Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дружеское (гедонистическое) общение

Поиск

Сейчас в нашем распоряжении огромное количество учебной и популярной литературы, посвященной проблемам эффективного общения. К сожалению, очень часто само общение понимается весьма прагматично:

– как заводить знакомства и оказывать влияние на людей;

– как стать хозяином положения (анатомия эффективного общения);

– выиграть может каждый.

Создается впечатление, что общение – это не диалог уважающих друг друга людей, а состязание, цель которого – выиграть, стать хозяином положения. Под таким углом зрения целесообразно рассматривать деловую коммуникацию в бизнесе, в политике. Но общение людей не сводится только к оказанию влияния друг на друга и к достижению практических целей.

Ежедневно мы вступаем в разговор с самыми разнообразными собеседниками, говорим с ними на разные темы и вовсе не желаем их победить, убедить, подчинить. Значительную часть наших коммуникативных взаимодействий, совершенно необходимых для психического здоровья человека, составляет бесцельное, свободное общение ради удовольствия, отдыха, обмена положительной энергией. Долгий ночной разговор на кухне не о деньгах, не о бытовых мелочах, а о судьбе человеческой, о загадках бытия, о любви – типично русский жанр общения. А вагонные споры, многажды воспетые в отечественной рок- и бардовской песне:

 

Поезд идет, в окошке стемнело

И тянет поговорить…

(А. Макаревич)

Давай с тобой поговорим…

Прости, не знаю, как зовут…

(О. Митяев)

 

Здесь, конечно, сыграла роль и географическая протяженность России, опутанной сетью железных дорог, сама по себе купейная система, когда оказываются в замкнутом пространстве чужие люди и приходится разговаривать. Но есть во всем этом и просто тяга и даже способность к свободному, не направленному на узкопрактическую цель общению. Это умение – в крови у нашей нации, это традиционная и очень высоко ценимая черта личности. Вспомните, как умел Онегин у Пушкина: «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбки дам огнем нежданных эпиграмм».

Русскому человеку всегда хотелось поговорить, а в современных условиях для этого появилась еще одна возможность – виртуальное общение в Интернете. Дружелюбный, ровный, бесконфликтный характер непрофессионального повседневного общения, может намного облегчить нашу жизнь, улучшить настроение, повысить самооценку и изменить отношение к миру.

Не случайно непринужденную дружескую беседу называют гедонистической, т.е. приносящей удовольствие. Французский писатель Андре Моруа, характеризуя общение такого типа, говорил, что наслаждение, получаемое от дружеской беседы, проистекает не из высказываемых идей, котороые обильно рассыпаны в книгах, а из той стремительности, с которой мы выражаем себя и понимаем других, из умственного и душевного равенства собеседников, когда находчивость партнера радует тебя не меньше, чем твоя собственная. И действительно. В результате такого общения рождается ощущение гармонии мира, она дарует чувство свободы и уверенности.

Такая спонтанно возникающая речь называется фатической речью. Это обмен мнениями и чувствами, не логичный, но достаточно искренний. Оба собеседника при этом имеют равные права, они не стремятся прийти к единой точке зрения или решить какую-то проблему. Они не соразмеряют, не контролируют сказанное, не стараются подбирать единственно верные слова. Фатическая речь максимально приближает слушающего к личности говорящего, она одновременно несет на себе отпечаток сиюминутности, ситуативной связанности.

Доброжелательный и вежливый человек, очень постаравшись, может наладить контакт с собеседником, даже если тот изначально настроен против него в силу занятости или плохого настроения.

Возьмем простейший пример из нашей жизни. При входе в университет нас встречает вахтер (милиционер, охранник): нужно ли здороваться с ним? Часто студенты отвечают на этот вопрос отрицательно. Аргументы таковы: «он все равно нас не различает», «он никогда с нами не здоровается». То, что охранник не здоровается с теми, кого охраняет, – это проблема его речевой культуры. Мы-то с вами должны следить за нашей речевой культурой.

Может быть, проявить вежливость нам мешает социальный стереотип, приравнивающий вахтера к обслуживающему персоналу, который не замечается и мимо которого стоит проходить молча? А может быть, наоборот, мешает излишняя застенчивость, зажатость, страх показаться нелепым: все не здороваются, а я буду кланяться; а вдруг он не ответит. Не надо бояться показаться слишком вежливым, слишком церемонным. Надо бояться грубости, высокомерия, пренебрежения к людям.

Как вы говорите «здравствуйте»? В этом вопросе сосредоточен один из принципов гуманизма. Правильно сказать «здравствуйте» – это значит увидеть другого человека, почувствовать его как явление, воспринять его и быть готовым к тому, что у него будет адекватная реакция. Обнаруживают эту способность те люди, которые обладают драгоценным качеством – улыбкой. Настоящая естественная улыбка возникает постепенно, освещая все лицо, и длится она недолго, но вполне достаточно, чтобы быть ясно увиденной. Исчезает улыбка с таинственной медлительностью, как будто бы тает.

Чтобы научиться приветствовать людей, надо избавиться от «мусора» в голове, который мешает доброжелательно общаться.

Пример 1.

В переполненном автобусе одни протискиваются молча, другие говорят этикетные формулы:

– Вы будете выходить?

– Давайте поменяемся местами.

– Пожалуйста, разрешите пройти.

«Молчуны» не отвечают на ваши вопросы, невнятно буркают, невнятно кивают. Такое поведение называют некооперативным. Невнятные мычания и кивки, пренебрежение к человеку, стоящему рядом, – все это не позволяет решить коммуникативную задачу.

Пример 2.

В час пик у турникета на входе в метро: «Вот встала, корова такая». Какая причина заставляет человека произносить такую фразу, нулевую по информативности, но заряженную отрицательной энергией? Только низкая речевая культура и неумение сдерживать свое дурное настроение при общении с незнакомыми людьми.

В ситуации коммуникативного выбора (здороваться или нет, улыбнуться или не улыбнуться, проявить вежливость или нагрубить) следует выбрать наиболее кооперативный вариант поведения – тот, который «скажет» собеседнику: «Я готов к сотрудничеству». Сотрудничество здесь понимается в самом широком смысле слова: как обещание, как готовность адекватно реагировать на ситуацию.

 

Эмотивное общение [1]

Чаще всего, обращаясь с речью к собеседнику, мы хотим воздействовать на его эмоциональное состояние: понравиться ему, польстить, унизить, разозлить, т.е. «заставить почувствовать». В первую очередь в собеседнике хотят вызвать ту эмоцию, которую испытывает говорящий. Это явление называется конгруэнтность.

Почувствовать конгруэнтную эмоцию – это значит почувствовать то, что ощущает говорящий. Идет обмен душевными состояниями. Почему, испытывая сильное чувство, человек хочет поделиться им с окружающими? Потому что эмоция трудна, она представляет собой колоссальную нагрузку на центральную нервную систему. В момент, когда человек говорит, он «разряжается», напряжение спадает, а нервная система приходит в более уравновешенное состояние.

Эмоция, о которой стоит поговорить отдельно, – это эмоция любовная. Испытывающий любовную страсть человек передает свою эмоцию разными способами. Любовная информация выражается: 1) энергетически – психофизическим напряжением; 2) языком тела – через мимику, жесты, выражение глаз; 3) речевым способом.

Если вы, поначалу ничего не испытывая, долгое время находитесь рядом с человеком, который вас любит, то через некоторое время, как правило, вы начнете на это чувство отвечать. Это одна из причин многих браков-мезальянсов, когда объединяются люди по непонятной с точки зрения здравого смысла причине.

Похожая психологическая ситуация лежала в основе взаимоотношений В. Высоцкого и М. Влади. Еще до момента их встречи Высоцкий испытывал фанатически сильное чувство к женщине, которую видел только на экране. Когда они встретились, Марина Влади оказалась в очень трудной ситуации. Иными словами, каждый из нас находится в опасности, если входит в коммуникацию с человеком, который испытывает по отношению к нам очень сильные эмоции. И если вы психологически не готовы на эмоцию отвечать – надо выйти из коммуникации. Если вы будете улавливать всю многоканальную информационную сеть, на вас направленную, вы вынуждены будете рано или поздно ответить на это чувство.

Передача конгруэнтной эмоции – очень распространенный механизм человеческих отношений. Оратор, находясь в нервном, перевозбужденном состоянии, может довести до такого состояния и толпу.

Человек может заразить своим дурным настроением окружающих. Чаще делятся отрицательными эмоциями. Мы часто являемся потенциальными жертвами отрицательной эмоциональности. Потребность поделиться эмоцией часто бессознательна. Иногда, напротив, неосознанно, но с подтекстом: «Я весь вечер мучаюсь, с ума схожу, теперь помучайся и ты!»

 

Ритуальная коммуникация

В каждой цивилизации в любую историческую единицу времени существует специальная система обрядов, которые навязывают человеку определенное поведение в определенных условиях. Это система «правил игры», которые приняты в данной группе людей. Все правила, выработанные человечеством, делятся на две группы:

1) законодательство, в котором сформулированы запрещающие правила;

2) этикет, где сформулированы правила предписывающие, т.е. те, которые рекомендуют в определенной ситуации совершать или не совершать какие-то поступки.

Правила законодательства и этикета выработаны человечеством для удобства и регламентации совместного бытия. При невыполнении правил законодательства человека из сообщества перемещают территориально (тюрьма, ссылка и т.д.) При невыполнении правил этикета человек никуда физически не перемещается, происходит другой процесс: люди вокруг него исчезают сами.

Вне всякого сомнения, человек рождается без знания законодательства и этикета, но он открыт для обретения этих знаний, с первых дней своей жизни человек учится у родителей, педагогов, случайных людей.

Человек постепенно формирует вокруг себя пространство, в пределах которого он ощущает себя комфортно: это одна из причин, по которой эмигрант, как правило, ощущает психологический дискомфорт. Оказывается, в другой человеческой среде ему требуется много времени и сил, чтобы добиться возможности в этой среде выступать как особая личность, почувствовать, что к нему относятся с привычной для него степенью уважения.

Обычной для русских эмигрантов является фраза: «Я раньше думал, что рядом со мной работают одни доносчики и глупцы, а теперь я по ним скучаю». Нам интересна эта фраза не переоценкой русских ценностей, а тем, с каким трудом человек обживает новое пространство, как трудно ему найти людей, на чьем фоне он будет привычно для себя выделяться, чувствовать самоуважение.

Итак, первая заповедь этикета – играйте по правилам, которые приняты на той территории, где вы находитесь. Незнание этой заповеди приводит к коммуникативному провалу. Человека из России видно за версту, т.к. он живет по тем законам, которые для него привычны, которым его обучили в детстве, не считая для себя обязательным знание норм поведения. Поэтому наши эмигранты – вечные эмигранты. Хочешь или не хочешь, но надо есть то, что принято, тогда, когда принято, особенно если трапеза разделяется с кем-то; здороваться так, как принято; оформлять деловые документы, назначать свидания, дарить то, что принято, и не дарить того, что там обычно не дарят. Поэтому перед тем, как ехать в другую страну (даже с кратким деловым визитом), выучите правила этикета этой страны.

Обратимся к ритуальным речам. Тип речи, к которому относится приветствие – это речь в соответствии с правилами этикета. Не законодательства, конечно, (существует очень мало уголовных статей, по которым судили бы за речь, хотя и существуют: статья УК за клевету, за оскорбление личности, за доведение до самоубийства). Приветственная речь является ритуальной. Она произносится для того, чтобы не выйти из социума, – и в этом ее целевая установка: «Я помню правила игры и по ним играю». Человек, отвечающий на приветствие, делает то же самое, т.е. происходит обмен приветствиями как обмен знаками принадлежности к одному сообществу.

По сути дела, слова «Доброе утро», «Здравствуйте», «Добрый день» – утратили свое прямое значение, т.е. десемантизировались. Десемантизация – это редукция, сокращение смысла. Десемантизация – это процесс, в соответствии с которым определенный текст начинает терять свое значение. Само значение существует, его можно найти в толковом словаре, можно восстановить в собственном сознании, но в конкретной речевой коммуникации оно не проявляется. Явление десемантизации вам хорошо знакомо. Вспомните, как вы в первый раз пришли домой поздно и вас начали ругать родители. В первый раз это произвело сильное впечатление. Когда же это произошло в десятый раз – вы просто не услышали нравоучений.

Десемантизация является фактом как устной, так и письменной речи. Это надо помнить, когда вы готовитесь к разговору. Надо донести свое слово так, в такое время и в такой психологической ситуации, чтобы оно осталось в сознании другого человека.

Многим из опыта изучения иностранных языков известно, что текст, поразивший вас своей новой информацией, запоминается мгновенно. Так же глубоко врезается в память и отдельное слово, произнесенное либо с особой интонацией, либо в стрессовой ситуации.

Бывают тексты настолько сложные, что для их понимания требуется многократное повторение – это тексты-шифры: Библия, Евангелие, Коран, молитва. С течением лет, столетий и тысячелетий смысл этих священных книг открывается с новой стороны.

К ритуальным относятся не только церковные, фольклорные, но и гражданские обряды. Например, презентация, протокольная речь и т.д.

Примерами ритуальной речи являются наши многочисленные заявления. Попробуйте написать заявление без «шапки» – его у вас не примут. А попробуйте вместо «шапки» столбиком написать какую-то абстрактную абракадабру. Если человек заранее знает о смысле вашего заявления – оно может быть принято, т.к. «шапку» в этом случае не читают.

Автореферат диссертации читают с шестой страницы – до этого обычно изложен набор клише.

Законодательные и поведенческие правила членят нации на законопослушные и те, что грешат отсутствием законопослушания. Например, англичане – законопослушны, а русские, напротив, кичатся своим незаконопослушанием, видя в этом национальный шик. Однако отсутствие законопослушания значительно осложняет коммуникацию. В итоге высокий уровень необязательности приводит к тотальному нервному стрессу. Отчасти потому люди у нас живут хуже и меньше.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.137 (0.009 с.)