Основные теоретические подходы психологии конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теоретические подходы психологии конфликта



Содержание учебного материала:

Развитие и история психологии конфликта как области знаний.

Основные традиции изучения конфликтов: философско – социологическая традиция, психологическая традиция изучения конфликтов. Основные теоретические подходы в психологии конфликта. Современные теории конфликтов. Современные тенденции в подходах к психологии конфликтов: признанное и спорное.

1 ) Философия Древней Греции (6-7 в. до н.э.) – первые знания о социальных конфликтах. Гераклит считал, что «…в мире все рождается через войну и распри. Единственный закон, царящий в космосе - это война. Одним она определяет быть богами, другим – людьми, одних она сделала свободными, других-рабами.

2) Средние века 12-13в. - изучение социальных конфликтов с точки зрения религии. Фома Аквинский считал, что войны доступны в жизни общества, но они должны быть справедливы, на них должна быть дана санкция со стороны государства.

3) Эпоха Возрождения 14-16в. – изучение гуманизма с точки зрения гуманизма, разума, гармонии человека и способности преодолевать конфликты.

4) Эпоха Просвещения 17-18в. – осуждение конфликта, поиск путей их преодоления. Пристли, Дидро, Руссо, Вольтер, Кант, Гегель. Выступают с резкой критикой вооруженных конфликтов. Главная причина конфликтов кроется в социальной поляризации между накопленным богатством с одной стороны и привязанным к труду классом с другой. Задача государства, по мнению авторов - представление интересов всего общества и регулирование конфликтов.

5) Первая половина 19в. Появление исследовательского подхода в изучении конфликта. Конфликт рассматривается на различных уровнях.

6) Вторая половина 19в. и первая пол. 20в. Становление теории конфликта как самостоятельной теории.

7) Конец 20в. – нач. 21в. Развитие теории конфликта с собственной проблематикой, формирование конфликтологии как науки.

19в.- «теория эволюции» Ч. Дарвин. Развитие в живой природе осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание. Механизм развития живой природы – естественный отбор наиболее приспособленных видов для продолжения жизни.

Людвиг Гумплович «Социалдарвинизм»:

1.конфликты являются сущностью исторического процесса

2.дифференциация общества на господствующих и подчиненных явление вечное

3.конфликты способствуют единству общества, образованию более широких объединений.

Георг Зиммель – впервые вводит термин «социология конфликта». Основные положения:

1. интенсивность конфликтного взаимодействия влияет на существование группы

2.острота конфликтного взаимодействия ведет к сплачиванию внутри группы

3.частые, но небольшие конфликты ведут к усилению внутригруппового единства, созданию норм, регулирующих отношения.

Таким образо, конфликт носит позитивный характер, является условием социальных образований, укрепляет принципы и нормы социальных групп.

Эмиль Дюркгейм– конфликт – это универсальное явление социальной жизни, но не менее универсальное сотрудничество, взаимообмен и сплоченность людей.

Условием универсального сотрудничества является система коллективно разделяемых обязанностей, целей, убеждений, образцов поведения, наибольшее значение в сближении людей играет нравственность.

Эта концепция идиалистическая.

Макс Вебер общество-это арена, на которой действуют позитивно и негативно привилегированные статусные группы. Положения индивида связано с социальным статусом. Отсюда, Вебер считает, что конфликты в обществе неизбежны. Однако он разработал идеальную модель организации, где все функции регламентированы и четко разделены, где существуют четкие инструкции и контроль исполнения. В такой организации конфликтов быть не может.

Артур Шопенгауэр– конфликты можно преодолеть, обуздав эмоции. непитать неприязни, никогда не показывать своего гнева либо ненависти – условие бесконфликтности.

Карл Маркс– социальные конфликты в условиях острой классовой борьбы неизбежны. В условиях уничтожения частной собственности может быть создано безконфликтное общество.

К нач. 20 в. сложилиь следующие представления о конфликте:

1.Конфликт – нормальное социальное явление

2. Конфликт –присущ природе человека

3. Конфликт выполняет позитивные функции в процессе общественного развития

4. противоположность между правящим меньшинством и угнетаемым большинством явление вечное.

Современные теории конфликта (20в.)

С 20-30 гг. появляются первые научные школы конфликта.

1. Структурно – функциональные – Толкот, Парсонс. Общество – это система отношений между людьми, связующим звеном которой являются нормы и ценности. Возможность конфликта заложена в самом процессе социализации, а именно как противоречие между внутренними физиологическими потребностями человека и потребностями в социальных отношениях. Он считал, что существуют саморегулирующиеся организмы общественной жизни, которые поддерживают устойчивость всей системы. Пути достижения – согласие и равновесие.

2. Индустриальная школа / школа человеческих отношений – Мэйо. Существует несовместимость природы человека с жесткой иерархией подчиненности в организации. В организации можно создать бесконфликтную модель, если:

1)строго нерегламентировать деятельность;

2)справедливо вознаграждать;

3)благоприятный социально-психологический климат;

4)использовать демократический стиль управления;

5) должны быть все равны в организации.

3. Теории человеческой конфликтности / теория психоанализа Фрейд. –внутриличностный конфликт – это столкновение внутри личности бессознательных психических сил, главным из которых является либидо, и нобходимо выжить во враждебной индивиду среде.

4. Эрик Берн. Синтез идей психоанализа и интеракционизма. Теория трансактного анализа. В ходе взаимодействия люди осуществляют трансакцию, если реализующиеся трансакции не пересекаются, то взаимодействие бесконфликтное.

5. Ральф Дарендорф. Концепция конфликтной модели общества.

1) конфликт имеет порзитивные функции, так как является источником инновации и социальных перемен.

2) любое общество имеет борьбу за власть, основанную на господстве и подчинении и поэтому оно конфликтно.

3) способы регулирования конфликтов – ценностные установки, организованность, правила.

Впервые выделили:

Позитивные функции конфликта – 1) мягкие конфликты могут предотвратить более серьезные конфликты. 2) Конфликты разряжают накалившуюся атмосферу. 3) формируют умения решать спорные проблемы цивилизационным путем. 4) поощряют творчество. 5) являются способом измерения силового потенциала конкурента.

Негативные функции конфликта – ведут к беспорядку, нестабильности, насилию, замедлению принятия решений.

Козер «Концепция позитивно-функционального конфликта»:

1. не существует социальных групп бесконфликтных отношений

2. конфликты несут позитивные значения для общественных систем и их смен

3. чем больше в обществе конфликтов, тем лучше для единства в обществе

4.чем большие лишения переживают ущемленные группы, тем более верояно, что они станут инициаторами конфликта

5.чем острее конфликты, тем больше вероятность, что в группах укрепится структурная и моральная сплоченность

6.в основе любого конфликта лежат личные интересы индивидов, обреченных принимать решения на макроуровне.

К началу 21в. сложилось 2 основных направления в изучении конфликта:

1) изучение собственно конфликтов

2) изучение природы мира и пути достижения согласия.

 

Отечественная конфликтология:

До 70гг 20в. отсутствовали теории, посвященные конфликтам. С 70-80гг появляется 2 основных направления изучения конфликтов в России:

1) изучение общей теории конфликтов, то есть изучение видов, функции, понятия конфликтов с точки зрения юридического аспекта. (Дмитриев, Кудрявцев)

2) социология конфликтов – изучение социально-политических процессов, происходивших в обществе. (Здравомыслова)

В 80гг. появляются первые прикладные исследования, связанные с именами Бородкина, Коряк, Нечепоренко.

Сейчас сформировались 3 точки зрения на понятие конфликт в России:

1) Конфликт – это противоречие, различие между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов.

2) Конфликт – это некое противодействие и противоборство, как стремление нанести ущерб оппоненту.

3) Конфликт – это негативные эмоции и чувства участников конфликтного взаимодействия.

Таким образом, конфликт изучается на трех основных уровнях:

1)философско-социальный – когда изучаются влияния социальных процессов в обществе на возникновение и протекание конфликтов

2)организационно-социологический – изучает влияние групп, коллективов на возникновение и протекание конфликтов

3)индивидуально-психологический – изучает личностные характеристики поведения в конфликтах

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.01 с.)