Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Особен. античн. фил.

Поиск

Анализ ант. ф., в период ее формиров. и развит. сложилась осн. проблематика ф., обнаружились ее осн. линии развития. Ф. возникает как учение о бытие. На начал. этапах бытие отождествл. с природой. Позднее, с развитием общ. отн. и формирован. личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие ч-ка. На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антропологизм. Но все развивается в рамках космоцентризма.

Бытие в ант. ф. рассматрив. как упорядочен. система — Космос, важной составной частью кот. явл. ч-к. Все проблемы ч-ка рассматривают-ся и решаются в органич. связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Данный подход можно зафиксировать и у физиков, и у софистов, и у эпикурейцев, и у стоиков. Но наиболее яркое и полное воплощение он нашел в системах Платона и Аристотеля. Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр- я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел- к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, в т.ч. Сократа и Платона. Ф. Милетской школы.

Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением.

Занимались и разносторонней практ деятельностью.ФАЛЕС Все произошло из некоего влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все произош из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено.

Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движ. др. вещи - они имеют душу.

АНАКСИМАНДР-Первоисточник - это некое первовещесто (апейрон) из которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам.

Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.АНАКСИМЕН-Первовещество - воздух. Все в-ва получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддержив. воздухом.ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ

Осн. мира - числа, кот образ. космич. порядок - прообраз общ. порядка.

Познать мир - значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, обожествляли их.Все вещи состоят из противоположностей - единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отл. от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота).

Вопрос 5. Объективный идеализм Платона. Теория идей.

Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей. Сущ. сверхчувств. мир, кот. предст. собой идеальн. целостность и постиг. только понимающим умом. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается

Творцом - разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир. Творец (Демиург) созд. физич. мир по идельн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ.

Матер. мир созд. из мира необх-сти, хаоса, бесформ. движ-я, кот. противоп. идеям и Демиургу. Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом. Душа явл. основой разумности ч-ка, дает возм-сть познавать окр. мир. Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи. Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е. а) л. к крас. телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию; б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой; в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага. Знание=смысл, не ощущение: чужой язык восприн-ся, но смысл непонятен. Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью. Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей.

Этапа: 1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. В пр-се р-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Чувсв.-эмпирич. опыт - толчок к воспом., сл. к душе надо обращ. напрямоую минуя по возм. орг. чувств - при пом. речи. Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа. Чел-к - единство души и тела, в основе душа. Очищ души возм. с пом. рациональн. познания. 3 категор.

Души людей в зав-сти от преобл. начала: разум/страсть (воля)/вожделение. 1.Раз. душа-философы. 2.воины. 3.крестьяне, ремесл. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр- я благораз-сти в о-ве. Это конц. идеального гос-ва.. Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Возм. аристокр. и демокр. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав. воспит.

Вопрос 6. Античная атомистическая философия.

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, логич. рационал. постиж. мира.

Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. 1-й период греч. ф. наз. натуралистич. Натурфил-фы стрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит.

Д. призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ. тела и пространство (пустота), бытие множественно, не едино.Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пуст. - внутри вещей, отделяя эл-ты - атомы друг от друга, так и вне вещей, явл. их вместилищем. Пустота позв. вещам и их эл-там двигаться. атомы - неделимые частицы, невидимые из-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами. Атом Д. неделим как физ. тело, но делим как матем. величина. Кол-во атомов бесконечно, пустота т.ж. бесконечна. Атомы разл. по величине, форме, порядку и располож-ю. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к. атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-я: 1. связ. с хаотич. перемещ. 2. вихревой поток, где атомарн. вихрь создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. В пр- се атомарн. вихря обр. мироздание. 3. испарение предм. космоса - запахи. Св- ва вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами).

Гл. цель познания - обнаруж. подлинных причин происх. Случайн. события - выдумка. Д. одним из первых дал разверн. представл-е о пр-се позн-я, выдел. в нем чувств. и рассудочн. стор. и опред. их соотн. Позн. идет от чувств к разуму. Напр., зрит. обр. появл. в проц. отлетания от вещей их копий, образов, попад. в глаз. Разум - более тонкий зрит. орган, т.е. логич. зрение. Д. не различ. матер. и идельное.Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич. и гладких атомов, осн. ест.-науч. карт. мира.

Вопрос 7. Философское учение Аристотеля.

Г. до н.э. После смерти Платона в 335 г. году в Афинах основал школу

- гимназии (Ликей). Ф. А. охватывает вопросы логики, психологии, познания,

Учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти критические введения представляют большую ценность ценность. По А. каждая единая вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества – меди, и формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом. Противоположность материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма по отношению к физическим элементам, соединением которых, по А. является медь.

Медь лишена формы т.к. еще не является шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. Согласно А. в пределах мира чувства вещей возможен последовательный переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот.

Категориии эти становятся текучими. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Трактате «Политика». А.придавал первостеп. значение гос. воспитанию. Он допускал дом. воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. Но настаивал о необходимости гос. контроля за дом. воспитанием. Воспит-ем с 7-го возраста должно было заниматься гос-во.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.81.255 (0.01 с.)