Эксперимент ради эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эксперимент ради эксперимента



Приоритет стиля над сюжетом.

Уничтожается фабула: главное не что рассказать, а как! Радикальное отличие от литературы 19 века, хронология запутнанная.

Аутистизм

Замкнутый, углубленный в себя тип личности. В каждой культуре, в каждом направлении искусства преобладает свой характерологический тип личности. В культуре ХХ в. преобладает аутист-шизоид. Шизоид-аутист может быть не обязательно поэтом или профессором философии, важно,что его сознание работает определенным образом.

Искусство «больной»эпохи творят больные люди!

Вывод: доминирующее направление – нереалистическое - модернизм и авангард!!!

В литературе 1917-1945 гг отразились бурные события этой эпохи. Учитывая национальную специфику каждой из литератур, присущие ей национальные традиции, можно, тем не менее, выделить несколько основных этапов, общих для них.

1. 20-е годы, когда литературный процесс протекает под впечатлением недавно закончившейся первой мировой войны и всколыхнувшей весь мир революции в России.

2. 30-е годы, время обострения, общественно-политической и литературной борьбы в связи с мировым экономическим кризисом, приближение второй мировой войны.

3.третий этап -это годы второй мировой войны, когда все прогрессивное человечество объединилось в борьбе против фашизма.

Новое время способствовало возникновению и широкому распространению в критическом реализме других, новых художественных форм. Многие художники широко применяют внутренний монолог (Хемингуэй, Олдингтон, Ремарк), совмещают в одном произведении различные временные пласты (Фолкнер, Уайлдер, Р. М. дю Гар), используют поток сознания (Фолкнер, Хемингуэй). Эти формы помогали по-новому изображать характер человека, выявлять в нем особенное, оригинальное, разнообразили художественную палитру писателей.

Первая мировая война, усиливающийся кризис капиталистической системы способствовали возникновению на Западе особого литературного феномена, получившего название «литературы потерянного поколения». Термин «потерянное поколение» возник в Париже в 20-е годы. Его употребила американская писательница Г. Стайн по отношению к своим соотечественникам - американцам, проживавшим там в то время: Э. Хемингуэю, Д. Дос Пассосу, А. Мак-Лишу и др. Эти писатели побывали на войне, Они утратили свои прежние,, иллюзии, «потерялись» на войне, возненавидев ее как жестокую бойню. Однако с течением времени термин «потерянное поколение» приобрел более широкий смысл.

Особенности жанра романа в послеоктябрьский период:

1. Социальный р. (Т. Драйзер, Э. Синклер, С. Льюис, Г. Манн)

2. Научно-фантастический р. (Г. Уэллс),

3. Исторический р. и историческая драма (Л. Фейхтвангер, Б. Шоу, Т. Уайлдер)

4. Возрастает значение социально-психологического романа (Э. Хемингуэй, Р. Олдингтон, Э. М. Ремарк, Ф. Мориак)

5.Психологической новеллы (Ш. Андерсон, С. Цвейг). Продолжает развиваться жанр романа-эпопеи 6.Получает значительное распространение философский роман (Т. Манн, Т. Уайлдер),

7.Политический роман (Э. Синклер),

8.Биографический роман (А. Моруа).

В области драматургии появляются острые психологические драмы Ю. О'Нила и героические драмы о революции Р. Роллана.

«Дегуманизация искусства» Ортеги-и-Гассета.

Хосе Ортега-и-Гассет ощупывает искусство с социологической стороны, задаваясь вопросом: «Отчего новое в искусстве сопровождается таким оглушительным неуспехом?» Он ищет и находит причины столь очевидной непопулярности нового искусства в массах. Что же в новом искусстве такого, отчего общество искренне не понимает его и отшатывается? Оказывается, что неуспех молодого искусства - это не случайность, а закономерность. Дело в том, что большинство несведущих в искусстве обывателей (если называть обидно, а если ласково, то простых смертных) больше всего ценит в искусстве его близость к жизни. Чем более искусство походит на жизнь, тем полнее счастье среднестатистического человека, вдруг почувствовашего себя в понятном и родном, и потому чрезвычайно милом его сердцу художественном окружении. Ведь, чтобы там не говорили критики, народ, погуляв в смущении по пустынным залам ЦДХ, все равно, придет за картинкой на ближайший рынок на набережной, где висят разлюбезные его сердцу белые березки, и где травка обязательно зеленая и пушистая, а небо стопроцентно голубое. А новое искусство по-прежнему все также далеко от народа. Что же его ждет? Как чертик из коробочки, выскакивает ответ Ортеги-и-Гассета: «Новый стиль должен пройти инкубационный период». Где же оно скрывается? Может быть, в подвале мастера, где незаметно для всех творит новую историю?

Всякий ли новый стиль сопровождается неуспехом? Нет, Ортега-и-Гассет поясняет, что это не грозит искусству, которое избегает уходить в сторону от реальности, например, романтизм пришелся по душе массам, поскольку он был народным стилем.

Ортега-и-Гассет писал в то время, когда он мог наблюдать модернизм в искусстве, тогда время постмодернизма еще не пришло и оттого, возможно, он столь категоричен, говоря о смысле нового искусства. Он тоталитарен в искусстве: «…в основе современной действительности лежит глубокая несправедливость – ошибочно постулируемое равенство людей», он предпочитает видеть отдельно искусство для масс и отдельно для «привилегированных». «Большинству не нравится новое искусство, а меньшинству нравится». Низведение масс по признаку их антихудожественности, невосприимчивости к новому искусству: «Новое искусство характеризуется тем, что делит людей на тех, кто его понимает, и тех, кто не понимает». Поскольку работа писалась в 1927 г, то можно предположить, что идеи господства над миром витали в воздухе, и проникали повсюду – в политику и общественную жизнь: «Это искусство не для человека вообще, а для особой породы людей, которые отчетливо отличаются от прочих».

В чем же сущность нового искусства? Раз оно не понятно всем, значит оно не стоит на основе человеческого, его фундамент другой. Люди и страсти, говорит Ортега-и-Гассет, это предметы, которыми занимается искусство. Пока искусство играет в них, люди его понимают, но, стоит ему подняться над реальностью, как понимание истончается и рвется как натянутая нить, за которую привязан шаловливый воздушный шар. Ортега-и-Гассет приводит метафору: что воспринимающий произведение искусства как будто смотрит сквозь оконное стекло в сад, т.е. на «люди и страсти», и не замечает стекла, т.е. самого художественного приспособления, сквозь которое он их видит. Конечно, ведь изощренные художественные формы для неискушенного то же, что замутненное стекло, сквозь которое он силится разглядеть что-либо ему интересное. Если ему это удается, он ощущает свою избранность, если нет, - то мы его теряем. Ортега-и-Гассет ничуть не жалеет о такой потере, он радуется, что искусство возвращается на круги своя, становится уделом избранных, узкого «круга ограниченных людей».

«Это будет искусство для художников, а не для масс людей. Искусство касты, а не демократическое искусство». Новое искусство надменно отворачивается от зрителя, его не интересует успех среди многих, ему важнее прослыть законодателем художественной моды. Оно не боится преобладания эстетики над человеческими образами, оно не боится быть непонятым, ведь это только подтвердит его новизну и отличие от традиций.

Ортега-и-Гассет считает, что искусству невозможно быть направленным одновременно и на красоту художественных форм и на «человечность» восприятия, такое искусство стало бы «косоглазым». Реализм и истинная художественность, по его мнению две вещи несовместные. Нельзя соединить стекло и сад, не повредив в какой-то степени тому или другому.

История современного искусства подтверждает выводы Ортеги-и-Гассета: если модернизм еще был понятен многим, а теперь и освоен во многом, то постмодернизм укусил себя за хвост и закрутился волчком, обратившись в «бесконечный тупик», предоставив большинству абсолютную свободу для непонимания. Реальность напоминает гнездо птицы, например, малиновки, в котором из года в год воспроизводились более или менее похожие на родителей реалистические птенцы, и вдруг в нем неожиданно появился кукушенок модернизма, явно отличающийся от остальных, однако, когда он вырос и улетел, то гнездо опустело, и наступил век постмодернизма – все знают, что в гнезде реальности теперь может поселиться кто угодно и кроме того, что его может не быть вообще.

В чем же сущность нового искусства? Ортега-и-Гассет возвещает, что оно возвращается к стилю. Ключевым становится слово «стилизация». Вот это стильно, говорим мы, а вот это не стильно. Стилизация - это деформация реального, его дереализация. «Стилизация включает в себя дегуманизацию. Нет другого пути дегуманизации».

Ортега-и-Гассет точно уловил поступь приближающегося постмодернизма, ведь когда он говорит об отрыве от реальности, нет более страшного примера, чем пример с умирающим и наблюдателями (его женой, доктором, газетным репортером и художником, случайно оказавшимся рядом). Самым далеким от умирающего, от «живой реальности» оказался художник. «Все эти реальности эквивалентны» - уточняет Ортега-и-Гассет. Вот реальность разбивается на множество шариков, каждый из которых не больше и не меньше другого, постмодернисты высыпают их на пол, они прыгают, сталкиваясь в воздухе и окончательно запутывая читателя и зрителя.

 

ВОПРОС 2

Тенденции, которые сыграли решающие роли в создании авангарда и других направлений:

1. Ортеги-и-Гассет. Ключевая тенденция – дегуманизация искусства. Жестокость, агрессия, секс, смерть в литературе присутствует. Отказ от гуманистических ценностей. Эстетические формы, биологические параметры перестают угождать человеку. Отказ от принципа мимитизма (подражания).

2. Произведение искусства делает окружение. Консервная банка в контексте музея – экспонат; искусство делается контекстом;

3. Подрыв традиционной эстетики.

Модернизм – глобальное явление. Модернизм – совокупность практик и находок. Авангард – частный случай модернизма. Главное желание модерниста – добиться автономии искусства. Есть реальность и есть реальность искусства; они должны быть автономны.

Признаки авангарда: 1. Стремление к новациям (новые формы, приемы); формальный эксперимент; 2. Револиционно-разрушительный пафос на традиции культуры (протест против прошлого), 3. Антимиметизм (отказ от жизнеподобия); 4. Стремление стирать границы между реальностью и искусством; 5. Скандал, эпотажность.

Дадаизм. ДАДА возник в Швейцарии – чистый авангард. Июль 1916 год громко заявил о себе. П. Тцара выпустил манифест антипирина (отсутствие позиции). «Дада» - дурашливая игра в ничто. Дадаизм просуществовал до 1922 года. Тцара произнес похоронную речь ДАДА. Негативная программа получила представление в сюрреализме.

Сюрреализм – самое масштабное направление. Этапы: 1. 1919 – Тцара; 2. 1922 А. Бертон предлагает технику для сюрреализма; 3. 1924 Первый манифест сюрреализма. Бертон

Появляется свои пресса, бюро сюрреалистских исследований. Всеевропейский масштаб. У дада не было позитивной программы, у сюрреализма была. Ключевое – Фрейд.

Приемы и практики сюрреализма: 1. Метод автоматического письма. Быстро записывать все, что приходит в голову. Параническое состояние. 2. Прием труп. Манифест «Труп». Суть – несколько человек пишут фразы, закрывая предыдущую. Коллаж из газет.

Сюрреалистическая революция. Они хотят освободить все человечество от разума. 1966 –смерть сюрреализма.

 

АВАНГАРД И МОДЕРНИЗМ.

Модернизм – постреализм 20 века.

Исследователь Халифов выделяет след. Черты Реализма. и Модернизма. (сравнение)

Модернизм:

1.Пессимизм. идея абсурности мира

2.приоритет личного перед общественным.

3.Худ. реальность имеет минимальные связи с реальностью.

4. Ассоциативность.

5.Активный поиск новых форм выражения

6.Синтез различных видов искусства

7. Отрицание обязательств искусства по отношению к обществу и истории.

Реализм:

1.Объективность

2.Типизация (искусство социального романа – в с. романе социальный вопрос оттесняет на 2-й план вопросы личного благополучия)

3.Действительность в развитии, в движении.

4.Взгляд на искусство, как на средство познания действительности.

5. Воспитательная функция.

Модернизм - достаточно условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в., т.е. от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Нижн. хронологической границей М. яв-ся "реалистическая", или позитивистская, культура ХХ в., верхней - постмодернизм, то есть 1950 - 1960-е гг. Не следует путать М. и А, хотя порой грань между ними провести трудно.

1. Искусства М. - символизм,экспрессионизм и акмеизм.

2. Искусства А. - футуризм, сюрреализм, дадаизм.

Главное различие между М. и авангардом заключается в том, что хотя оба направления стремятся создать нечто принципиально новое, но М.рождает это новое исключительно в сфере художественной форм, в сфере художественного синтаксиса и семантики, не затрагивая сферу прагматики (Мы прекрасно понимаем ее смысл, т.е можем представить себе эту ситуацию, но какова конкретная роль этой ситуации, каково ее значение в ряду соседних высказываний, можно сказать, только зная контекст этих высказываний)Авангард невозможен без активного "художественного антиповедения", без скандала, эпатажа М. это все не нужно. Модернист ведет себя, как обычный художник, не стремится утвердить себя перед миром таким активным способом, как это делают авангардисты. Для модерниста скорее характерен замкнутый образ жизни, а если модернисты объединяются в какие-то кружки, то ведут они себя исключительно тихо и даже академично.

М. отталкивался прежде всего от"реалистического", позитивистскогомировосприятия ХIХ в. Основные различия м-у М. и позитивизмом:

1. Позитивизм описывал существующую реальность, М. стремился моделировать свою

2. У П. ХIХ в была установка - реальность первична. Для М.скорее характерна противоположная установка: идеалистическая - первичным является сознание или агностическая - мы не знаем, что первично и что вторично, и нам это не важно.

3. Для П. ХIХ в. наиболее фундаментальным было понятие реальности. Для М. понятие реальности растворялось в аллюзиях, реминисценциях, текст, обрастая цитатами, аллюзиями,превращался в интертекст; в эпоху постмодернизма – в гипертекст.

4. Для позитивистской "реалистической" лит-ры характерен чисто романтический конфликт героя и толпы (пр.Базаров – Тургенева, Растиньяк – Бальзака; Б. и Т. – реалисты!!!) В М. этот конфликт исчезает, идея изображения личности с ее переживаниями уходит на 2-й план. Ценность для М. - красота редуцированного сознания, как у Фолкнера в "Шуме и ярости" (Бенджи Компсон)

5. Для лит-ры 19 в. характерно изображение семьи и ее соц-х проблем, то предств-ли М. или вообще не касаются

Проблем семьи или рисуют распад семьи, как во всех почти произвед-х Фолкнера, "В поисках утраченного времени" Пруста, "Улиссе" Джойса.

Кульминация лит.модернизма на западе: Дж.Джойс «Уллис», Ф.Кафка «Процесс», «Замок» (учеб-к Толмачева)

Авангард – смысл эстетической позиции - в активном и агрессивном воздействии на публику. Производить шок,скандал, эпатаж - без этого А. невозможен. Нужно, чтобы реакция успевала возникнуть и закрепиться до глубокого постижения, чтобы эта реакиця мешала восприятию эстетической фомы и содержания., сделала его возможно более трудным. Непонимаиие, полное или частичное, органически входит в замысел авангардиста.

Художник-авангардист – торреадор. Искусство авангарда – антибуржуазно!

Идеальная реакция на авангард – скандал!!!

Садоавангард – доминирует агрессивность, авторитарность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.028 с.)