Формирование, распределение и использование прибыли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование, распределение и использование прибыли



 

Схема формирования и использования прибыли фирмы показана на рис. 3

 

Рис.3 Формирование и использование прибыли

 

Балансовая прибыль после ее получения подлежит распределению, под которым понимается ее направление в бюджет и по статьям использования на предприятии. Основные принципы распределения прибыли следующие:

– прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между предприятием и государством;

– прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены;

– величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Из балансовой прибыли в соответствии с законодательством о налогах на прибыль производятся обязательные платежи.

Балансовая прибыль за минусом налогов называется чистой прибылью.

 

Рентабельность и её виды

Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.

Одним из важнейших показателей эффективности работы предприятия является рентабельность, которая в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия.

На практике наиболее часто рассчитываются следующие пока­затели рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного ка­питала, рентабельность производственных фондов, рентабельность инвестиций.

Рентабельность продукции отражает зависимость между при­былью от реализации продукции и ее себестоимостью. Она показы­ваетотносительный размер прибыли на каждый рубль текущих рас­ходов и определяется по формуле

Пр

Рп = — х100,

где Рп — рентабельность продукции;

Пр — прибыль от реализации продукции; 3 — затраты.

Рентабельность продукции может быть рассчитана как по всему выпуску продукции, так и по отдельным видам продукции.

Рентабельность продаж определяется отношением прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции:

Пр

Рпрод.= —— ×100,

В

 

где В — выручка от реализации продукции.

Этот показатель характеризует долю прибыли в выручке от реа­лизации продукции.

Наиболее обобщающей оценкой эффективности формирования прибыли является рентабельность активов (экономическая рента­бельность). Она характеризует общий уровень прибыли, получен­ной от использования всех активов предприятия. Расчет этого пока­зателя осуществляется по формуле

Пб

Ра = —— х100,

А

где П6 — балансовая(общая) прибыль (прибыль до налогообложения);

А — средняя стоимость всех используемых активов.

На основе этой формулы может быть определена и рентабель­ность отдельных групп активов предприятия, например внеоборот­ных и оборотных активов, а также отдельных их элементов (основ­ных средств, запасов и т. д.). При расчете показателей рентабельности активов наряду с общей прибылью может быть использова­на чистая прибыль предприятия.

Важным показателем является рентабельность производствен­ных фондов, которая рассчитывается отношением общей (или чистой) прибыли к стоимости производственных фондов:

 

Пбч)

Рф = ———— ×100

ОФ+МОС

 

где ОФ — среднегодовая стоимость основных производственных фондов; МОС — среднегодовая стоимость материальных оборотных средств.

Не менее значимым является также показатель рентабельности инвестиций. Он характеризует прибыльность использования инвес­тиционных ресурсов в целом по предприятию. Расчет этого показа­теля осуществляется по формуле

Пб

Ри =———— ×100

ВБ -КО

где ВБ — средняя величина валюты баланса;

КО — средняя величина краткосрочных обязательств предприятия.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое прибыль?

2. Какие виды прибыли входят в состав общей прибыли?

3. Что такое внереализационные результаты?

4. Что такое рентабельность?

5. Чем отличается прибыль от рентабельности?

 

Тема: Ценообразование. Сущность и виды цен. Структура цены

1. Сущность и функции цены.

2. Виды цен

3. Ценообразование

Цели

Изучив тему Вы

- осознаете роль и функции цены в деятельности предприятия;

- научитесь различать виды цен по степени регулируемости и в зависимости от обслуживаемого оборота;

- научитесь рассчитывать различные виды цен;

 

1.Сущность и функции цены.

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Уровень цены на товары определяет все экономические и финансовые параметры предприятия.

В зависимости от характера складывающейся в отрасли рыночной ситуации цена формируется:

- на основе соотношения спроса и рыночного предложения, либо устанавливается договорная цена;

- как сумма затрат и прибыли, которую закладывают фирмы

Цена выполняет следующие функции:

1. Учетная. С помощью этой функции оцениваются затраты и результаты производства.

2. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, улучшения качества продукции и внедрения новых технологий.

3. Распределительная функция заключается в том, что цены на отдельные виды товаров включаются в акцизы и налог на добавленную стоимость. Затем эти налоги поступают в бюджет государства и перераспределяются через налоговую систему.

Виды цен

По степени регулируемости цены могут быть:

1. Свободными, т.е. складываются на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от государственного влияния.

2.Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;

3.Регулируемые цены – эти цены также формируются под воздействием спроса и предложения, но государство может повлиять на такие цены путем прямого ограничения их роста или снижения. цены, устанавливаемые под контро­лем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирова­ние осуществляется путем установления фиксированных цен, пре­дельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и про­центных ставок.

 

В зависимости от территории действия различают:

1. единые, или поясные, цены;

2. региональные (зональные) цены.

Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавли­ваются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономиче­ские условия и особенности отдельных территорий.

Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на сле­дующие виды продукции и услуг:

- газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно­строительным кооперативам);

- продукция ядерно-топливного цикла;

- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регули­руются Федеральной энергетической комиссией;

- продукция оборонного производства;

- драгоценные металлы и сплавы;

- перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на же­лезнодорожном транспорте;

- перевозки пассажиров, багажа, грузоперевозок и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном со­общении) и др.

В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование цен на следующие виды продукции и услуг:

- газ природный, реализуемый населению и жилищным коопе­ративам;

- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регули­руются региональными энергетическими комиссиями;

 

- топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реали­зуемые населению;

- оплата населением жилья и коммунальных услуг и др.

В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:

• цену «франко-склад поставщика»;

• цену «франко-станция отправления»;

• цену «франко-склад потребителя» и др.

Система франкирована показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмеща­ет транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара.

Так, цена «франко-склад поставщика» означает, что все расхо­ды по доставке продукции несет покупатель. В цену «франко-стан­ция отправления» продавец включает расходы по доставке продук­ции на станцию отправления. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает по­ставщик.

 

Исходя из обслуживаемой сферы цены подразделяются на следующие виды:

1. Оптовые цены на продукцию промышленности.

2. Цены на строительные продукции.

3. Закупочные цены.

4. Тарифы грузового и пассажирского транспорта.

5. Розничные цены.

6. Цены на платные услуги, оказываемые населению.

Оптовые цены на продукцию промышленности – это цены на которые реализуется и закупается продукция предприятий оптом. Этот вид цен подразделяется на оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности. Оптовые цены предприятия включают все издержки производства и реализации продукции, а также прибыль.

Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия + наценку снабженческо-сбытовой организации + аксциз + НДС.

Цоп.пром. = Цпр. + Накс + А + НДС

Цоп.пред. = С/ст + П

Где: П – прибыль.

Розничные цены – это цены по которым товары реализуют в розничной торговой сети населению, предприятиям, организациям.

Розничная цена равна оптовой цене промышленности плюс торговая наценка розничной организации + акциз + НДС.

Цр = Цоп.пром. + Н + А + НДС

Цены на строительную продукцию бывают трех видов.

1. Сметная стоимость – отражает предельный размер затрат на строительство каждого объекта.

2. Прейскурантная цена – это средняя стоимость единицы конечной продукции строительного объекта.

3. Договорная цена.

Закупочные цены – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиям и населению.

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотно­шение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, пред­ставляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значи­мости элементов цены и их уровне.

Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она ха­рактеризует текущие издержки предприятия по производству и реа­лизации продукции.

3. Ценообразование

В условиях конкуренции предприниматели при реализации своей продукции стремятся найти так называемую оптимальную цену товара. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопоставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены

На практике в зависимости от конкретных условий и целей пред­приятия используются различные методы расчета предполагаемой цены на товар. Все эти методы объединяются в следующие группы-

• методы, основанные на затратном подходе;

• методы, основанные на «целевом ценообразовании»;

• методы, учитывающие полезность продукта;

Первая группа методов отличается простотой расчетов. Основ­ной принцип этих расчетов заключается в прибавлении к издерж­кам на производство товара определенной суммы прибыли, кото­рую планирует получить фирма. Имеется несколько разновидно­стей расчета цен, основанных на затратном подходе.

По методу «полных затрат» в калькуляцию издержек произ­водства включаются переменные и постоянные затраты. Размер прибыли может быть как фиксированным, так и переменным. При определении цен по этому методу предполагается, что учет условий и требований рынка не имеет большого значения. Таким образом, фирма уверена в реализации своего товара.

Метод «полных затрат» применяется при заключении государ­ственных контрактов, контрактов на поставку нового или уникально­го оборудования.

Метод «усредненных затрат» заключается в том, что при уста­новлении цены в калькуляцию включаются не полные, а средние затраты на производство единицы продукции. Усредненные затра­ты чаще всего определяются за период экономического цикла. Ве­личина усредненных затрат будет тем меньше, чем больше объем выпускаемой продукции, поскольку средние постоянные затраты находятся в обратной зависимости от объема производства

При методе «стандартных издержек производства» затраты рассчитываются до начала процесса производства. Калькулирова­ние себестоимости производится на основе установленных норма­тивов затрат сырья, топлива, материалов, амортизации и т. д. Весь расчет ведется применительно к стандартному, или нормальному, объему загрузки производственных мощностей (обычно 85—90%). Этот метод применяется в основном в высокомонополизированных отраслях промышленности. В частности, в США он используется в химической промышленности, сельскохозяйственном машино­строении, черной металлургии.

Рассмотрим пример расчета цены исходя из затратного подхода.

Пример. Предприятие планирует выпуск новой продукции. На основе рассчитанной калькуляции затраты на производство и реа­лизацию единицы продукции составляют 3250 руб. Рентабельность продукции определена на уровне 20% по отношению к полной се­бестоимости. Тогда планируемая цена единицы изделия составит: Ц = 3 250 · 1,2 = 3 900 руб. При установлении уровня рентабельности в данном случае предприятие может ориентироваться на сложившийся уровень рен­табельности по своему действующему производству, на средний уровень рентабельности аналогичных предприятий региона или уровень среднеотраслевой рентабельности.

Вторая группа. В «целевом ценообразовании» издержки производства также являются исходным элементом расчетов. Но в отличие от затратно­го метода прибыль устанавливается не в процентном отношении к издержкам производства, а является индивидуальной величиной каждого конкретного товара. Данная методика основывается на анализе безубыточности производства. Это достигается путем со­поставления издержек с ожидаемыми поступлениями при различ­ных уровнях объема продаж.

Применение метода «целевого ценообразования» тесно связана с использованием системы учета прямых переменных затрат. Эту систему называют еще «системой управления себестоимостью».

В разных странах данная система учета неполной себестоимости имеет разное название. Так, в США эту систему называют «директ-костинг» (учет по прямым затратам), в Великобритании — «маржинал-костинг» (учет предельных, или маржинальных, затрат). Наиболее часто в отечественной экономической литературе используется первое название — «директ-костинг».

Сущностью системы «директ-костинг» является разделение затрат на производство на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства. Наиболее важные аналитические возможности этой системы заключаются в оптимизации прибыли и ассортимента выпускаемой продукции, определении цены на новую продукцию, просчете вариантов изменения производственной мощности предприятия и др. До недавнего времени в отечественной экономике этой системе не уделялось должного внимания. В настоящее время эта система начинает широко использоваться в практи­ке экономических расчетов российских предприятий.

В рассматриваемом методе «целевого ценообразования» фирма должна рассчитать, при каком уровне цены будут достигнуты объ­емы продаж, позволяющие возместить издержки и получить целе­вую прибыль. Если известны постоянные затраты, цена единицы изделия, переменные затраты на единицу изделия, а также сумма расчетной (желаемой) прибыли, то объем продаж определяется по следующей формуле:

Zс+Rпл

Vцел=──────

Ц─Zv

где Vцел— объем продаж, обеспечивающий получение целевой прибыли;

Rпл— плановая сумма прибыли;

Zс — постоянные расходы в целом по предприятию;

Zv— переменные расходы в расчете на единицу изделия;

Ц — цена изделия

 

Пример. Рассчитать объем реализации продукции в натуральном выражении (Т), обеспечивающий покрытие всех затрат предприятия и получение целевой суммы прибыли в размере 500 тыс. руб., если известно: предполагаемая цена единицы изделия — 520 руб., в том числе переменные затраты на единицу продукции — 370 руб. Постоянные затраты в целом по предприятию определены на уров­не 2800 тыс. руб.

Объем реализации продукции, обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия, составит:

 

Vбезуб= ────── = 18667 ед.

520- 370

Для расчета объема реализации продукции, обеспечивающего получение целевой прибыли в размере 500 тыс. руб., необходимо к постоянным затратам в числителе дроби добавить эту желаемую прибыль

 

2800000 + 500000

Vцел.= ─────────── = 22000 ед.

520 - 370

 

Третья группа. При использовании методов ценообразования, основанных на учете полезности продукта, исходят из того, что потребитель ори­ентируется на основные параметры изделий. В качестве таких пара­метров могут быть или один, основной параметр, который в значительной мере определяет общий уровень цены изделия, или не­сколько наиболее значимых параметров.

Исполь­зуя этот метод, вначале рассчитывается удельная цена продукта ). Затем рассчитывается цена нового изделия (Руд.):

Рбаз.

Руд. = ────

Пбаз.

где, Рбаз.- цена базового изделия

 

Пн — основной параметр базового изделия в соответствующих единицах из­мерения;

Затем рассчитывается цена нового изделия (Рн.)

 

Рн. = Руд · Пн

Пн — основной параметр нового изделия в соответствующих единицах из­мерения;

Вопросы для самоконтроля

1. Покажите различие структуры оптовой цены предприятия и розничной цены.

2. Какие существуют виды цен в зависимости от степени государственного регулирования?

3. Дайте определение цен

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.243.2.41 (0.051 с.)