Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способ общественного производства и его структура. Закон соответствия.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Материалистический подход к истории позволил Марксу и Энгельсу преодолеть поверхностный взгляд, согласно которому она предстает как процесс возникновения и смены философских теорий и политических учений, этических норм и эстетических идеалов, расцвета и гибели государств или деяний выдающихся личностей. За всем этим Маркс обнаружил некую основу, придающую цельность, связь и непрерывность человеческой истории. Такой основой и является материальное производство. Материальное производство – необходимое условие существования общества и человека. Весь строй жизнедеятельности людей зависит от способа, каким люди в каждую конкретно-историческую эпоху производят материальные блага. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Стороны способа производства: 1. Производительные силы общества. В процессе производства участвуют люди, которые организуют, направляют, осуществляют этот процесс благодаря своим физическим данным, знаниям, опыту, навыкам. Воздействуют на предмет, подлежащий обработке с помощью орудий труда: каменного топора, железного плуга или современного станка с автоматическим управлением. Люди, орудия и средства труда составляют производительные силы общества. 2. Производственные отношения – отношения между людьми по поводу присвоения вещей: 1) По поводу орудий, предмета, средств труда. Ведь производственный процесс начинается, когда производитель соединяется с орудиями труда. В зависимости от того, кому принадлежат орудия труда в обществе, имеет место либо эксплуатация, либо сотрудничество трудящихся. 2) По поводу производственных продуктов. Ведь они созданы, чтобы их использовали, а для этого они должны быть распределены, обменены и, наконец, потреблены. Всегда собственник средств труда присваивает произведенный продукт; распределение и потребление благ происходит либо совместно, либо присваивается господствующим меньшинством, либо в соответствии с количеством и качеством труда (социализм). Таким образом, производственные отношения – комплекс, сумма, которая складывается для обеспечения движения материального продукта от производства до сферы потребления. Характер этих отношений определялся не только изменившимся сознанием, желанием людей, но и теми объективными условиями, которые сложились в обществе, которые определяют сознание людей, возможности, границы и направление их деятельности (уровень и характер развития производственных сил требуют определенную форму производственных отношений). Но ведь люди – существа сознательные? Разве это не относится к производству? Ведь они сознательно сеют, жнут, создают орудия труда и совершенствуют их от поколения к поколению, следовательно, производственные отношения – результат и форма человеческой деятельности. Но люди не могут выбирать материальное производство произвольно, конструировать его. Они должны согласовывать его с природной реальностью и ее законами. Например, идеи свободы и равенства приобрели общественную значимость, лишь, когда для этого созрели соответствующие материальные условия. Воплотить в жизнь идеи, материальные условия для которых еще не созданы, не возможно, т.к. это ведет к волюнтаризму или посрамлению идеи (Маркса). Общественная жизнь не сводится к производству материальных благ, она намного богаче, сложнее. Но все основания формы жизни общества – социальная, политическая, духовная – связаны между собой не просто взаимовлиянием, но и единой основой, определяющей их развитие. Развитие материальной основы общества подчиняется строго объективным законам. Это относится и к природным, и к общественным явлениям. Материализм предполагает исследование корней, причин, объективных условий, которые позволили таким личностям, как Сталин, Хрущев, Брежнев, действовать так, а не иначе, придав тем самым им общественную значимость. Каждый человек – дитя своего времени, но он же и творец обстоятельств, изменяющий условия своего существования. Участвуя в производстве, человек развивается сам и совершенствует орудия труда. Это порождает со временем противоречия в способе производства, а вместе с ними новые интересы, потребности, взгляды. Разрешить эти противоречия, сломать старые структуры, создать вместо них новые, более современные могут только практически действующие люди. Производство с точки зрения марксистской теории можно рассматривать как жизнедеятельность общества, как общественное производство, в котором материальное играет основную, определяющую роль. Общественное производство фиксирует тот факт, что люди производят не только вещи, материальные блага, ценности, они также производят и воспроизводят свою социальность: общественные отношения, группы, инструменты, а в конечном счете общество, самих себя, свою собственную общественную сущность.
Духовная жизнь общества. Духовная сфера общества - это область создания и освоения духовных благ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, созданные обществом духовные ценности, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности. Главные элементы духовной сферы - культурные ценности, воплощенные в языке, произведениях искусства и т.д. Можно назвать следующие признаки духовной культуры человеческого общества: 1. Духовная культура - это способ существования человека и общества. 2. Она пронизывает все сферы жизни общества. 3. Она служит полем реализации возможностей и потребностей человека. 4. Является ориентиром поведения. 5. Связана с функциями социального контроля. Духовной культуре любого общества характерно, с одной стороны, единство, а с другой - дифференциация, т.е. наличие субкультуры (молодежной, криминальной и т.д.). Элементы духовной культуры общества находятся в постоянно взаимодействии. Духовная культура общества формируется как в процессе обыденной деятельности людей (т.е. приобретения необходимых знаний и навыков в непосредственном контакте с обществом), так и в процессе специализированной культурной деятельности. Духовная культура может находиться либо в состоянии устойчивости, либо в состоянии перемен, что необходимо учитывать при анализе культуры любого общества, в том числе российского. Среди критериев развития духовной культуры общества следует перечислить следующие: 1. Количество и качество производимой духовной продукции: научных открытий, книг, фильмов, спектаклей, картин, музыкальных произведений. 2. Реальные возможности людей приобщаться к ценностям культуры, т.е. необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и как эти достижения используются людьми. В этой связи нельзя не сказать о средствах массовой информации, которые выравнивают возможности людей в приобщении к культуре независимо от мест их проживания и доходов. 3. Наличие необходимых условий для проявления и развития творческих способностей человека, т.е. инфраструктуры культуры - комплекса средств, обслуживающих производство и потребление духовных ценностей (специализированные музыкальные и художественные школы, студии, клубы, самодеятельность и др.). Культурный кризис, охвативший в настоящее время российское общество, привел к тому, что, несмотря на огромный духовный потенциал, началось духовное обнищание нашего народа. Неразвитая духовная культура ведет к упадку морали, ожесточенности, росту преступности и насилия. Упадок культуры отражается и на русском языке, засоренном иностранными словами, тюремным жаргоном, ненормативной лексикой. Сегодня под угрозой разрушения оказались старинные города, библиотеки, произведения искусства, народные традиции, бедствуют наука и образование. Таким образом, уничтожается то, что создавалось столетиями, составляет богатство и будущее нации. Важнейшими формами духовной жизни общества является мораль, искусство, религия. Мораль или нравственность служит мерилом культуры межличностных, межгрупповых и общественных отношений людей. Моральные нормы и принципы не поддаются административному (государственному) декретированию. Развиваясь в течение столетий в форме обычаев и традиций, они становятся привычками, нравственными убеждениями людей. В качестве моральных регуляторов поведения людей выступают, с одной стороны, общественное мнение, а с другой, чисто человеческие нравственные качества: совесть, долг, стыд и другие. Искусство - одна из древнейших форм культуротворчества. Это литература, живопись, скульптура, музыка, танец, театр, кино, декоративно- прикладное искусство и другие художественно- образные формы освоения мира. Философским анализом искусства занимается эстетика, центральным понятием которой является «прекрасное «как нечто обладающее наивысшей эстетической ценностью. В искусстве, в отличие от других форм культуры, на первой план выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение мира. В искусстве рациональный элемент обычно ослаблен за счёт усиления чувственного восприятия мира. Религия – это не только мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественные силы, существование Бога или богов, но и соответствующая организация, поведение и специфические действия верующих (культ). Наряду с общекультурными функциями (мировоззренческой, регулятивной, интерактивной и т.д.) религия выполняет так называемую компенсаторную функцию, которая является для неё главной.Дело в том,что многие люди в физическом и духовном отношении чувствуют себя слабыми, ущербными, больными, немощными. В окружающем их мире присутствует неравенство, несправедливость, насилие. И эту свою неустроенность люди стремятся компенсировать с помощью религии, с помощью веры в Бога, исполнения религиозных обрядов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.20.112 (0.007 с.) |