенствуют с учетом конкретных условий: в частности, масштаба и типа производства, степени технического оснащения, формы организации производства, уровня квалификации работников. Вместе с тем существуют общие научные принципы рациональных форм разделения и кооперации труда.

Степень разделения и формы кооперации труда должны отвечать не только экономическим, но и физическим и социальным требованиям. Совершенствование разделения и кооперации труда преследует следующие взаимосвязанные цели: повышение производительности труда, облегчение труда, повышение его содержательности.

При углублении разделения труда (до определенного предела) создаются условия для роста его производительности. Разделение труда сужает функции исполнителя, увеличивает повторяемость одних и тех же операций, что позволяет рабочему совершенствовать методы труда, сокращать затраты времени, повышать качество работы. Вместе с тем уменьшаются также нервные и физические усилия на выполнение работы, повышается ритмичность, а это приводит к снижению утомляемости. В конечном результате повышается производительность труда.

Рациональное разделение труда предполагает соблюдение определенных пределов в дроблении функции исполнителей, а также выбор наиболее экономичных в данных условиях форм разделения труда.

Кооперация труда, формы и типы бригад и звеньев, формы совмещения профессий и функции многоагрегатного обслуживания также должны выбираться с учетом не только экономических, но и физиологических и социальных критериев.

Основное условие экономической эффективности степени разделения труда - соотношение объема работы. Степень расчленения труда должна обеспечивать полную изо дня в день занятость каждого работника. Форма кооперации труда и степень его расчленения должны способствовать повышению производительности труда.

Социальным критерием степени расчленения и форм кооперации труда является его содержательность. Разделение и кооперация труда должны сделать труд каждого работника здоровым, творческим, привлекательным, создающим условия для всестороннего развития.

Критерий физиологической границы разделения труда - его утомляемость. Предпринимаемое расчленение трудового процесса не должно приводить к монотонности, нарушающей допустимые пределы. Функции, выделяемые отдельному исполнителю, должны быть достаточно разнообразными, требующими нагрузок на различные органы человека и части его тела, приводящими к периодическому изменению рабочей позы.

Совершенствование разделения и кооперации труда требует определенной последовательности. Вначале следует проанализировать и улучшить разделение труда и лишь на базе рационального разделения труда разрабатывать и проводить в жизнь мероприятия по совершенствованию его кооперации.

Первоначальная цель разделения труда - установление каждому исполнителю определенных и постоянных функций, обязанностей. Совершенствовать этот процесс следует с разработки и внедрения его простейших форм. Сначала нужно отделить от основных наиболее простые и второстепенные операции, которые отвлекают рабочего от основной работы, снижают производительность его труда. Затем совершенствуется внутрипрофессиональное разделение труда, после чего улучшается кооперирование труда внутри звена и бригады.

Совершенствование форм разделения и кооперации труда на участке производства, в бригаде осуществляется в три этапа:

1. изучение;

2. оценка состояния;

3. проектировочные разработки;

В результате изучения организации труда с помощью ФРД получают сведения о структуре затрат рабочего времени каждого исполнителя.

Помимо совершенствования общего состояния разделения и кооперации труда, может быть поставлена цель оптимизировать квалификационное разделение и кооперацию труда. Методика такого совершенствования имеет некоторые особенности рассмотренных выше этапов. Здесь ставится задача наиболее полного соответствия уровня квалификации рабочего квалификационному уровню выполнения работы.

Такая задача возникает в том случае, если достигнута полная занятость каждого работника участка (отдела). Если же полная занятость не достигнута, то рациональные формы разделения и кооперации труда проектируют в два этапа.

Цель первого этапа - устранить потери рабочего времени, второго - привести профессиональный и квалифицированный состав рабочих в соответствие с профессиональной структурой выполняемых функций и требуемым их квалификационным уровнем. Можно одновременно достичь обеих целей.

Виды норм труда

Современное производство поточно. Это означает, что организация его предполагает строгую увязку во времени работы всех звеньев, и в первую очередь рабочих мест. Согласованная работа рабочих мест характеризуется современностью и точностью выполнения планов, отсутствием простоев и неоправданных перевалок, промежуточного складирования, холостого хода рабочих машин, снижением (ликвидацией брака) и возвратных отходов. Ритмичная работа каждого рабочего места - это предпосылка равномерной работы поточных линий, участков, цехов и предприятия в целом. Такая увязка рабочих всех структурных подразделений во времени обеспечивается системой действующих на предприятии научно обоснованных норм.

Требования к научно обоснованным нормам неразрывно связаны с требованием равнонапряженности. Это означает, что плановые объемы работ на любом рабочем месте, интенсивность труда, загруженность работой были бы идентичными, равными, справедливыми.

Нормы и задания должны стимулировать высокую производительность труда, снижение издержек производства и повышение рентабельности. Разный труд по своему количеству и качеству должен и оплачиваться по разному, а конечные его результаты должны быть взаимно сопоставимы. Новые методы хозяйствования, учитывающие различные формы собственности, несколько принижают значение норм и нормирования для регулирования отношений распределения продукта труда, определения уровней заработной платы. На первое место выдвигаются вопросы организации труда и производства. Однако изменение акцентов не преуменьшает роль главной производственной задачи - измерение и регулирование трудовых затрат на производство продукции.

Трудовые затраты измеряются количеством рабочего времени, затраченного на выработку партии или единицы изделия. Повышение производительности труда будет означать уменьшение количества рабочего времени на изготовление продукции, т.е. уменьшение нормы времени. Норма времени - это основной вид трудовых норм. Она может быть установлена на партию, или единицу изделия, а также на частичный процесс труда и его составные части.

Нормой времени называется количество рабочего времени, установленное на изготовление единицы (партии) продукции или выполнение единицы работы в определенных организационно-технических условиях. Эти условия могут быть как сложившимися (норма времени будет отражать фактические затраты труда), так и запроектированными (норма времени будет показывать, насколько прогрессивными являются заложенные в проект организационно-технические условия труда).

В зависимости от того, на какую часть процесса труда установлена норма времени, меняется ее вид. Операционная норма времени регламентирует затраты рабочего времени на одну операцию. Укрупнение нормы времени определяется на весь процесс в целом, комплекс операций, вид работ.

Обратной величиной нормы времени является нормавыработки, представляющая собой число изделий, которое должно быть выработано в определенных организационно-технических условиях за единицу рабочего времени (час, минута, смена и т.д.). Увеличение или уменьшение нормы времени влечет за собой уменьшение или увеличение нормы выработки. Эта зависимость выражается следующими формулами:

X = Y * 100 / (100 + Y); Y = X* 100 / (100 - X),

где X - снижение нормы времени, %; Y - увеличение нормы выработки, %.

Нормы времени и выработки отражают форму организации труда. Индивидуальные нормы используются на тех участках производства, где результат труда каждого рабочего в отдельности можно учесть с достаточной полнотой. Бригадные нормы устанавливаются в тех случаях, когда индивидуальные нормы применять невозможно (нельзя учесть индивидуальную выработку) или нецелесообразно (организация труда по принципу комплексной бригады).

Наличие и постоянное повышение доли аппаратурных, автоматических и полуавтоматических процессов труда, при которых функциями рабочего времени являются, главным образом контроль и регулирование, обусловили широкое применение на ряде предприятий норм обслуживания.

Норма обслуживания представляет собой число рабочих мест, площадей и т.п., которое в конкретных производственных условиях должен обслужить один, или несколько рабочих соответствующей квалификации. Эти нормы применяются для расчета нормы выработки рабочего - многостаночника, потребной численности рабочих.

Норматив (норма) численности рабочих является обратной величиной нормы обслуживания и показывает, каким количеством может быть выполнена та или иная работа или сколько человек требуется для обслуживания единицы оборудования (агрегата, поточной линии, автомата, аппарата и т.д.)

Норма обслуживания и численность обычно устанавливаются для рабочих, оплачиваемых повременно. В последнее время для этой категории рабочих все чаще стало применятся нормированное задание.

Нормированное задание - это установленный для данных организационно технических условий объем работ, который должен выполнить рабочий или группа рабочих - повременщиков в определенный период времени. Нормированное задание может быть прогрессивным и научно обоснованным, если при установлении объема работ использовались отраслевые нормы, нормативы или местные технически обоснованные нормы.

Методы нормирования труда

Качество норм времени и выработки зависит от того, каким методом они были установлены. Все методы можно объединить в две большие группы: аналитические и суммарные.

Аналитические методы нормирования предполагают расчленение процесса труда но составляющие и определение дифференцированных нормативов затрат рабочего времени для конкретных производственных условий с использованием достижений науки и передового опыта.

При разработке технически обоснованных норм (научно обоснованных) пользуются только аналитическими методами. При этом исходят из следующих положений:

- технология и оборудование должны отражать особенности производства и новейшие требования науки;

- организация процесса труда должна отвечать требованиям научной организации труда.

Рациональность технологии должна проявляться в научно обоснованной структуре процесса труда, соблюдении оптимальных технологических параметров, наиболее полном использовании оборудования, применении инструментов и приспособлений, обеспечении высокого качества вырабатываемой продукции. Предполагается, что технология и оборудование модернизируется на базе передового опыта лучших коллективов, что рекомендации науки внедряются планомерно и систематически.

Предъявление столь высоких требований к технически обоснованным нормам не означает их абстрактность, оторванность от конкретных условий. Это нормы будущего . Когда речь идет о необходимости учета новейших достижений науки и передового опыта, новой технологии и техники, то не предполагается немедленная замена всего того, что уже имеется на предприятии. Но всегда на старый процесс и действующее оборудование можно взглянуть по новому. Эта задача может решаться планомерно, по частям, а по мере реализации отдельных предложений должна пересматриваться и технически - обоснованная норма.

Различают аналитически-исследовательский метод нормирования и аналитически- расчетный.

Аналитически исследовательский методдовольно распространен и используется для установления местных технически обоснованных норм выработки, он довольно сложен и трудоемок, так как требует от нормировщика хороших профессиональных знаний, организаторского таланта и значительных затрат времени на проведение фотохронометражных наблюдений.

В общем виде любую норму времени можно представить как сумму составляющих ее затрат рабочего времени:

Нвр = То + Тв + Тп.з. + То.м. + Т от.л + Тт,

где То, Тв , Тп.з., То.м. , Т от.л , Тт - затраты времени на основную, вспомогательную, подготовительно-заключительную работу, обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, технологические перерывы, не используемые для отдыха.

При аналитически-исследовательском методе нормирования изучается каждая составляющая норы времени с точки зрения возможности ее уменьшения. Например, прежде чем определить затраты времени на обслуживание рабочего места То.м., с помощью фотографии рабочего времени выясняются виды и характер работ, их периодичность, последовательность, причинность. С помощью хронометража устанавливается продолжительность каждой работы (чистка, мойка, протирка и т.д.), оценивают рациональность и разрабатывают предложения по совершенствованию применяемых приспособлений и устройств, организации рабочего места, условий труда, определяют, как используются приемы и методы труда.

При расчете времени на отдых и личные надобности Тот.л решаются следующие вопросы: оценка факторов, влияющих на утомляемость; изучение с помощью фотографии сложившихся способов организации отдыха, а так же их периодичности; исследование изменения работоспособности производителя в течении смены прямым или косвенным методами; использование методов эстетизации производственной среды, процесса труда и т.д.

Аналитически-расчетный метод значительно менее трудоемок, так как предполагается расчет нормы по ее составляющим с использованием нормативов. Это не означает, что задача нормировщика сводится к чисто технической стороне дела, т.е. к постановке в формулу производительности конкретных переменных величин. Предварительно необходимо проанализировать структуру процесса труда и рационализировать ее, изучить организационно-технические условия и разработать мероприятия по оптимизации их, выбрать нормативы времени, соответствующие проектируемым организационно-техническим условиям и установить норму времени. Нормативы для расчета нормы времени находятся в соответствующих справочниках.

Этот метод чаще всего предназначен для нормирования машинных работ, а также труда рабочих, занятых обслуживанием производства, транспортными, и погрузочно-разгрузочными работами.

Суммарные методы нормирования в отличии от аналитических позволяют определить норму времени (выработки) без анализа применяемых способов работы и проектирования конкретных мероприятий по совершенствованию организации труда и производства.

На большинстве предприятий из суммарных методов нормирования применяют следующие.

Статистический метод основан но том, что норма времени устанавливается как средняя величина из фактических данных за период времени. Эта норма не раскрывает содержания прогрессивных мероприятий по модернизации оборудования и внедрению научной организации труда, не показывает какой передовой опыт используется и насколько широко. В то же время недостатки организации труда и производства полностью отражаются в статистической норме. Например, рабочий стремясь к более высокой заработной плате, может повысить сменную выработку и, как следствие, снизить норму времени, не использованного на отдых или прием пищи. Статистическая норма времени будет меньше установленной, так как в ней найдет отражение нарушение правил организации труда. Но без дополнительного анализа причины изменения нормы времени выяснить не удастся.

Метод нормирования затрат труда по фотографии близок к статистическому. Сущность этого метода состоит в том, что по результатам фотографии рабочего времени определяется «нормальная» продолжительность оперативного времени на среднюю, фактически достигнутую выработки. При этом затраты времени на подготовительно-заключительную работу, обслуживание рабочего места и отдых устанавливаются без какого-либо анализа как среднеарифмитические. Недостатки метода следующие. Все потери рабочего времени обычно не планируются, и считается, что поскольку потерь рабочего времени не должно быть, то в норму времени их включать нельзя. План организационно-технических мероприятий не составляется, а следовательно, в практике производства ничего не меняется. Не изучается и способ выполнения работы, не дается оценка организации рабочего места, применяемым инструментам и приспособлениям, условиям труда. Нормы обычно корректируются в последствии с помощью коэффициентов для того, чтобы подогнать их под сложившуюся практику.

Метод нормирования затрат труда по данным хронометража состоит в том, что нормы рассчитываются в результате суммирования поэлементных затрат. При этом способ работы не анализируется и не совершенствуется. Поэлементные затраты рабочего времени и норма времени на процесс в целом образуется путем сложных (и несложных) математических манипуляций с хронометражными замерами по каждому элементу операции, в результате чего определяется минимальное потребное число замеров в каждом хроноряду, находятся мода и коэффициент устойчивости, средняя арифметическая и средняя прогрессивная и т.д. Математические выкладки создают иллюзию обоснованности, но норма времени от этого не становится обоснованной, так как ничего не вносится в процесс труда, сущность которого норма всегда отражает.

Метод опытного нормирования состоит в том, что норма времени устанавливается на основании имеющегося опыта самого нормировщика, мастера участка или наиболее квалифицированного работника. Эта норма отражает в какой-то степени прошлые периоды и не способствует росту производительности труда. Иногда опытные нормы называют экспертными.

Сравнительный метод основывается на том, что при схожести условий и способов выполнения работ нормы времени должны быть одинаковыми или незначительно различаться. Поэтому за норму времени принимается норма времени какого- либо процесса. Полученные таким образом нормы не могут способствовать росту производительности труда и совершенствованию производства.

Расчетный метод состоит в том, чтобы подогнать задание, норму под фактически выполненный объем работ с тем, чтобы сохранить рабочему сложившуюся или запроектированную заработную плату.

Суммарные методы нормирования должны применяться, как правило, в исключительных случаях, (например, в период освоения новой техники, при выполнении непредвиденного и срочного задания, случайных и крайне редко повторяемых работ). В этих случаях разработка технически - обоснованных норм может или запоздать на некоторое время, или вообще оказаться нецелесообразной (на случайные работы). Поэтому работники могут использовать суммарные методы нормирования, считая, что иногда лучше иметь временную, недостаточно обоснованную норму, чем не иметь никакой нормы.

Нормы, установленные суммарными методами нормирования и используемые на практике, должны в плановом порядке заменяться технически обоснованными нормами.

Решение.

1. Расчленим операцию на элементы.

2. Классифицируем элементы операции.

3. Определим с помощью хронометражных измерений длительность каждого элемента.

4. Результаты сведены в таблицу.

Таблица 1

 

Наименование Вид элемента Индекс Длитель-
элемента операции по назначению по способу выполнения элемента ность элемента, сек
1. Перемещение коробки по транспортеру (эл. 1) вспомога-тельная машинная t1
2. Перекладка коробки с транспортера на рабочий стол (эл. 2) вспомога-тельная ручная t2
3. Укладка конфет (эл. 3) основная ручная t3
4. Накрывает конфеты бумагой вспомога-тельная ручная t4
5. Накрывает коробку крышкой вспомога-тельная ручная t5
6. Перевязывает коробку тесьмой вспомога-тельная ручная t6
7. Перекладка коробки с конфетами с рабочего стола на транспортер (эл. 7) вспомога-тельная ручная t7
8. Перемещение коробки по транспортеру вспомога-тельная машинная t8
И т о г о    

5. Рассмотрим возможность совершенствования структуры трудового процесса с позиции поставленных ранее задач.

Для начала проанализируем целесообразность выделенных элементов операции. Учитывая, что конфеты в коробки можно укладывать прямо на транспортере, элементы 2 и 7 представляются лишними.

6. Рассчитаем возможное повышение производительности труда за счет устранения элементов 2 и 7.

Для этого сначала определим производительность труда до внедрения мероприятия:

800 коробок в смену.

В этом случае tоп = t1 + t2 + t3 + t4 + t5 + t6 + t7 + t8 = 30 сек.

Затем определяем производительность труда после устранения элементов t2 и t7.

В этом случае tоп = t1 + t3 + t4 + t5 + t6 + t8 = 28 сек.

857 коробок в смену.

Прирост производительности труда составит:

7,12%.

7. Рассчитаем возможное снижение трудоемкости продукции.

Для этого сначала определим трудоемкость продукции (1 коробки) до внедрения мероприятия:

0,6 мин.

Затем определим трудоемкость единицы продукции после совершенствования структуры трудового процесса

0,56 мин.

6,7%.

Задача 1.2.На основании данных, приведенных в таблице 1, определить возможность совмещения элементов операции и рассчитать прирост производительности труда от внедрения этого мероприятия, To = 400 мин, а tоп = 30 сек.

Задача 1.3.По аналогии с рассмотренными выше примерами, предложить пример нерациональной структуры трудового процесса, дать рекомендации по ее совершенствованию и рассчитать прирост производительности труда. Пример может быть из любой сферы трудовой деятельности.

Задача 1.4.На основании исходных данных, приведенных в задаче 1.1., рассчитать прирост производительности труда от внедрения передовых методов труда на операции «укладка конфет в коробки».

Применяемый метод укладки конфет: работница берет по 2 конфеты и затрачивает на этот элемент операции 22 сек. Предлагаемый метод труда: работница берет по 4 конфеты и затрачивает на этот элемент 11 сек. Продолжительность остальных элементов берем из задачи 1.1. (таблица 1).

Задача 1.5.Определить снижение трудоемкости единицы продукции при внедрении передовых методов труда, если То = 384 мин, длительность элементов операции: t1 = 2 сек, t2 = 2 сек, t3 = 1 сек, t4 = 5 сек, t5 = 6 сек. При внедрении более передовых методов труда элемент 2 будет осуществляться за 1 сек, элемент 3 будет устранен, а элемент 5 будет осуществляться за 5 сек. Время смены (Тсм) = 8 часов.

Задача 1.6.Привести пример из любой сферы трудовой деятельности, иллюстрирующий экономический и социальный эффект от внедрения прогрессивных приемов и методов труда (согласно изложенной выше методике).

 

Задание 2. Расчет норм труда.

Для расчета норм



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.015 с.)