Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фома Аквинский - систематизатор средневек.схоластики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Фома Аквинский - средневековый католич.теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 г.был причислен к лику святых. Объективно-идеалистическая фил-ия Ф.А.сложилась в результате теологической интерпретаци аристотелевского учения, приспособления аристотелизма к христианскому вероучению. Обработка аристотелевской фил-ии Аквинатом шла по линии выхолащивания ее материал-их идей и усиления идеалист-их элементов (учение о неподвижном мировом перводвигателе и др.). Значительное влияние на фил-ию Ф.А. оказали и учения неоплатонизма. В споре об универсалиях занимал позиции “умеренного реализма”, признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Осн.принцип фил-ии Ф.А.- гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Все сущ-ее укладывается Ф.А. в созданный богом иерархический порядок. Учение Ф.А. об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи. С 1879 схоластическая система Ф.А. официально объявляется “единственно истинной философией католицизма”. Осн.сочинения Ф.А.: “Сумма против язычников”(1261-1264), “Сумма теологии”(1265-1273). 6. Фиоисофия Эпохи Возраждения. Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Натбольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в философии были: методы экспериментально - математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм- предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. Огромные соц.-эконом.изменения нашли свое отражение во многих социолог.концепциях, для кот.было характерно понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека. презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и рпедназначении, о смысле и цели своего бытия. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную “божественность” человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. 8.Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент. Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности. Родоначальником эмпиризма был Фрэнсис Бэкон (1561—1626) который, предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание — сила», или (более точный перевод) «Знание — власть». Бэкон любил повторять: мы столько можем, сколько мы знаем. Для Ф. Бэкона правильный метод — наилучшее руководство на пути к будущим открытиям и изобретениям, кратчайший путь к истине. Метод выступает как величайшая преобразующая сила, поскольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека. Указывая кратчайший путь к новым открытиям, он увеличивает власть человека над природой. Западноевропейский рационализм берет свое начало в философии французского ученого и философа Рене Декарта (1596 — 1650), с которого, согласно Гегелю, начинается обетованная земля философии Нового времени и закладываются основы дедуктивно-рационалистического метода познания. Кроме философских работ Р. Декарт известен как автор исследований в различных областях знания: он заложил основы геометрической оптики, явился создателем аналитической геометрии, ввел прямоугольную систему координат, выдвинул идею рефлекса. Р. Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами.Философия Р. Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулируется существование двух субстанций материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяженностью. 12.Беркли (1685-1753). “Трактат о принципах чел-го знания”.За основу берет учение Локка, кот критикует.Локк признает сущ-е первичных кач-в (вес, форма),а вторичные кач-ва понимает как зависящие от способностей чел-х органов, то Беркли считает все кач-ва вторичными.В книге Опыт новой теории зрения он прилагает усилие док-ть, что св-ва, кот Локк понимал первичными,как присущие вещам, имеющие объективный характер, на самом деле вторичные кач-ва. Сущ-е вещей и явлений внеш-го мира Б. отвергает.Он счит-т, что все что сущ-т,сущ-т как наше чувст-е восприятие.Сущ-ть по Б.- зн быть воспринимаемым.Вещи –комплексы ощущуний.Вещи объективно не сущ-т, а сущ-т в мысли, кот от Бога. Юм(1711-1766). “Исследование чел-го разума”, он дает ответ о том,что есть источник ощущуний- это мы сами.Вещи- продукты деят-ти субъектов.Представление о внеш мире-следствие наших привычек.В своей гносеологии значение придает опыту, кот ничего не говорит о внеш мире, он вырыжает освоение восприятий в нашем сознании. Возник-н общ-ва-рез-т развития родовых отношений людей. Общ-я жизнь-удовлетворение потребностей,получение прибыли.С возникновение власти общ-во превращ0ся в го-во. 9 Учения о субстанции в философии Нового времени. Б.Спиноза. Вслед за Бэконом и Декартом основную цель философии исследовал Б.Спиноза – нидерландский философ, материалист, пантеист и атеист. Он противопоставил дуализму материалистический монизм – все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи или духа. Бог, идеальное и материальное слились у Спинозы в единую бесконечную субстанцию. В основу своего материализма и атеизма Спиноза положил идею о том, что существует лишь одна субстанция – природа, которая есть причина самой себя и не нуждается для своего существования ни в чем другом. Бог Спинозы неотделим от природы и полностью лишен качеств личности. Природу называл Богом, а Бога – природой. Необходимость причин и следствий, проистекающая из внутренних законов единой субстанции – это единственный принцип мирового порядка. Единая субстанция обладает св-ми: протяжением и мышлением. Человеческое мышление лишь частный случай мышления вообще. Человек – часть природы (не социальное существо, а «вещь» природы). Всего труде «Этика» все изложено геометрическим методом (определения, аксиомы, теоремы). В этике Спиноза разрабатывает учение о свободе. Отвергает идеалистическое учение о свободе воли. Свобода, по его мнению, - это познанная необходимость, ясное и отчетливое представление о том, что необходимо. Эта идея – выдающееся завоевание материалистической философии. Но свобода для Спинозы – только господство разума над чувствами. Теория познания Спинозы имеет материалистический и рационалистический характер. Первая, низшая ступень познания, – чувственные восприятия, вторая – знания, основывающиеся на уме, третью – интуиция, непосредственное созерцание. Он принижает роль чувственного познания и опыта, не видит в практике, опыте критерия истинности знания. Поэтому его рационализм выражен более резко, чем у Декарта. Отрицая сотворение мира Богом, Спиноза сыграл большую роль в развитии атеизма и религиозного свободомыслия. Достоинство философии Спинозы заключается в обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира, в его воззрениях были и элементы диалектического понимания мира, а именно единство конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы. «Свобода есть осознанная необходимость». Г. Лейбниц. Г.Лейбниц выступил как представитель идеализма17 в. Во всех областях знания он стремился к выработке широких объединяющих воззрений. Он пытался соединить несоединимое: науку с религией, философский материализм с идеализмом, априоризм (доопытность) с эмпиризмом. Характерная черта научной деятельности Лейбница – стремление соединить теорию с практикой. Его внимание привлекли и социальные вопросы. Он развивал учение о субстанции, исходил из множества субстанций. Любая вещь – субстанция. Каждая вещь или субстанция, или сила, есть единица бытия, или «монада»(единица, простая сущность). Монада не материальна, а духовная единица бытия, своего рода духовный атом. Монады обладают активностью, самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. В отличие от Спинозы, у Лейбница к понятию субстанции прибавляется понятие деятельной силы. Лейбниц «изъял» из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его виновником и господином. Единство и согласованность монад – результат установленной Богом гармонии.Так, «низшим» монадам присущи лишь смутные представления(неорганич мир и растительное царство); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека ясного понимания, разума. Признает основным свойством монад деятельную силу, устанавливает энергийную связь между ними, а с другой стороны защищает идею Бога-творца, т.о. приходит к принципу неразрывной (универсальной, абсолютной) связи материи и движения. Вершина философского наследия Лейбница – учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной. Занимался логикой, вскрыл строение и законы доказательства как одного из основных приемов рационального познания. 10. С позиций умеренного деизма рассуждал о слабости и ничтожности человека Вольтер. В «Трактате о метафизике» и «Философских письмах» он отстаивает «материальность души и сознания» человека, а понятие человеческой судьбы трактует на основе естественно-научного детерминизма. Ограничивая свободу Бога, он отстраняет его от предопределения человеческой судьбы. Человек подчинен законам природы и в этом состоит его судьба и несвобода. Вольтер считает человека общественным существом, «социальным животным», которое испытывает потребность в обществе. Социальные свойства, по мнению Вольтера, есть основной признак человека. Своеобразное понимание сущности человека на основе материалистического сенсуализма выдвинул К. Гельвеций. Он считал, что у человека все сводится к. ощущениям. Поэтому движущими силами его деятельности и поведения являются физические удовольствия и страдания. Философская антропология французских просветителей была тесно связана с их социально философскими воззрениями. Выступая против воззрения теологического объяснения общественных процессов, они утверждали доминирующую силу просвещенного человеческого разума в истории. Жан-Жака Руссо (1712—1778) считал, что «человек — по природе доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным»5. В своей диссертации «Рассуждение о науках и искусствах» Руссо показал противоречивый характер развития цивилизаций. Он противопоставляет своей эпохе — эпохе сословных привилегий и лицемерия — простоту, невинность и добродетель первобытных людей.Призывая просвещать людей не отвлеченными науками, а добродетельными поступками, Руссо предлагает соединить политическую власть и просвещение. Только такое соединение власти со знанием и мудростью способно, по его словам, «побудить правителей совершать хорошие поступки на благо человеческому роду». 11. Все идеи и представления, по мнению Локка, человек черпает из внешнего и внутреннего опытов. Под внешним опытом философ понимал воздействие на человека предметов объективного мира, которые вызывают у него соответствующие ощущения и восприятия, являющиеся первой и основной ступенью познания. Органы чувств доставляют простые идеи, которые не разлагаются,- например, идеи цвета, движения, протяжения, мышления и т.д. Мышление комбинирует, обрабатывает эти простые идеи и создает сложные, более или менее цельные понятия о телах и явлениях,-например, красота, войско, Вселенная и т.д. Кроме внешнего опыта философ выделял внутренний (рефлексию), который дает человеку знания о состоянии его души и собственных переживаниях. Выступая против скептиков, Локк доказывал, что чел может доверять своим чувствам. В то же время, утверждал он, большинство наших представлений о вещах и явлениях внешнего мира мало похожи на них. В связи с этим мыслитель разработал свое учение о первичных и вторичных качествах, которое оказало огромное воздействие на последующее развитие философии и науки. По мнению Локка, вещи отличаются друг от друга величиной, фигурой, движением, положением, покоем. Эти качества он назвал первичными, присущими самим вещам. Такие же качества, как запах, вкус, звук, образующиеся в сознании на основе различных сочетаний различных первичных качеств, он считал вторичными. Зависящими от восприятия их органами чувств. С позиции метафизического материализма Локк, разумеется, не мог правильно разрешить поставленную проблему. Однако выделение первичных и вторичных качеств свидетельствует об осознании Локком недостаточности эмпиризма. П. Гольбах. Свою соц-философскую концепцию П. Г. увязывает с этической. Он отвергает идеализирование Руссо первобытного состояния общества как «счастливого прошлого» и считает, что подобное «естественное состояние» является надуманным и противоречащим человеческой природе, так как человек всегда существовал в обществе».Сущность общества Г. видел в удовлетворении жизненных потребностей и интересов людей, в их стремлении к счастью. Долг общества -обеспечить своим членам счастливую жизнь, но при этом сами граждане должны служить общ-м интересам, отдавать обществу все свои способности.Г. считал, что гражданин не может любить общество, если оно не создает условий для его счастья, если общество лишает человека всех благ. Источник пороков и бедствий общества Гольбах толкует с просветительских позиций. Это — непонимание людьми своих действительных интересов, невежества, заблуждения, незнание путей, которые могли бы привести к благополучию. Причины противостояния людей обществу он усматривает в «порочности самого общества». Дени Дидро разделяет теорию врожденного нравственного начала английского просветителя А. Шефтсбери. Важнейшим проявлением морального чувства Дидро считал стремление к взаимной любви и поддержке, к добродетели. Но природная склонность к добру не исключает морального воспитания, которое лишь укрепляет естественную добродетель и формирует нравственные качества человека. Человек причастен к добру и злу одновременно. Он наделен страстями, однако может действовать и разумом, управляя при этом своими действиями. Рассмотрение природы психических процессов и умственных способностей человека стало основным в работах «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» Клода Гельвеция (1715—1771)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.11 (0.011 с.) |