Роман не закончен, главы внутри него не дописаны, порядок их точно не установлен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роман не закончен, главы внутри него не дописаны, порядок их точно не установлен.



Казнь Йозефа К. отчасти напоминает самоубийство. Невинный агнец – козел отпущения?Казнь окуржена мифологическими мотивами:

1. ориентация позы распятия.

2.мотив жертвоприношения (орудие – тонкий нож мясника) – заклание невинного агнца.

 

А. Белобратов называет «Процесс» романом-фрагментом. Это связано, во-первых, непосредственно с тем видом, в который Кафка приводит рукопись романа: после того как писатель убедил себя в том, что роман не состоялся и завершить его не удасться, «несколько тетрадей с рукописным текстом, имеющим отношение к «Процессу», Кафка разъял на отдельные части (в соответствии с главами и фрагментами глав) <…> Каждую из законченных глав Кафка снабдил титульным листом с обозначением содержания». Таким образом, рукопись романа представляла собой разделенные по конвертам фрагменты романа. Текст имел завершенную рамку - первую и заключительную главы, но в нем недоставало еще нескольких стадий таинственного процесса.

К лит. источникам романа можно отнести «Преступление и насказание», которое Кафка ценил. Роман Кафки «Процесс» параболичен, в литературоведении он имеет множество интерпретаций - религиозно-нравственную, социально-политическую и личностно-биографическую, но не сводим ни к одной из них.

Автобииографический подтекст: непосредственным толчком к началу работы послужил, видимо, разрыв его первой помолвки с Фелицей Бауэр, после которого она же со своей подругой учинили над Кафкой «суд».

«Процесс» также можно рассматривать как символ социально-политических взаимоотношений человека и «системы», говорится, что Кафка в своих произведениях предвидел ужасы будущих тоталитарных систем, в процессе написания романа он также пишет рассказ «В исправительной колонии», где главной темой также является вина и наказание.

Притча «У врат закона» является ядром романа, она служит символическим выражением его сюжета и в какой-то мере проясняет положение К. и выражаемые автором отношения закона и истины, служит как бы для передачи герою условной авторской позиции. Притчу рассказывает капеллан в главе «В соборе» Толкования же этой притчи капелланом отнюдь не делают понятнее ее смысл, а, наоборот, еще более затемняют его, так как приводят лишь видимые доказательства и, в общем, рассматривает аспекты не ключевые для раскрытия смысла притчи. Не так важно, находится ли поселянин в подчинении у привратника или наоборот, видел ли привратник недра закона и в состоянии ли он после смерти просителя закрыть ворота, - главной является идея абсолютного и беспрекословного подчинения букве закона, и даже не букве, а некоторой, возможно даже сомнительной мелкой сошке. Закон как некий иерархичный институт, который внушает страх и покорность людям здесь вполне опредмечен, в то время как именно так, но образно мыслиться закон и в самом романе. Вторая идея - идея подчинения человека - также перекликается с романом: что герой романа, что притчи - оба они не в силах никак повлиять на закон, на то, что предписано, но в отличие от героя романа, который, хоть и безрезультатно, но пытается повлиять на ход событий своего процесса в некоторой высшей инстанции, поселянин же даже не пытается попробовать воспользоваться возможностью проникнуть в ворота Закона. Но, по сути, и Йозеф К. ни в чем не прекословит тем, кто имеет отношение к его процессу, следуя любым советам, он, однако, ничуть не приближается к разрешению своего дела, находящегося еще в самых низших инстанциях, - и разве же он многим в таком раскладе отличается от просителя, покорно севшего на скамеечку, как ему посоветовал привратник? Впоследствии, когда Йозефа поедут на казнь, он воспримет это как что-то само собой разумеющееся, не будет протестовать, а воспримет все как должное. Так, в целом эта притча отражает идею бесполезности борьбы человека с законом, который у Кафки выступает как неотвратимое зло, во имя иллюзорной справедливости. Эти три понятия - зло, справедливость и закон - тесно переплетаются в системе образа мироустройства Кафки. Мотив власти встречается в его произведениях повсеместно, и всегда это власть безличная, недоступная, равнодушная и безжалостная по отношению к герою, а ее служители предстают как объекты, восприятие которых, как, впрочем, и других персонажей, дается лишь через призму сознания персонажа, что лишает читателя всякой возможности хоть отдаленно представить себе мотивировку их действий.

Пролема вины

Карельский: Йозеф К., конечно, «не сделал ничего дурного», как констатируется в первой же фразе, но все развитие сюжета - «процесса» - строится на том, что герой постепенно начинает и в самом деле ощущать за собой некую вину. И в этом не только внушение «системы», процесс постепенно оказывается еще и судом человека над самим собой, и этот второй процесс заканчивается, в отличие от первого, от суда «системы», четким и недвусмысленным приговором: «Как собака, - сказал он так, как будто этому позору суждено было пережить его». По концепции Карельского вина - это слабость воли, недостаток достоинства, не позволивший Йозефу выхватить нож из рук своих палачей и самому вонзить его в себя - «снять с властей всю работу». Этот последний всплеск человеческой гордости есть следствие глубокой бытийной вины. Она - в роковой отгороженности от жизни, в неумении слиться с ней или противостоять ее вызову. Йозеф был причастен лишь внешней суете жзни, глубин же бытия он панически боялся и отстранял их от себя. Вина Йозефа в том, что он слабый человек и не взял на себя ответственность за себя.

У Павловой другая концепция: на протяжении романа происходит как бы два процесса: один - внешне-формальный, то есть судебная волокита, все перипетии видимого «следствия», которое приводит к приговору и к физической смерти героя. Другой процесс происходит внутри Йозефа, и это процесс морального освобождения, который достигает своего апогея в момент казни. Йозеф понимает, что ему все время мешало его же собственное упрямство, его нежелание подчиняться закону, навязанному сверху,он обретает внутреннюю свободу, он впервые обращается к богу как носителю высшей справедливости.

 

ВОПРОС 6

Генрих Гессе. Периоды творчества: 1. Он увлекается немецкими романтиками. 1919 год – повесть «Домиан». 2. Начинается плодотворно, но мучительно в личностном плане (умирает отец, жена сходит с ума). Его спас психоанализ Фрейда, точнее аналитическая психология Юнга. До конца 40-х продолжается второй период. 3. 50-60 годы. Социально-утопический роман «Игра в бисер».Награжден Нобелевской премией 1947 год.

СТЕПНОЙ ВОЛК (опубликован 1927)

Мода на восток. Ориентация – немецкая романтика. Их открытие – сложная противоречивость человеческой личности. Внутри человека 2, которые борются сами с собой. Человек обладает подвалом, тенью. Он увидел на востоке другое понимание человека. Человек на Западе – некая самодостаточная величина. Человек на Востоке – человек с кармой. Человек познает себя, пытается изменить себя, а не окружающий мир.

Работы. Шпенглер «Закат Европы». Что делать? Кто заменит Европу? Шепенгауэр «Мир как представление». Запад оказался в тупике потому что для него мир – серьезен.

Юнг открыл «коллективное бессознательное». По ЮНГУ есть МАСКА (Это сознательное) – АНИМА (АНИУС) (бессознательный двойник противоположного пола) – ТЕНЬ (в основе коллективное). Путь индивидуации. И есть еще САМОСТЬ. Самость – везде; это итог работы над собой. Путь индивидуации. Для этого он должен сделать – свести себя к маске, это пусть от маски к тени, а потом к «самости».

Роман вбирает в себя представление немецких романтиков, Шпенглера, Шепенгауэра + Юнг.

Название – фобия среднему немцу. Угроза происходит внутри среднего европейца, внутри Гарри Галера.

Принцип построение романа: реальный город, роман автобиографичен. Разорванная метафора разорванной души. Герои – его двойники. Мотив – магический театр.

Внутри Гарри живет другое существо (волк). В нем он живет, которые время от времени показывается. Это некий дуализм. Виден отчетливый кризис героя. Все герои романа – Гарри Галер. ВОЛК – ЭТО ТЕНЬ.АНИМА – ГЕРМИНА и МАРИЯ. МАСКА – САМ ГЕРОЙ, ИЗДАТЕЛЬ, публикующий заметки. Самость – бессмертные (Гете, Моцарт, Павлов).

Масса цитат из Фауста. Гете – это тоже Гарри Галер. Гете же обнаружил дуальность души; он нашел положительные моменты.

Человек безграничен; он ставит себе рамки, больше никто.

Композиция – музыкальная; тема музыки МОЦАРТ. 3 части в романе – Предисловие, записки, Трактат о степном волке.

Задачи Гарри Галера – музыкальные; произведение полифонично. Задача человека – не утонуть в хаусе. Человек должен стать плифоничен, чтобы достичь «самости». Финал романа открыт; убийство Гермины. 2 смысла – то ли ошибка ГГ, то ли неизбежность. Гермина же просила убить, когда он влюбится.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.24.171 (0.017 с.)