Социальное рыночное хоз-во как объект государственного регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное рыночное хоз-во как объект государственного регулирования.



После кризиса 29-30-х годов мир пришел к пониманию необходимость государственного регулирования экономики. Этот кризис доказал несостоятельность закона рынка, который гласит, что кризис это случайное явления для рыночной экономики и что государство не должно вмешиваться в процессе воспроизводства. Итоги борьбы с этим кризисом подвел Кейнс в «Общей теории занятости…». Он доказал что одним из основных элементов совокупного спроса являются правительственные расходы, которые идут как на поддержание рынка, так и на выполнение различных функций государства, в том числе и на поддержание малообеспеченных. Любое достижение в области экономике должно идти на процветание всего народа - Эрхард, Бранд.

Современная рыночная экономика носит ярко выраженный социальный характер. В любой развитой стране разрабатываются социальные программы, и на эти цели идет от 4 до 6 % государственного бюджета (на здравоохранение). А в целом на эти цели в развитых странных расходуется от 40 до 32 % всех расходов бюджета.

Государство в экономическом развитии может выполнять прогрессивную роль, если поддерживает все новые тенденции развития и способствует структурной перестройке экономике, а также разрабатывает стратегии развития и способствует тем самым более быстрой адаптации экономики к новым условиям. Государство может играть также нейтральную роль и вмешиваться в экономические процессы, только в целях самообеспечения и самосохранения. Возможна и реакционная роль государства, если оно поддерживает обреченные институты власти, отказывается выполнять стратегические и созидательные функции и при этом выкачивает ресурсы из экономики для поддержания своей кондиции. (Коррупция).

· Глобальные функции государства

Глобальные ф-ии гос-ва.

Гос-во в экономическом развитии может выполнять различные роли. Оно может выполнять прогрессивную роль, если поддерживает все новые тенденции и способствует структурной перестройке экономики, а так же разрабатывает стратегию развития и способствует тем самым быстрой адаптации экономики к новым условиям.

Может играть нейтральную роль и вмешиваться в экономические процессы только в целях самообеспечения и сохранения. Столяров.

Возможна и реакционная роль гос-ва, если оно поддерживает обречённые институты власти, отказывается выполнять стратегический и социальные ф-ии, выкачивает ресурсы экономики для поддержание своих амбиций и передаёт их кучке олигархов. Беда России в том, что чиновничий аппарат начал выполнять разрушительную роль (коррупция)

Выделим основные глобальные ф-ии любого гос-ва.

1. Стратегическая.

2. Социальная.

3. Защитная.

Соц ф-ия была развита в СССР, его опыт был перенят многими странами.

Создание концепций гос-ва всеобщего благоденствия и соц-рын экономики.

Однако, это соц ф-ия была свёрнута переходной экономикой России. Это выражается в резком сокращении финансирования отраслей в социокультурной сфере. Уменьшение реальных размеров пенсий и зарплаты. Резко сократилось фактическое конечное потребление дом х-в. Перешла все пределы дифференциация доходов населения. Если в 90 г она составляла 4,6 раза, то в настоящее время в 2010 - 16,1 раза. Россия разделилась на бедных и богатых.

Стратегическая ф-ия состоит в обеспечении своевременной и эффективной трансформации экономики. Много значит в переходные периоды и кризисы, когда усиливается противоречие между эконом и соц интересами, наступает кризис. Гос-во должно выделит ресурсы и собрать весь инт потенциал для разработки программ. СССР был силён своей стратегической направленностью. Он был способен быстро сконцентрировать силы на выбранных стратегических направлениях именно это позволило в довольно короткие сроки произвести инд страны и победить в ВОВ. Опыт перспективного планирования и целевого программирования позаимствовали многие страны, как развитые, так и развивающиеся. без восстановления стратегической ф-ии гос-ва, программно-целевого метода, стратегического управления нельзя быстро выйти из троекторного развития. Стратегической ошибкой нашего гос-ва было то, что в условиях глобального кризиса 1992г гос-во ушло из экономики. Это выразилось в свёртывании гос заказов и развязке рын стихии.

 

Защитная ф-ия гос-ва.

Эта ф-ия в рыночной экономике работает по след направления.

1. Защита собственности (гос, частн, личной) от финансовых пирамид, мошенников и т. п.

2. Охрана интересов участников экономической деятельности и, прежде всего, потребителей. Создание равных условий для конкуренции и проведение антимонопольного регулирования. Защита от рэкета и коррупции.

3. Гос-во играет важнейшую роль в регулировании трудовых отношений, защищает интересы наёмных работников и разрешает трудовые конфликты.

4. Защита интересов и поддержка отечественных товаропроизводителей и потребителе в случае экспансии иностранного капитала. Протекционистские меры.

5. Гос-во должно выработать чёткую доктрину эконом безопасности и проводить её в цель. Не допускать чрезмерного внешнего долга и зависимости от иностранных гос-в и и международных фин организаций.

Эта функция прописана в конституции РФ и других законах, но она выполняется неудовлетворительно.

 

Независимо от экономического, культурного, нац-ист развития в каждой стране, где функционирует рыночная экономика, применяются гос-вом свои эконом ф-ии.

1. Разработка и утверждение правовых основ работы экономики, то есть, устанавливаются правила игры для предприятий и населения на рынке. Чтобы законы выполнялись, они должны носить длительных х-тер., быть чёткими и не меняться часто.

2. Определение приоритетов экономического развития. Сколько это потребует ресурсов и как быстро они дадут отдачу. Каковы будут социальные, экологические и мирохозяйственные последствия действий.

3. Реализация соц ценностей. Любые наши законы нужны только для того, чтобы они были направлены на процветание население. Перераспределение доходов и соц благ, которые должны быть направлены на обеспечение соц гарантий и защиты нуждающихся.

4. Регулирование экономической деятельности для реализации стратегических задач гос-ва и соц ценностей, регулирование совокупного спроса и предложения. Кол-ва товаров благ и услуг, которые предприятия предлагают на рынке гос-ву, населению и друг-другу. Любая экономическая система стремится к максимилизации производства. Это зависит от нескольких ф-в:

1. Кол-во и кач-во используемого труда.

2. Инвестиции

3. Ресурсы и технологии.

Совокупный спрос - представленные на рынке в денежной форме потребности со стороны гос-ва6 НАСЕЛЕНИЯ И ПРЕДПРИЯТИИ. НА НЕГО ВЛИЯЮ УРОВЕНЬ ЦЕН, доходы населения, величина налогов, объм госзакупок, объём инвестиций в предприятия.

Точка равновесия показывает, каковы будут при данном совокупном спросе и предложении реальный объём ВНП в определенный период времени.

Кроме того гос-во регулирует распределение ресурсов с целью изменения структуры нац. продукта, регулирует предпр деятельность, поддерживает конкуренцию и обеспечивает сохранность рыночного механизма, способствует стабилизации экономики в условиях колебания эконом конъюнктуры и тем самым способствует экономическому росту.

 

· Экономические функции государства

Понятие экономических функций государства. Экономическая деятельность государства реализуется в совокупности определенных видов деятельности, т.е. функций. Функции классифицируют по определенным признакам, видами и целями деятельности, по источникам финансирования, по характеру мер (экономические, стимулирующие, административные, ограничены, национальные и т.п.), по объему и распределению деятельности (вся экономика или определенная сфера, долгосрочные и краткосрочные) и т. др..

Максимально распространенной является классификация по сфере действия: внешние и внутренние функции. Внутренние функции - направления деятельности государства в отношении общества в экономической, идеологической, политической, общественной и иных сферах. Внешние функции - направления деятельности в отношении иных государств в сфере обеспечения экономических интересов данного государства и общества.

Сложность задач, стоящих перед государством, определяют и множественность функций, ч/з которые реализуется деятельность государства. Составить определенный список функций государства нереально. При этом есть основные функции государства, которые обеспечивают нормальное развитие и функционирование экономики.

Трансформационные процессы перехода от централизованно-плановой к социально ориентированной рыночной модели функционирования и развития национальной экономики объективно требуют адекватных целенаправленных действий с позиции государства, в переходных условиях выполняет кроме общих функций целый ряд особенных.

К специфическим функциям переходного периода возможно отнести следующие:

разработка и осуществление стратегии социально-экономического развития страны;

структурно-технологические, институциональные и иные преобразования, определение места и роли страны в системе геоэкономических отношений;

целенаправленное создание государственного сектора экономики;

перераспределение и распределение определенной части валового внутреннего продукта (ВВП);

национальное регулирование экономических и общественных процессов;

проведение гибкой внешнеэкономической политики;

создание общей правовой и законодательной базы для субъектов рыночной экономики.

Экономические функции государства в развитых странах.

1. Обеспечение правовой базы и социальной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы. Нужная правовая база предполагает подобные средства, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантированное соблюдение контрактов. Правительство устанавливает "правила игры", регулирующие отношения м/у предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. Экономико-правовой порядок обеспечивается государством ч/з закрепление и оформление общих правил поведения экономических субъектов. Они состоят из: частного права распоряжения собственностью и правил его передачи, прав, регулирующих отношения внутри экономических единиц, предпринимательское, семейное право, прав, регламентирующих денежное обеспечение экономики и финансовое хозяйство государственного подчинения, финансовое и налоговое право.

 

· Основные методы гос.регулирования

Основные инструменты гос регулирования:

Среди этого множества выделим:

1) Правовые регуляторы

2) Административные регуляторы - это комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений гос-ва по отнош к субъектам эконом деятельности. Адм регуляторы следует принимать весьма осторожно на стадии принятия решения. Чем сложнее эконом ситуация, тем выше их значение, так как именно они позволяют сконцентр ресурсы на развитии базовах отраслей.

3) Экономические регуляторы.

- прямое воздействие на экономику - прямое гос финансирование, концентрация ресурсов фин и мат на исполнении программ. Планирование и мат программирование. Пример, Госзакупки, контракты.

- косвенное гос регулирование направлено на выработку целого комплекса эконом стимулов, которые способствывает макс вовлечению собств производства в выполнение гос программ. Косвенное регулирование проводится через налоговые кредитные льготы, систему ускоренной амортизации, через трансферную систему, через кредитно-денежную политику.

 

прямые косвенные регуляторы

регуляторы система госзаказов денежно-кредитеная

целевое финансирование фискальная

доходно-заработной платы

социальная....

 

Хар-ка основных методов гос регул.

Фискальня пол - в области прав налогов и расходов, не на оборону. Финанс гос сектора и системы соц обеспечения, закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Прав расх показывают долю НВП, который поступает в колл пользование.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.028 с.)