Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретический блок: Сознательное действие с непредвиденным результатом.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Действия, приводящие к непредвиденному результату, совершаются всеми людьми, но особенно характерны они для детей. Бывает, что в основе действия ребёнка лежат положительные мотивы и цели, но результат неожиданно для него самого получается негативным. Ребёнок удивлён, огорчён и испуган. Такое действие называется неумышленным. Как реагировать воспитателю, если ученик предпринимает определённое действие, в его глазах оно интересно и вполне благовидно, но из-за отсутствия жизненного опыта, достаточных практических знаний в соответствующей области, возможно, из-за непредусмотренных обстоятельств, вопреки его воле поступок получается неблаговидный? Для правильной оценки поступка, для того чтобы решить, умышленный он или неумышленный, нужно обязательно проанализировать его, раскрыть мотив, побудивший совершить этот поступок. Мотив нелегко выявить сразу. Помогает его определить искреннее признание, рассказ самого ученика. Но такая искренность возможна только в том случае, когда отношения между учителем и учеником строятся на взаимном уважении и доверии, когда учитель не спешит обрушиться с обвинениями, как только узнает о случившемся. Он старается понять мотивы поступка ученика, чувства, которые им владели. Если ученик видит, что его стремятся понять и не подозревают в умышленном зле, он успокаивается, перестаёт бояться и замыкаться в себе. Мотивы его действия выясняются без труда. Можно в благожелательном тоне рассказать ребёнку, к чему привела его неосторожность, необдуманность. И этим ограничиться. Ученик будет тронут и даже счастлив. Волевое действие Волевое действие – это сознательное действие, связанное с преодолением серьёзных трудностей на пути к цели и в связи с этим сопряжённое со значительными волевыми усилиями. При достижении цели, как правило, преодолеваются внешние и внутренние препятствия. Внешние препятствия обусловлены неблагоприятным стечением различных жизненных обстоятельств. Внутренние – это определённые желания, стремления самого человека, идущие вразрез с поставленной им же целью. Таким образом, волевое действие характеризуется не только наличием определённого мотива, цели, формированием образа ожидаемого результата, но и значительным волевым усилием. Нет весов, объективно взвешивающих степень напряжения воли при совершении того или иного поступка. Но примеры специфически волевых действий можно привести: это сознательное управление своим поведением, умение своевременно тормозить аффективные вспышки, искоренять дурные привычки. Волевые действия ученика, направленные на достижение положительной цели, должны одобрительно оцениваться учителем и поощряться. Формы поощрения очень разнообразны – одобрение, похвала, награда. Главное, оценить правильно старания учащегося. При оценке поступка ученика принимаются во внимание его мотивы, общественная значимость достигнутой цели, а также интенсивность волевых усилий. Рассматривая поступок, важно учитывать особенности ребёнка, его совершившего. Например, неуспевающему ученику подготовить урок на «четвёрку» труднее, чем выучить этот же урок отличнику.
Умышленное действие Как известно, каждый поступок характеризуется наличием мотива, побуждающего личность к нему, и цели, достижение которой приводит к удовлетворению мотива. Также известно, что каждый поступок приобретает общественный резонанс и оценивается обществом как нравственный или безнравственный, заслуживающий одобрения или осуждения. Отсюда вытекает задача воспитателя дать правильную оценку каждому поступку. В противном случае он рискует допустить ошибку – либо вызвать конфликт с учеником, если его незаслуженно в чём-то обвиняют, либо, если ученик провинился и это остаётся незамеченным, усугубить отрицательные формы поведения. Умышленное действие характеризуется тем, что мотив, цель или средства для достижения цели носят отрицательный характер, что придаёт отрицательный характер всему действию. Например, школьник, заметив деньги в портфеле у своего по парте, на уроке физкультуры попросился выйти, зашёл в пустой класс и украл деньги. Умышленное действие, следовательно, есть продуманное, тщательно планируемое действие. Ученик, поставив перед собой определённую цель, заранее создаёт в воображении образ достигаемого результата, стремится к этой цели. Он отнюдь не обеспокоен тем, что мотив, цель или средство для её достижения неблаговидны. Умышленное действие требует разъяснения, заслуживает осуждения или наказания. Сложность заключается в том, что умышленное действие необходимо дифференцировать от других видов действий, которые по-своему неблаговидны и на первый взгляд сходны с ним своими проявлениями. Но в каждом отдельном случае в зависимости от поставленного диагноза необходим определённый подход. Сразу важно подчеркнуть, что нельзя считать умышленным нечаянное действие, сознательное действие с непредвиденным результатом. Они не только не заслуживают наказания, но требуют понимания и прощения, даже определённой помощи. Учитель всегда должен помнить об этом. Особенно важно выявить негативистское действие, которое выступает следствием образовавшегося конфликта во взаимоотношениях между учителем и учеником. Констатация возникновения конфликта логически требует поиска приёмов разрешения конфликта. В целом можно считать, что удельный вес умышленных действий школьника в совершаемых им нарушениях дисциплины невелик. Но педагогам зачастую кажется, что их множество. Происходит это в тех случаях, когда они не прибегают к психологическому анализу проступков и огульно считают все умышленными, следовательно, заслуживающими осуждения и наказания. Подобные ошибки приводят к возникновению отчуждения между учителем и учеником.
Психологические игры. Игры – релаксации. За 3-5 минут, потраченных на упражнения, Вы сможете снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Специальные психотерапевтические упражнения («психотерапевтический душ») очищают нашу психику. Упражнение 1. «Настроение» Несколько минут назад у Вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки, нагрубившего Вам. В беседе с ней Вы говорили о воспитании сына в семье, необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, о том, что вседозволенность, которая культивируется, на Ваш взгляд, в семье ученика, ни к чему хорошему не приведёт. После всех этих разговоров мать подростка вдруг заявила, что «воспитывать должны в школе», что у неё на это нет времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены. Как снять неприятный осадок после такого разговора? Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите своё грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5 – 7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны. После этого ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая своё состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну. Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально – неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено. Вы хорошо отдохнули, можно продолжать работу.
Упражнение 2. «Пословицы» Предлагаю упражнение, хорошо «снимающее» внутреннюю депрессию и плохое настроение. Возьмём любую из книг «Русские половицы», «Мысли великих людей», «Афоризмы». Читаем в течение некоторого времени (всё зависит от индивидуального состояния). Я предлагаю терапевтические сказки и подборку афоризмов.
Например: Воспитатель - тот же садовник Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое – на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии. (Абдул – Баха) На пути к счастью нет лифта, Нужно подниматься по лестнице Кто сказал А, тот должен сказать В Во время урока, который на Востоке называют «мактаб», один ученик доставлял немало хлопот учителю. «скажи А! (по-персидски «алеф»). Мальчик только отрицательно качал головой и плотно сжимал губы. Учитель терпеливо упрашивал его: «Ты такой славный мальчик, скажи А! Ну что тебе стоит?» Однако взгляд ребёнка выражал явное нежелание отвечать. Наконец после нескольких попыток у учителя лопнуло терпение. «Скажи А! – закричал он. – Скажи А!» В ответ он услышал только: «Мм-мм». Тогда отец послал за отцом. Вдвоём они умоляли ребёнка, чтобы он сказал А. Наконец мальчик уступил и на удивление всем ясно и чётко сказал А. Учитель, обрадованный своим педагогическим успехом, воскликнул: «Слава аллаху! Как прекрасно! А теперь скажи В». Тогда мальчик бурно запротестовал и энергично ударил своими кулачками по столу: «Теперь всё! Я же знал, что меня ожидает, если я скажу А. Тогда вы все захотите, чтобы я сказал Б, потом мне придётся говорить на память весь алфавит, а потом – учиться читать, писать, считать. Я ведь знал, почему нельзя говорить А». · Феликс Кривин Трудный цыпленок Не успел Цыпленок вылупиться, как тотчас получил замечание за то, что он разбил яйцо. Бог ты мой, откуда у него такие манеры? Очевидно, это что-то наследственное... Сила убеждения - Помещение должно быть открыто,- глубокомысленно замечает Дверная Ручка, когда открывают дверь. - Помещение должно быть закрыто,- философски заключает она, когда дверь закрывают. Убеждение Дверной Ручки зависит от того, кто на нее нажимает.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.50 (0.008 с.) |