Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ:кардинализм и ординализм

Поиск

Изменения цены товара и кривая «цена - потребление». Построение кривой индивидуального спроса.

Изменение цен товаров и доходов потребителя воздействуют на бюджетную линию, тем самым и на оптимальный потребительский выбор. С учетом этого влияния можно построить кривую спроса на благо со стороны потребителя, т.е. кривую индивидуального спроса.

Спрос на товар зависит от параметров, определяющих положение точки равновесия потребителя, которые задаются ф-цией полезности, определяющей форму и расположение кривой безразличия, и положением бюджетной линии, зависящим от цен товаров и дохода потребителя.

При соединении точек равновесия потребителя при смещении бюджетных линий в рез-те снижения цены, образуется кривая «цена-потребление»

 

 

На основе этой кривой можно построить кривую индивидуального спроса.

Кривая индивидуального спроса обладает

св-вами:

- по мере движения вдоль кривой спроса при изменении цены данного товара изменяется уровень полезности.

- в каждой точке кривой спроса потребитель максимизирует получаемую им полезность.

Кривая цена-потребление имеет положительный наклон, а кривая спроса- отрицательный, т.е. показывает обратную зависимость между ценой товара и величиной спроса на него.

 

Изменения дохода потребителя и кривая «доход-потребление». Кривые Энгеля.

Увеличение дохода при фиксированных ценах делает возможным для потребителя покупку наборов, которые раньше были ему недоступны. При этом бюджетная линия отодвигается от начала координат. При снижении дохода –ситуация обратная. Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку на каждом уровне дохода потребитель выбирает самый полезный набор благ. Если соединить все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, то получится кривая «доход- потребление»

 

При этом линия будет иметь положительный наклон, если товары явл. Супериорными(т.е. с ростом дохода возрастает их потребление) и наоборот.

На основании линии «доход-потребление» модно построить кривую Энгеля, напрямую выражающую зависимость между денежным доходом потребителя и кол-вом приобретаемого товара. Для суперриорных товаров кривая Энгеля имеет положительный наклон, но здесь возможны 2 варианта:

- с увеличением дохода возрастает и угол наклона кривой, что свидетельсьвует о сокращении дополнительных приобретений товара.(ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ)

- с увеличением дохода уменьшается угол наклона кривой, т.к. возрастают дополнительные преобретения товара(предметы роскоши, мед. Услуги, образование, туризм)

 

Кривая предложения фирмы в кратко-ср периоде в условиях сов конкуренции. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.

Кривая предложения фирмы

Кривая показывает, какое кол-во продукции по определенной цене фирма готова предоставить на рынке. Предельные издержки фирмы определяют цену предложения фирмы (есть смысл производить продукцию или нет). Кривая предложения показывает зависимость между объемом предложения и ценой товара. Кривая индивидуального предложения фирмы- часть кривой предельных издержек, которая расположена выше т.К. т.К-точка пересечения кривой средних издержек и кривой предельных переменных издержек. Выше этой точки фирма покрывает переменные издержки, а ниже нет, и необходимо остановить производство. т.К― критическая точка, где не покрываются постоянные издержки. Выше этой точки фирма получает прибыль ниже нормальной. В точке P1 фирма получает прибыль нормальную. В P3 фирма получает сверхприбыль. Кривую рыночного предложения можно начертить, если суммировать объемы производства всех фирм отрасли, при каждом возможном значении цены. В основе кривой рыночного предложения лежат предельные издержки отрасли. Кривая предложения отрасли показывает прирост общеотраслевых издержек, при повышении отраслевого выпуска продукции на дополнительную единицу.

 

Предложение ресурса.Сов и несов конкуренция на рынке ресурса.Условие равновесия максимизирующей прибыль

Фирмы на рынке ресурса

На конкурентном рынке ресурса его цена есть величина постоянная.Отдельная фирма не может повлиять на цену ресурса,т к она использует его незначительную долю.Кривая предложения ресурса имеет вид горизонтальной линии поскольку предельные затраты на ресурс постоянны.Кривая предложения ресурса абсолютно эластична.В условиях сов конкурентного рынка ресурсов фирма может купить столько ресурсов и продать столько продукции,сколько она сама сочтет нужным при действующих рыночных ценах.А в условиях несов конкуренции фирма,являющаяся единственным покупателем на рынке,располагает возможностью устанавливать цену ресурса.не опасаясь перетока этого ресурса к др покупателям поскольку таковые на рынке отсутствуют.На конкурентных ресурсных рынках фирма реализует ресурсы в сочетании,максимизирующем прибыль.если каждый вводимый фактор про-ва используется до тех пор пока его цена не станет равной его предельному продукту в денежном выражении P=MRP(пред продукт в ден выражении)Р-цена ресурса.

 

 

Содержание,функции,формы и системы з п. Дифференциация заработной платы.

Заработная плата (ЗП) – это цена использования услуг труда. Её размер определяется предельной доходностью труда последнего нанятого фирмой работника данной специальности, а также стоимостью средств существования работника и его семьи, необходимых для восстановления способности к труду и содержания семьи.

Размер ЗП служит важным показателем уровня жизни населения, однако по её величине нельзя судить об экономическом и социальном благополучии народа. В связи с этим используются понятия номинальной и реальной ЗП.

Номинальная ЗП – сумма денег, которую получает работник за услуги труда.

Реальная ЗП – покупательная способность номинальной ЗП (количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную ЗП).

Уровень реальной ЗП находится в прямой зависимости от номинальной ЗП и в обратной зависимости от налогов и платежей, которые выплачивает покупатель, цен на потребительские блага.

Формы:

- повременная- почасовая, понедельная, помесячная

-сдельная- начисление производится в зависимости от кол-ва сделанной работы

Современный рынок труда в значительной мере дифференцирован. Поскольку работники зачастую весьма значительно различаются по квалификационно- образовательному уровню и профессиональной подготовке, постольку на рынке труда сущ-ют различные неконкурирующие группы определенных профессий и квалификаций. Особыми группами явл. работники квалифицированного и неквалифицированного (не требующего спец. Подготовки) труда.

Дифференциация з/п имеет объективный хар-р, стимулирует рост профессионального мастерства, поощряет более сложные виды труд. Деятельности, предполагает компенсацию затрат на подготовку работников более высокой квалификации.

Важнейшим фактором дифференциации з/п явл.производительность труда. Ее рост увеличивает предельный продукт труда в денежном выражении, а соответственно и спрос на труд. Это в свою очередь обеспечивает рост з/п.

 

Рынок капитала.

В современной экономической теории нет общепризнанного определения капитала, поэтому термин "капитал" имеет много значений:

а) он рассматривается как определенный запас материальных благ; б) он представляет собой не только материальные предметы, но и нематериальные элементы (человеческие способности, образование и т.д.); в) капитал отождествляется со средствами производства;

Под капиталом на рынке факторов производства понимается физический капитал или производственные фонды в их стоимостном выражении. Рынок капитала состоит из двух частей:

1)рынок акций, на котором покупаются и продаются доли участия в собственности предприятия;

2)рынок заемного капитала, т.е. кредита, где обращаются как краткосрочные средства — деньги, так и долгосрочные — облигации.

Как и на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов действует закон спроса и предложения. Спрос на капитал это спрос на инвестиционные средства, необходимые для приобретения капитала в физической форме (средств производства: машин, станков, оборудования и т.п.). На первый взгляд спрос на капитал представляет собой спрос на определенную сумму денег. Однако следует различать спрос на деньги как таковые и спрос на капитал в денежном выражении. Спрос на деньги предъявляют домашние хозяйства для удовлетворения своих потребительских нужд (покупка одежды, продуктов питания, предметов бытового назначения и т.д.). Спрос на капитал предъявляет бизнес. Природа этого спроса другая. Она связана с предпринимательской деятельностью. Предпринимателю инвестиционные средства необходимы для приобретения средств производства, с помощью которых будут произведены товары и услуги. Следовательно, спрос на капитал является производным, порожденным спросом.

Капитал пользуется спросом, потому что он производителен. Как известно, производительность фактора производства связана с законом убывающей отдачи, определяющим динамику уровня дохода

 

Теорема Коуза.

Внешние эффекты имеют место, когда 3-и лица (не производители, не потребители) несут часть расходов связанных с его производством или получают часть полезности от его использования.

Экстернории – результат неспособности рыночного механизма ценообраз-я

Отрицательные ВЭ – когда 3-еи лица несут расходы на производство товара. Величина ОВЭ определяется расходами 3-х лиц неучтенных. К ОВЭ относится расходы жителей домов живущих рядом с химическим комбинатом => на лечение болезней, связанных с влиянием вредных выбросов. Политические ВЭ – это полезности производства получает 3-я сторона и производс

Теорема Коуза: вне зависимости от того, кому принадлежат права собственности, в ходе обмена достигается одно и тоже Парето- эффективное распределение ресурсов при определенных ограниченных условиях: отсутствии эффекта дохода и трансакционных издержках, равных 0. трансакционные- издержки по координации деятельности экономических агентов и снятию распределительного конфликта между ними.

 

Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ:кардинализм и ординализм

Рационально действующий потребитель выбирает набор благ,обеспеч ему наибольшую общ полезность.Полезность-это удовлетворение,кот человек получает от потребления определённого кол-ва блага.В 19в преобладал кардиналистский (количественный)подход к измерению полезности.Его сторонники считали что возможно количественно измерить полезность.А в 20в получила развитие концепция согласно которой полезность неизмерима количественно,но потребитель способен сравнив полезности любых 2 наборов благ,высказаться о выборе одного из них.Данный подход называется ординалистским(порядковым).И в данный момент считается основным

 

 

№ 4”Аксиомы ординалистского подхода.Кривые безразличия и их свойства.Предельная норма замещения.

Блага- окружающие нас предметы, которые служат для удовлетворения потребностей.

Полезность- способность блага удовлетворять потребности.

На рынке потреб-ль приобрет.набор тов-в,в к-й мож.входить больш.число благ.Для упрощения анализа поведения потребителя сторонники ординалист.теории рассм. набор из 2 благ. Аксиомы:

1.Потреб-ль предпочтет большее кол-во благ меньшему при прочих равных условиях.

2.Потреб-ль способен сравнивать и оценивать потребительские блага.

3.Транзитивность потребит.предпочтений(если для потребителя 1-й набор полезнее 2-го, а 2-й полезнее 3-го,то 1-й набор полезнее 3-го).

Пусть потреб-ль выбирает набор,в к-м 2 блага:товар А(Q1 - кол-во);товар В – Q2.Тогда набор Q1Q2 имеет опред.полезность(U),тогда U=f(Q1,Q2)-функция полезности. Произв.значение функции можно в виде таблицы(изокванты).Набор благ А и В обеспеч. потребит.равную полезность.

График кривой безразличия.

Кривая безразличия -кривая, любая точка к-й определяет набор благ, обеспечивающий потребителю одинаковую общую полезность.Имеет отрицательный наклон.

Соотношение, в к-м одно благо замещает другое -норма замещения (субституции).

MRSBA =- ΔA/ ΔB,где MRSBA ● предельная норма субституции благом В блага А,

● ΔА-уменьш.блага А; ● ΔВ-увелич.блага В.Она показывает, от какого кол-ва блага А надо отказаться,чтобы при увеличении на 1 дополнит.ед.блага В полезность комбинации этих благ осталась той же.Двигаясь по кривой безразл.сверху вниз предельн. норма субституции убывает.Геометрически предельная норма замещения =абсолютн.значению тангенса угла наклона кривой безразличия к точке возможного выбора.Карта кривых безразличия –множество кривых безразличия одного и того же набора благ,обладающих разной полезностью.

Карта кривых безразличия:

 

№5 Бюджетная линия потребителя и ее св-ва. Графическая интерпретация равновесия потребителей Кривые безразличия описывают потребительские предпочтения, но на выбор потребителя влияьт так же бюджетные ограничения. Все наборы товаров, которые может себе позволить покупатель с использованием своего бюджета, будут лежать на одной кривой бюджетного ограничения. В случае, когда цены товаров неизменны, мы имеем место с бюджетной линией.

 

 

Все пространство между кривой бюджетного ограничения и осями координат (площадь треугольника) представляет собой множество вариантов потребительского выбора (т.е. наборов товаров, которые потребитель может купить), называемое бюджетным множеством.

Уравнение бюджетного ограничения

I = QA P A + QBP B

Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Это означает, что при выделении потребителем большого количества бюджетных ср-в на приобретение товара В можно купить меньшее кол-во товара А, и наоборот. Только в этом случае будет удовлетворено заданное бюджетное ограничение. На расположение бюджетной линии влияют изменения доходов потребителей и цен товаров. При росте денежного дохода или снижении цен обоих товаров на одну и ту же величину бюджетная линия сдвигается параллельно вправо, при снижении дохода или пропорциональном росте цен товаров- параллельно влево.

Если изменится цена какого-то одного товара при неизменной цене другого, то сдвинется верхний или нижний конец бюджетой линии- в зависимости от того, цена какого товара меня Потребитель появляется на рынке, имея в голове упорядоченную последовательность потребительских наборов. Помимо этого, он в состоянии изменить кол-во входящих в набор благ, без какого- либо ущерба для своего благополучия. При этом потребитель находится в равновесии, когда делает оптимальный выбор набора благ.

Для определения равновесия, совместим карту кривых безразличий и бюджетную линию. Можно утверждать, что бюджетная линия А коснется одной из кривых безразличия, например кривой 2. одновременно бюджетная линия будет пересекать кривую безразличия 1 в точках Z и Т, однако полезность наборов товаров для этих точек ниже полезности Xe и Ye. Точка касания бюджетной линии и кривой безразличия 2 будет соответствовать равновесию в потреблении. Условием равновесия в потреблении явл. Равенство предельной нормы замещения благ отношению их цен. Другими словами, равновесие в потреблении достигается, если отношение предельных полезностей на единицу их цен равны.

етс

MRSBA= -- правило оптимального выбора набора благ потребителем

MRSBA показывает наклон кривой безразличия

-- наклон бюджетной линии

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.254 (0.008 с.)