Конкурентоспособность российской экономики - миф или реальность? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентоспособность российской экономики - миф или реальность?



В современной экономической науке вопросам изучения конкурентоспособности национальной продукции (производств) традиционно уделяется большое внимание. В многочисленных научных трудах предпринимаются попытки "разложить" эту категорию на многочисленные составные факторы, выявить ключевые из них, и уже на этой основе - количественно оценить уровень конкурентоспособности той или иной продукции (или производителя). При всей безусловной полезности подобных исследований нужно признать, что они во многом пока представляют сугубо академический интерес.

Принято считать, что потребитель, отдавая предпочтение в пользу продукции того или иного производителя чаще всего (осознанно или неосознанно) оперирует в терминах таких основных категорий, как "цена - качество" (или, что реже - стоимость единицы потребительской характеристики). На практике же категория конкурентоспособности продукции далеко не исчерпывается соотношением двух указанных параметров; она гораздо многогранней.

В своих ценовых "нишах" начинает "работать" еще одна группа важных для потребителя параметров, которые не в меньшей степени влияют на успех реализации продукции. Их много, можно лишь указать на некоторые из них - стоимость последующего обслуживания, экономия на эксплуатации, сложившиеся национальные предпочтения и традиции потребления, ремонтопригодность, сложившийся имидж производителя и целый ряд других факторов, часто не поддающихся формализации и количественной оценке.

Именно в силу этих обстоятельств не бывает конкурентоспособности "абсолютной", последняя всегда конкретна и относительна. По мнению отдельных специалистов, российской экономике по целому ряду аспектов уготована участь аутсайдера, иными словами - роль "ограниченно" (или "относительно") конкурентоспособной. Причем дело не столько в неразвитости рыночных отношений в России, сколько в чисто географических и климатических особенностях страны. Отечественная экономика в силу объективных причин более энергоемка и транспортозатратна - с учетом климата, обширных, разреженных и неосвоенных пространств. С этим мнением можно спорить, однако сильное влияние указанных факторов на перспективы долгосрочного развития и конкурентоспособность экономики - не вызывает сомнения.

В подтверждение этого вывода можно задаться вопросом - конкурентоспособна ли, например, продукция американской автомобильной промышленности (в общем и в частностях), при том, что мир почему-то не наблюдает активной экспансии этой техники на рынках европейских, или азиатских стран. Применительно к американской (точнее - транснациональной) автомобильной промышленности этот вопрос выглядит по меньшей мере риторическим.

Если же задаться аналогичным вопросом применительно к продукции российской автомобильной промышленности, то ответ на него, казалось бы, также очевиден, с точностью наоборот: если бы не импортные заградительные барьеры (которые активно лоббирует отечественный автопром), то отечественные автомобильные заводы ждал бы неминуемый крах, а внутренний рынок был бы наводнен иностранной техникой.

В действительности все гораздо сложнее. Может показаться парадоксальным, но в определенных сегментах рынка продукция российского автопрома сегодня вполне конкурентоспособна, или точнее сказать - "относительно конкурентоспособна", и имеет не только определенный потенциал выживания на рынке, но и повышения качественного уровня. Взять, например, такую рыночную нишу, прочно занятую отечественными производителями, как малотоннажная грузовая техника. С началом реформ в 90-е годы Россия быстро решила для себя проблему производства указанных автомобилей (которую, кстати страна на протяжении многих лет не могла решить даже в рамках прежней планово-административной системы хозяйствования) и полностью обеспечила ими российских потребителей - нарождающийся малый бизнес, индивидуальных предпринимателей и др.

При этом ценовой отрыв "Газелей", "Соболей" и "Баргузинов" ($5-7 тыс.) от зарубежной техники ведущих мировых производителей автомобилей сегодня настолько велик, что даже несмотря на их низкий технический уровень, в этом сегменте рынка российские изделия не сталкиваются с жесткой конкуренции со стороны импорта аналогичных новых изделий. Или, взять, скажем, легковые автомобили ИЖ-"Ода" ("с оцинковкой"), которым сегодня среди продукции иностранных производителей в своей ценовой нише равных практически нет (менее $3 тыс.). Даже в условиях полного устранения тарифной защиты отечественная техника в силу своей дешевизны по-прежнему будет активно раскупаться российскими потребителями (к тому же следует принять во внимание их "неплохую" ремонтопригодность агрегатов и низкую стоимость обслуживания).

И причины таких предпочтений российских потребителей отечественной продукции хорошо известны. Это низкий жизненный уровень населения (равно как и низкая доходность многих российских предприятий), неспособного приобретать хотя и качественные, но тем не менее дорогие по уровню нынешних доходов зарубежные автомобили.

Можно привести другие примеры конкурентоспособных отечественных изделий. Это большая часть продукции пищевой промышленности, которая сегодня явно выигрывают конкуренцию с импортируемыми продуктами питания иностранного производства. Или, например, отечественные аккумуляторы. Многие из них как по качественным, так и по эксплуатационным характеристикам не уступают продукции ведущих мировых производителей.

Все эти примеры можно долго продолжать. Их цель не в том, чтобы продемонстрировать преимущества ряда отечественных товаров - в смысле "покупайте российское" (и низкое качество многих российских товаров, и высокие тарифные барьеры, которыми страна отгораживается от остального мира, оплачивать в конце концов придется российским потребителям).

Они важны прежде всего для осознания и выстраивания целевых ориентиров среднесрочной и долгосрочной политики повышения конкурентоспособности национальной экономики, с одной стороны, и формирования адекватной этим целям таможенно-тарифной политики в контексте предстоящего присоединения к ВТО, - с другой.

Не менее важны они и для понимания проблемы - с кем и каким образом российские производители собираются конкурировать на внутреннем и внешних рынках сбыта. Одно дело - конкурировать (и занимать свои соответствующие рыночные ниши) с технологичной продукцией из развивающихся стран (в т.ч. из стран с "дешевыми" ресурсами труда и капитала). Для этого нужна своя тактика и стратегические целевые ориентиры. Совсем другое дело - конкуренция с производителями индустриально развитых стран - задача гораздо более серьезная и требующая значительных усилий не только от российского бизнеса, но и государства.

Если рассматривать проблему в этой плоскости, то перспективы повышения конкурентоспособности национальной экономики не выглядят совсем уж утопичными. Абсурдной выглядит задача "фронтального" повышения конкурентоспособности всей российской экономики по широкому кругу отраслей и производств. Также нереально ставить перед собой амбициозные цели войти в узкую когорту стран - лидеров с высоко конкурентоспособным производством. Но для России вполне по силам занять свою прочную нишу в отдельных сегментах мирового рынка продукции высокой переработки.

Именно с этих позиций, на наш взгляд, следует рассматривать перспективы международной специализации национального производства, а также выживаемости российской экономики в контексте дальнейшей интеграции в систему мирохозяйственных связей. В свою очередь - с "высвобождением" ныне имеющегося потенциала роста конкурентоспособности отечественных производств, с устранением имеющихся здесь барьеров в первую очередь должны связываться ключевые ориентиры промышленной политики России, равно как и экономической стратегии повышения конкурентоспособности страны.

 

2. Explain the meanings of the proverbs given below. Make up a five-sentence story of your own to highlight the meaning of one of the proverbs.

a) Crime doesn’t pay.

b) Nature abhors a vacuum.

c) After the feast comes the reckoning.

d) Opportunity only knocks once.

e) Money is a good servant but a bad master.

 

3. Write a 1-2 page story using the suggested vocabulary.

post-office, mail, e-mail, snail-mail, letter-box, postman, to post (send, mail) a letter, to deliver a letter, parcel post, book post, money-order, poste restante, postage (stamps), registered letter, postcards, air-mail, to forward the mail, to have one’s mail forwarded, ordinary, (express, urgent) telegram, address, to get the mail on time, to get the mail later than usual, to fill out (make out) a money-order, to stick (to paste) a postage stamp on, to obliterate a stamp, to be left (kept) till called for, addressee, sender, C.O.D. (cash on delivery).

 

4. Write an essay of not more than 500 words on the following topic. Films can tell us a lot about the country in which they were made. What have you learned about a country from watching its movies? Use specific examples and details to support your response. When writing the essay, please, mind the following: the unity of the paragraphs; the opening and closing paragraphs; the paragraphs that develop the main idea; the linking of the paragraphs.

 

 


 

 

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРАКТИКА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

для студентов заочной формы обучения

 

 

Подписано в печать Формат 60 ´ 84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. Уч. - изд. л. Тираж экз.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.012 с.)