Фил-ия Др. Востока-это фил-ия Индии и Китая. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фил-ия Др. Востока-это фил-ия Индии и Китая.



Фил-ия Др. Востока-это фил-ия Индии и Китая.

Начиная с Др. Индии в 2-1 в. До.н.э. возникли памятники фил-ой кул-ры. Индийское общ-во представляло собой:- разложению п/общ. строя к классовому общ-ву. В тот период общ-во отличалось:-архаичность- медлительность- отсталость:особенность разделения труда и слабым развитием обмена, торговли. В жизни востока огромную роль играла власть гос-ва. С точки зрения полит. И соц. режимов - Восточная деспотия.

Архаичность подпитывалась и соц. фактом – наличие кастового деления. Все население делилось на касты (8-10). Брахманы – верхняя каста (судили, создавали законы).Неприкасаемые – самый низ (бесправны)

Каждая каста была однородна. Переходы и брака между разными кастами запрещались.

Первыми религиозными памятниками были Веды (2-1 тыс. до н.э.): гимны, молитвы, заклинания, жертвенных формы. Имели фил-ое начало.Материалистические традиции (8-7 век до н.э.)Локаята (лока – этот мир).Они отвергали потусторонний мир, цель- изучение мира реального. Среди локаятиков выделяют:Чарвака (чар- 4, вака-слово). Они считали, что в основе мира 4 элемента.-земля-воздух-вода-огонь

У них присутствовала дифференциация мира. В 6 в до н.э. материализм достигает наивысшего развития в сис-ме Вайшишика (вишеша-особенность). Согласно этой фил-ии мир состоит из мельчайших частиц, различных по своим размерам и формам. Эти частицы вечные, неделимые. Из них возник весь мир вещей, который постоянно изменяется.

Общие черты Индийской фил-ии

-по своей направленности- материалистическая: стихийный хар-р, зависила от религиозно-мифологического представления того времени. отсутствовали проблемы человека или индивидуально-творческие, не была связана с наукой.Предпосылок для развития науки не было. Ибо необходима духовная атмосфера, а в условиях восточной деспотии люди не могли свободно высказывать свое мнение.Оставила ряд памятников, которые говорят о том, что там зарождалась фил-ия. Но она не была в чистом виде. Не предполагалась логичность.Были поставлены вопросы о понимании мира, космоса, природы. Пытались по своему их решить. Китай.

В середине 2-ого в до н.э. возникают первые рабовл. гос-ва, где господствуюет религ-мифо-е мировоззрение. В мировоззрения все предопределено волей Бога, а правитель гос-ва- его посланник. Выделяют основные произведения.:1. Книга песен2. Книга истории3. Книга перемен4.Книга обрядов5.ЛетописьПостепенно склад. представления о Дао (безличный мировой закон, которому все подчинено). По их мнению Дао рожд-ся в космической пустоте под влиянием Инь и Янь.Даосизм.Основоположник- мыслитель Др. Китая Лао-Цзы. Мир прибывает в постоянном изменении. Живет самопроизвольно, без всяких причин. В центре стоит учение Дао (путь). Не имеет четкой определенности. Дао присутствует везде: и в травинке, и в песчинке. Дао постоянно пребывает в недеянии. Это выражается принципом Увей: человек должен максимально прислушиваться к внутренним ритмам природы, голоса. Не должен искусственно вмешиваться в эту природу. Только в этом случае он может попасть в этот мир природы. Чел-к должен предоставить окружающему миру развиваться по своим законам, но сам чел-к должен вслушиваться в ритмы природы. Знающий не доказывает, доказывающий не знаю.Он считал, что основная задача фил-ии: приведение природной и человеческой сущности к единству. Учение о Дао наложило свой отпечаток на др. учения фил-ии в том числе и на конфуцианство. Конфуций занимал высшие должности, а в конце своей жизни основал свою фил-ию. В ее основе:вопросы взаимоотношения между людьми- вопросы воспитанияНа вопрос как управлять гос-ом говорил:Государь должен быть государем, сановник- сановником, отец-тцом, сын-сыном. Каждый должен занимать свое место, заниматься своим делом.Порядок в общ-во устанавл-ся благодаря идеальной всеобщности:- правильное отношение к природе и др. людям.Предложил концепцию человеколюбия.Она представляет:- преданность правителю- верность долгу-великодушие-великодушие-уважение старшихВенцоп всех добродетелей выступает правильные семейные отношения, мир и счастье страны. Человека он рассматривал как определенную природную сущность и отмечал, что чел-ку присуще кач-ва земли и неба, в нем соединяется светлое и темное. Этика его опиралась на взаимность, заботу о людях. Он использует понятие Дао, но при этом Дао носит нравственно-политический хар-р. Оно представляет осмысление всех смыслов, знание всеобщего. Умереть с голоду- дело маленькое, утратить мораль- большое.МОИЗМ.

Ядром стали идеи всеобщей любви, взаимной пользы. Выдвинул ряд критериев успешного гос. управления:- если мудрых не наделять высоким чином, то народ не будет их уважать. - если мудрым выдается небольшое жалование, то народ не верит, что этот пост важен.- если им не давать в подчинение людей, то народ не будет бояться их.Только нравственная власть пользуется уважением.ЛЕГИЗМ.Много внимания уделяли вопросам права, принуждения и наказания. Совесть заменяли понятием страха, гос-во они понимали как определенный механизм. Главную цель видели в покорении др. народов, воссоединении поднебесной.

Для этого предлагали изгнать излишества, упразднить искусство и всякого рода разномыслие. Экономическая основа – земледелие. Укрепление гос-ва через развитие земледелия, построение сильной армии, оглупление народа,Особенность Др. Китайской фил-ии: поднятие нравственно-политических вопросов.

Фил-ая позиция Канта.

И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. К.-основатель “критического”, или “трансцендентального” идеализма. В так наз-ый “докритический” период (до 1770) создал “небулярную” космогоническую гипотезу, в кот.возниковение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной “туманности”. В это же время К.высказал гипотезу о сущ-ии Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении - в результате приливного трения- суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материал-ой идеей естественного развития вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. В фил-их работах “докритического” периода К.наметил - под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма- различие между основанием реальным и основанием логическим,ввел в фил-ию понятие об отрицательных величинах и осмеял увлечение современников мистикой и “духовиднием”. Во всех этих работах ограничивается роль дедуктивно-формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 состоялся переход К.к воззрениям “критического” периода; в 1781 появилась “Критика чистого разума”, за ней последовали “Критика практического разума” (1788) и “Критика способности суждения” (1790). В них последовательно излагались: “критическая” теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. В работах “критического” периода К.доказывает невозможность построить систему умозрительной философии (“метафизики”, согласно принятой тогда терминологии)- впредь до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят К.к агностицизму- к утверждению, будто природа вещей, как они сущ-т сами по себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно “явлений”, т.е.способа, посредством кот.вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено, поК., тем, что внашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, такие же априорные формы,или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза чувственного многообразия и понятий рассудка, на кот.основываются, напр., закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций. В разуме, поК., заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о боге, как безусловно необходимом существе. К.считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и конечен и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и таких частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно необходимое существо- и такого существа нет. Таким образом, разум по природе антиномичен, т.е.раздваивается в противоречиях. Однако, противоречия эти, по К., все же лишь кажущиеся. Решение загадки- в ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”, в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Так, человек одновременно и не свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для знания), и в то же время есть необходимый постулат веры, на кот.основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в мире, и т.д. Это учение об антиномичности разума, служившее у К.основанием для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком для разработки положительной диалектики в нем.классич.идеализме. Напротив, в понимании познания, поведения и творчества это учение осталось в плену дуализма, агностицизма и формализма. Так, в этике К.провозглашал ее осн.законом безусловное повеление, требующее руководствоваться таким правилом, кот.совершенно независимо от нравственного содержания поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное к “незаинтересованному” удовольствию, независящему от того, сущ-ет или несущ-ет предмет, изображ.в произведен.искусства, и обусловленному только формой. Впрочем, провести последовательно свой формализм К.не смог: в этике - вразрез с формальным хар-ом категорического императива- он выдвинул принцип самоценности каждой личности, кот.не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общ-ва; в эстетике - вразрез с формализмом в понимании прекрасного - объявил высшим видом искусства поэзию, т.к.она возвышается до изображения идеала, и т.д. Прогрессивным было учение К.о роли антогонизмов в историч.процессе жизни общ-ва и учение о необходимости вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира К.считал развитие международной торговли и общения с взаимными выгодами для различных государств. Изобилующее противоречиями учение К.оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли.

23.Проблема ч-ка в религиозной фил. ХХ в. Наиболее авторитетным течением соврем.католич.фил-фии Запада явл.неотомизм. Возник.в1879г.(Э.Жильсон,Ж.Маритен,Г.Марсель).Основа – учение Ф.Аквинского. Соврем. томизм взял на вооружение идеи разума и веры.В современном мире нет почвы для конфликта науки и природы.Оспаривает разделение фил-фии на матер-зм и идеализм.Себя назыв.реалистами, т.к.признают внешний мат-ный мир, но как часть более широкого бытия, где есть место Богу. Неотом. – теологич.форма объект-ного идеализма.2 источника порзнания:естеств.разум(наука) и божествен.откровение(религия). Они не противоречат др.др.,т.к.ч-ка создал Бог. Божеств.разум верный источник истины,он вездесущ.Чел. разум – малая часть. Ест.разуму не доступны глубокие тайны бож.разума.Ест.разум может доказать бытие Бога, бессмерт.души, остальное он должен уверовать.Ч-к возгордился и перестал служить Богу.Отсюда все его несчастья.Единств.выход – вернуться к Богу.Средство внесения высших рел.-нравств.ценностей в соврем.культуру – диалог церкви и общества.Неотомисты сегодня выступ.за диалог культур, цивилизаций и религий, считая,что это единств.путь спасения цив-ций и прекращ.войны. особенно преуспела в этом катол.церковь. в своих обращениях Папа поднимает важн.нравств.вопросы, осуждает гонку вооружений,терроризм,чрезмерное богатство и призывает к диалогу. В осн.это проблема диалога ислама и христианства.

Фил. Маркса.

Отчуждение- понятие, хар-ее, во-первых, процесс и результаты превращения продуктов человеч.деятельности (как практической - продукты труда, деньги, общ-ые отношения и т.д., так и теоретическтой), а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними; превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений. Маркс, кот.уделил анализу О.большое внимание особенно в “Экономическо-философских рукописях 1884 года”, “Немецкой идеологии” и в экономич.ркописях 1857-59, исходит из того, что О.выражает противоречия определенной ступени развития общ-ва. Оно порождено антагонистическим разделением труда и связано с частной собственностью. В таких условиях общ-ые отношения формир-ся стихийно, выходят из-под контроля людей, а результаты и продукты деятельности отчуждаются от индивидов и соц.групп и выступают как навязанные либо др.людьми, либо сверхъестественными силами. В центре внимания Маркса - анализ О.труда, при помощи кот.он хар-ет систему капиталистич.отношений и положение пролетариата. Признание О.труда в качестве основы всех др., в т.ч.и идеологических, форм О.давало возможность понять искаженное, ложное сознание как результат противоречий реальной общественной жизни. Таким образом, устанавливалась зависимость теории от практики и на этой основе перестраивалась философия. Одновременно Маркс обосновал задачу ликвидации О.путем коммунистического переустройства общ-ва. В дальнейшем в своих классич.произведениях Маркс вычленяет различные аспекты О.и обосновывает методологическую роль этой категории для анализа функционирования и развития всей системы общественных отношений капитализма.

Разработка концепции матер-ма и диалектики в фил-ии Маркса.

Концепция разработана на основе классич.нем.фил-ии. Повторял путь Фейербаха, но считал, что человек не только природное сущ-во, а есть природное сущностно-родовое существо и поэтому к себе относится как к универсальному и свободному существу. Природа сущ-ет как продолжение человека и способ жизнедеятельности. Растения, камни - человеческого сознания, как объект природоведения и частично как объект искусства. В этом специфика и оригинальность гуманистического материализма Маркса. Универсальность человека - в его общественной природе. Общественный человек по Марксу видит перспективу в возможности активного преобразования природы в интересах человека. Диалектика - единство противоположно направленных процессов. Гуманизм природы и натурализации человека приводит к световой гармонии.

18. Основоположникевр иррационализма – Артур Шопенгауэр (1788—1860), системно изложивший свои воззрения в труде "Мир как воля и представление" (1818). Мир, согласно Ш., может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля — абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир и человека. С появлением последнего возникает мир как представление, как человеческая картина. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Ш. выделял две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве. Согласно Ш., гениальность — это способность пребывать в чистом созерцании. Шопенгауэр: каждый человек располагает тремя высшими благами жизни — здоровьем, молодостью и свободой. Пока они есть, индивид их не осознает и не ценит, осознает же лишь в случае их утраты, поскольку эти блага, по Шопенгауэру, только отрицательные величины. Ш. первым в XIX в. дал философское обоснование пессимизма. Однако его рассуждения о бессмысленности человеческого существования казались недостаточно убедительными. Представитель евр ф-го иррационализма - нем мыслитель Фридрих Ницше (1844—1900). В "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) Н. анализирует культуру досократовской Греции. Н. утверждает, что она определялась равноправием двух начал — диониссийского и аполлоновского. Посредственные люди придумали себе массовые религии — христианство и социализм. Эти религии — религии обиженных и угнетенных, религии сострадания. Согласно Н., мораль христианская, как и мораль социалистическая, только ослабляет личностное начало в человеке. Человек - путь к Сверхчеловеку. Жизнь Н. рассматривал как " волю к власти ". Все живое стремится к власти, неравенство же сил создает естественную дифференциацию. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть кристально чистое проявление прирожденной воли человека к власти.Главную причину краха современной ему цивилизации философ видел в засилии интеллекта, в превалировании его над волей. Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры. Назначение отрезвленного нигилизмом европейского человека мыслитель видел в том, чтобы мужественно восторжествовать над остатками иллюзий.

Фрейд, Юнг.

Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени Зигмунда Фрейда австр.врача-невропатолога и психиатра. Фрейд,исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистич.в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных методов исследования психики и создал в целом произвольную, надуманную, субъективистскую теорию. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с “принципом реальности”, к кот.приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е.истолковывает какпроявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-психическое (и прежде всего непознаваемое “Оно” - бессознательное) становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т.п. Совр.сторонники Ф.-неофрейдисты, представители школ “культурного психоанализа” (Хорни, Кардинер, Александер и др.), сохраняют нетронутой осн.идеалистическую линию З.Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др.методологически несущественных особенностей классического Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области культуры, и особенно заметное - на теорию и произведения западного искусства. Меньшее влияние Ф.имеет сейчас в неврологии и психиатрии.

Карл Густав Юнг (1875—1961) — швейцарский психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. Коллективное бессознательное " предстает у него как совокупность архетипов (прообразов) — древних способов представления и переживания мира. Архетип, по Юнгу, это закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений, "дремлющие мыслеформы", присущие от рождения всем людям.

 

Прагматизм

Субъективно-идеалистич. фил. учение. Отождествляет действ-ть с «опытом», трактуемым как «Поток сознания». Объекты познания не существуют независимо от сознания, а формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление – средство для приспособления орг-ма к среде с целью успешного действия. Понятия и теории – лишь инструменты, орудия. Истина – практическая полезность, кот. удовл. субъект. интересы индивида. П. возник в 70-х гг 19 в. в США; осн. идеи высказал Пирс, доктрину разработали Дженс, Дьюи, Шиллер.

Поз-м.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ который почти одновременно возник в Англии, Германии, Австрии, Польше. Основную задачу неопозитивизм видит в анализе логической структуре языка. Терминов и предложений, которые употребляются в научном языке. Другие разновидности неопозитивизма анализируют обыденный язык. Познавательным источником неопозитивизма является абсолютизация или преувеличение познавательных функций формальной логики. Т.е. они используют формальную логику для анализа предложений. Источником этого учения было учение Рассела (Англия) о логическом анализе. По его мнению все точное знание должно быть выражено языком, грамматикой которого являлось бы математическая логика. Т.о. математическая логика берется за основу как язык который может выражать все точные знания. Перенесение принципов математической логики на анализ научного языка является основой этого учения. В дальнейшем происходит отход от логического позитивизма большинства философов. Происходит трансформация в семантическую Ф, а потом в лингвистический анализ. Семантический идеализм (семантическая Ф). Здесь сохранены исходные принципы логического позитивизма, но при этом дополняют их требованием объяснения и уточнения употребляемых слов. Представителями являются КАРНАТ (Австрия) и ТАРСКИЙ (Польша). Наряду с теоретической семантикой существует общая семантика которая в 30-е годы была основана КАЖИВСКИМ (Польша). Отличие между двумя видами Ф состоит в том, что чистая семантика исследует смысловую функцию языка, с точки зрения отношения между знаниями с символами, а общая семантика исследует кто употребляет эти символы или знания. Третья разновидность неопозитивизма- Ф лингвистического анализа. Представители этой Ф избрали для себя более скромную задачу - описание того, что есть т.е. описание способов употребления слов свойственных обыденному языку. Наиболее яркими представителями являются ВИТГЕНШТЕЙН (Австрия) и МУР (Англия). По мнению этих Ф (лингвистических аналитиков) Ф должна ориентироваться не на науку, а на обыденные знания, на обычный язык. И более того Ф не имеет права выходить за рамки обычного языка. В 50-70 гг делаются попытки переосмысления позитивистского способа мышления. Это привело к возникновению целой группы критических направлений или пост позитивизма, которые в себя включают критический рационализм Поппера, методологического фальсификационализм Локаторша, историческая школа методологии Ф и науки или теория революций в науке Томаса КУНА (США), и на конец методологический анархизм Фиерахена. Суть критического рационализма Поппера состоит в том, что он отказывается считать истину целью познания. Он подменяет понятие истины понятием правдоподобия, т.к. мы не можем доказать истинность. Поппер отрицает связь между знанием и реальным миром, и одновременно отделяет знания от человека (субъекта). Кун ставит вопрос о том, что понять сущность знаний не возможно вне исторических контекстов науки. Если кто-то рассматривает знания как устоявшиеся данные, то Кун говорит, что надо рассматривать динамику развития научного знания. Как оно возникло, формировалось т.е. исторический подход, а не только логический. На необходимость учета исторического момента развития научного знания обращает внимание и Лакоторш. Но вместо Куновских научных революций дает другое понятие - научно-исследовательская программа. Дальше всех постпозитивистов на пути ограничения позитивистского империзма пошел один Американский Ф. Он предлагает дополнить принципы империзма принципом теоретического плюрализма. Суть этого принципа состоит в том, чтобы принимать не одну теорию и исходя из нее что-то доказывать, а работать одновременно со многими теориями, которые могут даже противоречить друг другу. Он предлагает свой путь методологизации науки и этот путь получил название методологический анархизм. Основной принцип которого - все подходит. Он говорит, что если отметать все точки зрения и стоять на одной и так сделает каждый то в суммекаждый по своему прав и не прав одновременно а истина дается в комплексе.

 

22. Важное место в панораме философских течений XX столетия занимает экзистенциализм (от латинского existentia — существование). Основной интерес рассматриваемого течения сосредоточен на конкретном человеке с его каждодневными заботами, печалями, горестями, переживаниями. Сартр: для него бытие распадается на две формы: «бытие-в-себе» и «бытие-для-себя». Первая форма охватывает мир вещей - неоформленный, грубый, независящий от человека, вторая — собственно человеческую реальность. Мир «бытия-в-себе» хаотичен, инертен, «массовиден», «непроницаем» для самого себя, для всякого сознания. Он обладает лишь бытием факта своего существования, самотождественен, непротиворечив, выступает как некая противостоящая че­ловеческому сознанию реальность. Мир «бытия-для-себя», наоборот, внутренне противоречив, он существует лишь в качестве отрицания «бытия-в-себе». Его сущность — это сознание, которое само себя создает и непрерывно себя отрицает: в этом его противоречивость. Важное место в экзистенциализме занимает иррационалистическое понимание свободы. По Сартру, человек свободен лишь постольку, поскольку он не детерминирован миром «вещей-в-себе». Свобода, в силу последнего, не есть проявление непредсказуемости и желаний человека. Она состоит в поисках самого себя, точнее, в выборе самого себя — в выборе собственного предметного мира, рассматриваемом как «открытие». Несколько по-иному определяет подливное существование знаменитый писатель и философ Альбер Камю. В своей книге «Бунтарь» («Бунтующий человек», 1952), он отстаивает мысль о том, что подлинное существование предполагает бунтарскую позицию человека, отрицание приспособленчества, несогласие со всем позитивным, неприятие всего, что существует, преклонение лишь перед справедливостью.

24. Русская философская мысль — органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская. Становление философской мысли в Древней Руси относится к X—XII векам — времени глубоких социально-политических и культурных изменений в жизни восточных славян. Начальный этап в развитии русской философской мысли связан с появлением первых литературных произведений, содержащих оригинальные философские идеи и концепции. Следующий этап в развитии древнерусской философии охватывает XIII—XIV века — время жесточайших испытаний, вызванных татаро-монгольским нашествием. Центрами развития русской мысли оставались монастыри.Произв.: «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже», «Слова» Серапиона Владимирского, «Киево-Печерский патерик». Новый этап развития русской философии охватывает период с конца XIV по XVI век, характеризующийся подъемом национального самосознания, образованием русского централизованного государства, укреплением связей со славянским югом и центрами византийской культуры.Значительное воздействие на русскую философскую мысль этого периода оказал исихазм — мистическое направление. Начало XVIII века стало завершающим периодом в истории русской средневековой философии и временем зарождения предпосылок ее секуляризации и профессионализации, закладывавших основы нового этапа в развитии отечественной мысли. Вплоть до второй половины XIX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения. Тема России: постижение смысла ее существования в истории.

25. История формирования философской и общественно-политической мысли белорусского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Ее зарождение связано с образованием древнерусского государства — Киевской Руси. В Х—XI вв. на белорусских землях появляются первые литературные памятники, содержавшие фрагменты трудов античных авторов и мыслителей более позднего времени. Наряду с ними распространяются произведения, общие для трех братских культур, — "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", "Слово о законе и благодати" и др. В XIV—XVI вв. формируется белорусская народность со своим языком. Статутом 1566 г. белорусский язык был офици­ально узаконен как государственный язык Великого княжества Литовского. Достоянием белорусов наряду с традиционными произведениями религиозно-морального содержания становятся труды, посвященные вопросам истории, географии, права, медицины.Особое место в белорусском Возрождении занимает Франциск Скорина (прим. 1486—1551) — первопечатник, просветитель и мыслитель-гуманист, деятельность которого составила целую эпоху в развитии национальной культуры. По мнению Скорины, счастье человека заключается в том, чтобы делать добрые дела для ближних, "познавать мудрость и истину", заниматься науками. Преемниками традиций Скорины стали Сымон Будный (прим. 1530—1593) и Василий Тяпинский (прим. 1540—1603). Идея правового общества и государства получила обоснование в произведениях Льва Сапеги (1557—1633). В XVII в. вместе с католицизмом на смену возрожденческо-реформационным идеям в Беларуси приходит западноевропейская схоластика. XVII — начала XVIII в. получают распространение идеи Просвещения.

Бытие

Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы, кот.большинство людей воспринимают как объективеую реальность, кот.сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б)Идеалистич. позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь); б)специфич.человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3)Бытие духовного, идеального. а) индивид.духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: *рефлексы*, *подсознат.*, *интуиция*. б) объективно-существующее духовное - то, что материализованно в культуре. 4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

27. материя-фил-якатегория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Основные структурные уровни материи таковы. Субмикроэлементарный уровень гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра (ядерный уровень), из ядер и электронов возникают атомы (атомный уровень), а из них — молекулы (молекулярный уровень), из молекул фор-мируются агрегаты — газообразные, жидкие, твердые тела (макро-скопический уровень ). Сформировавшиеся тела охватывают звезды с их спутниками, планеты с их спутниками, звездные системы, объемлющие их метагалактики. И так до бесконечности (космический уровень). До открытия элементарных частиц и их взаимодействий наука разграничивала два вида материи — вещество и поле. Еще в конце XIX — начале XX века поле определяли как непрерывную материальную среду, а вещество — как прерывное, состоящее из дискретных частиц. Современная наука остроении материи: открытие кварковой структуры адронов. В рамках биосферы начинает развиваться особый тип материальной системы — человеческое общество. Как особый уровень организации материи, человеческоеобщество существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного условия своего функционирования и развития их духовнуюжизнь.

Диaлектикa

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и

законов. П. целостности: проблема несводимости целостности к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взамовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления и процессы детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются

закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе

филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания -

спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные"

стороны целостных явлений, процессов. Категории. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс,

отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе

связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета. Содержание -совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма- принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие. Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования:система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных

эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т- неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.

29. В мире природы важное знач. имеют простр-е и времен-е харак-ки объекта.Сов-ть длин, площадей, объемов, соотнош-е тела слева, справа, выше,ниже-пространство, т е это способ-ть матер-х объектов занимать некий объем.Это взаимное расположение матер-х объектов имеет опред форму и стр-ру. Время-длитель-ть существования предметов, это порядок следования.Простр и время-формы бытия.В совр физики не считают, что пустота сущ-т. Что раньше считали пустотой в действительности оказалось физ-й средой.Пространство не есть ни пустота ни вакуум.Простр-во трехмерно.

Сознание индив-е.

Понимание условий, при которых сознание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.032 с.)