Учебное пособие по психиатрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебное пособие по психиатрии



Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Учебное пособие по психиатрии

для студентов 3 курса

факультета клинической психологии

 

Оренбург 2006 г.


Авторы: Будза В. Г., д. м. н., проф.; Друзь В.Ф., к. м. н., доц.; Антохин Е.Ю., к. м. н., асс.; Чалая Е.Б., к. м. н., асс.

 

Общая редакция заведующего кафедрой психиатрией и медицинской психологии д. м. н., проф. В.Г. Будзы.

 

 

В учебном пособии изложен алгоритм действий студентов во время самостоятельной подготовки к практическому занятию и его выполнению. Особое внимание уделяется решению практической задачи – обследованию и описанию больных, освоению методики постановки синдромального и предположительного нозологического диагноза. Наряду с этими вопросами уделено внимание лечению, реабилитации, экспертизе и организации психиатрической помощи.

Рассчитано для студентов 3 курса факультета клинической психологии.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебное пособие имеет цель обеспечить студента наиболее полными сведениями, организующими его деятельность во время занятий и при са­мостоятельной подготовке по предмету.

Один из важнейших принципов современной дидактики состоит в том, что по­рядок и способы познавательных действий должны быть хорошо известны самому учащемуся. Он должен знать: а) какие навыки и знания, на каких этапах и в каком объёме он должен приобретать; б) каков должен быть конечный результат обу­чения на каждом этапе и в конце обучения; в) каков характер его активной дея­тельности; г) какие источники информации, инструкции, какое оборудование нуж­ны для выполнения практической задачи; д) в чём состоит контроль и самокон­троль над его действиями и знаниями.

Главное - методические указания должны определить, в чём состоит практиче­ская задача, как студент должен её выполнить, предоставить ему подробные пла­ны и инструкции к обследованию и описанию больных, методике синдромального и предположительного нозологического диагноза.

В методических указаниях определены конкретные действия, позволяющие кон­тролировать выполнение заданий, усвоение материала занятия: тренировка навы­ков самостоятельной беседы с больным для выявления психопатологических рас­стройств, составление психического статуса с синдромальным диагнозом. Прак­тическая задача - главное в побуждении учащегося к собственной активности в мотивационной стороне занятия, от которой в большей мере зависит его обучаю­щий потенциал.

В соответствии с требованиями современной вузовской педагогики выделены учебные элементы для лучшего усвоения информации при подготовке к занятию и во время него. Они могут использоваться для контроля и самоконтроля. Также для этого и для "тренировки" служат тестовые ("программированные") задания раз­ных уровней и диагностические задачи - истории болезни, по которым нужно сде­лать заключение. Эти истории болезни могут помочь студентам (как образец) в описании больных.

Важные способы оптимизации обучения - координация и интеграция. Пометки в перечнях - учебных элементов показывают, в каких дисциплинах, кроме психиатрии, они освещаются: медицинская психология, нормальная физиология, философия, нервные болезни, травматология, с которыми психиатрия имеет больше всего интегративных связей.


ПРОГРАММА ПО ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХИАТРИИ.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ (СЕМИОТИКА)

Занятие 1. Проверка знакомства с порядком работы с настоящими методически­ми указаниями, с особенностями работы в психиатрических учреждениях. Расстрой­ства восприятий, ощущений: сенестопатии, иллюзии, галлюцинации, психосенсор­ные расстройства. Бред, сверхценные идеи, навязчивые состояния.

Занятие 2 Расстройства памяти, мышления. Слабоумие.

Занятие 3. Аффективные и кататонические синдромы. Нарушение ясности сознания.

ЧАСТНАЯ ПСИХИАТРИЯ.

Занятие 4. Психические нарушения при соматических, эндокринных, инфекцион­ных заболеваниях. Методика обследования психически больных. Курация больных Составление амбулаторной истории болезни. Установление синдрома и предположительного нозологического ди­агноза.

Занятие 5. Шизофрения. Маниакально-депрессивный психоз.

Занятие 6. Психогенные заболевания и пограничные ркасстройства (неврозы, реактивные психозы, психопатии).

Занятие 7. Хронический алкоголизм. Алкогольные психозы. Наркомании. Токсикомании.

I. ПРИНЦИПЫ И ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ,

ТРЕБОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ К НИМ.

Кроме 6 двухчасовых лекций, учебный план по психиатрии на психологическом факуль­тете отводит 28 часов практическим занятиям. Учебное пособие составлено в расчете на четырехчасовые занятия, принятые в Оренбургской государственной медицинской академии. Практический курс психиатрии составляет 7 четырехчасо­вых занятий.

К занятиям необходима предварительная подготовка. Подготовка должна обес­печить знания (предварительную информацию), необходимые для выполнения практической задачи (работы с больными).

Предусматривается следующая структура занятий: 1 часть - исходная информа­ция.

Раздел I. А определяет объем исходной информации с указанием страниц учебников и пособий, где сообщаются минимальные сведения, которые следует приобрести самостоятельно до занятия. В разделе Ш приводятся учебные таблицы.

Раздел I. В содержит перечень основных учебных элементов, знакомство с которыми необходимо.

Пометки в скобках обозначают, на каких именно предметах студенты знакоми­лись уже с этими элементами: фил. - философии, м.п.- медицинской психологии, физ. - нормальной физиологии, п.физ. - патологической физиологии, н.б. - нервных бо­лезней, фарм. - фармакологии, травм. - травматологии. Приводятся также элементы, уже изучавшиеся в курсе психиатрии на других занятиях (цифры I, II, III и т.д. озна­чают номер занятия, где понятие уже рассматривалось).

Часть II - дооперационный контроль.

Раздел II А предусматривает самоконтроль усвоения учебных элементов посредст­вом тестов двух уровней на 1-3 занятий и трех уровней 4 - 7 занятий.

Раздел IIB - контроль преподавателя (первые 20-30 минут занятия). Здесь выясняется знание учебных элементов, способность оперировать ими (путем опроса и тестов), после чего студенты допускаются к следующей операционной час­ти занятия (работе с больными).

В тесты второго уровня входит описание клинического состояния. Студенты должны выделить основные симптомы, объединить их в синдром и указать, при ка­ких нозологических формах он может встречаться чаще всего. Уже с начала курса необходимо предварительное накопление сведений об основных нозологических формах.

В занятиях по частной психиатрии приводятся задачи с изложением всей истории болезни, включая анамнестические сведения. Студент должен не только установить диагноз синдрома (синдромов), но и заболевания, определить прогноз и основные методы терапии.

Часть Ш - операционная часть практического занятия (следующие 60 минут) со­стоит в обследовании больного с целью выявления и описания симптомов и уста­новления синдромов - как подлежащих изучению на данном занятии, так и всех имеющихся у больного психических расстройств.

Студент, получивший допуск к выполнению практической задачи, на каждом из первых шести занятий курирует нового больного и составляет краткий психический статус. Если количество "тематических" больных в клинике недостаточно, одного больного исследуют два студента: один ведет расспрос, другой делает записи (на последующих занятиях они меняются ролями).

Для первых трех занятий конкретная задача состоит в составлении психического статуса с синдромальным диагнозом» Объем и последовательность операций определяется посредством: а) устного инструктажа преподавателя; б)плана краткого психического статуса; в) указаний об особенностях работы в психиатрической кли­нике; г) дополнительных указаний по методике исследования отдельных сторон психической деятельности (памяти и умственных способностей),по методике диаг­ностического заключения, составления акта экспертизы и других (раздел III Б).

Часть IV - пооперационный и постоперационный контроль. В ходе обследования больных информацию о правильности или неправильности действий студентов пре­подаватель получает путем непосредственного наблюдения за их работой. В процес­се работы самоконтроля - осуществляется взаимоконтроль в каждой паре студентов, после работы с больными происходит обсуждение итогов выполненного задания, также дающее преподавателю возможность контроля. Зачитываются описания психического статуса и обследованные больные представляются всей группе занимаю­щихся. Другие студенты под руководством преподавателя устанавливают правиль­ность описания, его полноту, соответствие синдромологического диагноза состоя­нию больного. Коллективное обсуждение статусов и осмотр больных всей группой занимает оставшиеся 90 минут. При обсуждении студенты должны дать ответы на вопросы, предназначаемые для проверки усвоения материала занятия. Для этого используются также задачи на определение Синдромов после прослушивания фонограмм речи больных (магнитофонная или грамзапись). В итоге каждого занятия преподаватель ставит оценки, основываясь на данных всех видов контроля.

Третьим занятием заканчивается первый этап практического обучения психиатрии. Второй этап - четвертое занятие. Оно является переходным от общей к частной психи­атрии и требует обобщения знаний и навыков, приобретенных ранее. Меняются ус­ловия задачи, средства, цель. На шестом занятии каждый студент приступает к курации одного больного в течение всей второй половины практического курса. На каждом из первых пяти занятий заранее были известны пределы возможных реше­ний задачи, поскольку каждое из занятий было посвящено изучению определенных симптомов и синдромов. На шестом занятии условия задачи неизвестны: приступая к основной курации студент не должен знать, чем страдает его больной. Для того, чтобы это выяснить, он должен пользоваться более высоким уровнем обобщения, знать все основные синдромы, иметь краткие сведения о том, при каких нозологических формах они встречаются. Использовав все прежние знания и навыки, студент на 4 занятии должен составить амбулаторную историю болезни, т.е. не только крат­ко описать психический статус и определить синдром, но также анамнез и данные о соматическом и неврологическом состоянии больного и сделать предположения о нозологическом диагнозе. Только выполнив эту задачу и получив за нее оценку, студент имеет право перейти к следующему этапу.

В 4 занятии содержатся также материалы и указания о научно-исследовательской работе.

II. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЁ УКАЗАНИЯ О РАБОТЕ С БОЛЬНЫМИ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ (к 1 и всем другим занятиям).

1. Необходимо быть вежливым с больными, независимо от их поведения, ко всем следует обращаться на "Вы", называя их по имени и отчеству.

2. Беседовать с больными в серьезном тоне, неторопливо. Не вышучивать высказывания больных, не смеяться над ними. Не вступать с больными в пререкания.

3. При обследовании больного нужно исходить из четкого плана беседы с ним, если больной отвлекается, следует (не допуская резкости) направить разговор в нужную сторону.

4. Не вступать с больными в разговоры и обсуждения, касающиеся их болезни, режима выписки, отношения с родственниками и другими людьми. При необходимости­ дать ответ на соответствующие вопросы больного, направлять его к лечащему врачу.

5. Не вести в присутствии больного разговор на медицинские темы, особенно относящиеся к его болезни.

6. Не обманывать больных. Воздержаться от разговора о том, что может вызвать волнение. Не давать больным невыполнимых обещаний.

7. Следить, чтобы больной после обследования не остался без надзора. Побеседо­вав с ним, передавать его дежурному персоналу. Не уводить больных из отделения
без ведома персонала. Не оставлять открытыми двери отделения.

8. Не выполнять без ведома врача каких-либо просьб больного, не передавать
письма, вещи, не сообщать каких-либо сведений о больном.

9. Не оставлять в отделении: спичек, лезвий от бритв, булавок.


ИНСТРУКЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПО СИМПТОМАТИКЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

(к 1 – 3 занятиям)

ЗАНЯТИЕ N 1

РАССТРОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ: СЕНЕСТОПАТИИ. ИЛЛЮЗИИ. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ. ПСИХОСЕНСОРНЫЕ РАССТРОЙСТВА БРЕД. СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ. НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ.

1. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1А. Печатные источники:

1.Н.М.Жариков, Ю.Г.Тюльпин. Психиатрия,М.,2000,стр. 79-94. 102-117.

2. М. В. Коркина и др. Психиатрия, М, 2002, стр. 51- 63, 70, 73 – 90.

1Б. Учебные таблицы:

Таблица 1

"Различия восприятий и представлений".

Восприятие

ВосприятиеПредставление

Проецируется во внешний мир. Относится к субъективному внутрен-

нему миру.

Не зависит от наличия объекта в дан­ный момент. Основано на следовых раздражителях.  

Невозможно без объекта.

Возникает от наличия раздра-жителей.

Возможно различие отдельных Суммарное, менее четкое. частей.

Таблица 2

"Различия истинных галлюцинаций и псевдогаллюцинаций".

Истинные галлюцинации Воспринимаются как реальные явления.
 
 

 


 

Псевдогаллюцинации

Воспринимаются как особые, отличные от реальных явлений.

Проецируются чаще во "внутреннем" пространстве, внутри тела, в голове, в мыслях ("звучание мыслей"), "мыс­ленные" чужие голоса.

Сопровождаются переживаниями "сделанности", "навязанности".

.

  Не сопровождаются переживанием сделанности
Близки к восприятиям.

 

Виды бреда в зависимости от содержания (сюжета).

а) Экспансивный - бред величия (богатства, особой одаренности, изобретательства).
б) Депрессивный - самообвинения, обвинения, греховности, обнищания, самоуничижения, ипохондрический
в) Преследования - преследования, отношения, особого значения (в широком смысле), отравления, воздействия, ущерба, ревности.

Виды бреда в зависимости от:

а) Внутренней структуры - систематизированный, несистематизированный,

отрывочный.

б) Течения - острый, хронический.

Этапы развития хронического бредового психоза.

1.Сверхценная идея - обусловлена реальными обстоятельствами, доминирующими в сознании.

2. Паранойяльный синдром - изолированный, монотематический,

системати­зированный бред, без галлюцинаций.

3. Параноидный синдром - относительно систематизированный бред, с галлюцинациями.

4. Парафренный синдром - фантастический бред величия, преследования, галлюцинации.

1в. Перечень учебных элементов:

1. СТУПЕНИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

2. Ощущение (физ., фил.,м.пс.)

3. Восприятие (физ., фил., м.пс.)

4. Представление (физ., фил., м.пс.)

5. Сенестопатии

6. ПАТОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЙ

7. ИЛЛЮЗИИ (м. пс.)

8. Физические (м.пс,)

9. Аффективные (м.пс.)

10.Парейдолические

11.ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (м.пс.)

12.Истинные галлюцинации

13.Псевдогаллюцинации

14.Функциональные галлюцинации

15.Гипнагогические галлюцинации

16.СЛУХОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

17.Акоазмы

18.Фонемы

19.Императивные галлюцинации

20.Комментирующие галлюцинации

21.Угрожающие галлюцинации

22.Синдромы галлюциноза

23.Вербальный

24.Зрительный

25.Тактильный

26.МЕТАМОРФОПСИИ

27.Макропсия

28.Микропсия

29.Дисмегалопсия

30.СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ

31.БРЕДОВЫЕ ИДЕИ

32.Структура бредовых идей

33.Систематизированные бредовые идеи

34.Несистематизированные бредовые идеи

35.СОДЕРЖАНИЕ БРЕДОВЫХ ИДЕЙ

36.Экспансивные бредовые идеи

37.Депрессивные бредовые идеи

38.Ипохондрические бредовые идеи

39.ИДЕИ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

40.Идеи воздействия

41.Идеи ущерба

42.Идеи ревности

43.БРЕДОВЫЕ СИНДРОМЫ

44.Паранойяльный

45.Параноидный

46.Парафренный

47.СИНДРОМ ПСИХИЧЕСКОГО АВТОМАТИЗМА

48.(КАНДИНСКОГО-КЛЕРАМБО)

49.Ассоциативный автоматизм

50.Сенестотатический автоматизм

51.Кинестетический автоматизм

52.Псевдогаллюцинаций

53.СИНДРОМ КОТАРА

54.ДИСМОРФОФОБИЧЕСКИЙ (ДИСМОРФОМАНИЧЕСКИЙ) БРЕД

55.НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ

56.Навязчивые мысли

57.Навязчивые страхи

58.Навязчивые действия

59.НАРУШЕНИЯ СХЕМЫ ТЕЛА

60.ДООПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ.

2а. Самоконтроль усвоенных учебных элементов.

ТЕСТЫ ПЕРВОГО УРОВНЯ

а). Тесты на опознание.

1. Является ли связанный последовательный сюжет воспринимаемых голосов харак­терным для фонем

2. Могут ли истинные галлюцинации сопровождаться чувством сделанности

3. Является ли наличие стойких и длительных галлюцинаций характерным для син­дрома галлюциноза

4. Могут ли искажаться форма и пропорции предмета при микропсиях

б). Тесты на различие.

1. Укажите признаки, характерные для галлюцинаций:

а) воспринимаются как реальные объекты

б) проецируются во "внутреннем пространстве"

в) сопровождаются чувством "сделанности"

г) воспринимаются как особые явления, отличные от реальных

2. Укажите признаки, характерные для истинных галлюцинаций:

а) близки к представлениям.

б) воспринимаются как реальные явления

в) проецируются во внешнем мире

г) близки к восприятиям

в) Тесты на классификацию:

Укажите для каких состояний характерно:

1. Галлюциноз а) восприятие без объекта

б) искаженное восприятие реального

2. Метаморфопсии объекта

в) стойкие галлюцинации

А) Тесты на опознание:

1. Является ли бредовой идеей неправильное суждение, возникшее на

болезненной почве и не поддающееся коррекции

2. Характерен ли для синдрома психического автоматизма бред воздействия

3. Сохраняется ли при навязчивых мыслях критичность к ним

4. Бывают ли галлюцинации при паранойяльном синдроме

5. Типично ли для параноидного синдрома сочетания бреда величия с бредом

пре­следования

Б) Тесты на различие:

1. Укажите характерные признаки навязчивых состояний:

а) Неотступность, непреодолимость.

б) Противопоставление воле больного.

в) Отсутствие критики.

2. Укажите характерные признаки синдрома Котара:

а) Тоскливое настроение.

б) Бред воздействия.

в) Нигилистический бред.

3. Укажите характерные признаки парафренного синдрома:

а) Бред величия.

б) Бред преследования.

в) Монотематичность

г) Галлюцинации.

В) Тесты на классификацию

Укажите, для какого синдрома характерны симптомы:

I). Синдром Кандинского-Клерамбо. а) Псевдогаллюцинации.

2). Паранойяльный синдром. б) Ассоциативный автоматизм.

в) Сенестопатический автоматизм.

г) Систематизированный бред.

д) Монотематический бред.

е) Бред воздействия.

ТЕСТЫ ВТОРОГО УРОВНЯ

а) тест на подстановку (вставьте недостающее):

1. Для дисмегалопсий характерно...

3. Неотступность, возникновение против воли больного мыслей, критичность к ним характерны для………………

4. Псевдогаллюцинации, бред воздействия характерны для

б) Тесты конструктивные

1. Перечислите типы иллюзий

2. Перечислите типы галлюцинаторных расстройств

в) Типовая задача

Назовите психопатологический синдром у больного:

Во-ов, 35 лет. Правильно называет число, месяц, год, понимает, что находится в психиатрической больнице, В анамнезе систематическое злоупотребление алкого­лем. Рассказывает, что два дня назад, после многодневного пьянства, вечером ус­лышал за окном голоса знакомых. Один из них называл его пьяницей, говорил, что он нечестный человек, грозил расправой. Второй старался защитить его, доказывал, что он порядочный человек. Голоса слышал отчетливо, легко узнавал, кому они принадлежат. Хотел вмешаться в эту беседу, вышел на улицу, но никого не обнару­жил. Затем неизвестный мужской голос стал угрожать ему убийством. В страхе убежал из дома к соседям, которые вызвали "Скорую помощь". Сейчас этих разго­воров не слышит, но уверен, что они на самом деле были.

2Б. Контроль преподавателя: опрос студентов по важнейшим учебным элементам перечня.

А). Тесты на подстановку:

Б) Тесты конструктивные:

1. Перечислите характерные признаки бредовых идей.

2. Перечислите симптомы синдрома Котара.

3. Назовите признаки навязчивых состояний.

4. Перечислите симптомы параноидного синдрома.

В) Типовая задача (назовите психопатологический синдром у больного):

Больной 33 лет, заболел: и год до поступления в психиатрическую больницу: в голове путались мысли, слышал голос внутри головы. Понял, что находится под чьим-то влиянием, так как голова всегда "под напряжением". Заявил, что ему делают да­вящие боли в груди. По глазам отчима - "они были какими-то ненормальными", -понял, что все это делает он: именно через отчима покойный президент Кеннеди "выслушивает его мозги". Чтобы прекратить издевательство, уехал в Якутию, но и там замечал, что отчим на расстоянии передает свои мысли, заставляет петь, давит на голову, "устраивает в животе борьбу". Решил, что погибнет, если не уничтожит отчима. С этой целью вернулся домой и убил отчима. Был признан невменяемым и поступил в больницу для принудительного лечения.

3. ОПЕРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Исследование больных с расстройствами восприятия, различными бредовыми синдромами и навязчивостями. и анализ описаний,

3А Задача: составление краткого психического статуса с определением симптомов, синдрома (синдромов).

3Б Средства и инструкции для выполнения задачи

1. План психического статуса (к занятиям 1-6).

Ориентировка во времени, месте, собственной личности. Доступность – вступает ли в общение быстро и охотно, обнаруживает ли замкнутость и нежелание общаться.­ Быстрота психических реакций. Мимика и моторика: живость, изменчивость, адекватность мимики, выразительность, пластичность, ловкость движений, поза. Признаки возбуждения или заторможенности. Речь: голосовые модуляции, вырази­тельность. Мышление: связность, последовательность, быстрота. Поведение в отде­лении, степень активности, занятия больного. Аккуратность в еде и одежде. Дисци­плинированность. Преобладающее настроение, его устойчивость, сдвиги настрое­ния, эмоциональные реакции на поведение окружающих, на помещение в больницу, на обследование.

Обманы восприятия (галлюцинации, иллюзии, психосенсорные нарушения), их подробная характеристика. В ней нужно отразить, что именно воспринимает боль­ной, бывают ли обманы постоянно или эпизодически, ночью или в любое время су­ток. Отношение больного к галлюцинаторным переживаниям. Болезненные (бредо­вые, сверхценные, навязчивые) мысли, подробная характеристика их содержания. Когда они возникают, как мотивирует их больной (логичность, степень убежденно­сти, активность в доказательствах), как влияют они на поведение. Внимание, па­мять, суждение, критика. Внимательность в беседе, полнота сообщения сведений о прошлом, запас знаний, суждений об окружающих (в тех случаях, когда намечаются отклонения памяти и мыслительных способностей, необходимо тщательное обсле­дование и описание их. Для этого следует воспользоваться инструкцией "Приемы исследования памяти и мышления", занятие № 2.

2. Заключение к психическому статусу:

а) перечень симптомов

б) обозначение синдромов (синдрома)

3. Разборчивая подпись студента и номер группы.

ПООПЕРАЦИОННЫЙ И ПОСТОПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

4А. Самоконтроль

а) Проверка и самопроверка друг друга при составлении и предварительном обсуждении психического статуса в каждой работающей группе (паре).

б) Коллективная проверка итогов выполнения задач (обсуждение записей психического статуса, их соответствие данным, обнаруженным при демонстрации больного
всей группе студентов, правильность анализа синдрома).

4Б. Контроль преподавателя - принаблюдении за работой студентов с больными и при руководстве коллективными обсуждениями результатов курации.

ЗАНЯТИЕ N 2.

РАССТРОЙСТВО ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ. СЛАБОУМИЕ.

1. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1а. Печатные источники:

1. Н.М.Жариков,Ю.ГТюльпин. Психиатрия,М„2000,стр. 118-124, 95-99, 129-132.

2. М. В. Коркина и др. Психиатрия, М, 2002, стр. 64 – 73.

1б. Учебные таблицы: Таблица 1.

СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ Таблица №1

Рациональное мышление Умозаключения Суждения Понятия
Чувственное созерцание Представления Восприятия Ощущения

СВОЙСТВА ПАМЯТИ И ЕЕ ПАТОЛОГИЯ. Таблица №2

Непосредственное запоминание (восприимчивость) Фиксационная амнезия Антероградная амнезия Корсаковский синдром
Воспроизведение (репродукция) Ретроградная амнезия
Удержание (ретенция) Прогрессирующая амнезия Амнестическая деменция

МЫШЛЕНИЕ. Таблица N 3.

Течение мыслей. Последо-вательность и темп сочета- ния понятий представлений (ассоциативного процесса) Мыслительные способности Способность к суждениям и умозаключениям. Критика (способность и самооценка).  

1в. Перечень учебных элементов:

1. Память (физ.,м.пс.)

2. Функции памяти

3. Фиксация (м.пс.)

4. Ретенция (м.пс.)

5. Репродукция (м.пс.)

6. Виды памяти

7. Кратковременная память (физ., м. пс.)

8. Долговременная память (физ., м. пс.)

9. Нарушения памяти

10. Парамнезии

11. Конфабуляции

12. Фантастические конфабуляции

13. Замещающие конфабуляции

14. Амнезии

15. Антероградная амнезия

16. ретроградная амнезия

17. Фиксационная амнезия

18. Прогрессирующая амнезия

19. Корсаковский синдром

20.Мышление (физ., м. пс.)

21.Патология уровня мышления

22. Конкретно-образный уровень мышления

23. Конкретно-примитивный уровень мышления

24. Нарушения критики

25. Нарушение течения мыслей

26. Ускоренное мышление

27.Заторможенное мышление

28.Разорванное мышление

29.Бессвязное мышление

30.Патологическая обстоятельность

31.Резонерство

32.Слабоумие

33.Олигофрения

34.Дебильность

35.Имбецильность

36.Идиотия

37.Деменция

38.Лакунарный тип деменции

39.Атеросклеротическая деменция

40.Глобарный тип деменции

41.Сенильная деменция

42.Прогрессивно-паралитическая деменция

43.Эпилептическая деменция

44.Асемический тип деменции

2 ДООПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

2а. Самоконтроль усвоения учебных элементов (контрольные тесты)

ТЕСТЫ ПЕРВОГО УРОВНЯ

а). Тесты на опознание:

1. Является ли воспроизведение следов прошлого опыта свойством памяти

2. Является ли нарастающее опустошение памяти признаком ретроградной

амнезии

3. Характерна ли фиксационная амнезия для Корсаковского синдрома

4. Преобладают ли нарушения критичности при лакунарной деменции

5. Является ли нарушение грамматической структуры предложения

особенностью ускоренного мышления.

6. Характерно ли для лакунарной деменции нарушение памяти

7. Характерна ли обстоятельность мышления для сенильной деменции

8. Свойственны ли нарушения памяти шизофреническому слабоумию.

б). Тесты на различение:

1. Укажите характерные признаки Корсаковского синдрома:

а) Прогрессирующая амнезия.

б) Антероградная амнезия.

в) Гипермнезия.

г) Фиксационная амнезия.

д) Конфабуляции.

2. Укажите характерные признаки лакунарной деменции:

а) Слабость суждения.

б) Снижение памяти.

в) Отсутствие памяти.

г) Снижение обобщения.

3. Укажите характерные признаки эпилептического слабоумия:

а) Конкретность мышления.

б) Олигофазия.

в) Обстоятельность мышления.

г) Прогрессирующая амнезия.

д) Разорванность мышления.

е) Уменьшительные слова.

4. Укажите характерные признаки прогрессивно-паралитической деменции.

а) Лакунарный тип деменции.

б) Отсутствие критики.

в) Эйфория.

г) Бессвязность мышления.

д) Бред величия.

в) Тесты на классификацию:

1. Укажите, для каких синдромов характерны следующие признаки:

1. Корсаковский синдром

а) Отсутствие ориентировки во времени и
месте

б) Слабость суждения.

в) Отсутствие критики.

2. Г'лобарная деменция г) Фиксационная амнезия.

д) Антероградная амнезия.

е) Конфабуляции.

ж) Конкретно-примитивный уровень мышления

2. Укажите, для каких заболеваний характерны следующие признаки:

1. Атеросклеротическая деменция а) Слабоумие

2. Сенильная деменция б) Отсутствие критики

в) Черствость

г) Грубые нарушения поведения

д) Прогрессирующая амнезия

е) «Жизнь в прошлом»

ж) Снижение абстракции.

ТЕСТЫ ВТОРОГО УРОВНЯ

а) Тесты на подстановку:

1. Фиксационная амнезия характеризуется....

2. Прогрессирующая амнезия характеризуется....

3. Парамнезии делятся на....

4. Патологическая обстоятельность характерна для... слабоумия.

5. Для глобарной деменции характерно отсутствие...

б) Тесты конструктивные:

1. Перечислите признаки Корсаковского синдрома.

2. Перечислите признаки лакунарной деменции.

3. Перечислите виды нарушения мыслей.

4. Перечислите характерные признаки олигофрении.

в) Типовая задача:

Назовите психопатологический синдром больного:

Больной А.,63 лет не может назвать числа, месяца, года, не может найти своего места в палате. Легко вступает в общение. Правильно называет свою фамилию, имя, отчество, даты Октябрьской революции, Великой Отечественной войны. Способен обобщать однородные предметы в группу (например: стол, стул, кровать - мебель). Пословицу "Не в свои сани не садись" объясняет: "Не за свое дело не берись". Пред­ложенное запомнить имя и отчество собеседника через 3 минуты назвать не мо­жет.

г) Типовая задача:

Назовите психопатологический синдром и диагноз болезни у больного: Больная 69 лет. В течение последнего года бывают головные боли, головокружение. Появилась раздражительность, бессонница, стала уставать от до­машней работы. Иногда забывает имена знакомых, не может вспомнить, куда поло­жила вещь. Затрудняется в запоминании новых фактов, неточно называет даты. Для того, чтобы не забыть имя своего врача, записывает его на бумажке. При воспоми­наниях о давних событиях, путает их последовательность, сама замечает свои ошиб­ки, при этом очень огорчается. Устный счет производит правильно, но иногда оши­бается в простых задачах, обычно поправляет свои ошибки сама. При последова­тельном вычитании из 100 по 7 вначале давала правильные ответы, потом сбива­лась. Не улавливает переносный смысл пословицы. Понимает, что у нее значитель­но снизилась память. Озабочена этим, спрашивает, можно ли ее вылечить. При упо­минании о дочери и внуках на глазах появляются слезы, но тут же, при перемене темы разговора, успокаивается. Держится корректно, опрятна, добродушна.

В неврологическом состоянии - сглаженность левой носогубной складки, справа - небольшая слабость руки и ноги, коленный и ахиллов рефлексы выше нор­мы, изредка - пошатывание при ходьбе.

На рентгенограмме грудной клетки - увеличение размеров левого желудочка сердца, уплотнение аорты, повышение прозрачности легких, глухость тонов сердца.

2. Контроль преподавателя (опрос студентов по перечню учебных элементов).

3. ОПЕРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Исследование больных с нарушениями памяти и мышления, различными типа­ми слабоумия. Анализ полученных данных.

За. Задача - та же, что и в занятиях N1, N2.

3Б. Средства и инструкции для выполнения задачи:

1. План краткого психического статуса, стр.20

2. Приемы исследования внимания, памяти, мышления (дополнительно к разде­лу "Мышление и память" в плане психического статуса на стр.).

Внимание:

а) Наблюдение в беседе должно выявить, способен ли больной

сосредоточиться, слушая, что ему говорят и пересказать;

б) Последовательное вычитание из 100 по 7 или по 13;

в) Перечисление дней недели в обратном порядке.

Память.

а) Проверка запоминания текущих событий дня, что делал, что ел, где был, кого видел.

б) Запоминание нескольких однозначных цифр, слов (не менее пяти), например: нужно спросить их через 1 мин., через 10 мин., через час.

в) Прослушивание короткого рассказа или басни с последующей передачей содержания. Например: ПЛОХОЙ СТОРОЖ. У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко. УМНАЯ ГАЛКА. Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было ее достать. Она стала кидать в кувшин камешки и столько набросала, что вода поднялась и можно было пить.

г) Память на прошедшие события, на общеизвестные исторические факты, на события личной жизни, сохранность школьных и профессиональных знаний. Конфабуляции выявляются в рассказах больного о своей жизни или путем специальных "на­водящих" вопросов: "Что вчера здесь произошло "."Где вы были вчера ", "Кого встретили "."Куда ходили ","Куда ездили ".

МЫШЛЕНИЕ

Кроме проб, необходимо наблюдение за поведением больного в отделе-нии, во время беседы. Учитывается сохранение чувств такта, понимание ситуации, умение вести себя в новой обстановке. Во всех случаях при определенной степени слабо­умия во внимание принимается культурный уровень больного, запас знаний.

а) Для оценки простейших суждений в первую очередь нужны высказы-вания больных об окружающих их людях, об их поступках. Выясняют понимание боль­ными возможных причин этих поступков, умение плани-ровать действия при решении привычных задач, например: рассказать, как приготовить пищу, рассчитать, сколько продуктов требуется на обед для семьи и т.д.

б) Способность к более сложным суждениям и абстрактному мышлению исследу­ются путем проб на обобщение однородных понятий, например, стол, стул, диван (мебель), разграничение понятий: кража и заем, река и озеро, ложь и ошибка; при грубом слабоумии - более отдаленных понятий, например: машина и лошадь, рыба и лодка; понимание переносного значения поговорок, пословиц, умение применять их к ситуациям, близким и понятным больному, понимание подтекста басен, шуток,
общего смысла короткого рассказа.

При исследовании критики выясняют:

а) отношение пациента к его болезни в целом - считает ли он себя больным, в чем видит болезнь, как переживает сам факт заболевания;

б) отношение к отдельным жизненным изменениям: как сам больной оценивает изменение своих мыслительных способностей, нарушение памяти, речи, отношение к этим недостаткам при указании на них со стороны. Регистрируют также способ­ность улавливать ошибки в суждениях других больных или ошибки в суждениях, нарочито высказанных собеседником;

в) критика больного к своему поведению: отметить реакцию больных на собственные неправильные поступки при указании на них, понимание больным отношения к нему окружающих, такие проявления, как развязность, бестактность.

4. ПООПЕРАЦИОННЫЙ И ПОСТОПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ.

4а. Самоконтроль:

а) то же, что в занятии N 1.

б) то же, что занятии N 1.

 

4б. Контроль преподавателя:

такой же, как и в занятии N 1.

ЗАНЯТИЕ N 3.

АФФЕКТИВНЫЕ И КАТАТОНИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ.

НАРУШЕНИЕ ЯСНОСТИ СОЗНАНИ

ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1а. Печатные источники:

1. Н.М.Жариков,Ю.Г.Тюльпин. Психиатрия, М., 2000,стр. 133-140, 145-159. 163-175, 244.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.180.175 (0.294 с.)