Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие подходы к повышению эффективности государственных расходов

Поиск

Главная цель реформ бюджетного процесса – создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами экономической политики. Суть такой реформы заключается в том, чтобы сместить бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета, то есть затратами, к управлению результатами.

Как показывает международный опыт, для перехода к новой системе бюджетного планирования необходима не только стабильность бюджета, но и структурные преобразования всей системы государственного управления.

Основные направления таких преобразований.

1) Комплекс мер по обеспечению полного финансирования обязательств, взятых на себя государственными органами власти федерального и регионального уровней, а также органами государственного самоуправления.

2) Внедрение программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления необходимо разработать и внедрить систему распределения бюджетных средств по подведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.

Долгосрочные целевые программы должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных инвестиционных, структурных и научно-технических проектов, которые направлены на решение проблем, входящих в сферу ответственности федеральных органов государственной власти.

3) Совершенствование методов закупок для государственных и муниципальных нужд.

4) Реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казённых предприятий и бюджетных учреждений. Суть этой реформы – сократить государственный сектор и одновременно повысить его эффективность.

Один из наиболее универсальных рыночных механизмов в других странах, который находит все большее распространение в бюджетной сфере, – это привлечение к оказанию государственных услуг на контрактной основе исполнителей, не являющихся государственными учреждениями.

Повышение энергоэффективности в бюджетном секторе

На текущий момент отсутствует единая нормативно-правовая база, позволяющая в должном масштабе проводить мероприятия по повышению энергоэффективности. В частности, отсутствуют механизмы стимулирования сотрудников бюджетных организаций к энергосбережению, механизмы привлечения ресурсов частного сектора для модернизации бюджетных учреждений. В рамках предлагаемой схемы заключения контрактов на предоставление коммунальных услуг или повышение энергосбережения с указанием целевых параметров необходимо:

1. Разработать правовые акты, регулирующие вопросы заключения долгосрочных контрактов между бюджетным учреждением и частной компанией, предоставляющие услуги по увеличению энергосбережения.

2.Разработать систему показателей энергопотребления. На основе этих показателей разработать формы статистической отчетности для формирования единой информационной базы, а также использовать их для формулировки задания бюджетному учреждению и определения требований при заключении контракта на оказание энергосервисных услуг или услуг по повышению энергосбережения. Необходимо разработать правовую основу для проведения мероприятий по оценке потенциала энергосбережения и оценке достигнутой эффективности.

3. Создать систему стимулирования менеджмента бюджетных организаций. В частности, законодательно предусмотреть материальное вознаграждение за успешную реализацию проектов по повышению энергосбережения. Это может быть сделано за счет части экономии средств на коммунальных платежах.

Прогноз параметров бюджетной системы на период до 2023 года

БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ

В качестве макроэкономических условий базового сценария использовались «Исходные условия на период до 2023 года»

Базовый сценарий предполагает:

1. Начиная с 2010 года приведение эффективной ставки ЕСН к уровню 2005 года и формирование взносов на обязательное страхование со шкалой: для заработных плат до 1100 тыс.рублей в год – 26%, в диапазоне от 1100 тыс.рублей до 2300 тыс.рублей – 10%, свыше 2300 тыс.рублей – 2%.

В 2020 году ставка взносов на обязательное страхование (пенсионное), уплачиваемая работодателями, увеличивается на 3%.

2. Введение взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемых работниками по ставке 3% от налогооблагаемой зарплаты в размере до 1100 тыс. рублей в год.

3. Часть ЕСН, направляемая в настоящее время в федеральный бюджет и предназначенная для выплаты базовых пенсий, будет направляться в Пенсионный фонд. Половина взносов (3%), уплачиваемых работодателями и направляемых на накопительные счета, передается на финансирование текущих пенсий.

4. Индексацию ставки НДПИ на газ с 2011 года на индекс потребительских цен.

5. Индексацию ставок акцизов на индекс потребительских цен с 2011 года.

6. Реформирование нефтегазовых фондов. Начиная с 2010 года снижается целевой (нормативный) объем Резервного фонда с 10% ВВП до 6% ВВП. Средства Фонда национального благосостояния используются начиная с 2010 года для дополнительного финансирования пенсионной системы. Для этого ежегодно выделяется целевой трансферт в размере 0,6% ВВП.

7.Увеличение трансфертов в Пенсионный фонд из федерального бюджета. Выделение трансфертов из общих доходов федерального бюджета в ПФР (т.е. сверх трансфертов из Фонда национального благосостояния) призвано довести коэффициент замещения до целевого уровня 30%. Существенная часть таких трансфертов будет обеспечивать финансирование дополнительных выплат, связанных с ревалоризацией пенсионных прав.

Прогноз доходов бюджетной системы на период до 2023 года

Прогноз доходов бюджетной системы

  Факт Бюджет Прогноз Прогноз Прогноз
           
  Млрд. Руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП Млрд. Руб. % ВВП
Доходы федерального бюджета   23,6%   21,4%   17,1%   14,7%   12,9%
Доходы консолидированного бюджета   35,7%   32,5%   27,7%   25,0%   22,8%
Доходы бюджетной системы   40,2%   37,1%   35,1%   32,8%   31,7%
                     
Нефтегазовые доходы   8,8%   10,1%   5,4%   4,0%   3,1%
Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета   26,9%   22,4%   22,2%   21,0%   19,7%

Прогноз доходов бюджетной системы

 

  факт прогноз прогноз прогноз прогноз прогноз
             
% ВВП            
Доходы федерального бюджета 23,6% 18,2% 17,3% 16,2% 14,0% 12,9%
Доходы консолидированного бюджета 35,7% 29,0% 28,0% 26,7% 23,9% 22,8%
Доходы бюджетной системы 40,2% 35,7% 35,2% 34,3% 32,5% 31,7%
             
Нефтегазовые доходы 8,8% 6,6% 5,7% 4,9% 3,6% 3,1%
Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета 26,9% 22,4% 22,3% 21,8% 20,4% 19,7%
             
Структура доходов консолидированного бюджета (%ВВП):
НДПИ на нефть 3,2% 2,0% 1,6% 1,4% 1,0% 0,9%
НДПИ на газ 0,3% 0,2% 0,1% 0,1% 0,1% 0,1%
Экспортная пошлина на нефть 3,5% 2,8% 2,3% 2,0% 1,4% 1,2%
Экспортная пошлина на нефтепродукты 1,0% 0,9% 0,7% 0,6% 0,4% 0,4%
Экспортная пошлина на газ 0,9% 0,8% 0,9% 0,9% 0,7% 0,6%
             
Налог на прибыль 6,6% 4,7% 4,5% 4,5% 4,5% 4,5%
НДФЛ 3,8% 3,9% 4,0% 4,2% 4,1% 4,1%
НДС 6,9% 6,6% 6,74% 6,66% 6,4% 6,2%
Акцизы 1,0% 0,9% 0,9% 0,8% 0,7% 0,64%
Налоги на имущество 1,2% 1,2% 1,2% 1,1% 1,1% 1,1%
ЕСН 1,2% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0%
Импортные пошлины 1,5% 1,6% 1,49% 1,4% 1,2% 1,1%
             
Прочие 4,5% 3,5% 3,4% 3,1% 2,4% 2,0%
в т.ч. инвестиционный доход нефтегазовых фондов 0,5% 0,6% 0,7% 0,7% 0,5% 0,3%
             
Доходы внебюджетных фондов 4,5% 6,7% 7,2% 7,6% 8,6% 8,9%
в т.ч. инвестиционный доход накопительной части пенсии 0,0% 0,2% 0,3% 0,5% 0,8% 1,0%
               

Изменение доходов бюджетной системы за период 2008 -2023 годы,

В п.п. ВВП, базовый сценарий

  Изменение доходов, всего Изменение доходов, за вычетом дополнительных разовых поступлений
     
     
Доходы федерального бюджета -10,7 -8,9
Доходы консолидированного бюджета -12,9 -11,1
Доходы бюджетной системы -8,5 -6,7
     
Нефтегазовые доходы -5,7 -5,7
Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета -7,2 -5,4
     
Структура доходов консолидированного бюджета:    
НДПИ на нефть -2,4 -2,4
НДПИ на газ -0,2 -0,2
Экспортная пошлина на нефть -2,3 -2,3
Экспортная пошлина на нефтепродукты -0,6 -0,6
Экспортная пошлина на газ -0,3 -0,3
     
Налог на прибыль -2,1 -1,2
НДФЛ 0,3 0,3
НДС -0,7 0,1
Акцизы -0,3 -0,3
Налоги на имущество -0,2 -0,2
ЕСН -1,2 -1,2
Импортные пошлины -0,4 -0,4
     
Прочие -2,5 -2,4
     
Доходы внебюджетных фондов 4,4 4,4

 

Прогноз расходов и сбалансированность бюджетной системы на период до 2023 года

Прогнозные расходы бюджетной системы (%ВВП)

Расходы                            
Расширенный 34,3 33,8 33,6 33,5 33,4 33,3 33,1 32,8 32,6 32,4 32,2 32,2 32,0 31,9
Консолидированный 28,8 28,2 28,0 27,9 27,8 27,5 27,3 27,0 26,9 26,6 25,9 26,1 25,8 25,7
Федеральный 17,7 17,0 16,9 16,9 16,8 16,7 16,4 16,3 16,0 15,8 15,4 15,4 15,3 15,1
Непроцентные расходы                            
Расширенный 33,8 33,3 33,0 32,9 32,7 32,6 32,3 32,0 31,8 31,5 31,3 31,3 31,1 30,9
Консолидированный 28,3 27,6 27,4 27,3 27,1 26,8 26,6 26,2 26,0 25,7 25,1 25,2 24,8 24,7
Федеральный 17,2 16,6 16,4 16,4 16,3 16,2 15,9 15,7 15,5 15,2 14,8 14,9 14,7 14,5

 

Балансы бюджетов разного уровня

                             
БАЛАНС (% ВВП)                            
Расширенный 1,5% 1,6% 1,6% 1,5% 1,3% 1,0% 0,7% 0,4% 0,2% 0,1% 0,3% 0,0% -0,1% -0,2%
Консолидированный 0,1% 0,1% 0,0% -0,3% -0,6% -0,9% -1,2% -1,6% -1,9% -2,1% -2,0% -2,5% -2,7% -2,9%
Федеральный 0,5% 0,5% 0,4% 0,2% -0,1% -0,4% -0,7% -1,0% -1,3% -1,5% -1,4% -1,9% -2,0% -2,2%

Ненефтегазовый баланс (%ВВП)

                             
Расширенный -5,1% -4,3% -4,1% -4,0% -3,8% -3,9% -3,8% -3,8% -3,8% -3,7% -3,3% -3,4% -3,4% -3,3%
Консолидированный -6,5% -5,8% -5,7% -5,7% -5,7% -5,8% -5,8% -5,8% -5,8% -5,9% -5,6% -5,9% -5,9% -6,0%
Федеральный -6,1% -5,4% -5,3% -5,3% -5,3% -5,3% -5,3% -5,3% -5,3% -5,3% -5,0% -5,3% -5,3% -5,3%

 

Чистое долговое финансирование (% ВВП)

Чистое долговое финансирование                            
Расширенный 1,3% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,6% 1,3% 1,6% 1,6% 1,7%
Консолидированный 1,3% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,6% 1,3% 1,6% 1,6% 1,7%
Федеральный 0,9% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 0,7% 1,0% 1,0% 1,0%
внешнее                            
Расширенный -0,3% -0,3% -0,1% -0,1% -0,1% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0%
Консолидированный -0,3% -0,3% -0,1% -0,1% -0,1% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0%
Федеральный -0,3% -0,3% -0,1% -0,1% -0,1% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0%
внутреннее                            
Расширенный 1,5% 1,7% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,6% 1,6% 1,3% 1,6% 1,6% 1,7%
Консолидированный 1,5% 1,7% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,6% 1,6% 1,3% 1,6% 1,6% 1,7%
Федеральный 1,2% 1,3% 1,1% 1,1% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 0,7% 1,0% 1,0% 1,0%

Нефтегазовые фонды

При соблюдении установленного в Бюджетном кодексе ограничения на нефтегазовый трансферт (3,7% ВВП) использование средств Резервного фонда начинается в 2021 году, когда суммы нефтегазовых доходов бюджета и инвестиционного дохода Резервного фонда становится недостаточно для финансирования нефтегазового трансферта.

Фонд национального благосостояния пополняется до 2017 года, его средства в размере 0,6% ВВП ежегодно направляются в ПФР.

Основные показатели нефтегазовых фондов (%ВВП)

% ВВП                            
Резервный фонд, конец года 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 5.9% 5.6% 5.1% 4.6% 3.9% 3.1%
Нефтегазовые доходы 6.6% 5.9% 5.7% 5.4% 5.2% 4.9% 4.6% 4.3% 4.0% 3.8% 3.6% 3.4% 3.3% 3.1%
Трансферт в ФБ 4.5% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7% 3.7%
Инвест. Доход 0.3% 0.2% 0.2% 0.2% 0.2% 0.2% 0.2% 0.2% 0.2% 0.2% 0.2% 0.2% 0.1% 0.1%
Использование средств фонда 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.1% 0.3% 0.5%
Нормативная величина фонда 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0% 6.0%
ФНБ, конец года 9.3% 9.7% 9.9% 9.9% 9.6% 9.2% 8.6% 7.7% 6.8% 6.0% 5.2% 4.4% 3.7% 3.0%
Поступл. 4.7% 1.6% 1.4% 1.2% 0.9% 0.7% 0.4% 0.1% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0% 0.0%
Инвест. Доход 0.3% 0.5% 0.5% 0.6% 0.6% 0.6% 0.5% 0.5% 0.4% 0.4% 0.4% 0.3% 0.3% 0.2%
Расходы из ФНБ 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6% 0.6%

 

 

Рассмотрим динамику расходов бюджетной системы по разделам функциональной классификации (в процентах от ВВП).

Процентные расходы

                             
Расширенный 0,5 0,6 0,6 0,7 0,7 0,7 0,7 0,8 0,8 0,9 0,9 0,9 1,0 1,0
Консолидированный 0,5 0,6 0,6 0,7 0,7 0,7 0,7 0,8 0,8 0,9 0,9 0,9 1,0 1,0
Федеральный 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6

Общегосударственные расходы (без учета процентных расходов)

                             
Расширенный 3,1 3,0 2,7 2,6 2,4 2,2 2,0 1,8 1,8 1,5 1,6 1,6 1,6 1,6
Консолидированный 3,1 3,0 2,7 2,6 2,4 2,2 2,0 1,8 1,8 1,5 1,6 1,6 1,6 1,6
Федеральный 2,2 1,7 1,6 1,6 1,6 1,5 1,4 1,2 1,1 1,0 1,0 1,0 1,0 0,9


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.157 (0.009 с.)