Обучение игровым методам разрешения конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение игровым методам разрешения конфликтов



Попадая в конфликтную ситуацию, Вы, классные руководители, можете направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного состояния – чтобы предотвратить конфликт или его погасить.

В первом случае разрешить конфликтную ситуацию можно, установив взаимопонимание между людьми, устранив различные недоразумения, недомолвки. Проблема понимания другого человека (ученика) очень сложна.

Остановлюсь на ней подробно.

Человек существует в двух его «измерениях»: своём внутреннем мире и во взаимодействиях с другими людьми. Эти сферы человеческого бытия психологически принципиально различны. Всё, что происходит в сфере личного я, есть непосредственная, близкая и очевидная реальность для человека: он чувствует, думает, переживает, желает, стремится и т.п.

«Я» другого человека в известной степени закрыто и выступает некой загадкой, которую необходимо отгадать. Чувства, мысли, переживания, желания и стремления другого не представлены непосредственно, в каких-то видимых «формах», о них можно только догадываться – по поведению, словесным и символьным средствам выражения.

Выйти за границы своего «я» и приблизиться к внутреннему «я» другого не так-то просто. Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.

 

Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своём воображении воспроизводит мысли и чувства, которые. По его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того как такая психологическая имитация внутреннего мира другого человека произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов психологического анализа строится взаимоотношение с человеком.

Метод эмпатии основан на технике вникания переживания другого человека. Если вы эмоциональны, склонны к интуитивному мышлению, то этот метод будет Вам полезен.

Метод логического анализа подходит для тех, кто рационален, кто опирается на своё мышление. Чтобы понять партнёра по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нём и ситуации, в которой находится собеседник.

Комментарий.

Каждый классный руководитель должен быть исследователем, уметь провести исследование по различным проблемным ситуациям, в том числе и конфликтным. Через проектирование ситуации можно научиться выходить из самых сложных педагогических ситуаций.

«Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проекта лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся (и учителей!); умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления».

· Конфликт между учителем (учеником)

Престарелый князь Пин Гунн сказал однажды своему министру:

- В молодости я был глуп и не хотел учиться. Теперь же учиться поздно: вчера мне исполнилось семьдесят лет.

- И всё со свечкою лучше, - проговорил министр.

Князь с удивлением посмотрел на министра и сказал:

- Слова Ваши лишены смысла. Какое отношение имеет свеча к тому, о чём я говорил?

Министр ответил:

- Знания, которые мы приобретаем в детстве и юности, подобны утреннему солнцу. Оно смело прогоняет ночную тьму, щедро сияет и пробуждает всех к жизни. Знания, полученные в зрелом возрасте, - это солнце перед закатом. Оно не сияет, но светит, оно не жжет, но греет и защищает вас от холода.

- Знания же, полученные в старости, подобны свету свечи. Свет её не велик. Но попробуйте задуть свечу, и на вас опустится ночь.

- Так не ясно ли, что лучше жить при свете свечи, чем в сплошном мраке.

Работа по воспитанию «БУДУЩЕГО» сложна. ……

Но, несмотря ни на что, будь красивым деревом на самой высокой горе.

Если не можешь быть деревом, будь кустиком в пустыне, но только самым красивым. Если не можешь быть кустиком, будь маленькой веточкой, но самой красивой, с замечательными плодами.

Будь океаном, наполняя просторы чистой и светлой водой. Если не можешь быть океаном, будь стремительной горной рекой с самой чистой и прозрачной водой.

Будь ручейком, в котором отражаются чистота неба и яркость солнца. Будь ярким солнцем на голубом небосклоне и свети ярко-ярко. Если не можешь быть солнцем, будь звездой на ночном небе, но свети ярко-ярко.

Будь маленьким лучиком, указывая дорогу заблудившемуся путнику.


Случай из практики

 

Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

И. Гёте

Поступки – это плоды помыслов. Будут разумные помыслы – будут хорошие поступки.

Б. Грасиан

Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он совершён, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нём не угасает.

Ж.-Ж. Руссо

Если ты хочешь, чтобы никто не знал о каких-либо твоих неправильных поступках, никогда не совершай их.

Р.Эмерсон

 

В кабинет стремительно вошла Татьяна Ивановна – учитель изобразительного искусства. На лице отпечатки недовольства, грусти, даже негативизма… «Намешано» всего понемногу, поэтому вопрос: «Что случилось?» был неуместен.

- Галина Михайловна, я сейчас несправедливо наказала весь класс, и всё из-за одного ученика, - громко говорила Татьяна Ивановна, - но я ничего с собой сделать не могла. Я была в гневе! Так никто и не сказал, кто же это сделал!..

Татьяна Ивановна продолжала говорить и говорить. Она уже не просто говорила, а плакала. И я понимала, что мне надо просто молчать. На изложение учительской версии о случившемся ушло время. Разве можно определить, сколько минут мне пришлось выслушивать Татьяну Ивановну? Наверное, в таких ситуациях никто не смотрит на часы.

Когда вся информация, которую хотел поведать мне учитель, была перенесена на меня, Татьяна Ивановна наконец поняла, что я приглашаю её сесть и успокоиться.

Передо мной сидел учитель, влюблённый в своё дело. Это был художник, творец. Картины этого учителя «ждали» своих новых хозяев. Небольшой педагогический стаж Татьяны Ивановны (4 года) не помешал создать творческую мастерскую. Её работы были известны в школе и за её пределами.

Успокоившись, Татьяна Ивановна поведала мне о случившемся более спокойно.

По расписанию у Татьяны Ивановны был урок в 8 «а» классе. У одного из учеников в кармане оказалась обычная пачка быстрорастворимой лапши «Ролтон». Открыв её, он стал выполнять творческий рисунок. Шелест бумаги, где находилась лапша, отвлекал весь класс. Ребята то и дело оглядывались, ища глазами того, кто столь странно сопровождает урок. Услышала это и Татьяна Ивановна. Её творческая натура не позволяла учащимся класса выполнять рисунок, сопровождаемый раздражающей музыкальной композицией.

Когда ученик (назовём его Гриша) вновь полез в карман, чтобы издать очередные аккорды, она решительно подошла к нему и, забрав содержимое, (Григорий очень спокойно вынул пачку из кармана) положила её в раковину, которая находилась рядом.

Урок уже закончился. В коридоре стоял другой класс. Это был 7 «б», который, как выяснится, и станет жертвой педагогического бессилия Татьяны Ивановны. Но об этом чуть позже.

Татьяна Ивановна, приготовив дидактический материал - красивую расписную чашу (тема урока была «Роспись») и другие наглядные пособия, покинула аудиторию.

…Зазвенел звонок. Войдя в учебный кабинет и подойдя к учительскому столу, Татьяна Ивановна увидела следующую картину. В красивой расписной чаше была заварена лапша. Холодная вода, используемая при «заваривании», не испортила продукт, а помогла лапше принять вполне питательный вид. Увидев это

Всё остальное можно домысливать, досказывать

…Наказан был весь класс, до конца урока ребята стоя рисовали.

…Вот какую версию поведали мне ребята, несколько позже прибежавшие ко мне в кабинет. Ученик Вася, предположительно сделавший это, повстречал в коридоре Гришу. Тот рассказал ему о своей активной «творческой» деятельности на уроке изобразительного искусства. Как пришла идея о приготовлении лапши в чаше Васе, можно лишь только догадываться…

Татьяна Ивановна догадалась, кто автор кулинарного «произведения», но на вопрос: «Кто это сделал?» ответа не получила.

Антон Семёнович Макаренко рассматривал процесс воспитания как определённый технологический процесс и выдвигал идеи педагогической инструментовки и педагогической техники.

Под этим углом зрения можно констатировать, что при недоброжелательном отношении к ученику технологический процесс характеризуется тем, что у воспитателя преобладает обвинительный уклон. Он не чувствует потребности в психологическом анализе поступков ученика. Если ученик принадлежит к неблагополучной семье, это усиливает неуважение к нему, пренебрежение, неверие в то, что он может исправиться.

Ученик чутко воспринимает неуважение к себе учителя. Возникает взаимная неприязнь, и поведение его неизменно ухудшается. Именно с этой позиции и рассматриваю я отношение педагога к Василию.

Василий из неблагополучной неполной семьи. Мама Василия перебивается случайными заработками от «Центра занятости», где периодически состоит на учёте и получает пособие по безработице. Пенсия по потере кормильца невысокая.

Василий постоянно был на виду у всего педагогического коллектива. Помню, что при первой нашей встрече он гордо сказал мне, что у него отец - лётчик.

Используя преимущественно осуждение и наказание, педагог и не задумывался о результатах своей деятельности. А сталкиваясь с ухудшением поведения ученика, как правило, усиливал форму наказания. Так и было в нашем случае. Поэтому Василий и привык защищаться всеми дозволенными и недозволенными способами.

Несколько слов о моей позиции и к подростку, и к проступку.

Моё доброжелательное отношение обусловлено не только стремлением найти конструктивный подход к нему, но, прежде всего, анализом его поступков. А чтобы раскрыть их основу, я изучила семейные условия жизни Васи. В этом классе я была ещё и классным руководителем. Ознакомление с семейными условиями жизни ученика имело для меня не только познавательное значение, но и эмоциональное. Сталкиваясь с бедственным положением ученика, я сочувствовала ему, сопереживала ему. Я начинала смотреть на своего ученика не на как злостного нарушителя дисциплины, который затрудняет мою работу, а как на глубоко несчастного ребёнка, нуждающегося в помощи и заботе.

Это очень важный момент для формирования дальнейших взаимоотношений учителя и ученика.

Мне пришлось очень подробно с педагогом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.019 с.)