Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские категории, выражающие основные типы детерминации: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Причина – фил. категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием. Следствие – фил. категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причиной. Причина играет первичную роль и порождает следствие. При этом следствие не является пассивным явлением и оно влияет на причину. В литературе, говоря о причине, используются понятия: каузальность – внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что порождается, и тем, что ещё только становится; детерминизм – всеобщность и объективность причинно-следственной обусловленности всех процессов; индетерминизм – отрицание объективности и всеобщности причинности. Могут быть ситуации, когда есть несколько причин, но всегда есть некая ведущая причина. Необходимость – фил. категория, выражающая устойчивую регулярную связь явлений. Случайность – фил. категория, выражающая связь явлений, не обладающую чётко обозначенной регулярностью и устойчивостью. Случайность – форма проявления необходимости и её дополнение. Необходимость – неминуемость, которая непременно происходит или должна произойти. Возможность – фил. категория, обозначающая предметы, ещё не ставшие наличным бытием, но предпосылки возникновения которых уже имеются в действительности. Действительность – фил. категория, обозначающая реально существующие предметы, явления, процессы. Действительность – реализованная возможность. В самой действительности присутствуют предпосылки и возможности новой действительности. Возможности противостоит невозможность – понятие, обозначающее предметы, возникновение которых исключается закономерностями действительности. Возможности: реальные и формальные. Р – обусловлены необходимыми отношениями и связями объекта., реально превращаются в действительность. Ф – обусловлены случайными связями и свойствами. Конкретные и абстрактные. К – связаны с наличием конкретных условий. А – для их реализации необходимы конкретные условия (есть пожелание, но нет возможности. Условия: объективные и субъективные. О – окружают человека. С – возможности субъективного порядка. Симбиоз О. и С. позволяет превратить возможность в действительность.
35 .Экология (от греч. oikos — обиталище, местопребывание) -наука об условиях обитания тех, кто его населяет. Экология — комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы общество — природа. Чел деятельность- канал, по кот осущся постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах чел деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практически-преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи биосферы.В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но НТР столкнула человека с новой проблемой — с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного к ней отношения. Если прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (а чаще безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип — отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего природные, соц-е процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только ее сохранения, но и воспроизводства. Видимое господство над природой, приобретаемое за счет нарушения ее законов, может иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека. Еще Ф. Бэкон говорил: человек должен господствовать над природой, покоряясь ей. Человек не только адаптируется к условиям природной среды, но в своем взаимодействии с ней постоянно адаптирует ее, преобразуя ее в соответствии со своими потребностями и интересами. Человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в опасно-острое противоречие с условиями своего обитания.Осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе техни- 36. В языке себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и соз- нание представляют собой органическое единство, не исключающее од- нако, и противоречий между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отоб- ражение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыс- лями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средс- тва общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому вы- разить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языко- вые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя цело- го класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия. Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приоб- ретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и стано- вятся достоянием других людей. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство орга- низации нашего мышления Искусственные языки позволяют в предельно сжатой форме вы- ражать определенные понятия, выполняют функции своеобразной науч- ной стенографии, экономного изложения и выражения объемного мысли- тельного материала. Сознание индив-е. Понимание условий, при которых сознание есть – функционирует не дает нам ответа на вопрос о его происхождении. На этот счетв истории философии есть 2 противоположные точки зрения. Одна гласит, что сознание результат развития природы, ее называют матереалестической или естесственно-научной. Согласно ей вечно и нерушимо сущ-ет естеств- ый мир. Вторая т. Зрения-сознание не результат развития бездушной природы, а напротив, основа действительности.Сознание стоит у истоков всякой проявленной реальности. Сознание изначально, оно было до всего вещественного, мат-го,и помогало физическому миру возникнуть. Сознание нематереально т.к. оно: 1.Не состоит из матер-х частиц 2.Не обладает никакими физико-хим-ми свойствами 3.Не имеют протяженности в пространстве 4. Воспринемается не так как матереальный предмет 5.Несущ-ет объективно 6.Зависит от воли и желание субъекта 7.Не сущ-ет реально Необходимой чертой сознания явл-ся идеальность. Образы тех или иных объектов, или их свойств(в виде ощущений, восприятий, представлений) не являются их буквальными копиями. Вопреки мнений ряду философов, считающих, что сущ-ет особый мир ощущений, мир понятий и т.п.,образы возникают лишь в мозгу чел-ка и несущ-ют помимо его.Это субъективная реальность. Сознание включает такие компаненты, как мышление, чувство, воля, эмоции. Его также можно подразделить на такие уровни, как бессознательное, подсозн-ое,и сознат-ое. Важнейшим компонентом сознания, его качественной особенностью явл-ся самосознание, т.е. рассмотрение и оценка чел-ком самого себя. 38. Стр-ра общ. сознанияСтр-ру общ.созн.можно рассм. С гносеологич. и социологич. т.зр.Гносеологич. аспект предполагает выяснение след.вопросов:Что мы познаем?Как?Какими ср-вами?При этом подходе выдел. «обыденное»(сознание практического опыта, практ.знания. оно охватывает внеш.связи предметов и не проникает в сущность предметов, оно присуще каждому) и «теоритическое» сознание(систематизированное, логическое сознание, сущ-т ввиде законов, категорий, принципов). Они тесно связ.м/ду собой. Обыд.взгляды могут формироваться в с-мы. Теоритич.знание может влиять на обыденное(упорядочивать, корректировать, направлять)Социологич.подходОсновным критерием развития общ. сознания явл.степень учета, способ выражения отдельных классов и соц.групп. Общ. психология вкл.в себя стихийное, неупоряд. знания(чувства, эмоции). Проблемами общ.психологии заним.соц. психология. Общ-психолог.явления х-тся:--стихийность формирования--опред.аморфность--возможность перерастания их в опред.рода действий.Общ.идеология—систематизированное, четко выраженное знание, кот.отражает интересы опред.соц.групп, классов, наций. В основе идеологии—интер.соц.групп, классов. Она возникает в классовом, неоднородном обществе. Она выраж. В опред.теориях, программах партий.(20век наз.веком идеологии, нацистская, марксистская идеология).В 21 веке нет ярко выраженной идеологии.
Формы общ.созн-я В горизонтальном подходе созн.рассм. с т.зр. форм.: экологическое, эконом., полит., правовое, нравственное, философское, научное, эстетическое.Каждая форма общественного сознания отражает сферу общ.жизни. Формы общ.сознания отлич.по:1)объекту соц. действительности; 2)способу отражения и зависимости от общ.бытия; 3)соц.роли и общ.значимости в общ.жизни.С т.зр.этих аспектов мы видим,что полит.и правовое созн.зависят от общ.бытия. Изменение общ. бытия ведет за собой изм.пол.и правовой с-мы. Эконом.созн.отражает д-ть людей, их отнош.в проц.пр-ва,распред.,обмена,потребления.Эк.созн. направлено на поиски адекватных методов хоз-ния.Оно не исчерпывается эк.учениями и теориями,а проявляет себя на уровне обыденного сознания в форме здравого эк. смысла, который влияет на теоритич.концепции. Полит.и правовое созн. зав.от эк.базиса. Полит.созн.—форма общ.созн.,поср-вом которой отражаются и регулир.полит.,нац.,межгосуд.отношения. Оно неоднородно,т.к.выражает полит.интересы разл.классов и групп. Полит.сознание на идеологич.уровне выступает ввиде идей, лозунгов,кот.выражают интересы опред.соц.групп. На обыденном уровне выступ.в эмоц форме, ввиде несистематизированных взглядов людей о власти,отн.м/ду гос-вами.Правовое сознание—совок.взглядов, теорий,представлений людей по отн.к сущ-щему праву.Право на идеологич.уровне выступает ввиде с-мы правовых теорий, концепций; на обыденном уровне-- взглядов людей о справедливости, взаимоотн.власти и народа.Религ.сознание: Гл.признак религиозности—удвоение мира. Религ.созн.значит-но больше удалено от матер.жизни общ-ва. Дает понимание мира на теоритич.и обыденном уровне. Ему противостоит атеистич.сознание, кот.опир.на науку,ч/з неё объясняет окр. Мир и явления.В религ.сознании большую роль играет вера.Нравственное созн.:Первоб.ч-к нужд.и в опред.правилах совместной жизни. Они воплощ.в морали. Формир.такие явл.: «мы-чувсва»-уподобление ч-ка к той общности,в кот.он нах.; «они-чувства» Эстетич.созн.—форма общ.сознания,кот. отражает действительность с т.зр.соверш. или несоверш.природы и общ-ва. Эстетика оперирует своими категориями и отражает в эстетич.форме окруж.действ-ть. Наиболее полно эстетич.отн..выраж.в искусстве. Научное созн.—совок.объект.знаний о природе или общ.жизни. Возн.в17-18в. Особенности:1.отражение процесса интеграции и деффиренциации наук 2.формир.науч.позн.как самост.вида д-ти. Филос.сознание: формир мировоззрение ч-ка,раскрывает природные и общ.закономерн. бытия. Интегративная ф-ция.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.40.170 (0.009 с.) |