Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Послеклассический, или индуистский период (с 1000)↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философия Древней Индии Индийская философия, в основном, сконцентрирована на высшей реальности. Основные характеристики - страдание, спасение и высшая реальность, политеизм и пантеизм (много богов). Основа – ВЕДЫ («знание»). Развитие (3 периода):
1. Ведический период (1500—500 гг. до н. э.): · составлены Веды – гимны и тексты, в которые заложено множество богов, легенд, мифов, составлялись в течение столетий · написаны Упанишады (“сидящий около”, предполагает связь учителя с учеником как способ передачи знаний), или Веданта (окончание Вед). В “Упанишадах” – учение об атмане и брахмане · в основе космоса лежит вечно сущее- Брахман - понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, из которого развилась вселенная · Атман – центральное понятие, вечное внутреннее ядро индивида · Карма - теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков. Обуславливает новое существование живого существа · Сансара - кругооборот повторяющихся рождений. Спасение – аскетизм (самоограничение, самоотвержение, исполнение трудных обетов) · 4 варны (сословия): брахманы – жрецы; кшатрии – цари, воины; вайшья – купцы, крестьяне, ремесленники; шудры – низшее сословие. Переход невозможен
2. Классический, эпический или брахмано-буддийский период (500 до н. э. — 1000 н. э.) Интерес к этическим проблемам. Развиваются школы философии под названием даршаны. Неортодоксальные даршаны (отрицание вед) : Будди́зм («Учение Пробуждённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни. Жизнь – чреда страданий. Цель – избавить человека от страданий. Для этого – минимизировать потребности и страсти => уход в себя (спокойное отношение к жизни). Равенство – через духовное совершенствование. Джайнизм («победитель») — религиозно-философское учение, которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников. Основе - абсолютное уважение к жизни, а также отрицание насилия (Ахинса). Все души равны => должны быть в равной мере защищены. Цель - освободится от колеса жизни (сансары) через правила жизни, определенные Джайной (3 алмаза): правильная вера, правильное учение, правильное поведение. 5 заповедей: Не убивать, не лгать, не воровать, воздержание, отрицание любых земных наслаждений и вещей.
Ортодоксальные даршаны (основаны на ведах): Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях). Центральная цель — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. Веданта (завершение «Вед») Учит о возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — автоматически достигают спасения - единения с Богом, не сливая с ним. Дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме. Санкхья («разумное взвешивание», «перечисление») В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. Проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение. Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; теоретическая основа - санкхья, однако ею признается и личный Бог (добавление божественного). «Йога — это обуздание изменчивости ума». Ньяя (правило, логика) — реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Её базовый текст — «Ньяя-сутры». Учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.
Послеклассический, или индуистский период (с 1000) Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться; характерно возникновение реалистических вишнуитской и шиваитской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали тантризм и шактизм. С 1000 под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений: (кабирпантхи, сикхизм).
Философия Древнего Китая Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.) Господствует религиозно-мифологическое мировоззрение. Всё зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания. Важнейший элемент древнекитайской религии - культ предков и мифических героев древности. Выдвинуты термины, которые стали важнейшими понятиями китайской философии: · Термин «гармония» · Идея «парности всех вещей» · Объяснение землетрясения нарушением взаимодействия сил инь и ян Средневековый период китайской философии (II в. до н. э. — X в. н. э.) Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика.
Философия Платона. Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями. Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности. Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти. Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.
Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним. И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей. Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении. В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость. Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен. Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии. Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Август Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280); Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1-79-1142), Уильям Оккам (1285-1349), Николай из Отрекура (XIVв.). Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии: · теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог); · изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
· господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии); · сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом; · человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека); · провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; · выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении; · выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества; · мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога. · Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством. Схоластика – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство. Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины. Схоласты подразделяли знание на два вида: · сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии); · естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога). Философия Древней Индии Индийская философия, в основном, сконцентрирована на высшей реальности. Основные характеристики - страдание, спасение и высшая реальность, политеизм и пантеизм (много богов). Основа – ВЕДЫ («знание»). Развитие (3 периода):
1. Ведический период (1500—500 гг. до н. э.): · составлены Веды – гимны и тексты, в которые заложено множество богов, легенд, мифов, составлялись в течение столетий · написаны Упанишады (“сидящий около”, предполагает связь учителя с учеником как способ передачи знаний), или Веданта (окончание Вед). В “Упанишадах” – учение об атмане и брахмане · в основе космоса лежит вечно сущее- Брахман - понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, из которого развилась вселенная · Атман – центральное понятие, вечное внутреннее ядро индивида · Карма - теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков. Обуславливает новое существование живого существа · Сансара - кругооборот повторяющихся рождений. Спасение – аскетизм (самоограничение, самоотвержение, исполнение трудных обетов) · 4 варны (сословия): брахманы – жрецы; кшатрии – цари, воины; вайшья – купцы, крестьяне, ремесленники; шудры – низшее сословие. Переход невозможен
2. Классический, эпический или брахмано-буддийский период (500 до н. э. — 1000 н. э.) Интерес к этическим проблемам. Развиваются школы философии под названием даршаны. Неортодоксальные даршаны (отрицание вед) : Будди́зм («Учение Пробуждённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни. Жизнь – чреда страданий. Цель – избавить человека от страданий. Для этого – минимизировать потребности и страсти => уход в себя (спокойное отношение к жизни). Равенство – через духовное совершенствование. Джайнизм («победитель») — религиозно-философское учение, которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников. Основе - абсолютное уважение к жизни, а также отрицание насилия (Ахинса). Все души равны => должны быть в равной мере защищены. Цель - освободится от колеса жизни (сансары) через правила жизни, определенные Джайной (3 алмаза): правильная вера, правильное учение, правильное поведение. 5 заповедей: Не убивать, не лгать, не воровать, воздержание, отрицание любых земных наслаждений и вещей. Ортодоксальные даршаны (основаны на ведах): Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях). Центральная цель — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. Веданта (завершение «Вед») Учит о возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — автоматически достигают спасения - единения с Богом, не сливая с ним. Дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме. Санкхья («разумное взвешивание», «перечисление») В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. Проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение. Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; теоретическая основа - санкхья, однако ею признается и личный Бог (добавление божественного). «Йога — это обуздание изменчивости ума». Ньяя (правило, логика) — реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Её базовый текст — «Ньяя-сутры». Учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.
Послеклассический, или индуистский период (с 1000) Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться; характерно возникновение реалистических вишнуитской и шиваитской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали тантризм и шактизм. С 1000 под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений: (кабирпантхи, сикхизм).
Философия Древнего Китая
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.118 (0.015 с.) |