ВОПРОС: Бюджетная классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОПРОС: Бюджетная классификация.



 

1ВОПРОС: Экономическое содержание бюджета и его функции.

Государственный бюджет это ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нем объединяются главные доходы и расходы гос-ва. Название бюджет происходит от английского которое означает «чемодан», «мешок с деньгами». Объективный хар-р бюджетных отношений обусловлен тем что у гос-ва должна концентрироваться определенная часть национального дохода, необходимая для решения задач возложенных на гос-во.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план гос-ва на текущий год имеющий силу закона. По материальному содержанию государственный бюджет это централизованный фонд денежных средств государства. А по социально-экономической сущности – это основной инструмент перераспределения национального дохода.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

1. распределительная: содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использование для проведения экономической политики гос-ва. Аккумулируемые в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой гос-вом социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферу материального производства так и в сферу не материального производства.

2. контрольная: заключается в том что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования денежных фондов гос-ва отражает экономические процессы протекающие в структурных звеньях экономики. Таким образом, контрольная функция бюджета не носит ни закрепительного ни ограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия гос-ва на производственный процесс.

3. фискальная: предполагает с одной стороны обеспечение выполнения гос-вом его прямых, управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е.тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг, а для того чтобы повышалась эффективность гос-ных услуг не достаточно наращивать их объем, а необходимо создавать услуги для эффективного размещения и использования всех имеющихся в гос-ве ресурсов и поддержания определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция бюджета непосредственно связана с распределительной функцией, однако, она имеет специфические формы реализации так как фискальная политика гос-ва это политика поддержания бюджетного дефицита на определенном уровне.

 

2ВОПРОС: бюджетная система и бюджетное устройство.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему как основанную на экономических отношениях и на юридических нормах совокупность федерального, региональных и местных бюджетов.

Структура финансовой системы унитарных(единых) гос-в и федеративных гос-в несколько отличается. В унитарном гос-ве есть единая конституция единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день почти 90% суверенных гос-в являются унитарными (Албания, Греция,Дания, Кипр, Япония, Куба, Новая Зеландия и другие). Основными признаками таких гос-в являются:

1. единый для всего гос-ва учредительный нормативно-правовой акт или совокупность таких актов;

2. единые для всей страны высшие органы власти;

3. единая система законодательства;

4. единое гражданство;

5. составные части унитарного гос-ва не обладают признаками суверенитета.

 

В федеративном гос-ве в отличие от унитарного имеются две системы высших органов власти: федеральные органы и органы субъектов федерации.

На ряду с федеральной конституцией субъекты РФ имеют право принимать свои нормативно-правовые акты учредительного характера, например: конституции уставы и основные законы. Они наделены правом принимать региональные законы у субъектов федерации есть как правило собственное гражданство, столица, герб и другие элементы конституционально-правового статуса гос-ва, за исключением государственного суверенитета. К таким гос-вам можно отнести: Австрийская Республика, Республика Германия, Венесуэла, США, Федеративная Республика Бразилия, РФ и другие.

В унитарных гос-вах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В Федеративном гос-ве бюджетная система состоит из трех звеньев: государственного(федерального бюджета или бюджета центрального правит-ва), бюджетов членов федерации(штатов США, провинций в Канаде, земель в Германии), местных бюджетов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

1. федеральный бюджет,

2. бюджеты субъектов федерации,

3. местные бюджеты.

 

Федеральный бюджет (ФБ)-это основной финансовый план гос-ва ежегодно утверждаемый высшим законодательным органом, федеральным собранием, виде федерального закона. По существу ФБ является главным законом экономической жизни гос-ва в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов, но и все остальные параметры экономического развития. Через него осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и Национального Дохода страны между отраслями, регионами, социальными слоями населения. На ФБ возложено финансирование общегосударственных органов власти, мероприятий связанных с обеспечением обороноспособности гос-ва, развития науки и подготовки высококвалифицированных специалистов.

Бюджет субъекта РФ (БС РФ) представляет собой форму образования и расходования фондов денежных средств в расчете на финансовый год предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Федеральный бюджет содержит основную часть расходов куда входят средства выделяемые субъектам федерации. Таким образом ФБ играет не просто центральную, а аккумулирующую роль, а региональные бюджеты, хотя и являются формально независимыми но на самом деле зависят от федерального бюджета. БС включают: бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных образований, бюджеты местных краёв и областей.

Местный бюджет (МБ) это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций отнесенных к предметам местного самоуправления, хотя он самостоятелен но не изолирован от бюджетов других уровней, между ними существуют финансовые потоки, межбюджетные трансферты, целью которых является выравнивание доходов бюджета в различных регионах, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящих уровнях. МБ включают: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.

Отдельно в структуре бюджетной системы выделяется консолидированный бюджет (КБ), который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. КБ РФ это ФБ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. КБ суб-ов РФ это бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. КБы позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или федерации в целом. КБ РФ и ее суб-ов не подлежит утверждению в законодательном порядке, а является лишь информационной базой для корректировки бюджетов и финансовой политики соответствующего региона. Бюджетные отношения реализуются через систему бюджетного устройства страны. Бюджетное устр-во представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимосвязи объединяемых в ней бюджетов. Характер бюджетного устройства зависит от социально-экономического устройства страны. Бюджетное устр-во РФ основывается на модели бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм основывается на следующих принципах:

1. принцип единства бюджетной системы: обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единых форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой.

2. принцип самостоятельности бюджета: означает право законноподданных государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, т.е. составлять, утверждать и исполнять бюджет, контролировать его исполнение.

3. принцип равенства бюджетных прав: означает что для всех суб-ов РФ и органов местного самоуправления гос-во устанавливает одинаковые для всех и обязательные нормы и права.

 

Особое место в системе принципов построения бюджетного устройства занимают принципы формирования и исполнения бюджетов всех уровней. К ним относятся:

1. принцип полноты: означает что в бюджетах всех уровней доходы и расходы должны отражаться в полном объеме,

2. принцип сбалансированности: предполагает что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

3. принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств: означает что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения результатов с использованием наименьшего объема средств.

4. принцип гласности: означает обязательное опубликование утверждаемых бюджетов, а также отчетов об их исполнении и открытую процедуру рассмотрения и принятия решений по проектам в бюджет.

5. принцип достоверности: предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованы и правильны.

 

ВОПРОС: бюджетный процесс.

Бюджетный процесс это регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю над их исполнением. Бюджетный процесс включает в себя 4 этапа:

1. составление проекта бюджета: составлением проекта бюджета занимается правительство РФ, высшие исполнительные органы госвласти суб-ов РФ, местные администрации муниципальных образований. В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от других органов государственной власти и местного самоуправления. Составление проектов бюджета основывается на: 1)бюджетном послании президента РФ: в нем определяется бюджетная политика на очередной финансовый год и плановый период; 2)прогнозах социально-экономического развития соответствующей территории разрабатываемых на период не менее 3х лет;3)основных направлений бюджетной и налоговой политики. Порядок предоставления и рассмотрения проекта бюджета и его утверждение определяются: для федерального бюджета бюджетным кодексом РФ, для бюджета суб-та федерации законом суб-та федерации, для местного бюджета муниципальным правовым актом.

2. рассмотрение проект бюджета и его утверждение законодательным органом(федеральным собранием, органом суб-та федерации, и местного самоуправления): составленный и согласованный проект ФБ правительство выносит на рассмотрение в Государственную Думу. Одновременно вносятся следующие документы: предварительные итоги социально-экономического развития за истекший год, прогнозы социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, оценка ожидаемого исполнения ФБ. проект ФБ и соответствующие документы направляются в Комитет По Бюджетам Налогам Банкам и Финансам Государственной Думы для принятия его к рассмотрению. Получив заключение от комитета, Госдума начинает рассмотрение бюджета в 3х чтениях. В 1ом рассматривает проект в течение 30 дней со дня его внесения, Госдума обсуждает его концепцию, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики. При рассмотрении проекта Госдума заслушивает доклад правительства. Во 2ом чтении Госдума рассматривает проект в течение 35 дней со дня его принятия в 1ом чтении. Предмет рассмотрения – перечень главных доходов Федерального Бюджета (ФБ) и источников финансирования его дефицита. В 3ем чтении Госдума рассматривает проект в течении 15 дней: Госдума утверждает структуру расходов ФБ на очередной финансовый год и плановый период. Принятый Госдумой бюджет в течение 5 дней передается на рассмотрение Совету Федерации. Совет Федерации рассматривает его в течение 14 дней. Затем принятый ФЗ о Бюджете в течение 5 дней направляется президенту на подписание. После этого начинается исполнение бюджета.

3. исполнение бюджета: обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных расходов. Работа по исполнению ФБ проводится министерством финансов, его подразделениями и органами, а также налоговой службой. Правительство ежемесячно предоставляет в Госдуму информацию о ходе исполнения ФБ и консолидированного бюджета РФ. Бюджетный год заканчивается 31 декабря.

4. составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение: отчеты об исполнении бюджетов составляются министерством финансов и финансовыми органами субъектов федерации и местных самоуправлений. Отчет о ФБ докладывается Федеральному Собранию и оно его утверждает. Этот этап длится около 5 месяцев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.14 (0.01 с.)