Понятие монополии и ее виды, монопсония. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие монополии и ее виды, монопсония.



Монополия - от греч. «моно» - один и «полио» продаю.

Она возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение на рынке данного товара и поэтому может диктовать цены.

В любом антимонопольном законодательстве есть определённые позиции:

- Контроль за слиянием компаний

- запрет сговоров предприятий по поводу продаж, раздела рынка, установления цен

- борьба с недобросовестной конкуренцией

Недобросовестная конкуренция – введение покупателя в заблуждение по поводу качества товаров, представление в рекламе неполных и неточный сведений о товаре конкурентов, наносящих ему урон и т.д..

Существует также понятие естественной монополии.

Естественная монополия – такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствии конкуренции, в силу технологических характеристик производства или иным причинам.

Товары, производимые естественными монополиями, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Государственная (административная) монополия поддерживается государством:

- Судопроизводство

- охрана правопорядка и т. д..

Монопсония – аналог монополии. Такая ситуация на рынке, когда существует только 1 покупатель.

В обоих случаях существует такая ситуация, когда у тех и других возникает возможность влиять на ценообразование. Кроме того, монополия оказывает влияние на цену путём изменения объёмов производства, а монопсония объёмом закупок.

Монополия расширяет объём производства не бесконечно, а до тех пор пока каждая дополнительная единица продукта будет приносить доход больше, чем затраты на её производство. В этом случае доход и затраты а каждую единицу продукта будут называться предельными. Кроме того, расширение производства монополии ограничено кривой спроса и растущими предельными затратами.

Следовательно, монополия и монопсония – это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще всего встречается олигополия («немногие»).

Олигополия – основная масса товаров производится несколькими производителями.

Олигопсония – несколько крупных предприятий.

 

  1. Спрос и факторы, определяющие его изменение. Эластичность спроса по цене.

Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре и услуге. Однако потребителя интересует не вообще товар, а товар по приемлемой цене. Следовательно, имеется в виду не абсолютный спрос, а платежеспособный. А его характеризуют не только желание, но и возможность купить.

Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. На величину спроса, его структуру и динамику влияют разные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос может вырасти в результате рекламы или изменении моды. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают и наоборот. Между рыночной ценой и тем кол-вом товара, на который будет предъявлен спрос, всегда существует определенное соотношение: высокая цена ограничивает спрос на товары, а уменьшение цены увеличивает спрос. Эту взаимосвязь мы можем посмотреть на графике.

Движение по кривой спроса показывает изменения объема спроса в зависимости от изменения цены. Это так называемый закон падающего спроса. Суть этого закона в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменных других условиях на рынке, то спрос на этот товар понижается. Величина спроса возрастает при уменьшении цены, и уменьшается при понижении цен, при неизменных других условиях. Характер спроса может измениться, когда изменяются факторы, ранее считавшиеся постоянными. Изменение самого спроса выражается в движении самой кривой спроса. Покупатели покупают большее кол-во продукции, при каждой новой цене. Сдвиг кривой спроса в положение ДД1 зависит от нескольких факторов, например:

  1. Изменение величины доходов покупателей
  2. Изменение цен товаров субститутов
  3. Изменение ожидания относительно будущих цен на данный товар
  4. Дефицитность товаров

Спросы на различные товары отличаются друг от друга по степени чувствительности к изменению факторов, который их определяют. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса в процентах к снижению цен в процентах. Эластичность спроса по цене показывает степень зависимости объема покупаемого товара (Q) от колебания рыночных цен (Р). Можно выделить три варианта этой зависимости:

1) Когда снижение цены (Р) вызывает такое увеличение спроса (Q), что общая выручка (P*Q) возрастает. В этом случае мы говорим об эластичности спроса>1.

2) Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующей продажей товаров, но так, что общая выручка остается неизменной, то есть речь идет об единичной эластичности.

3) Когда снижение цены приводит к незначительному росту продажи товаров, при этом общая выручка падает в этом случае неэластичный спрос, то есть 0<эластичность спроса <1.

Высокая эластичность спроса означает, что покупатели очень чувствительны к изменению цены. Спрос является неэластичным, когда процентное изменение величины спроса меньше процентного изменения цены. Эластичность спроса зависит от многих факторов: как правило она выше на товары, у которых больше заменителей. Самый неэластичный товар соль, её нельзя ничем заменить. Зависимость эластичности спроса по цене очень важно. Она необходима для предпринимателей, необходима при выборе цены. Если спрос на товар эластичен, то производителю выгодно понижение цены, т.к. в этом случае его выручка вырастет. Если спрос неэластичен, то производителю выгодно поднять цену, т.к. только в этом случае вырастет его выручка. На эластичность спроса влияет не только цена, но и другие факторы (доходы покупателя), поэтому можно рассчитать эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос, при увеличении (уменьшении) доходов потребителя на 1%.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.028 с.)