Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политика модернизации России на рубеже XIX-XX вв. (с. Витте, П. Столыпин).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Столыпинская аграрная реформа, её сущность и значени е. Столыпин председатель совета министров и министр внутренних дел. В центре реформы - вопрос о судьбе общины. Община имела положительные (соц-эконом защита) и отрицательные (препятствие на пути экономического развития) стороны. Цели реформы: подъем с/х производства, создание новой опоры в деревне, снижение остроты социального противостояния на селе (между помещиками и крестьянами). Документы реформы: манифест об отмене выкупных платежей (1907-7), указ от 9.11.06 и 14.06.10. Содержание реформы: все крестьяне получали право выхода из общины с землей; сведение угодий к одному месту (хутора и отрубы); 1910 положение о беспередельных общинах (если не было земельных переделов то земля переходила в частную собственность); переселение крестьян на окраины; отмена некоторых правовых ограничений крестьян; одинаковые права на госслужбу; свобода избрания места жительства; отмена телесных наказаний по приговору волостного суда. Сущность реформы: реформа носила буржуазный х-р. правые и октябристы (осуждение насильственной ломки общины, но в целом поддерживают ее), трудовики (критикуют реформу, требуют национализации земли), большевики (реформа прогрессивна в научном смысле, но есть и другой путь - буржуазной эволюции села американского типа). Ход реформы: в начале реформа шла быстро, а потом ее осуществление замедлилось. Итоги: к 1916 из общины вышло 26% крестьян (заявления поступили от 35%), к 1914 в Сибирь переселилось свыше 3 млн. крестьян (но 17% вернулось назад). Причины неудач: противодействие крестьянства, недостаток средств у правительства, плохая организация, подъем рабочего движения. Значение: реформа - крупный шаг на пути капиталистического развития России, она сыграла определенную роль в подъеме с/х пр-ва; реформа - второй этап превращения самодержавия в буржуазную монархию. Сергей Витте (1849-1915) – председатель совета министров в 1905-1906. В 1892-1903, будучи министром финансов, проводил политику всемирного укрепления монархии, развития капитализма, привлечения иностранных капиталов. Установил винную монополию, твердую валюту, начал строительство Сибирской железной дороги. Возглавлял делегацию, заключившую Портсмутский мир-? с Японией. Автор манифеста 17 октября 1905. Разработал основные положения Столыпинской реформы. В 1906 получил отставку и после этого не играл крупной политической роли. Автор «Воспоминаний» (3 тома, 1923, изданы посмертно). С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. На рубеже XIX-ХХ веков сторонники модернизации России объединялись вокруг Сергея Юльевича Витте (с 1892 г. министра путей сообщения и финансов, затем - председателя Совета министров). В политическом плане взгляды Витте изменялись в зависимости от конъюнктуры, но в осуществлении экономической модернизации России он был весьма последователен. Витте действительно имел план преобразования России, целью которого была индустриализация.
В рамках этого плана проводилось форсированное железнодорожное строительство, широкое привлечение иностранного капитала в промышленность и банки, была введена винная монополия, осуществлена денежная реформа, по которой устанавливалось золотое обращение и обмен кредитного рубля на золото.
Однако не все шло гладко. Витте столкнулся не просто с пассивностью, а с сопротивлением самого царя и всей верхушки власти. Его попытки «давить» на монархию инициированием созыва первой Государственной Думы только усиливали недовольство царя: он стал подозревать Витте в желании стать президентом. Сергей Юльевич вынужден был уйти в отставку. Его место занял Петр Аркадьевич Столыпин.
Столыпин (с 1906 г. министр внутренних дел и председатель Совета министров) предполагал осуществить целый ряд реформ: аграрную, местного самоуправления, судебную, просвещения, планировал ряд преобразований, связанных с рабочим вопросом. Эти реформы должны были способствовать расширению социальной поддержки правящего режима, созданию класса мелких земельных собственников, однако большую часть задуманного осуществить не удалось по причине сопротивления дворянско-монархического лагеря.
Главным и самым известным столыпинским преобразованием стала аграрная реформа. По сути, она представляла собой серию законодательных актов, главным из которых стал Указ от 9 ноября 1906 года. В соответствии с ним крестьяне получили право выйти из общины и закрепить свой индивидуальный надел в частную собственность в виде отруба (предоставление полевого надела в одном месте в пределах села) или хутора (обособленной усадьбы с хозяйственными постройками и земельным участком). Реформа также включала активную деятельность крестьянского банка, который служил посредником между помещиками, желающими продать свои земли, и крестьянами, собирающимися их приобрести.
В целом, аграрная реформа носила буржуазный характер и являлась важным этапом модернизации России. Однако Столыпину не удалось в полной мере реализовать свои планы. К 1916 г. из общины выделилось порядка четверти домохозяев (по разным данным от 21 до 27%), причем половина из них продала свои земли «крепким хозяйствам», которыми, чаще всего являлись крестьяне-общинники. Такое положение дел вносило путаницу в, и без того не простые, земельные отношения.
Если исходить из целей реформы, становится очевидно, что правящим кругам не удалось разрушить общину и создать массовый слой мелких крестьян-собственников (фермеров). Все сказанное, конечно же, не следует толковать, как попытку преуменьшить значение проводимой в то время модернизации. Возможно, если бы реформе было отпущено 20 лет (как того хотел сам Столыпин), а не 8, как получилось в реальности, ее итоги были бы куда более значительными.
3 Они определились еще в XVIII в., когда Россия стала складываться как огромная евроазиатская империя. На западе Россия активно участвовала в европейских делах. В первые полтора десятилетия XIX в. реализация западного направления была связана с борьбой против агрессии Наполеона. После 1815 г. основной задачей внешней политики России в Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционным движением. Александр I и Николай I ориентировались на наиболее консервативные силы и чаще всего опирались на союзы с Австрией и Пруссией. В 1848 г. Николай помог австрийскому императору подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, и задушил революционные выступления в Дунайских княжествах. На юге сложились весьма непростые взаимоотношения с Османской империей и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоеванием в конце XVIII в. Черноморского побережья и, в первую очередь, с присоединением к России Крыма. Выход к Черному морю имел особое экономическое, оборонительное и стратегическое значение для России. Важнейшей проблемой было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов – Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной к из задач российской дипломатии. Важным средством вмешательства России во внутренние дела турок было полученное ею (по Кючук- Кайнарджийскому и Ясскому договорам) право покровительства христианским подданным Османской империи. Этим правом Россия активно пользовалась, тем более, что народы Балкан видели в ней своего единственного защитника и спасителя. На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на эти территории. Здесь Россия старалась расширить свои владения, укрепить и сделать стабильными границы в Закавказье. Особую роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию. Это было необходимо для обеспечения свободной и безопасной связи с вновь приобретенными территориями в Закавказье и прочного включения всего кавказского региона в состав Российской империи. К этим традиционным направлениям в первой половине XIX в. добавились новые (дальневосточное и американское), имевшие в то время периферийный характер. Россия развивала отношения с Китаем, со странами Северной и Южной Америки. В середине века российское правительство начало присматриваться к Средней Азии. Top
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.66 (0.007 с.) |