Способ общественного производства и его структура. Закон соответствия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способ общественного производства и его структура. Закон соответствия.



Материалистический подход к истории позволил Марксу и Энгельсу преодолеть поверхностный взгляд, согласно которому она предстает как процесс возникновения и смены философских теорий и политических учений, этических норм и эстетических идеалов, расцвета и гибели государств или деяний выдающихся личностей. За всем этим Маркс обнаружил некую основу, придающую цельность, связь и непрерывность человеческой истории. Такой основой и является материальное производство.

Материальное производство – необходимое условие существования общества и человека. Весь строй жизнедеятельности людей зависит от способа, каким люди в каждую конкретно-историческую эпоху производят материальные блага. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Стороны способа производства:

1. Производительные силы общества. В процессе производства участвуют люди, которые организуют, направляют, осуществляют этот процесс благодаря своим физическим данным, знаниям, опыту, навыкам. Воздействуют на предмет, подлежащий обработке с помощью орудий труда: каменного топора, железного плуга или современного станка с автоматическим управлением. Люди, орудия и средства труда составляют производительные силы общества.

2. Производственные отношения – отношения между людьми по поводу присвоения вещей:

1) По поводу орудий, предмета, средств труда. Ведь производственный процесс начинается, когда производитель соединяется с орудиями труда. В зависимости от того, кому принадлежат орудия труда в обществе, имеет место либо эксплуатация, либо сотрудничество трудящихся.

2) По поводу производственных продуктов. Ведь они созданы, чтобы их использовали, а для этого они должны быть распределены, обменены и, наконец, потреблены. Всегда собственник средств труда присваивает произведенный продукт; распределение и потребление благ происходит либо совместно, либо присваивается господствующим меньшинством, либо в соответствии с количеством и качеством труда (социализм).

Таким образом, производственные отношения – комплекс, сумма, которая складывается для обеспечения движения материального продукта от производства до сферы потребления. Характер этих отношений определялся не только изменившимся сознанием, желанием людей, но и теми объективными условиями, которые сложились в обществе, которые определяют сознание людей, возможности, границы и направление их деятельности (уровень и характер развития производственных сил требуют определенную форму производственных отношений).

Но ведь люди – существа сознательные? Разве это не относится к производству? Ведь они сознательно сеют, жнут, создают орудия труда и совершенствуют их от поколения к поколению, следовательно, производственные отношения – результат и форма человеческой деятельности. Но люди не могут выбирать материальное производство произвольно, конструировать его. Они должны согласовывать его с природной реальностью и ее законами. Например, идеи свободы и равенства приобрели общественную значимость, лишь, когда для этого созрели соответствующие материальные условия. Воплотить в жизнь идеи, материальные условия для которых еще не созданы, не возможно, т.к. это ведет к волюнтаризму или посрамлению идеи (Маркса).

Общественная жизнь не сводится к производству материальных благ, она намного богаче, сложнее. Но все основания формы жизни общества – социальная, политическая, духовная – связаны между собой не просто взаимовлиянием, но и единой основой, определяющей их развитие.

Развитие материальной основы общества подчиняется строго объективным законам. Это относится и к природным, и к общественным явлениям. Материализм предполагает исследование корней, причин, объективных условий, которые позволили таким личностям, как Сталин, Хрущев, Брежнев, действовать так, а не иначе, придав тем самым им общественную значимость. Каждый человек – дитя своего времени, но он же и творец обстоятельств, изменяющий условия своего существования.

Участвуя в производстве, человек развивается сам и совершенствует орудия труда. Это порождает со временем противоречия в способе производства, а вместе с ними новые интересы, потребности, взгляды. Разрешить эти противоречия, сломать старые структуры, создать вместо них новые, более современные могут только практически действующие люди.

Производство с точки зрения марксистской теории можно рассматривать как жизнедеятельность общества, как общественное производство, в котором материальное играет основную, определяющую роль. Общественное производство фиксирует тот факт, что люди производят не только вещи, материальные блага, ценности, они также производят и воспроизводят свою социальность: общественные отношения, группы, инструменты, а в конечном счете общество, самих себя, свою собственную общественную сущность.

 

 

Духовная жизнь общества.

Духовная сфера общества - это область создания и освоения духовных благ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, созданные обществом духовные ценности, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности. Главные элементы духовной сферы - культурные ценности, воплощенные в языке, произведениях искусства и т.д.

Можно назвать следующие признаки духовной культуры человеческого общества:

1. Духовная культура - это способ существования человека и общества.

2. Она пронизывает все сферы жизни общества.

3. Она служит полем реализации возможностей и потребностей человека.

4. Является ориентиром поведения.

5. Связана с функциями социального контроля.

Духовной культуре любого общества характерно, с одной стороны, единство, а с другой - дифференциация, т.е. наличие субкультуры (молодежной, криминальной и т.д.). Элементы духовной культуры общества находятся в постоянно взаимодействии. Духовная культура общества формируется как в процессе обыденной деятельности людей (т.е. приобретения необходимых знаний и навыков в непосредственном контакте с обществом), так и в процессе специализированной культурной деятельности.

Духовная культура может находиться либо в состоянии устойчивости, либо в состоянии перемен, что необходимо учитывать при анализе культуры любого общества, в том числе российского. Среди критериев развития духовной культуры общества следует перечислить следующие:

1. Количество и качество производимой духовной продукции: научных открытий, книг, фильмов, спектаклей, картин, музыкальных произведений.

2. Реальные возможности людей приобщаться к ценностям культуры, т.е. необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и как эти достижения используются людьми. В этой связи нельзя не сказать о средствах массовой информации, которые выравнивают возможности людей в приобщении к культуре независимо от мест их проживания и доходов.

3. Наличие необходимых условий для проявления и развития творческих способностей человека, т.е. инфраструктуры культуры - комплекса средств, обслуживающих производство и потребление духовных ценностей (специализированные музыкальные и художественные школы, студии, клубы, самодеятельность и др.).

Культурный кризис, охвативший в настоящее время российское общество, привел к тому, что, несмотря на огромный духовный потенциал, началось духовное обнищание нашего народа. Неразвитая духовная культура ведет к упадку морали, ожесточенности, росту преступности и насилия. Упадок культуры отражается и на русском языке, засоренном иностранными словами, тюремным жаргоном, ненормативной лексикой. Сегодня под угрозой разрушения оказались старинные города, библиотеки, произведения искусства, народные традиции, бедствуют наука и образование. Таким образом, уничтожается то, что создавалось столетиями, составляет богатство и будущее нации.

Важнейшими формами духовной жизни общества является мораль, искусство, религия.

Мораль или нравственность служит мерилом культуры межличностных, межгрупповых и общественных отношений людей. Моральные нормы и принципы не поддаются административному (государственному) декретированию. Развиваясь в течение столетий в форме обычаев и традиций, они становятся привычками, нравственными убеждениями людей. В качестве моральных регуляторов поведения людей выступают, с одной стороны, общественное мнение, а с другой, чисто человеческие нравственные качества: совесть, долг, стыд и другие.

Искусство - одна из древнейших форм культуротворчества. Это литература, живопись, скульптура, музыка, танец, театр, кино, декоративно- прикладное искусство и другие художественно- образные формы освоения мира. Философским анализом искусства занимается эстетика, центральным понятием которой является «прекрасное «как нечто обладающее наивысшей эстетической ценностью. В искусстве, в отличие от других форм культуры, на первой план выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение мира. В искусстве рациональный элемент обычно ослаблен за счёт усиления чувственного восприятия мира.

Религия – это не только мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественные силы, существование Бога или богов, но и соответствующая организация, поведение и специфические действия верующих (культ). Наряду с общекультурными функциями (мировоззренческой, регулятивной, интерактивной и т.д.) религия выполняет так называемую компенсаторную функцию, которая является для неё главной.Дело в том,что многие люди в физическом и духовном отношении чувствуют себя слабыми, ущербными, больными, немощными. В окружающем их мире присутствует неравенство, несправедливость, насилие. И эту свою неустроенность люди стремятся компенсировать с помощью религии, с помощью веры в Бога, исполнения религиозных обрядов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.81.51 (0.011 с.)