Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и задачи судебной психиатрии

Поиск

Студент должен иметь общие представления о психиатрии как отрасли медицинской науки, которая занимается изучением особен­ностей течения и причин возникновения психических заболеваний с целью их предупреждения и лечения.

Необходимо знать основные понятия о судебной психиатрии как отрасли общей психиатрии, которая имеет наряду с общепсихиатриче­скими и самостоятельные задачи, главной из которых является изуче­ние психических расстройств в их специальном отношении к опреде­ленным вопросам уголовного и гражданского права и процесса.

При ответе на данный вопрос необходимо отразить принципы судебно-психиатрической оценки отдельных психических заболева­ний, основные психиатрические критерии, на основе которых дают­ся заключения о невменяемости или недееспособности, необходимо также понимать, какое значение оказывает характер психического заболевания и степень тяжести имеющихся при этом психических нарушений на способность данного лица отдавать отчет в своих дей­ствиях и руководить ими, на возможность понимать значение своих действий или руководить ими.

Тема 2. Правовое положение и организационные формы судебно-психиатрической экспертизы в РФ

При ответе на данный вопрос студент должен отразить роль су-дебно-психиатрического экспертного заключения в уголовном про­цессе как одного из судебных доказательств по делу, которое подле­жит оценке следствием и судом. Необходимо отразить «равноправ­ность» всех имеющихся' в отношении одного лица экспертных заключений, которые рассматриваются судом как доказательства по делу, и он может положить в основу своего решения любое из них.

Следует знать, в связи с чем возникает необходимость проведе­ния судебно-психиатрического освидетельствования, каким участ­никам уголовного и гражданского процесса она проводится и по ка­ким видам уголовных и гражданских дел.

Рассказывая об организации судебно-психиатрической экспер­тизы, необходимо знать статьи Уголовного, Уголовно-процессуаль­ного и Гражданского кодексов РФ, которыми она регламентируется, какие государственные органы ее проводят, основные виды судеб-но-психиатрических экспертиз, их отличия друг от друга и пределы компетенции. Необходимо сделать акцент на особенностях проведе-


ния судебно-психиатрической экспертизы в отношении подозревае­мых, обвиняемых и осужденных, знать основные вопросы, на кото­рые отвечает эксперт в этих случаях.

Студенты должны знать структуру акта судебно-психиатриче-ского освидетельствования, его основные разделы.

Тема 3. Проблема вменяемости — невменяемости. Статья 22 УК РФ

Ответ на данный вопрос необходимо начинать с понятия вме­няемости, как основной предпосылки вины правонарушителя, отли­чия вменяемости от альтернативного юридического понятия невме­няемости, отличие преступление от общественно опасного деяния.

Необходимо привести содержание формулы невменяемости, сформулированное в ст. 21 УК РФ, основные критерии формулы невменяемости, роль медицинского и юридического критериев и по­следовательность их определения при проведении судебно-психиат-рического освидетельствования. Надо уточнить особенности судеб­но-психиатрической экспертизы лиц, заболевших психическим рас­стройством уже после совершения правонарушения.

При раскрытии содержания ст. 22 УК РФ необходимо уточнить, что ограниченная вменяемость не является самостоятельной катего­рией, а лишь одним из аспектов вменяемости. В связи с этим эти ли­ца подлежат уголовной ответственности, но в связи с наличием у них психического расстройства им в местах лишения свободы мо­жет быть назначено амбулаторное принудительное лечение.

Рассказывая о мерах медицинского характера в отношении не­вменяемых, надлежит выделить принудительные и непринудитель­ные меры, их отличие, как они назначаются и реализуются, пояс­нить отличия принудительного лечения в психиатрических больни­цах с различным режимом содержания (психиатрические больницы с обычным, усиленным и строгим наблюдением).

Тема 4. Судебно-психиатрическая экспертиза осужденных

Акцент делается на вопросы, подлежащие разрешению психиат­ра в отношении осужденных и возможные медицинские рекоменда­ции в этих случаях.

Тема 5. Меры медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно-опасные

Деяния

Необходимо иметь представление об основных задачах, стоящих перед принудительным лечением психически больных, и об их отли-


чии от задач, стоящих перед уголовным наказанием за совершенное преступление. Виды принудительных мер медицинского характера и какими статьями УК РФ они регламентируются. Что понимается под общественно опасным деянием и общественной опасностью психически больного лица. Кто назначает принудительные меры ме­дицинского характера, критерии их выбора и порядок их отмены.

Тема 6. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Согласно законодательству к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, которым до совершения преступления ис­полнилось 16 лет. Подростки в возрасте 14—16 лет привлекаются к ответственности лишь за определенные виды преступлений.

Выделение экспертизы несовершеннолетних в самостоятельный раздел судебной психиатрии диктуется особым правовым положе­нием подростков, связанным с возрастными особенностями их пси­хики, а также с тем, что психические нарушения в этом возрасте, а соответственно и судебно-психиатрическая их оценка, имеют спе­цифику. Возраст 14—18 лет, в течение которого происходит половое и психическое созревание, обозначается как пубертатный (переход­ный). Процесс психического созревания может протекать более сложно и бурно. Это зависит от целого ряда дополнительных факто­ров. В пубертатном периоде могут обостряться хронические психи­ческие заболевания (шизофрения, эпилепсия и др.). Пубертатный возраст имеет принципиальное значение для закрепления приобре­тенных аномалий характера, для выявления конституциональной психопатии. При освидетельствовании подростков необходимо пом­нить о влиянии возраста на клиническую картину и течение психи­ческих заболеваний.

Основными особенностями психических заболеваний в пубер­татном возрасте являются стертость, неразвернутость, фрагментар­ность симптоматики и превалирование в клинической картине ха­рактерологических, невротических и поведенческих нарушений.

Ко всем подросткам, признаваемым невменяемыми, применяют­ся меры медицинского характера.

Тема 7. Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском

Процессе. Вопросы недееспособности психически больных.

Вопросы ограниченной дееспособности

Необходимо раскрыть понятия правоспособности, дееспособно­сти и недееспособности, выделить медицинский и юридический кри-


терии формулы недееспособности, сравнить медицинский и юриди­ческий критерии формул невменяемости и недееспособности.

Студентом перечисляются вопросы, стоящие перед судебно-пси-хиатрическими экспертами в гражданском процессе, виды судеб-но-психиатрических экспертиз по гражданским делам, основания и порядок назначения опеки и попечительства.

При раскрытии понятия ограниченной дееспособности необхо­димо подчеркнуть, что оно касается не страдающих алкоголизмом и наркоманией больных, а лиц, злоупотребляющих алкоголем и нар­котиками при условии, что в результате этого их семья попадает в тяжелое материальное положение.

Тема 8. Судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей

И потерпевших

Необходимо перечислить причины назначения судебно-психи-атрической экспертизы свидетелей и потерпевших. При этом надо отметить, что является предметом изучения экспертов, вопросы, подлежащие разрешению. Особое внимание надо уделить отноше­нию к показаниям лиц с психическими аномалиями и психически больных с учетом возможности оговоров и самооговоров психиче­ски больных лиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.213 (0.007 с.)