Сознательное и бессознательное в речевой коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознательное и бессознательное в речевой коммуникации



По мысли Фрейда (1856–1939), наше сознание делится на две неравные части: одна часть – сознательная, пользуясь ею, мы совершаем обдуманные поступки, говорим правильные слова, совершаем действия, которые можем объяснить; вторая часть – бессознательная, в этой бессознательной зоне находится прапамять человека и человечества: темные инстинкты, необъяснимые порывы, немотивированные грубые действия и слова. Фрейд называл область бессознательного подсознанием, он считал, что многие человеческие слова и поступки корректируются именно подсознанием.

Как истинный сын XIX века, Фрейд пожелал исследовать человеческую душу. Как Базаров безжалостно пластал лягушек, так и Фрейд, вводя своих больных невротиков в состояние гипнотического сна, столь же безжалостно допрашивал их, чтобы научно исследовать человеческую душу. Место скальпеля занял психоанализ, т.е. выявление скрытых мотивов сознания и поведения. Фрейд открыл, что под тонким слоем гуманистической этики и добрых побуждений в человеческом подсознании таятся сексуальные вожделения и агрессивность, под упорядоченным покровом сознания – хаос бессознательного.

Бессознательное – ядро личности. В нем превалируют, по Фрейду, два инстинкта: «либидо» – сексуальная неудовлетворенность и «мортидо» – инстинкт агрессивности. В момент социальной катастрофы, в момент болезни или психического стресса эти подавленные культурой подсознательные силы могут причинить неприятность и человеку, и обществу.

Ученик и соперник Фрейда, Карл Густав Юнг (1875–1961), полагал, что подсознание – это кладовая не только отдельного человека, но всего рода, всей нации. Что подсознание – это не столько источник болезни, сколько кладезь здоровья для человека и человечества.

Опыт кристаллизуется в архетипы, в них сосредоточено первоначальное представление о мире, опыт тех ситуаций, в которых бесконечному числу наших предков приходилось совершать именно этот поступок, «спускать курок» именно такого действия. Подсознание – это опыт прошлого, и культура, призывая на помощь прошлое, ставит вехи на дороге в будущее.

В процессе речевой коммуникации участвует и наша гуманистическая культура, и все наши человеческие несовершенства. Наши несовершенства особенно обостряются в тот момент, когда человека «захлестывают эмоции». Не имея над ними власти, мы «выплескиваем» на собеседника досаду от домашнего инцидента, ничего про инцидент не рассказывая. На нашем лице написаны печаль, неудовольствие, злоба – гамма отрицательных эмоций. На уровне бессознательного собеседник эту гамму улавливает и принимает на свой счет. Так могут быть разрушены хрупкие человеческие связи, подчас может сломаться чья-то судьба. Одна из причин коммуникативной патологии – неадекватные эмоциональные состояния людей, вступающих в разговор. Даже профессионал: актер, разведчик, дипломат – может владеть языком своего тела лишь в известной степени.

Человеческий интеллект – постоянно действующее поле битвы между сознательным и бессознательным. Зона бессознательного в известной мере противоречит зоне сознания: бессознательное стремится к достижению удовольствия, а сознательное ставит культурные барьеры на пути к достижению удовольствия. Сознательное воплощает в себе голос социальности, долга и покаяния, которые ограничивают внутреннее стремление человека к удовольствию или радости, когда достижение этих стремлений противоречит этическим или юридическим нормам общества.

На уровне коммуникации сознательное и бессознательное представляют две зоны – вербальную (словесную) и невербальную (не словесную, а «телесную»), – обе эти зоны входят в противоречие друг с другом. Человек на словесном уровне пытается что-то доказать своим слушателям, а система несловесных знаков (поза, жесты, мимика, интонация) противоречит его тезису. А поэтому нарушаются законы адекватного восприятия человеческой речи. Очевидно, что для убедительности речи необходимо подстроить внесловесную знаковую систему бессознательного к словесному смыслу, т.е. так выстроить движения тела, лица, ног и рук, чтобы они подтверждали истинность речи. Этот тренинг (чисто профессиональный, использующийся, например, в резидентской работе) очень сложен и редко бывает по-настощему успешным.

Интересно, что если насильно лишить человека возможности демонстрировать свое эмоциональное состояние при помощи невербальных телесных знаков, то совершенно неожиданно меняется и само психическое состояние человека. Например, если во время переговоров человек, демонстрируя свое негативное отношение, сидит, сцепив руки, можно попробовать вынудить его расцепить руки и принять от вас сигарету, книгу или визитную карточку, и тогда (психологи наблюдали такое явление), ситуация психологически изменится и переговорный процесс сдвинется с мертвой точки.

Знание о важности подсознательных внесловесных сигналов помогает человеку добиваться своей цели. Например, если вы пришли сдавать зачет, значит, вы должны показывать невербальными сигналами (на интуитивном уровне люди умеют это делать) серьезность ситуации и то, как вы к этому готовились, и ваше внимание к тому, чем вы сейчас занимаетесь, и вашу интеллектуальную глубину. Поэтому на зачет девушке лучше не приходить с невероятной косметикой и в декольте. Этого не нужно делать не потому, что это кому-то не понравится, а потому, что такая одежда противоречит коммуникативной ситуации. То же самое происходит, если девушка пришла на дискотеку, одетая в траурный туалет – тогда тоже получается некий дискомфорт, т.к. одежда не соответствует целевому назначению. Таким образом, одежда, макияж, положение рук, ног, мимика и поза – все должно соответствовать коммуникативной ситуации.

Если вы выбиты из колеи, подавлены или раздражены, – старайтесь не вступать в коммуникацию. Это правило верно и для более изысканных случаев. Человеку свойственно вызывать в другом конгруэнтную эмоцию. Когда вы счастливы, влюблены и находитесь в эйфорическом состоянии, – это также опасно для вашего случайного собеседника, поскольку он может принять это на свой счет, понять вас неправильно. Если находишься в сильном эмоциональном состоянии, лучше меньше общаться с людьми, с этим состоянием не связанными. Интуитивно мы это понимаем, поэтому, например, влюбленные не испытывают потребности в общении с другими людьми.

Следует заметить, что люди отличаются в этом отношении друг от друга очень значительно: одни сдержанны, все, что их волнует, они скрывают и не навязывают вам свое душевное состояние; другие же чрезвычайно навязчивы и готовы переложить на ваши плечи свои проблемы. Представьте себе, что вас окружают только люди второго типа. Как вы будете существовать под их эмоциональным прессом?! Хотя! Бывают экстремальные ситуации, когда наша помощь необходима и отказать в ней человеку – великий грех.

 

Ложь в речевой коммуникации

Людям свойственно обманывать друг друга, потому что в силу внутренней целесообразности лучшим выходом из положения иногда представляется ложь. Каков механизм коммуникации во время лжи?

Говорящий передает дезинформацию, т.е. информацию, которую считает неверной. Одновременно с дезинформацией помимо своей воли на языке тела (бессознательно) он передает свое отношение к тому, что он говорит, и к своему собеседнику. Каково это отношение? Дело в том, что мозг любую ложную информацию, любую неадекватность воспринимает мучительно, болезненно – нервная система входит в состояние стресса. На этом принципе и построены детекторы лжи. Детектор лжи воспринимает нервные импульсы, т.е. возбуждение центральной нервной системы. Когда человек обманывает, он нервничает, у него поднимается давление, расширяются зрачки – все это фиксируется датчиками. То же возбуждение, то же негативное состояние через невербальные знаки получает и собеседник.

Поскольку ложная информация дает сигналы через подсознательное, постольку и воспринимается она блоком подсознания. Человек даже не понимает, что он передал собеседнику свою нервозность и свое недоверие, но и коммуникант чувствует нервозность, а причины ее не осознает. Внутреннее психическое состояние передается от одного участника коммуникации к другому и возвращается вновь к автору лжи. Все зло, которое слушающий получил, он вернет. Каким образом и как это получится – покажет будущее. Когда вернет – тоже неизвестно, но это произойдет обязательно.

Лев Толстой говорил, что мы любим людей за то добро, какое мы им сделали, и не любим за зло, причиненное им. Это психологически обоснованно. Если человек сделал добро другому, то, каждый раз встречаясь с ним, он вспоминает о собственном душевном величии, это стимулирует положительные эмоции. А если человек принес другому зло, то этот другой – укор и напоминание о вольном или невольном грехе. Таков механизм самооценки в коммуникации.

Когда человека обманывают, ему, конечно, приносят зло. Так как внешний мир проецируется на наше сознание с большой мерой погрешности, то особую ценность приобретает каждая крупица истины: она помогает человеку ориентироваться в окружающем мире. Когда вы человека обманываете, вы лишаете его информации. И мир в его сознании искажается еще больше. Это сравнимо со слепым человеком, вошедшим в незнакомую комнату с тремя окнами, последнее из которых открыто. Если слепого обмануть, сказав, что в комнате только два окна, он, ощупав их, успокоится и очень вероятно, что погибнет, выпав из третьего.

Любое зло, которое человек приносит, передавая дезинформацию, к нему так или иначе возвращается. Только понимая этот факт, можно решить для себя, в какой мере стоит обманывать других людей.

Мы рассмотрели речевую коммуникацию в условиях неразоблаченной лжи. Совсем иначе выглядит коммуникативная модель в ситуации разоблаченной лжи, особенно публично разоблаченной. В этот момент возникает очень опасная ситуация, с потерей авторитета можно утратить и доверие. Авторитет и доверие принадлежат к категориям, которые трудно достигаются, но очень легко теряются и практически не восстанавливаются.

 

Литература

1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2002.

3. Михальская А.К. Основы риторики. – М.: Дрофа, 2002.

4. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Фрейд З. Избранное: В 2 т. Т.2. – М.: Московский рабочий, 1990.

5. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения // Фрейд З. Избранное: В 2 т. Т.1. – М.: Московский рабочий, 1990.

6. Юнг К.-Г. Архетип и символ. – М., 1991.

 

Лекция №5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.009 с.)