ТОП 10:

Экопоселения - новые культурные центры.



 

Перечень видов деятельности, приведённый в предыдущем разделе, показывает, сколько видов творческой деятельности может вестись в экопоселении. Это научная деятельность, искусство, народные ремёсла, издательская деятельность, разные виды работы на компьютере, разные виды малых производств. Очевидно, что новый образ жизни приводит к появлению новых культурных традиций. Есть все основания считать, что экопоселения станут не только центрами духовности и культуры вне городов, но и зародят новый тип культуры общества. Причины того, что экопоселения станут новыми культурными центрами, следующие:

· Большая свобода поселенцев в реализации интересов, обусловленная естественной материальной обеспеченностью.

· Концентрация людей с высоким созидательным потенциалом, культурой, образованием в разных областях, специалистов, научных работников, предпринимателей

· Большие возможности и разнообразие в организации досуга

· Стремление экопоселенцев, сознательно «сбежавших» от техногенной цивилизации, реализовать свои творческие и духовные интересы

· Новая система взглядов на мир, отношения к природе и человеку, новая идеология.

· Новая система образования, воспитания

· Новая культура земледелия

· Новое отношение к медицине и здоровью в целом

· Развитие новых направлений деятельности, характерных для экопоселений

· Новая культура отношений между людьми, зарождение новых традиций, праздников.

· Задействование творческого потенциала детей применительно к решению практических заданий.

· Укоренение семейных традиций. Новая культура внутрисемейных отношений, отношения к детям.

 

Образование

Современная система образования, применяемая у нас и в большинстве европейских стран, США, зародилась несколько веков назад в Пруссии. Эта система была создана, чтобы отнять ответственность за обучение у родителей и воспитать детей так, чтобы они наилучшим образом служили желаниям и потребностям государства. Она была рассчитана на подготовку хороших солдат и служащих. Но теперь настало время, когда миру не нужны образованные рабы. Надо получать такое образование, которое сделает людей свободными.

Вопрос образования для экологического поселения особенно важен, так как позволяет осуществить новый шаг в духовном развитии человека и общества. Он более важен, чем, например, экологическая часть нашего движения, так как более первичен: именно духовно развитый человек будет сознательно следовать принципам нашего движения в экологической и других областях. И именно высокообразованный человек сможет решить и вопросы самообеспечения продуктами питания, и вопросы экологического строительства, и вопросы энергетики. Новейшие методы образования можно, в принципе, внедрять везде. Но в экологических поселениях они жизненно важны, так как позволяют воспитывать того человека, то общество, которое будет реализовывать цели, связанные с созданием экологических поселений.

Прообразом школы будущего экопоселения можно считать школу академика М.П.Щетинина, реально действующую в России, в селе Текос на Кубани. В этой школе по госзаказу разрабатывается модель образования XXI века для будущих школ России.

8.3.1 Принципы образования по М.П.Щетинину:

· Все здоровые дети изначально талантливы.Если исхо­дить из веры в потенциальные силы ребёнка, надо искать систему воспитания, адекватную возможностям детства.

Ребенок в раннем возрасте располагает особыми способностями, определяющими его высокие познавательные возможности. Это наиболее полно проявляется в самостоятельном овладении ребёнком речью. Прежде всего это способность к интуитивно-чувственномупознаванию окружающей действительности, которая и определяетвозможности ребёнка к быстрому обучению. Современная же школа навязывает детям в основном логический тип мышления, который обедняет человеческий разум.

Активность интеллектуальных сил ребёнка основана на высокой активности двух взаимосвязанных форм мышления: логического и образно­го, которые, в свою очередь, основываются на высокой активности чувственных форм восприятия. Однако предметы, совершенствующие ведущие чувственные способности человека видеть, слышать и двигаться (изобразительное искусство, музыка, физкультура и труд), сейчас фактически считаются предметами второго сорта, вспомогательными. Огром­ные «пласты» головного мозга не получают стиму­лирующей учебной тренировки, остаются за пределами внимания школы. Так разрывается связанное природой. Отсюда следует второй принцип:

· Необходимо воспитывать всесторонне гармонично развитую личность.

Всестороннее гармоничное развитие ребёнка определяется шириной, количеством и глубиной разнообразных интересов. Успехи в одном конкретном направлении зависят в большей степени от уровня общего развития человека. Поэтому в школе должно быть достаточно уроков чувственного, интуитивного, творческого цикла, таких как изобразительное искусство, музыка, физкультура, хореография, творческий труд. Надо обеспечить разнообразие направлений уроков труда, изучение народных ремёсел, разнообразие клубной работы по интересам.Именно комплексный подход к всестороннему развитию ребёнка способен формировать человека более развитого, живущего богатой, содержательной духовной жизнью. Для организации клубной работы после учебного дня необходимо привлекать родителей школьников - экопоселенцев. Они могут вовлекать школьников прежде всего в те виды деятельности, которыми занимаются сами на досуге. Ведение клубной и образовательной работы, по-видимому, должно стать обязанностью экопоселенцев. Так культурный уровень и знания поселенцев будет передаваться следующему поколению.

· Коллективизм. Демократический стиль отношений в школе

Школе необхо­дима воспитывающая среда, гарантирующая полноценное воспитание и развитие каждого школьника. Такая среда создаётся демократическим стилем отношений в школе, желанием добра. В основе педагогического стиля должно быть уважение к человеку, учителю и ученику, признание ценности и неповторимости его личности. Учитель должен предполагать в ученике достоинства до того, как они проявятся, уважать в нем личность и общаться с ним на равных. Только при демократиче­ском стиле отношений возможно появление дружного, творческого школьного коллектива.

Коллектив начинается с мечты, со значимой для всех цели, где каждый видит свое личное, ему необходи­мое. Мечта должна быть радостной, светлой. Помните Чернышевско­го: «Будущее светло и прекрасно».

М.П.Щетинин пишет: «Я имел возмож­ность множество раз убеждаться в том, как живительна для юного ума мечта, как пробуждаются способности у «неспособных», еслис ними ведется систематическая работа по развитию воображения, созданию оптимистиче­ского образа их будущего. Хотите, чтобы дети жили счастливо и интересно? Мечтайте с ними. Хотите вырастить бесстрашных борцов за светлое, высокое, доброе? Учите их мечтать о светлом, высоком, добром. Хотите убить личность? Убейте мечту.» И ещё: « Детству нужен для счастья масштаб задачи, захватывающая высота цели. Загоняя детей в рамки привычного, «навсегда данного», оберегая от борь­бы, мы, тем самым, лишаем их ощущения своей значимости на земле.»

· В школе должна царить атмосфера радости, а не страха и насилия.

Важно, чтобы знания давались ребёнку без принуждения, когда его, вопреки воле заставляют сидеть и слушать учителя. Именно такая атмосфера и царит в школе М.П. Щетинина. Поэтому её и называют «школой радости».

· Воспитание личности.

Ученик, включенный в разностороннюю деятельность, проходит через цепь поражений и удач, а не только через одни победы или поражения. Жизнь его в школе - сумма, состоящая из побед и поражений. Она воспитывает в ребенке бойцовский характер, волю, оптимизм, стремле­ние преодолевать трудности. Познавая успехи и пораже­ния, он становится чутким к успехам и неудачам товари­щей. В нем крепнет основа доброго, ценнейшее качество коллективиста — сопереживание, способность прийти на помощь.

С первых дней появления на свет человек хочет, чтобы его понимали, ценили, радовались успехам и огорчались неудачам. Он стремится к самоутверждению. Это естественное свойство.

Энергоисточник развития личности - чувство собственного достоинства, а двигателем развития можно было бы назвать успех в той или иной деятельности. Человека ценят по делам. Успех, пусть самый малый, в конкретном деле и есть шаг к самоутверждению.

Характер, воля, талант — все физические и ду­ховные силы человека развертываются, укрепляются и растут в процессе деятельности. Определяющее значение при этом имеет любимое дело, к которому «лежит душа», в котором «я» раскрывается и утверждается наиболее успешно. Поэтому первоочередная задача школы наряду с обучением основам наук — предоставить каждому ученику возможность иметь любимое дело. От ее решения зависит способность школы воспитывать.

· Метод погружения.

При традиционной урочной системе каждый следующий урок как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость. Невозможность сосредоточиться на чем-то одном (а умение сосредоточиваться надолго есть основное условие умственной деятельности) не даётувлечься предметом. Чтобы понять, разобраться, нужно глубоко погрузиться в него, а не барах­таться на его поверхности, скользить по касательной. Для погружения собирается разновозрастная группа добровольцев. Функцию учителя могут выполнять ученики, уже прошедшие соответствующее обучение, или профессиональные специалисты по данному предмету, приглашённые со стороны. Они должны глубоко понимать предмет, чтобы передать его на интуитивно-чувственном уровне, что значительно ускоряет обучение. Этот уровень, в частности, предполагает систему обобщений, основных идей, ярких образов, предельное сжатие информации, которая потом, разворачиваясь при самоподготовке, порождает всё разнообразие деталей изучаемой области.

Период самоподготовки следует после выхода из погружения. Группа разбивается на подгруппы от двух до трех – пяти человек, к ним идут на помощь в качестве учителей и их помощников те, кто уже сдал зачеты по данной науке и защитил право быть учителем. У них уже заготовлены все наглядные материалы, схемы, им уже известны учебники и информационные источники. Маленькие группы находят укромные уголки в классах и с завидным упорством и интересом усваивают знания в полном объеме, заодно, со своей стороны, тоже нарабатывают наглядные материалы, чтобы, получив право быть учителем для других, достойно справиться с делом. Быть учителем – право это святое, достойное. После того как в подгруппах завершится период самоподготовки, ребята идут на зачеты.

8.3.2 Система образования в экопоселении.

· В качестве специалистов по конкретным предметам, кроме учителей, могут и должны выступать сами экопоселенцы, имеющие высшее образование, глубокие знания в разных отраслях, и специально к этому готовящиеся.

Итак, ученики, освоившие предмет методом погружения, или даже обычным методом, после дополнительной самостоятельной проработки предмета сами становятся учителями у следующих групп. И так, пока курс не пройдут все, кому необходимо. При таком подходе не возникает проблемы с учителями. Достаточно иметь в экопоселении одного специалиста по конкретному предмету, чтобы предмет со временем освоила вся школа. Аналогичный подход надо использовать и для всего специального образования в экопоселении. В школе М.П.Щетинина аналогичным методом ребята осваивают и ВУЗовские курсы. И опять-таки начальными носителями знания и учителями могут быть сами экопоселенцы. Тогда они сами будут нести ответственность за образование своих детей. Можно организовать обмен лучшими учителями между экопоселениями, приглашать специалистов из городов.

Такой подход к организации образования надо рассматривать, как систему.

· Школа – неотъемлемая часть посёлка.

В экопоселении нельзя смотреть на школу как на обособленное учреждение. Будущее экопоселения, его расцвет начинаются в школе. Вот почемудеятельность в школе является одним из основных и неотъемлемых видов деятельности поселенцев.

· Детей в экопоселении должны воспитывать образ жизни, культура их родителей.

Изучение предметных знаний в воспитании – не главное. Важна культура чувств, способных сжимать знания, преобразовывать их в яркие образы. Тогда они будут запоминаться сами собой, без насилия, с интересом. Такая культурная среда должна создаваться обществом экопоселения, для которого духовность провозглашается основным достоинством и целью развития личности.

· Школа должна воспитывать созидателя, хозяина своей судьбы.

Современная система воспитания детей основана на насилии, хоть и делается это с благим намерением. Ребёнку с детства внушают чувство безысходности, того, что человек сам ничего решать не может. Это становится основой мировоззрения, остаётся на всю жизнь, передаётся его потомкам. Так система воспитывает раба. В зрелом возрасте этот принцип укореняется службой в армии, системой наёмной работы, отношениями с государством.

Поэтому, как уже говорилось, в школе должна царить атмосфера радости, творчества, самостоятельности, уважения к личности, а не страха и насилия.

 

Организация досуга

 

Известно, что одной из основных причин бегства молодёжи из села в город является отсутствие интересного досуга. Это также одна из основных причин пьянства в сёлах – человека угнетает ощущение скуки, беспросветности и безысходности жизни.

Досуг жителей экопоселений – одна из важнейших сторон уклада их жизни, которая отличает их от жителей села или города. Возможность тратить меньше времени на работу, и больше на досуг обусловлена материальной обеспеченностью и свободой поселенцев. Если в городе человек в основном является наёмным работником, тратит на наёмную работу большую часть своего дня, изначально подчинён, то поселенец изначально свободен, тратит на работу не больше необходимого, а остальное время – на реализацию своих интересов. Свободный человек не должен тратить драгоценное время своей жизни на обогащение и реализацию интересов своего работодателя. Идея свободы и самореализации в жизни – один из краеугольных камней в идеологии поселенцев. Именно поэтому они интересуются новейшими эффективными аграрными технологиями – чтобы высвободить максимум свободного времени, а вовсе не для того, чтобы заработать побольше денег. И именно поэтому поселенцу предпочтительна индивидуальная трудовая деятельность – чтобы быть свободным, ни от кого не зависеть и никому не подчиняться. А в тех предприятиях, которые поселенцы организуют совместно, они могут договориться и сами определить сокращённую длину трудового дня.

Досуг поселенцев определяет и план всего поселения, и выбор места для поселения, и выбор необходимой инфраструктуры, план родовых имений, жилья, определяет стиль и уклад жизни. Именно организация досуга должна сделать жизнь в экопоселении более привлекательной, чем где бы то ни было.

Рассмотрим основные подходы к организации досуга.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.30.155 (0.01 с.)