Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор рынка деревянных отделочных материалов РФ

Поиск

Рынок деревянных отделочных материалов в России характеризуется высокими темпами роста, основным катализатором которого выступает активное развитие строительной отрасли. На Российском рынке широко представлены отделочные материалы: вагонка, ламинат, МДФ-панели.

РЫНОК ВАГОНКИ

Вагонка – это строганная обрезная доска естествественной влажности или сухая, имеющая одинаковый профиль, шпунт и паз для стыковки по плоскости. Вагонка используется в качестве декоративного отделочного материала, для обшивки стен, потолков, дверей, внутренней отделки жилых помещений, бань и т.д

Евровагонка – высококачественная вагонка, производится в соответствии с европейскими стандартами качества изготовления. Все чаще евровагонка изпользуется в России, и постепенно вытесняет обычную деревянную вагонку с рынка отдеточных матраилов для стен из древесины, несмотря на то, что цена евровагонки выше чем у обычной.

На сегодняшний день специалисты-макетологи, занимающиеся исследованием российского рынка строительных и отделочный материалов, отмечают, что потребительский спрос на деревянную вагонку возрос практически повсеместно. Реализаторы объясняют это тем, что постепенное повышение качества жизни позволяет покупателям делать выбор в пользу экологически чистых натуральных отделочных материалов. Ориентируясь на возрастающие запросы потребителей, практически во всех регионах нашей страны появляются так называемые «сезонные» или «гаражные» производители вагонки. Особенность их работы состоит в том, что эти малые предприятия не имеют собственных складов, они размещаются в пределах рынков строительных материалов и производят небольшие партии продукции, которые тут же реализуют. Такие предприятия работают нестабильно, чутко реагируя на спрос, или выполняют только конкретные заказы. «Сезонники» вызывают беспокойство у крупных компаний-производителей пиломатериалов, поскольку вагонка, которую по заниженной цене за м2 реализуют фирмы-однодневки, отличается чрезвычайно низким качеством. Таким образом, одновременно нарушаются права полноправных участников рынка, строительных компаний и простых потребителей.

Среди всего объема реализуемых натуральных облицовочных материалов по наблюдению трейдеров около 60% приходится на обычную деревянную вагонку, 30-35% - на евровагонку, а «блокхауз» и прочие разновидности обшивочных панелей составляют порядка 5%.

В настоящий момент деревянная вагонка в основном изготавливается из отечественного сырья (до 80%), и только 15-20% производится из сырья, импортируемого из других стран. Как правило, это касается ценных и экзотических пород древесины (красное дерево, абаш и др.) Следует отметить, что основными потребителями вагонки являются частные лица, которые приобретают 60-70% всего производимого товара. На строительные бригады, выполняющие работу «под ключ» и фирмы, занимающиеся перепродажей, приходится 30-40% готовой продукции.

Маркетологи отмечают, что спрос на деревянную вагонку испытывает сезонные колебания. Так, снижение спроса обычно приходится на позднюю осень (ноябрь), а к январю-февралю этот товар практически не покупают. Обратная тенденция наблюдается с начала марта, а максимум продаж деревянной вагонки приходится на лето и начало осени. Этот циклический процесс обусловлен, в основном, тем, что ремонтные работы чаще всего проводятся именно в теплое время года, а закупать материалы заранее не всегда выгодно. Существует и еще один аспект: специалистам известно, что на рынке пиломатериалов лес зимней вырубки ценится выше, чем сырье, заготовленное летом. По причине отсутствия сокодвижения в холодное время года, вагонка, произведенная из «зимнего» леса отличается более высоким качеством. Таким образом, потребитель не спешит закупать зимой «летний» лес, желая получить за свои деньги по-настоящему качественный товар.

Рисунок 1. Породы деревянной вагонки

 

РЫНОК ЛАМИНАТА

ЛАМИНАТ — многослойный листовой материал, состоящий из двух или более слоев. Существует несколько классов эксплуатации ламината:

31 класс эксплуатации — это эксплуатация пола в коммерческих помещениях со слабой нагрузкой. Срок службы пола около 2-3 лет. В домашних условиях пол может пролежать 10-12 лет (спальни, кладовки то есть помещения со слабой эксплуатацией пола в доме). Сегодня в России наиболее распространенный класс ламината. В офисах применяется в приемных, переговорных, небольших кабинетах.

32 класс эксплуатации — это эксплуатация пола в коммерческих помещениях со средней нагрузкой. Срок службы пола 3-5 лет. В домашних условиях пол может пролежать 12-15 лет (столовые, кухни, коридоры, то есть помещения с высокой эксплуатацией пола в квартире). 32 класс наиболее оптимальный выбор и для дома и для офиса.

33 класс эксплуатации — это эксплуатация пола в коммерческих помещениях с интенсивной нагрузкой. Срок службы пола около 5-6 лет. В домашних условиях пол может пролежать 15-20 лет. Учитывая длительный срок эксплуатации в домашних условиях некоторые производители дают пожизненную гарантию. Несомненным достоинством этого пола является то, что его внешний вид будет сохраняться максимальное возможное для ламината время.

34 класс эксплуатации — эксплуатация пола в коммерческих помещениях с нагрузкой выше интенсивной. Например коммерческие помещения с высокой нагрузкой: автосалоны, вокзалы, аэропорты, танцевальные клубы. Срок службы 7-15 лет. В домашних условиях может пролежать около 30 лет.

Технология производства ламината — одного из самых молодых видов напольных покрытий — была освоена в начале 80-х гг. Российский рынок ламинированных полов начал формироваться в конце 90-х гг. прошлого века, причем полностью за счет импортных поставок. За последние десять лет ламинат из «экзотического» товара превратился в массовый продукт, с успехом потеснив линолеум в нише отделочных материалов эконом-класса. Темпы роста рынка ламинированных полов в данный момент наиболее высокие в сегменте напольных покрытий. При этом в последние три года это обусловлено не увеличением импорта, а увеличением доли выпуска ламината на территории России. Так, в 2007 г. продукция, произведенная внутри страны, составила, по нашим оценкам, около 80% всего объема российского рынка напольных ламинированных покрытий.

Начиная с 2003 года в России начинают открываться заводы по производству ламината. Открывающиеся заводы являются дочерними компаниями международных холдингов Krono Swiss Group (ООО «Кроностар») и Kronospan Group (ООО «Кроношпан»). Они сразу начинают активное продвижение своей марки и захват рынка ламината. Это им довольно легко удается, так как оба имеют свои собственные производства HDF плиты, из которой и изготавливают ламинат. К тому же, если в Европе, основным показателем является высокое качество продукции, то на российском рынке в большинстве случаев главный аргумент – более конкурентоспособная цена. Оба предприятия выпускают ламинат (31 и 32 класс) в дешевом ценовом сегменте. Поэтому у них практически нет конкурентов в выбранном ценовом сегменте, за исключением китайского ламината, но он не составляет серьезную конкуренцию.
В 2005 году открывается первая чисто Российская компания по производству ламината – ООО «Техносила», производящая российский ламинат под маркой «Шелехов ламинат». Причем, из-за дефицита HDF плиты, которая является основой ламината, ее приходится закупать зарубежном. Это предприятие решило не соперничать с крупными игроками в данной отрасли и взялось за выпуск ламината (33 класс) в высоком ценовом сегменте.

В 2008 году открылось еще одно российское производство ламината – ООО "РБК-Ламинат". Данное предприятие, использует для производства российского ламината, плиту отечественного производства. Компания РБК, казалось бы, избрала путь конкурентной борьбы, начав выпускать российский ламинат (32 класс) в дешевом ценовом сегменте. Но нет, компания сделала нестандартный ход, и выпустила ламинат со структурной поверхностью под кожу змеи, крокодила и саламандру. Еще одним немаловажным значением для рынка напольных покрытий было создание в 2009 году Союза Производителей и Поставщиков Отделочных Материалов. Одним из направлений Союза является рынок напольных покрытий. Для создания единого и понятного рынка, Союз объединил всех участников отрасли напольных покрытий, на Интернет портале, который был разработан специально для этого. В рамках портала, было проведено структурирование рынка напольных покрытий по категориям: «Производители», «Поставщики», «Магазины», «Поставщики выставочного оборудования» и «Поставщики производственных компонентов». Все проведенные Союзом реорганизации на рынке напольных покрытий, создали благоприятные условия для развития данного рынка.
Как видно, производство российского ламината имеет весьма скромную историю. Да и развитию производства ламината в России, мешает отсутствие качественных российских компонентов для производства ламината. Отечественным производителям, приходиться закупать их за границей. К тому же в России, до сих пор нет стандартов и норм на производство ламината. Поэтому, производителям приходиться пользоваться нормами и стандартами других стран. Но несмотря ни на что, российское производство продолжает расти и расширяться, благодаря открывающимся все новым и новым заводам ламината. Будем надеяться, что их число увеличится в ближайшие годы, несмотря на производственную мощность уже имеющихся на Российском рынке иностранно-российских игроков, с их зарубежной денежной и технической поддержкой, и с их стремлением стать монополистами рынка ламината.

Как показал мониторинг оптовой и оптово-розничной торговли г. Москвы, проведенный летом 2007 г. компанией Symbol-Marketing, в системе дистрибуции ламината Москвы и ближайшего Подмосковья работает не менее 400 торговых компаний разного уровня и профиля.

Для эффективности освоения московского и российского рынков в Москве один за другим открываются представительства ведущих западных марок: Tarkett, Classen, Pergo, HDM, Egger, Jurgi, Magnum и др. Часть торгпредставительств зарубежных производителей имеет терминальные склады (HDM, Classsen) и весомые торговые обороты на территории России и стран СНГ, часть ограничивается осуществлением координирующей роли дилерских сетей, поставкой технологической информации, обучением партнеров.

Помимо официальных представительств продвижением ламината занимаются эксклюзивные и официальные дилеры, например: ООО «Эко-Дом» (Witex™, Parador™), ООО «Марс 2001» (Alloc™), ООО «Бау Центр» (Quick-Step™ и Lоck Floor™), ООО «Терминал — Строительные материалы» (Meister™) и др. Торговая деятельность таких компаний как правило связана контрактными ограничениями, а марочный портфель исчисляется одним-двумя приоритетными торговыми знаками. Долю мультибрендовых дистрибьюторов (предлагающих на рынке порядка 7–15 марок) можно определить как 20% от общей совокупности. Это такие компании, как «А-Паркет», «Паркет-Холдинг», «Вертикаль-98», «Профпаркет», «Снабов», «Дельта-Строй», «Строй-Сити С.Т.К.», и многие другие. Объемы реализации ламината крупнейших из них приближаются к годовым показателям продаж в $80–100 млн. (например, «Строй-Сити С.Т.К.»).

В ходе анализа товарной специализации торговых компаний было выявлено «ядро», специализирующееся не на широком спектре строительных материалов, а на целевом сегменте напольных покрытий. Вес «напольников» среди дистрибьюторов ламината значителен не только в количественном отношении (около 50% всех компаний), но и в качественном — именно эти специализированные фирмы выводят на рынок премиумные марки ламинированных полов, формируют основные тенденции на столичном рынке.

Объем спроса на ламинат, подогреваемый новизной товара, будет расти в среднем на 17% в год. Рост рынка ламинированных напольных покрытий будет вызван тенденцией замещения ламинатом, в первую очередь, напольных покрытий из ПВХ (линолеума). При этом основной тенденцией развития рынка ламинированных напольных покрытий будет являться вытеснение российским ламинатом импортной продукции.

К 2015 году темпы роста потребления ламинированных напольных покрытий замедлятся до 6-7% годовых, что обусловлено приближением рынка к стадии насыщения и началом изменения потребительских предпочтений. Уровень потребления ламинированных напольных покрытий на российском рынке к 2015 году приблизится к критическому значению в 0,9 кв.м./чел. После 2015 года рост потребления ламината на российском рынке стабилизируется на уровне 3-5% годовых.

Снижению роста потребления ламината в первую очередь послужит смещение предпочтений населения к использованию более качественной и экологически чистой продукции (в частности деревянного настила, ковровых покрытий), что и послужит ограничением роста потребления ламината на российском рынке жилищного строительства.

Кроме того, увеличение доли строительства офисов, магазинов, гостиниц и ресторанов высоких разрядов, где определяющими факторами выбора напольного покрытия являются, прежде всего, характеристики напольных материалов, также станет ограничением дальнейшего развития рынка ламината.

В отношении видового спроса на ламинированные напольные покрытия, следует отметить, что повышенные требования потребителей к качественным характеристикам ламинированных напольных покрытий, будут способствовать увеличению спроса на ламинат 32 и 33 класса нагрузки, доля которых в совокупном потреблении будет увеличиваться. При этом наиболее востребованным будет являться ламинат 32 класса, что определяется как сферами его возможного применения (жилые помещения, а также торговые и офисные с небольшой интенсивностью движения), так и более низкой стоимостью по сравнению с ламинатом 33 класса.

Случившийся мировой кризис внес свои коррективы в картину рынка напольных покрытий, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Всеобщий спад строительства, снижение покупательской способности, и просто смутные времена привели к снижению спроса на напольные покрытия, и в том числе на ламинат. В такой ситуации начинает складываться жесткая конкуренция в среде оптовых компаний и производителей. Каждый пытается привлечь к своей компании как можно большее число клиентов. Но при всем при этом, прослеживается политика снижения издержек и затрат. Складывается довольно непростая ситуация для принятия правильного решения. Во-первых, необходимо максимально сэкономить деньги, а во-вторых, добиться наибольшей популярности своей компании или марки товара.
В этой непростой ситуации, компаниям на помощь, в очередной раз, приходит Союз Производителей и Поставщиков Отделочных Материалов. На портале Союза, создано множество рычагов управления, используя которые компания может, не затрачивая много времени и средств, добиться желаемого результата. Компании всегда могут воспользоваться имеющимися ресурсами портала для продвижения своей компании или марки товара.

 

РЫНОК ПАРКЕТА

За последние несколько лет отечественный рынок паркета претерпел кардинальные изменения. По мнению экспертов, отечественный рынок паркета более или менее сформировался в последние три года. Сегодня это благородное напольное покрытие изготавливают около 100 предприятий, причем их количество ежегодно уменьшается, как и объем выпускаемой продукции. Среди лидеров едва ли можно выделить десяток фирм.

Причины такого спада понятны. Современный дизайн предъявляет серьезные требования к отделочным материалам и в первую очередь к виду напольного покрытия. Пол третьего тысячелетия должен быть экологически чистым, комфортным, престижным и эстетичным внешне. Соответствовать этим требованиям, по единодушному мнению технологов и дизайнеров, может только паркет. Однако паркет является, во-первых, одним из самых дорогих материалов, во-вторых, технология его укладки намного сложнее, чем линолеума или ковролина, а в-третьих, он требует тщательного ухода при эксплуатации, ведь его главный недостаток - гигроскопичность. Все перечисленное является сдерживающим фактором для многих российских покупателей.

Сегодня российский паркет изготавливается в 35 регионах страны. Однако более 50 % от общего объема сконцентрировано в Московской («Дом паркета» и «Центр паркет», «Обнинский паркетный завод и «Русский паркет» (г. Одинцово), «Янтарная прадь» (г. Химки)), Кировской (Нововятский комбинат) и Пермской областях (ЗАО «Призма»), Краснодарском крае («Муздрев лесозавод»), Удмуртской Республике (Пастуховский леспромхоз), Республике Адыгея (ЗАО «Адыг-Юраг»), Новосибирске («Сибирский мастер»).

«Все-таки надо отметить, что паркет, несмотря на появление в последнее десятилетие на рынке напольных покрытий множества новых материалов, сохраняет свою устойчивую нишу: его производят практически во всех российских регионах, поставляют из других стран, и при всех экономических сложностях он все равно находит своего покупателя», - комментирует Владимир Шерстнев, директор по поставкам - начальник группы напольных покрытий компании «Искрасофт».

Несмотря на общий рост цен на строительные материалы, за последние годы цена на паркет растет сообразно курсу доллара. По мнению экспертов, это, скорее всего, связано с оживленной конкуренцией. Как считают аналитики, данная тенденция будет какое-то время сохраняться. Однако общее повышение качества паркета (на базе оснащения производств современными сушками и импортным деревообрабатывающим оборудованием), распространение художественного паркета и готовых розеток и бордюров, увеличение гарантийных сроков и внедрение практики страхования, мода и потребность в экологически чистых материалах, сокращение сырьевой базы, развитие дилерских сетей - все это в долгосрочной перспективе приведет, по-видимому, к росту цен.

По мнению экспертов агентства Business Analytica, именно жилищный сектор, в первую очередь сегмент вновь построенного муниципального жилья, решающим образом влияет на объем и структуру рынка напольных покрытий как в стране в целом, так и в отдельных регионах.. Однако в связи с усилением тенденции сдачи жилья без отделки, в том числе без «чистого» пола, укладка паркетных покрытий часто осуществляется не на стадии строительства, а в процессе отделки квартир самими жильцами. В домах с законченной отделкой обычно используются самые дешевые материалы, и поэтому паркет и паркетная доска применяются ограниченно.

Стоит отметить, что рынок паркета характеризуется узкой географией. Основные регионы-потребители паркетной доски - это относительно благополучные в экономическом отношении районы с большой численностью населения, высокими показателями общей площади жилых домов и объектов социально-культурной сферы (на эти же территории приходится основной объем нового строительства и ремонта объектов недвижимости). В этом отношении заметно выделяются гг. Москва и С.-Петербург, Краснодарский край, Московская область, Ростовская область, республики Татарстан и Башкортостан.

Как показывают результаты анализа рынка паркетных покрытий, общей тенденцией следует считать некоторое вытеснение отечественного штучного паркета импортной паркетной доской. Это объясняется как меняющимися вкусами потребителей, так и сокращением выпуска штучного паркета в традиционном «паркетном» регионе России - Северном Кавказе, где в результате приватизации многие крупные предприятия, которые обеспечивали основной объем производства паркета в стране, оказались раздробленными. В ряде случаев эти предприятия попали под контроль криминальных структур; действующие мощности перешли на выпуск более простой продукции - паркетной заготовки (из дуба и бука); которая экспортируется в Италию и Турцию.

Кроме того, ресурсы древесины ценных пород, из которых изготавливаются паркетные покрытия, традиционно ограничены. Максимальная концентрация ресурсов дуба и бука имеет место именно на Северном Кавказе, ясеня - на Дальнем Востоке. Нестабильная ситуация в Кавказском регионе также находит свое отражение в падении объемов производства паркета. Износ оборудования действующих предприятий не позволяет производить высококачественные паркетные покрытия, а в условиях жесткой конкуренции это сразу сказывается на спросе. Отечественная промышленность в настоящее время не выпускает оборудование, которое позволило бы изготавливать паркетные покрытия, сравнимые по качеству с западными. Для приобретения же импортного технологического оборудования у большинства предприятий нет средств (комплект на весь производственный цикл стоит более $1 млн).

Сегодняшний рынок паркета работает по трем основным направлениям: штучный, многослойный и художественный.

«Наиболее востребованным сегодня является штучный паркет, - говорит руководитель группы компаний «Дом паркета» Владимир Сушко. - На него приходится максимальный объем продаж, что обусловлено в первую очередь его высокими качественными характеристиками». Стоимость штучного паркета - $8-$15 за квадратный метр. Его альтернатива - многослойный паркет. Стоимость отечественного варианта - $9-$15, импортного - выше $15. Самым дорогим является художественный паркет ($95-$100), рассчитанный на состоятельных заказчиков. Высокую стоимость этого элитного покрытия обусловливает использование в его конструкции ценных пород дерева.

Покупка паркета автоматически влечет за собой расходы на его укладку. Существует несколько видов укладки: «елочка», «палуба», «ромбы», «квадраты», «плетенка», «Елочка» применяется все реже - этот узор уже успел «замылить глаза». Как самая простая и экономичная сегодня наиболее распространена «палуба». «Укладка "под ключ", включая расходы на шлифовку и гидроизоляционный материал, зачастую обходится заказчику в два раза дороже, чем сам паркет, - говорит коммерческий директор группы компаний «Дом паркета» Виктор Сивец, - и составляет в среднем $40 за квадратный метр штучного паркета, $20 - многослойного и $80-100 - художественного». Гарантия на работу, как правило, - 2-3 года. Паркет никогда не попадал в разряд дефицитных товаров. Тем не менее число торговых точек в России, официально занимающихся его продажей, превышает 400, т. е. на каждого изготовителя приходится более четырех торговых точек. А если принять во внимание тот факт, что количество лидеров отрасли не превышает десяти, а остальные выпускают паркет либо низкого качества, либо от случая к случаю, то число магазинов на одного лидирующего производителя достигает 40.

И все же в целом картина на паркетном рынке России не так удручающа. В 2002-2003 гг. на фоне общего снижения производства предприятия нескольких российских регионах увеличили выпуск продукции на 10-15%. По данным Госкомстата, к ним относятся Брянская, Владимирская, Калужская области. Можно также отметить республики Татарстан и Мордовию. Кроме того, вырос экспорт. В конце 2002 г. наибольший объем паркета поставлялся в Казахстан - 77 тыс. кв. м (56,3 % общего объема вывоза).

Рынок МДФ-плит

МДФ – плитный материал, изготовленный из высушенных древесных волокон, обработанных специальными связующими веществами с последующим горячим прессованием до плотности (в среднем) 700-870 кг/м³.
В настоящее время перечень изделий, изготовленных с использованием МДФ, превышает 300 наименований. В 2006 году в России сферой применения МДФ 35 % рынка приходилось на строительно-отделочные материалы.
На мебельных предприятиях МДФ фасадов и стеновых панелей. Как средним, так и крупным мебельным предприятиям достаточно сложно инвестировать в оборудование для собственного производства плит, поэтому полуфабрикаты для производства мебели приобретаются от крупного производителя. Именно этим обусловлен нынешний перевес спроса именно со стороны мебельной промышленности.
Плиты МДФ могут облицовываться натуральным или синтетическим шпоном, бумагосмоляной пленкой, пленкой ПВХ (поливинилхлорид).
Современный товар-заменитель МДФ плит – это ХДФ плита. ХДФ плиты также применяются в производстве мебели, и облицовочных панелей. ХДФ превосходит МДФ плит по показателям прочности, из нее получаются более прочные тонкие плиты (2,5-3 мм). Однако ХДФ дороже, поэтому в России мало распространены.
Широко распространены ДСП и ДВП. К примеру, древесно-волокнистых плит всех типов (как сухого, так и мокрого способа производства) в России выпускается 450-480 млн м². Древесно-стружечных плит выпускается 4 700-4 900 тыс. м³, то есть в пять раз больше, чем МДФ плит.
В настоящее время российская древесная отрасль располагает мощностями по производству МДФ плит в размере около 1 500 тыс. м³ в год. Основная их часть была введена в строй в 2003-2004 годы. Именно тогда и произошел резкий скачок выпуска этой продукции. В дальнейшем оборудование модернизировалось и потенциальный объем выпуска увеличивался вместе с реальным.
Имеющиеся мощности загружены примерно на 76-78 %. Большинство предприятий непосредственно перед кризисом выпускали объем продукции, практически равный имеющимся мощностям. Уровень загруженности по естественным причинам снизился в условиях кризиса.
По данным специалистов, в 2004 году объем выпуска МДФ плит в России не превышал 141 000 м³. После 2004 года, когда были введены в строй мощности двух основных игроков – «Кроностар» и «Кроношпан», – а также ряда других компаний, ситуация с производством кардинально изменилась. Приросты в 2004-2005 годы зашкаливали за сто процентов, и даже снизившись до 50-60 % в 2006-2007 годы, все равно отражали небывалый количественный прирост. В 2008 году рост остановился, а в 2009 году произошло снижение на 8-9 %.
Следует отметить, что крупные игроки практически сохранили и даже увеличили выпуск в 2009 году. Наиболее сильно пострадали предприятия, имеющие относительно небольшой объем выпуска. Результаты первых четырех месяцев 2010 года превысили аналогичный показатель 2009 года на 14,8 %.
Концентрация производства МДФ плит в настоящее время достаточно высока. Около 60 % выпуска приходится на предприятия «Кроностар» и «Кроношпан», которые отодвинули пионеров производства на периферию рынка. Масштабное производство позволяет лидерам производить плиту МДФ разных толщин и предлагать рынку сравнительно невысокие цены.
Большая часть мощностей по выпуску МДФ плит располагается в Центральном федеральном округе – 62,2 %. 17,5 % приходится на Северо-Западный федеральный округ, 13,5 % – на Сибирский. По одному производителю имеется в Приволжском и Южном округах. Уральский и Дальневосточный федеральные округа пока обделены собственным

производством МДФ плит.

В 2009 году в Россию было ввезено 12 600 тонн МДФ плит. В переводе на кубические метры, исходя из средней плотности МДФ плит, это составляет 160-170 тыс. м³. Для сравнения – в 2003 году было ввезено 204,1 тыс. м³ плит средней плотности, в 2004 году - 150 тыс. м³, а непосредственно перед кризисом, в 2008 году, – 390 тыс. м³.
Большая часть импорта МДФ плит – это ламинированные напольные покрытия, либо готовые, либо полуфабрикаты для их изготовления. Эта группа занимает более 60 %.
Вторая группа – 18,5 % – плиты для изготовления корпусной мебели, мебельных фасадов и декоративные детали к ним. Доля облицовочных панелей (стеновых, потолочных), а также других панелей для внутренней отделки занимает 9 %. Около 4 % приходится на плиты для изготовления дверных блоков, коробов и наличников. К категории «прочие» можно отнести необработанные плиты и плиты для других целей, как строительных, так и более специфического характера (задники для картин, рекламные щиты, доски для рисования и т. п.).
Импортируется, как правило, высококачественный ламинат как готовая продукция. Мебельные плиты плотностью 80-900 кг/м³ поступают как облицованные, так и необлицованные. Шпонированные плиты не составляют доминирующую величину, большей частью ввозится либо необработанная, либо покрытая бумагой или ПВХ-пленкой МДФ плита для мебели.
Мебельное производство в России до кризиса развивалось очень активно, и, несомненно, восстановит темпы роста. Декоративное оформление плит для мебели и отделки имеет широкие возможности, рынок будет развиваться не только за счет частного спроса, но и за счет коммерческого и офисного сектора.
В 2009 году на экспорт было направлено 40 863 537 кг плит средней плотности, что представляет собой 51 тыс. м³. Экспорт МДФ плит из России увеличивается, особенно высоким он был в 2005-2007 годы.
Российская продукция экспортируется, главным образом, в страны СНГ: Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Киргизию, Украину, а также Таджикистан, Молдавию, Литву, Финляндию, Иран.
Экспорт российских МДФ плит востребован по большей части рынками ближнего зарубежья. С одной стороны, это не обещает больших перспектив для крупного экспортера в ближайшем будущем. Но с другой стороны, еще совсем недавно (до 2004 года) экспорта МДФ плит как такового в России не существовало, поэтому судить о развитии и потенциале за столь короткий период его существования достаточно сложно.
Перечисленные выше группы товаров, идущих на экспорт, встречаются в том числе под марками компаний, не производящих МДФ плиты, из чего можно сделать вывод, что экспорт обработанных (ламинированных и шпонированных) плит – выгодное мероприятие для компаний, имеющих возможность облагораживать плиту, придавая ей дополнительную стоимость.
Еще в 2007 году на российском рынке существовал заметный дефицит МДФ плит. Особенно остро данная проблема вставала перед теми региональными рынками, где действовали производители с относительно небольшими производственными мощностями и недостаточно широким ассортиментом продукции.
Основные продажи идут внутри страны, поэтому отрасль древесных плит пока не сильно пострадала от финансового кризиса. Из-за роста валютного курса и общей нестабильной обстановки импорт плитных материалов в 2009 году сократился.
Наиболее активно в ближайшем будущем будет развиваться сегмент МДФ плит для мебельного производства. Производителей мебели в стране более 5 000 компаний. Мебельный рынок низко концентрирован, поэтому спросом будут пользоваться плитные материалы разных свойств и разного качества.
В сегменте плит для мебели и облицовки МДФ плит себя чувствует увереннее всего. Благодаря различным толщинам и видам декора МДФ плит может практически полностью занять этот сегмент.
Потребление МДФ плит в ближайшее время будет расти быстрее всех видов плитной продукции. По скорости наращивания популярности с ней может сравниться разве что OSB, но эти два материала мало пересекаются между собой в конкурентном плане.
Период 2003-2009 годов показал, что не все планы о вводе мощностей по производству воплощаются в жизнь. Современное оборудование по производству МДФ плит требует больших капитальных затрат. Однако новые инвестиционные проекты заявляют о себе снова и снова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.166.157 (0.02 с.)