Модели современного рыночного хозяйства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели современного рыночного хозяйства.



Современное рыночное хоз-во основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от интенсивности государственного воздействия и от приоритетных задач, решаемых государством различают следующие модели современного рыночного хоз-ва: 1)социальное рыночное хоз-во; 2)смешанная экономика; 3)корпоративная экономика.

Модели современного рыночного хозяйства:

Критерии: Социально-рыночное хозяйство Смешанная экономика Корпоративная
целевая направленность государственных программ защита интересов граждан Создание условий для развития предпринимателей защита интересов крупного бизнеса
принципы регулирования экономики долгосрочное планирование использование тактических методов определение основных приоритетов развития корпораций
доля государственного сектора в экономике 30 % до 10% до 5%
наиболее типичное государство Германия США и Великобритания Япония и Швеция

 

Л. Эрхардом была разработана модель социального хозяйства. В. Бранд поддерживал эту идею. Он определил смысл социально-рыночного хозяйства: любой успех в экономике, любое повышение производительности труда должны быть на процветание всего народа.

 

  1. Сущность и функции рынка.

По словам Бухарина, рынок – это обратная сторона товарного производства, то есть: без товарного производства нет рынка. В нашей экономической литературе зачастую дается следующее определение рынка: рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. Кроме того, рынок – это совокупность экономических отношений, при помощи которых проходит обращение общественного продукта в товарно-денежной форме. Рынок как экономическая категория – это совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а так же посредниками, они всегда есть, по поводу движения товаров и услуг. Сущность рынка отражается в его экономических функциях:

  1. Рынок соединяет сферы производства и потребления
  2. Рынок – главный контролер конечных результатов производства, потому что именно в процессе обмена видно, соответствует ли объем качество произведенной продукции потребностям потребителя.
  3. Рынок стимулирует эффективность производства, то есть он побуждает производителей производить необходимые товары с меньшими затратами (чтоб получить больше прибыли)
  4. Обеспечивает пропорциональность в развитии отдельных регионов, областей и территорий.
  5. Обеспечивает экономичность потребления, сокращения издержек обращения в сфере потребления. Обеспечивает соразмерность между спросом населения и зарплатой.

Понятие функций рынка и роли рынка тесно связаны между собой. Функции выражают сущность явления и определяют роль категории. Роль рынка в общественном производстве можно свети к следующему:

  1. Рынок выдает сигнал производству, что, в каком объеме, и в какой структуре следует производить.
  2. Уравновешивает спрос и предложение
  3. Дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы
  4. Санитарная роль рынка – она выражается в вымывании неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Рынок – это не только общеэкономическая категория, но и сложная социально-философское понятие, так как оно не ограничивается экономической сферой. Рынок – это результат естественного исторического развития человеческого общества и он включает в себя национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития каждого народа. Это и определяет особенности современного рынка и рыночной системы.

 

 

  1. Основные элементы инфраструктуры рынка и их функции.

В 40 годы XX века на западе под инфраструктурой рынка стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальную работу материального производства и национального рынка. Более позднее понятие инфраструктуры рынка – это совокупность организационно-правовых форм, способствующих движению товаров и услуг, актов купли-продажи. Есть ещё 1 определение, инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции для обеспечения нормальной работы рынка. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

  1. Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные)
  2. Аукционы, ярмарки и другие формы не биржевого посредничества.
  3. Кредитная система и коммерческие банки
  4. Эмиссионная система и эмиссионные банки
  5. Система регулирования занятости населения и биржа труда
  6. Информационные технологии и средства деловой коммуникации
  7. Налоговая система и налоговая инспекция
  8. Система страхования коммерческого и хозяйственного риска, страховые компании.
  9. Специальные рекламные агентства и СМИ
  10. Торговые палаты и другие объединения деловых кругов
  11. Таможенная система
  12. Коммерческо-выставочные комплексы
  13. Профсоюзы работающих по найму
  14. Система высшего и среднего экономического образования
  15. Аудиторские компании
  16. Консалтинговые (консультационные) компании
  17. Свободные экономические зоны (СЭЗ)

Функции инфраструктуры рынка:

  • Облегчить участникам рыночных отношений реализацию их интересов
  • Организационное оформление рыночных отношений
  • Облегчение форм юридического и экономического контроля со стороны государства и общественных организаций
  • Повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов

 

Рассмотрим основные элементы инфраструктуры рынка.

1) Биржа. Возникли в 16 веке. Биржа была местом сбора коммерсантов для заключения торговых сделок. Первая биржа была организована в1531 в Антверпене. Вторая биржа в 1566 в Лондоне. Третья в Нью-Йорке на Уолл-стрит в 1798 году. В России первую биржу учредил Петр I в Санкт-Петербурге в 1703, а вторая была организована в Одессе в 1796. Однако в то время в России не было объективных условий для развития биржевой торговли. Было крепостное право. Только после отмены крепостного права в 1861 году в России начали быстро создаваться биржи, а затем в начале 20 века в России наступил расцвет биржевой торговли. В период НЭПа действовало более 100 бирж, однако в 1930 году они были закрыты. Биржа – это организованная форма массовыми стандартными товарами или биржа – это систематические операции по купле-продаже валюты, рабочей силы и ценных бумаг. В настоящее время биржа – это либо государственная, либо акционерная организация, которая выполняет следующие ф-ии:

1. Предоставляет место для торговли, где собираются покупатели и продавцы и договариваются о ценах

2. Организация биржевого торга

3. Установление правил торговли, в том числе и стандартов на продукцию, реализуемую через биржу

4. Разработка пакетов документов (типовых контрактов по сделкам)

5. Котирование цен (публичное предложение цен покупателям и продавцам и их регистрация)

6. Информационная работа

7. Урегулирование или арбитраж споров

8. Предоставление определенных гарантий при сделках с ценными бумагами или товарами и получение за это комиссионных. (Сделка – это соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара, причем она сопровождается переходом финансовых документов от одного лица к другому – деньги, банковские элементы и т.п.).

2) Консалтинговые компании оказываю услуги в области теории и практики рынка и бизнеса. Там работают серьёзные, грамотные, высококвалифицированные специалисты, которые по заказам предпринимателей консультируют их по юридическим и экономическим вопросам. Они предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка, по разработке маркетинговых стратегий и т.п.

3) Аудиторские компании. Аудит – это комплексная проверка или ревизия финансово-хозяйственной деятельности. Она позволяет оценить её возможности в сфере бизнеса. Аудит – это независимая экспертиза, проводится либо по решению властей или учредителей или руководителей фирмы. Существует аудит «по закону», юридически обоснованная мера, в Западных странах для получения кредита любая фирма должна предоставить в банк отчет независимого аудитора о своем финансовом состоянии. В настоящее время функции аудита расширяются и в обязанности аудитора могут входить:

· Операционный аудит – деятельность, схожая с консалтингом, но по вопросам управления (оценка работы по маркетингу, оценка эффективности структуры компании)

· Аудит соответствия деятельности, т.е. проверка соответствия деятельности компаний правилам, установленными вышестоящими организациями или в соответствие законодательным нормам.

4) СЭЗ. Они имеют большое значение для развития рынка и формирования рыночной экономики. Первая СЭЗ возникла в 1959 году в Ирландии. Расцвет СЭЗ пришелся на 70 годы XX века. СЭЗ – зоны свободного предпринимательства, зоны свободной торговли, экспортно-производственные зоны, свободные порты, свободные банковские зоны. Все эти зоны являются фактором экономического развития с привлечением иностранного капитала. Как правило это освобождение налогов, беспошлинный ввоз и вывоз товаров и услуг, сдача земли в аренду за низкую плату, прямые государственные субсидии. В настоящее время насчитывается больше 400 СЭЗ преимущественно в развитых странах. Господствуют в СЭЗ японские ТНК, ТНК США и западной Европы. Для привлечения иностранного капитала очень важны следующие условия: 1.политическая стабильность; 2.отсутсвие хаоса в законодательстве; 3. Устойчивые хозяйственные связи; 4.дешовая рабочая сила. По утверждению Гелбрейта в наших условиях не может быть свободного рынка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.007 с.)