Понятие простой Кейнсианской модели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие простой Кейнсианской модели



Равновесие товарного рынка обеспечивается соотношением совокупного спроса на товары и услуги (AD - aggregate demand) и совокупного предложения товаров и услуг (AS – aggregate supply).

Существует два подхода к объяснению равновесия товарного рынка: классическая и кейнсианская. Классическая модель объясняет равновесие в долгосрочном периоде и доказывает, что оно устанавливается на уровне полной занятости ресурсов, поэтому равновесной величиной выпуска (при котором совокупный спрос равен совокупному предложению) всегда будет величина потенциального выпуска Y*, которому согласно закону Сэя будет соответствовать равная ему (адекватная) величина совокупного спроса (совокупных расходов). Эта модель исследует экономику со стороны совокупного предложения.

Однако в краткосрочном периоде подобное автоматическое равенство совокупных расходов совокупному выпуску может не наблюдаться. Условия равновесия товарного рынка в краткосрочном периоде были исследованы Дж.М. Кейнсом. Кейнс предложил модель, которая позволяла определить величину равновесного национального дохода и соответственно величину равновесного объема производства, доказав, что величина совокупного выпуска определяется величиной совокупных расходов, т.е. спрос определяет предложение. Главной макроэкономической проблемой становился совокупный спрос. Эта модель получила название модели «доходы-расходы». Другое ее название - простая кейнсианская модель или модель «Кейнсианского креста».

Спрос на товарном рынке предъявляют все макроэкономические агенты (домохозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор). Поэтому совокупный спрос можно определить как сумму спросов всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги или как сумму совокупных расходов в экономике.

Планируемые совокупные расходы и равновесный уровень выпуска (доходов).

Совокупный спрос (планируемые совокупные расходы - AD ) представляет собой сумму расходов на отечественные товары и услуги при каждом из возможных уровней национального дохода (Y).

Для того чтобы получить графическое изображение совокупного спроса (AD), надо сложить данные графиков потребления и инвестиций: кривая AD на рисунке 5.6 получена путем сложения по вертикали кривых C и I.

Рис. 5.6

AD

 

AD = MPC * Y + I

 

 

I

 

0 Y

 

Рынок товаров находится в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукции (Y) равна величине совокупного спроса.

Для того чтобы графически показать равновесие на товарном рынке, необходимо наряду с графическим изображением совокупного спроса (кривая AD) построить график совокупного предложения (AS) в тех же координатах. На рисунке 5.7 график совокупного предложения (AS) представляет собой кривую, показывающую общий объём производства отечественных товаров и услуг (ЧНП = Y), предлагаемых производителями при различныхуровнях совокупного спроса. Кривая AS строится из начала координат под углом в 450. По достижении потенциального уровня выпуска (Y*) кривая AS превращается в вертикаль.

Рис. 5.7

Механизм приведения к равновесию.

AD AS

AD = С + I

 

е А

 

В

I

 

450

Y2 Ye Y1 Y* Y

 

Уровень цен=const.

Равновесный уровень выпуска (Ye) – это такой объём производства, при котором величина совокупного спроса AD равна выпуску продукции Y.

На рисунке 5.7 представлен механизм приведения к равновесию.

15. Изменение равновесного уровня выпуска (доходов) и эффект мультипликатора.

Если изменяются факторы, от которых зависит равновесный уровень доходов (выпуска), то этот уровень также изменяется. Что касается предельной склонности к потреблению (MPC), то Кейнс полагал, что она является величиной постоянной, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Инвестиции же, как известно, подвержены значительным колебаниям.

Итак, предположим, что уровень первоначальных инвестиций I возрос на величину DI (рисунок 5.8); на эту же величину возрастет и совокупный спрос: кривая совокупного спроса сдвинется из положения AD в положение AD1. Равновесие перейдет из точки е в точку е1. Равновесный уровень выпуска увеличится с Yе до Ye1. Рисунок 5.8 показывает, что прирост равновесного уровня выпуска (DY) превышает прирост инвестиций (DI). Это происходит потому, что увеличение инвестиций ведет к появлению новых рабочих мест. Следовательно, растут доходы домашних хозяйств, в результате чего растет уровень потребления (C). Это значит, что уровень совокупного спроса увеличится и за счет прироста уровня инвестиций, и за счет прироста величины индуцированного потребления. В точке нового равновесия е1 равновесный уровень выпуска Ye1 равен этому возросшему уровню совокупного спроса AD1. Описанное (правда, очень схематично) явление называется эффектом мультипликатора:DY > DI.

Рис. 5.8

Эффект мультипликатора (или просто мультипликатор) представляет собой отношение изменения равновесного уровня выпуска (доходов) к вызвавшему его исходному изменению уровня инвестиций:DY/DI. (Следовательно, если инвестиции сокращаются, это вызовет еще большее сокращение равновесного уровня выпуска).

Необходимо отметить, что это не мгновенный эффект, а кумулятивный процесс, который объясняется серией последовательных шагов прироста (или сокращения) дохода. Величина мультипликатора (K) зависит от предельной склонности к потреблению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.009 с.)