Характеристики правильно выбранных целей
Разумно выбранные цели (задачи) должны быть:
· четкими и ясными, не содержать длинных фраз и утверждений,
· представлены в письменной форме, чтобы облегчить коммуникации,
· определены во времени и по территории,
· выражены в количественной форме, поддающейся измерению,
· согласованы с целями более высокого уровня (локальными и глобальными),
· реальными, но не легкими, чтобы создать мотивацию,
· распределены по исполнителям и ответственным за их достижение,
· реализуемыми (наличие средств, необходимых для достижения целей).
Стратегия и тактика маркетинга
Стратегия маркетинга – система решений, определяющих генеральное направление развития фирмы и основные принципы ее взаимодействия с потребителями и конкурентами.
Тактика маркетинга – система конкретных мероприятий в рамках принятой стратегии (ответы на вопросы: Что делать? Как? Когда? Где?).
Стратегия и тактика маркетинга представляют собой оптимальное сочетание инструментов воздействия фирмы на прочих субъектов рынка в сложившихся условиях внешней среды и с учетом возможностей фирмы.
Направления разработки стратегии маркетинга
По уровню
| Общекорпоративная стратегия
| Стратегия бизнес-единиц
| Стратегия товарно-рыночных комбинаций
| По содержанию
| Стратегия
существования на рынке
(общая стратегия)
| Стратегия
развития
| Стратегия взаимодействия с потребителями
| Конкурентная
стратегия
| По миксу
| Товарная
политика
| Ценовая
политика
| Коммуникационная
политика
| Сбытовая
политика
| Сервисная
политика
| | | | | | | | | | |
Тактические действия, как правило, планируются в разрезе по политикам микса.
Стратегии существования фирмы на рынке (общие стратегии)
Модель общих стратегий по Портеру
Область деятельности
| Стратегия существования фирмы
| Широкая
| Минимизация издержек
| Дифференциация товара
| Узкая
| Фокусирование
|
Описание общих стратегий по Портеру
Стратегия существования фирмы на рынке
| Описание стратегии
| Минимизация издержек
| Фирма строит свою стратегию на стремлении минимизировать издержки производства, сбыта и обслуживания. Основная задача – добиться усиления внутренних конкурентных преимуществ, увеличить «запас прочности» фирмы.
| Дифференциация
| Фирма строит свою стратегию на предложении товара с уникальными характеристиками товара (функциональными и/или имиджевыми). Основная задача – добиться усиления внешних конкурентных преимуществ, увеличить «рыночную силу» фирмы.
| Фокусирование
| Фирма работает на узком сегменте рынка и стремится одновременно добиться высокой потребительской удовлетворенности, предлагая уникальный товар, и минимизировать издержки, используя современные технологии.
|
Запас прочности
ZP = Ik / If * 100 %
ZP – запас прочности фирмы,
If – издержки на единицу продукции фирмы,
Ik – издержки на единицу продукции конкурента.
Рыночная сила
RS = Pf max / Pkmax * 100 %
RS – рыночная сила фирмы,
Pf max – максимально возможная цена на товар фирмы,
Pkmax – максимально возможная цена на товар конкурента.
Сравнительная характеристика типов конкурентных преимуществ
| Внешние конкурентные
преимущества
| Внутренние конкурентные
преимущества
| Элементы
| Свойства товара и особенности деятельности фирмы в процессе общения с потребителем, позволяющие максимизировать удовлетворенность потребителя.
| Особенности технологии, производства, сбыта и сервиса, позволяющие минимизировать издержки фирмы.
| Ценность
| Для потребителя
| Для фирмы
| Преобладающая концепция
| Маркетинга
| Совершенствования производства
| Основа
| Маркетинговые ноу-хау
| Организационные и производственные ноу-хау
| Следствие
| Высокая рыночная сила фирмы (может повышать цену)
| Высокий запас прочности фирмы (может снижать цену)
| Стратегия
| Дифференциации
| Доминирования по издержкам
|
Характеристика общих стратегий по Портеру
Стратегия
| Необходимые
условия
| Требования
к менеджменту
| Риск применения
| Перспективы
развития
| Минимизация издержек
| Значительные инвестиции. Владение эффективными технологиями, способами организации производства, сбыта и сервиса. Отсутствие или низкая значимость для потребителя элементов индивидуализации в товаре.
| Надежная, прозрачная организационная структура делегирования полномочий в сфере управления, производства, распределения и обслуживания. Постоянный мониторинг и контроль издержек. Стимулирование персонала к снижению издержек при контроле качества продукции.
| Опасность имитации технологий и способов производства. Риск появления новых технологий и способов производства. Маркетинговая близорукость. Угроза инфляции сэкономленных средств.
| Сочетание с фокусированием, что дает еще более ощутимый эффект «высокого запаса прочности»
| Дифференциация
| Значительные маркетинговые усилия в области исследования потребностей. Творческие способности, направленные на поиск способов удовлетворения потребностей. Инвестиции в научные исследования. Особое внимание к марочной политике.
| Маркетинговый менеджмент. Приоритет глобальных целей над локальными, качественных показателей над количественными. Особое внимание кадровой политике (привлечение высококвалифицированных специалистов) и стимулированию персонала к удовлетворению потребностей потребителей.
| Опасность имитаций товара. Угроза появления новых технологий, ведущих к новым товарам. Увлечение излишней индивидуализацией товара без реальных потребностей потребителей в этом.
| Сочетание с фокусированием, что дает еще более ощутимый эффект «высокой рыночной силы»
| Фокусирование
| Наличие узкого субсегмента, в котором можно укрепиться как в нише. Значительные инвестиции в освоение новейших технологий производства, сбыта и сервиса. Значительные маркетинговые усилия по исследованию потребителей.
| Сочетание всех требований к менеджменту в стратегиях доминирования по издержкам и дифференциации.
| Имитация товара другими фирмами. Риск потери привлекательности товара из-за размывания границ сегмента или исчерпания спроса на товар. Приход более сильного конкурента. «Растаскивание» сегмента несколькими конкурентами (деление сегмента на еще более узкие субсегменты).
| Защита - неослабное внимание к потребностям потребителей и мониторинг поведения конкурентов на существующем рынке. Наступление - использование аналогичной стратегии на другом рынке, сходном по своим характеристикам с имеющимся.
|
Стратегии рыночного поведения по А. Юданову
Тип поведения
| Размер фирмы
| Локальная цель
| Линия поведения
| Уровень гибкости
| Уровень устойчивости
| Коммутанты (серые мыши)
| Малый
| Ускорение оборота, максимизация прибыли в краткосрочном периоде.
| Абсолютная ориентация на спрос, подстройка под него. Нет прочной привязки к какой-либо одной сфере деятельности, легко меняют сферу деятельности. Используют стратегии двойника или имитатора.
| Высокий
| Низкий
| Патиенты (хитрые лисы)
| Средний
| Удержание стабильной доли рынка (увеличение доли в сегменте).
| Узкая специализация в нише. Адаптация к потребностям узкого сегмента. Успех за счет высокой дифференциации или доминирования по издержкам в нише.
| Средний
| Достаточно высокий
| Виоленты (слоны или львы)
| Большой
| Максимизация доли рынка
| Стратегия массового маркетинга. Успех за счет доминирования по издержкам на рынке.
| Низкий
| Высокий
| Эксплеренты (мотыльки)
| Малый
| Внедрение на рынок принципиально новых товаров
| Достижение конкурентных преимуществ за счет инноваций. Более эффективны как венчурные (рисковые) подразделения крупных фирм.
| Средний
| Низкий
|
Стратегии развития фирмы
|