Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование, распределение и использование прибылиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Схема формирования и использования прибыли фирмы показана на рис. 3
Рис.3 Формирование и использование прибыли
Балансовая прибыль после ее получения подлежит распределению, под которым понимается ее направление в бюджет и по статьям использования на предприятии. Основные принципы распределения прибыли следующие: – прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между предприятием и государством; – прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены; – величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения). Из балансовой прибыли в соответствии с законодательством о налогах на прибыль производятся обязательные платежи. Балансовая прибыль за минусом налогов называется чистой прибылью.
Рентабельность и её виды Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты. Одним из важнейших показателей эффективности работы предприятия является рентабельность, которая в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия. На практике наиболее часто рассчитываются следующие показатели рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность производственных фондов, рентабельность инвестиций. Рентабельность продукции отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью. Она показываетотносительный размер прибыли на каждый рубль текущих расходов и определяется по формуле Пр Рп = — х100, где Рп — рентабельность продукции; Пр — прибыль от реализации продукции; 3 — затраты. Рентабельность продукции может быть рассчитана как по всему выпуску продукции, так и по отдельным видам продукции. Рентабельность продаж определяется отношением прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции: Пр Рпрод.= —— ×100, В
где В — выручка от реализации продукции. Этот показатель характеризует долю прибыли в выручке от реализации продукции. Наиболее обобщающей оценкой эффективности формирования прибыли является рентабельность активов (экономическая рентабельность). Она характеризует общий уровень прибыли, полученной от использования всех активов предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по формуле Пб Ра = —— х100, А где П6 — балансовая(общая) прибыль (прибыль до налогообложения); А — средняя стоимость всех используемых активов. На основе этой формулы может быть определена и рентабельность отдельных групп активов предприятия, например внеоборотных и оборотных активов, а также отдельных их элементов (основных средств, запасов и т. д.). При расчете показателей рентабельности активов наряду с общей прибылью может быть использована чистая прибыль предприятия. Важным показателем является рентабельность производственных фондов, которая рассчитывается отношением общей (или чистой) прибыли к стоимости производственных фондов:
Пб(Пч) Рф = ———— ×100 ОФ+МОС
где ОФ — среднегодовая стоимость основных производственных фондов; МОС — среднегодовая стоимость материальных оборотных средств. Не менее значимым является также показатель рентабельности инвестиций. Он характеризует прибыльность использования инвестиционных ресурсов в целом по предприятию. Расчет этого показателя осуществляется по формуле Пб Ри =———— ×100 ВБ -КО где ВБ — средняя величина валюты баланса; КО — средняя величина краткосрочных обязательств предприятия.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое прибыль? 2. Какие виды прибыли входят в состав общей прибыли? 3. Что такое внереализационные результаты? 4. Что такое рентабельность? 5. Чем отличается прибыль от рентабельности?
Тема: Ценообразование. Сущность и виды цен. Структура цены 1. Сущность и функции цены. 2. Виды цен 3. Ценообразование Цели Изучив тему Вы - осознаете роль и функции цены в деятельности предприятия; - научитесь различать виды цен по степени регулируемости и в зависимости от обслуживаемого оборота; - научитесь рассчитывать различные виды цен;
1.Сущность и функции цены. Цена – это денежное выражение стоимости товара. Уровень цены на товары определяет все экономические и финансовые параметры предприятия. В зависимости от характера складывающейся в отрасли рыночной ситуации цена формируется: - на основе соотношения спроса и рыночного предложения, либо устанавливается договорная цена; - как сумма затрат и прибыли, которую закладывают фирмы Цена выполняет следующие функции: 1. Учетная. С помощью этой функции оцениваются затраты и результаты производства. 2. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, улучшения качества продукции и внедрения новых технологий. 3. Распределительная функция заключается в том, что цены на отдельные виды товаров включаются в акцизы и налог на добавленную стоимость. Затем эти налоги поступают в бюджет государства и перераспределяются через налоговую систему. Виды цен По степени регулируемости цены могут быть: 1. Свободными, т.е. складываются на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от государственного влияния. 2.Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства; 3.Регулируемые цены – эти цены также формируются под воздействием спроса и предложения, но государство может повлиять на такие цены путем прямого ограничения их роста или снижения. цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.
В зависимости от территории действия различают: 1. единые, или поясные, цены; 2. региональные (зональные) цены. Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий. Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг: - газ природный (кроме реализуемого населению и жилищностроительным кооперативам); - продукция ядерно-топливного цикла; - электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией; - продукция оборонного производства; - драгоценные металлы и сплавы; - перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте; - перевозки пассажиров, багажа, грузоперевозок и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении) и др. В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование цен на следующие виды продукции и услуг: - газ природный, реализуемый населению и жилищным кооперативам; - электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями;
- топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; - оплата населением жилья и коммунальных услуг и др. В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют: • цену «франко-склад поставщика»; • цену «франко-станция отправления»; • цену «франко-склад потребителя» и др. Система франкирована показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара. Так, цена «франко-склад поставщика» означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену «франко-станция отправления» продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.
Исходя из обслуживаемой сферы цены подразделяются на следующие виды: 1. Оптовые цены на продукцию промышленности. 2. Цены на строительные продукции. 3. Закупочные цены. 4. Тарифы грузового и пассажирского транспорта. 5. Розничные цены. 6. Цены на платные услуги, оказываемые населению. Оптовые цены на продукцию промышленности – это цены на которые реализуется и закупается продукция предприятий оптом. Этот вид цен подразделяется на оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности. Оптовые цены предприятия включают все издержки производства и реализации продукции, а также прибыль. Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия + наценку снабженческо-сбытовой организации + аксциз + НДС. Цоп.пром. = Цпр. + Накс + А + НДС Цоп.пред. = С/ст + П Где: П – прибыль. Розничные цены – это цены по которым товары реализуют в розничной торговой сети населению, предприятиям, организациям. Розничная цена равна оптовой цене промышленности плюс торговая наценка розничной организации + акциз + НДС. Цр = Цоп.пром. + Н + А + НДС Цены на строительную продукцию бывают трех видов. 1. Сметная стоимость – отражает предельный размер затрат на строительство каждого объекта. 2. Прейскурантная цена – это средняя стоимость единицы конечной продукции строительного объекта. 3. Договорная цена. Закупочные цены – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиям и населению. Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне. Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. 3. Ценообразование В условиях конкуренции предприниматели при реализации своей продукции стремятся найти так называемую оптимальную цену товара. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопоставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены На практике в зависимости от конкретных условий и целей предприятия используются различные методы расчета предполагаемой цены на товар. Все эти методы объединяются в следующие группы- • методы, основанные на затратном подходе; • методы, основанные на «целевом ценообразовании»; • методы, учитывающие полезность продукта; Первая группа методов отличается простотой расчетов. Основной принцип этих расчетов заключается в прибавлении к издержкам на производство товара определенной суммы прибыли, которую планирует получить фирма. Имеется несколько разновидностей расчета цен, основанных на затратном подходе. По методу «полных затрат» в калькуляцию издержек производства включаются переменные и постоянные затраты. Размер прибыли может быть как фиксированным, так и переменным. При определении цен по этому методу предполагается, что учет условий и требований рынка не имеет большого значения. Таким образом, фирма уверена в реализации своего товара. Метод «полных затрат» применяется при заключении государственных контрактов, контрактов на поставку нового или уникального оборудования. Метод «усредненных затрат» заключается в том, что при установлении цены в калькуляцию включаются не полные, а средние затраты на производство единицы продукции. Усредненные затраты чаще всего определяются за период экономического цикла. Величина усредненных затрат будет тем меньше, чем больше объем выпускаемой продукции, поскольку средние постоянные затраты находятся в обратной зависимости от объема производства При методе «стандартных издержек производства» затраты рассчитываются до начала процесса производства. Калькулирование себестоимости производится на основе установленных нормативов затрат сырья, топлива, материалов, амортизации и т. д. Весь расчет ведется применительно к стандартному, или нормальному, объему загрузки производственных мощностей (обычно 85—90%). Этот метод применяется в основном в высокомонополизированных отраслях промышленности. В частности, в США он используется в химической промышленности, сельскохозяйственном машиностроении, черной металлургии. Рассмотрим пример расчета цены исходя из затратного подхода. Пример. Предприятие планирует выпуск новой продукции. На основе рассчитанной калькуляции затраты на производство и реализацию единицы продукции составляют 3250 руб. Рентабельность продукции определена на уровне 20% по отношению к полной себестоимости. Тогда планируемая цена единицы изделия составит: Ц = 3 250 · 1,2 = 3 900 руб. При установлении уровня рентабельности в данном случае предприятие может ориентироваться на сложившийся уровень рентабельности по своему действующему производству, на средний уровень рентабельности аналогичных предприятий региона или уровень среднеотраслевой рентабельности. Вторая группа. В «целевом ценообразовании» издержки производства также являются исходным элементом расчетов. Но в отличие от затратного метода прибыль устанавливается не в процентном отношении к издержкам производства, а является индивидуальной величиной каждого конкретного товара. Данная методика основывается на анализе безубыточности производства. Это достигается путем сопоставления издержек с ожидаемыми поступлениями при различных уровнях объема продаж. Применение метода «целевого ценообразования» тесно связана с использованием системы учета прямых переменных затрат. Эту систему называют еще «системой управления себестоимостью». В разных странах данная система учета неполной себестоимости имеет разное название. Так, в США эту систему называют «директ-костинг» (учет по прямым затратам), в Великобритании — «маржинал-костинг» (учет предельных, или маржинальных, затрат). Наиболее часто в отечественной экономической литературе используется первое название — «директ-костинг». Сущностью системы «директ-костинг» является разделение затрат на производство на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства. Наиболее важные аналитические возможности этой системы заключаются в оптимизации прибыли и ассортимента выпускаемой продукции, определении цены на новую продукцию, просчете вариантов изменения производственной мощности предприятия и др. До недавнего времени в отечественной экономике этой системе не уделялось должного внимания. В настоящее время эта система начинает широко использоваться в практике экономических расчетов российских предприятий. В рассматриваемом методе «целевого ценообразования» фирма должна рассчитать, при каком уровне цены будут достигнуты объемы продаж, позволяющие возместить издержки и получить целевую прибыль. Если известны постоянные затраты, цена единицы изделия, переменные затраты на единицу изделия, а также сумма расчетной (желаемой) прибыли, то объем продаж определяется по следующей формуле: Zс+Rпл Vцел=────── Ц─Zv где Vцел— объем продаж, обеспечивающий получение целевой прибыли; Rпл— плановая сумма прибыли; Zс — постоянные расходы в целом по предприятию; Zv— переменные расходы в расчете на единицу изделия; Ц — цена изделия
Пример. Рассчитать объем реализации продукции в натуральном выражении (Т), обеспечивающий покрытие всех затрат предприятия и получение целевой суммы прибыли в размере 500 тыс. руб., если известно: предполагаемая цена единицы изделия — 520 руб., в том числе переменные затраты на единицу продукции — 370 руб. Постоянные затраты в целом по предприятию определены на уровне 2800 тыс. руб. Объем реализации продукции, обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия, составит:
Vбезуб= ────── = 18667 ед. 520- 370 Для расчета объема реализации продукции, обеспечивающего получение целевой прибыли в размере 500 тыс. руб., необходимо к постоянным затратам в числителе дроби добавить эту желаемую прибыль
2800000 + 500000 Vцел.= ─────────── = 22000 ед. 520 - 370
Третья группа. При использовании методов ценообразования, основанных на учете полезности продукта, исходят из того, что потребитель ориентируется на основные параметры изделий. В качестве таких параметров могут быть или один, основной параметр, который в значительной мере определяет общий уровень цены изделия, или несколько наиболее значимых параметров. Используя этот метод, вначале рассчитывается удельная цена продукта (Р). Затем рассчитывается цена нового изделия (Руд.): Рбаз. Руд. = ──── Пбаз. где, Рбаз.- цена базового изделия
Пн — основной параметр базового изделия в соответствующих единицах измерения; Затем рассчитывается цена нового изделия (Рн.)
Рн. = Руд · Пн Пн — основной параметр нового изделия в соответствующих единицах измерения; Вопросы для самоконтроля 1. Покажите различие структуры оптовой цены предприятия и розничной цены. 2. Какие существуют виды цен в зависимости от степени государственного регулирования? 3. Дайте определение цен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.149 (0.008 с.) |