Первая гипотеза о происхождении человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая гипотеза о происхождении человека



Завершив подготовительные работы, Он наконец приступил к настоящему творчеству. Ему хотелось создать -Человека, но Он не знал, каким должен быть Человек, а из жизни его взять не мог, потому что в жизни его еще не было. Но его это не волновало. Он был весел и даже беспечен, потому что твердо верил в Свое могущество. При свете солнца, созданного вчера, он заглянул в водную гладь, позавчера отделенную от суши, и увидел в ней Свое отражение.

- Ку-ку! — сказал Он и вытянул губы, пытаясь нижней захватить кончик носа. И долго смеялся, потому что это было очень смешно. Потом он растянул рот до ушей, слегка даже потеснив их при этом, так что они улезли вверх, освобождая место для новых потешных действий. Он надул щеки и свел глаза к переносице. Потом щеки втянул, а глаза развел. И, заведя руки за спину, приставил Себе рожки. В этих занятиях прошла первая половина дня. Увидев, что солнце уже высоко, Он спохватился и стал создавать Человека по Своему образу и подобию. Глина послушно мялась в Его руках, принимая все более четкие очертания. Нос приплюснутый. Рот до ушей. И все тело надутое, как мячик.

- Ква! — сказал Человек. И Он понял, что создал лягушку.

Он отбросил лягушку, и она запрыгала по земле, подтверждая свое сходство с мячиком. А Он опять погрузился в работу. Он старательно разминал глину, вызывая в памяти Свой образ. Губы, вытянутые и слившиеся с носом. И рожки на голове, похожие на два пальца, приставленные к затылку.

- Ме-е! — сказал Человек. И Он понял, что создал козла.

И опять Он месил глину, пытаясь придать ей ту единственную форму, которая отличает Настоящего Человека. Он создавал Человека, создавал его по Своему образу и подобию, но образов было много, и в них не было ничего человеческого. Подобия, одно другого страшней, множились на Земле: ихтиозавры, бронтозавры, мастодонты и стегоцефалы... Но Человека не было среди них.

Кончился день, наступил вечер, а Он все трудился, ни на минуту не сомкнув глаз. Все смешалось в его голове, и Он подошел к воде, чтобы освежить Себя в памяти.

Он посмотрел в воду и не узнал Себя. Усталое лицо, бессонные глаза и борозды на лбу, каких не было прежде. И во всем этом столько опыта, неудачного опыта, который впоследствии назовут мудростью...

Он отошел от воды и вылепил Человека.

Клякса

Среди однообразных букв на листе бумаги одна Клякса умеет сохранить свою индивидуальность. Она никому не подражает, у нее свое лицо, и прочитать ее не так-то просто.

Мечта

Остановилась Лужица посреди дороги и ждет, чтоб на нее обратили внимание. Прежде всего, её, конечно, нанесут на карту. Лужица будет выглядеть на карте неплохо - у нее такие ровные берега! Вот здесь, на этом берегу, наверно, построят санаторий. На том берегу - порт или еще что-нибудь. Да, кстати, почему в неё никто не впадает?

Размечталась Лужица - и это понятно: каждому хочется найти себя в жизни. Но теперь Лужица себя не найдет: она так воспарила в мечтах, что на земле от нее только сухое место осталось.

Комментарий:

Цели психологических игр – сугубо психотерапевтические: игры способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряжённость, развивают внутренние психические силы, расширяют психическое самосознание.

Игровые упражнения помогают учителю ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя своё психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

Средь множества пытливых глаз

Попробуй заслужить признанье.

Ребенок - главный среди нас,

Всегда он требует вниманья.

Сумей всех лаской обаять,

Встречая каждый день улыбкой.

И много знать, и не солгать,

Не совершать сумей ошибки.

Теоретический блок: Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися

 

Как решить проблему противоречий во взаимоотношениях педагога с учащимися?

Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должна быть тактически проработана, а тонкое психологическое прикосновение к личности ребенка – согласно тому, что он есть сейчас (возраст, состояние, опыт, знания, интеллект, способности, уровень воспитанности и другое) – оправдано. Многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.

К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Приведем рекомендации по наиболее целесообразному использованию того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.

Стиль конкуренции, соперничества может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с учащимся и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:

· исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

· обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;

· чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

· должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.

Однако следует иметь в виду, что этот стиль, кроме чувства отчуждения, ничего больше не сможет вызвать.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

· необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;

· у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

· основной целью является приобретение совместного опыта работы;

· стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться».

Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:

· обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;

· удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

· вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.

Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:

· источник разногласий несуществен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;

· знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;

· у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;

· хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

· пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

· у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности.

В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:

· важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

· предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся;

· считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;

· осознаете, что правда не на вашей стороне;

· чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

Нужно помнить, что ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

 

Практикум. Тест «Стратегия поведения в конфликте»

С помощью методики можно выявить наиболее предпочтительные формы социального поведения педагога в ситуации конфликта с учащимися, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.

Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт оцените следующим образом:

совсем не согласен – 1 балл;

не согласен – 2 балла;

скорее согласен – 3 балла;

согласен – 4 балла;

полностью согласен – 5 баллов.

1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.

2. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.

3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.

4. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.

5. Я отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.

6. Из любого конфликта я выхожу победителем.

7. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.

8. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту.

9. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.

10. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же.

11. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.

12. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.

13. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.

14. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем.

15. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.

Обработка результатов. Рядом с цифрами, обозначающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму.

Таблица 1

Стратегия поведения № утверждений Сумма баллов
Соперничество 1, 6, 11  
Избегание 2, 7, 12  
Сотрудничество 3, 8, 13  
Приспособление 4, 9, 14  
Компромисс 5, 10, 15  

Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов превышает 10.

 

Теоретический блок

«Отношение учителя к трудному ученику и технологию личностного подхода к нему»

А.С. Макаренко рассматривал процесс воспитания как определённый технологический процесс и выдвигал идеи педагогической инструментовки и педагогической техники.

Под этим углом зрения можно констатировать, что при недоброжелательном отношении к ученику технологический процесс характеризуется тем, что у воспитателя преобладает обвинительный уклон. Он не чувствует потребности в психологическом анализе поступков ученика. Если ученик принадлежит к неблагополучной семье, это усиливает неуважение к нему, пренебрежение, неверие в то, что он может исправиться.

Ученик чутко воспринимает неуважение к себе учителя. Возникает взаимная неприязнь, и поведение его неизменно ухудшается.

Используя преимущественно осуждение и наказание, воспитатель не задумывается о результатах своей деятельности. А сталкиваясь с ухудшением поведения ученика, как правило, усиливает форму наказания.

При доброжелательном отношении к ученику воспитатель стремится найти конструктивный подход к нему; он прежде всего анализирует его поступки. А чтобы раскрыть их основу, изучает семейные условия его жизни. Ознакомление с семейными условиями жизни ученика имеет не только познавательное значение, но и эмоциональное. Сталкиваясь с бедственным положением ученика, воспитатель сочувствует ему, сопереживает ему. Он начинает смотреть на своего ученика не как на злостного нарушителя дисциплины, который затрудняет его работу, а как на глубоко несчастного ребёнка, нуждающегося в помощи и заботе.

Это очень важный момент для формирования дальнейших взаимоотношений учителя и ученика.

Как только ученик почувствует, что его понимают, уважают, не считают плохим, неисправимым, он становится доверчивым, податливым, восприимчивым к тем приёмам педагогического воздействия, которые учитель ненавязчиво организует для выпрямления его личности.

В условиях командно-административной системы, когда в центре внимания школы, педагога было не благополучие каждого ученика, а успехи школы в целом, процесс выпрямления личности того или иного школьника всецело зависел от случая – попадётся ли на его жизненном пути душевно щедрый, благородный, бескорыстный, гуманный учитель. Успехи такого учителя в выпрямлении личности своего воспитанника не являлись предметом изучения, поощрения, педагогической пропаганды.

 

Вспомним строки С. Давидовича:

Кто-то когда-то должен ответить,

высветив правду, истину вскрыв,

что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, взгляните,

сжался пружиной, отчаялся он,

с миром оборваны тонкие нити,

словно стена, без окон и дверей.

Вот они главные истины эти:

поздно заметили… Поздно учли.

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.037 с.)