Сбережения и инвестиции. Парадокс бережливости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сбережения и инвестиции. Парадокс бережливости.



Напомним, что весь располагаемый доход – личный доход за вычетом индивидуальных налогов – используется на цели потребления и сбережения.

Под потреблением в экономической науке понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода. Оно зависит от двух факторов: объективных и субъективных. К объективным факторам относятся уровень дохода и его распределение, запасы богатства, наличные средства (ликвидные активы), цены, норма процента и т.д. К субъективным факторам – “психологическая’’ склонность людей к потреблению. В исследованиях установлено, что сростом дохода потребительские расходы растут, но не в той степени, в какой растут доходы. Это связано с естественной склонностью людей к сбережению. Таким образом, часть дохода (Y) идет на личное потребление (С), а избыток принимает форму сбережений (S):

Y = С + S.

Под сбережениями (S) понимается та часть дохода, которая не потребляется. Иными словами, сбережение означает сокращение потребления.

Склонность к сбережению – один из психологических факторов, означающий желание человека сберегать. Средняя склонность к сбережению (АРS) выражается отношением сберегаемой части национального дохода (S) ко всему доходу (Y)

Инвестиции (капиталовложения) – это затраты на производство, накопление средств производства и увеличение материальных запасов. Поскольку сбережения равны разнице между доходом и потреблением (S = Y – С), а инвестиции равны разнице между доходом и потреблением (I = Y – С), то сбережения и инвестиции всегда равны друг другу (I = S). По мнению Дж. Кейнса, это тождество является непременным условием достижения макроэкономического равновесия.

В настоящее время в России это равенство не соблюдается, так как часть населения свои сбережения вынуждено хранить в “чулках’’. Проблема заключается в том, что сбережения и инвестиции осуществляются независимо друг от друга разными экономическими субъектами (сберегает средства в основном население, а вкладывают их в производство – фирмы). Это может привести к нарушению равновесия между этими величинами. Например, если инвестирование будет больше сбережений (I > S), то произойдет затовариваниепродукции, а если, наоборот, сбережения превысят объем инвестиций (S > I), то будет наблюдаться увеличение безработицы и сокращение объема производства.

Парадокс бережливости. Парадокс формулируется следующим образом: «Чем больше мы откладываем на черный день, тем быстрее он наступит». Если во время экономического спада все начнут экономить, то совокупный спрос уменьшится, что повлечет за собой уменьшение зарплат и, как следствие, уменьшение сбережений. То есть можно утверждать, что когда все экономят, то это неизбежно должно привести к уменьшению совокупного спроса и замедлению экономического роста.

В простой кейнсианской модели следовало, что для экономического роста необходимо увеличивать совокупные расходы, которые действуют подобно инъекциям, обусловливая рост совокупного дохода с эффектом мультипликатора. А все изъятое из потока расходов мультипликативно сокращает совокупный доход, подталкивая экономику к рецессии или депрессии. Отсюда следовал парадоксальный вывод: чем больше в экономике аккумулируется сбережений, тем беднее она становится. В таком виде парадокс представляется как дилемма заключенного, где сбережения выгодны для каждого человека по отдельности, но вредны для населения и экономики в целом.

Кейнс видел выход из рецессии через активное вмешательство государства в экономику (политика государственного регулирования). Кейнс и его последователи предлагали использовать для стабилизации экономики в первую очередь увеличение государственных расходов, поскольку это позволяет напрямую, а, следовательно, в максимальной степени влиять на совокупный спрос и с мультипликативним эффектом на совокупный выпуск и доход.

Парадокс сбережений присутствует только в кейнсианской модели. В классической политической экономии сбережения фактически равны инвестициям. Поэтому, согласно представлениям классиков, при увеличении сбережений инвестиции возрастают на аналогичную величину. В результате сокращения дохода не происходит.

17. Государственный бюджет: доходы и расходы. Влияние государственных расходов и налогов на равновесный уровень выпуска (доходов).

Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

В самом общем виде государственным бюджетом можно назвать план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

1. военные;

2. экономические;

3. на социальные цели;

4. на внешнеполитическую деятельность;

5. на содержание аппарата управления.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

1. налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

2. неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

3. доходов целевых бюджетных фондов.

На рисунке 6.3 показано влияние государственных расходов на равновесный уровень выпуска:

AD (исходная кривая совокупного спроса) = MPC * Y + I

AD1 (кривая совокупного спроса с включением G) = MPC * Y+ I + G

На рисунке 6.3 мы видим, что под влиянием государственных расходов возникает известный нам эффект мультипликатора, так как равновесный уровень доходов вырос на величину большую, чем государственные расходы

Таким образом, рост объема государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции. Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.007 с.)